Вторая открытая (миссионерская) встреча в Огласительном училище при МВПХШ (февраль 1994 года)
Вступительное слово о. Георгия Кочеткова
Для того, чтобы подойти к подлинному значению христианских понятий в жизни, нужно большое усилие и, главное, живое свидетельство изнутри, не книжное, не понаслышке, не по радио. Такие свидетельства в прошлый раз были вам предложены, и именно после этого мы говорили о том, что те, кто не чувствует внутри диссонанса, при желании могут продолжать этот духовный путь.
Христианство само по себе есть духовный путь. Христос говорит: Я есть путь и истина и жизнь
И мы говорим, что если кто-то хочет еще продолжать искать, если кто-то еще не может сказать, что он нашел, то это дело благородное и всегда возможное для человека. Но те, кто не только ищет, а уже может в сердце своем сказать: да, я Бога обретаю, я уже нашел ту благодать, которую искал, и тот путь, который искал, хотя еще и не знаю, что впереди, тот может сделать дерзновенный, смелый шаг, с одной стороны, в эту неизвестность духовной жизни, а с другой, именно на тот путь, направление которого было задано.
В прошлый раз во второй части встречи я отвечал на ваши вопросы и думаю, что, наверное, вопросов осталось у вас еще довольно много. Это совершенно естественно, потому что здесь только взрослые люди, и конечно, у каждого за плечами свой пройденный уже путь, и радостный, и печальный, здесь и удачи, и неудачи, которые не только разрешают вопросы, но и ставят их.
Не так легко найти убедительные ответы на эти вопросы, и мы хотели бы это делать вместе с вами. Прежде чем мы сможем начать собственно путь оглашения, т. е. последовательного научения христианской вере и жизни, мы проведем сегодняшнюю встречу и потом еще одну, которая будет в храме, где, в частности, я расскажу о том, какими пособиями вам нужно будет пользоваться на оглашении, я назову необходимый минимум книг, и тогда же мы более подробно поговорим о том, что такое оглашение.
Сегодня же я хотел бы, во-первых, ответить на ваши вопросы, снять какие-то «зажимы», явные и менее явные, психологические, духовные, жизненные, которые, может быть, вам мешают сделать выбор, сделать самый важный шаг в жизни, и сказать себе: да, я хочу быть христианином, я хочу быть членом Церкви не просто как организации, не просто членом какого-то прихода, а Церкви как живого духовного организма, и видимого, и невидимого одновременно, как организма Богочеловеческого, где в полноте присутствует Бог и где в полноте личностно присутствует человек.
Пожалуйста, задавайте вопросы. Я надеюсь, что мы сохраним тот дух открытости, который был установлен в прошлый раз.
Вопрос. У меня есть один очень важный вопрос, на который я не могу найти ответа в течение многих лет ни у священнослужителей, ни в литературе. Представим себе такую ситуацию: больничная палата, где умирают трое — буддист, мусульманин и православный христианин. И все трое искренне исповедуют свою веру. Какой будет посмертная судьба каждого из них, и есть ли какие-то преимущества у православного христианина?
о. Георгий. Бог мне не дал полномочий однозначно судить о посмертной участи конкретно кого бы то ни было. Мы с вами в прошлый раз говорили, что христианство — это путь богооткровенный, а не путь, открытый мудрецами, философами, или просто людьми достойными, культурными, духовными. Это путь, открытый Богом как путь прямой.
Утверждая это, Церковь не говорит о том, что у Бога нет других путей к спасению, к вечной жизни. Но Церковь внешних не судит. «Внешних судит Бог». В Писании сказано, что если язычник, в данном случае буддист (а мусульмане, как и иудеи, — не язычники), живет по совести, то и спросится с него по ее законам, насколько он исполнял требования, внутренние императивы своей совести. Совесть — главное проявление образа Божьего в человеке, и поэтому у нас всегда есть надежда. Ведь и Писание говорит, что Бог хочет спасения всем, чтобы все пришли к познанию истины. И мы должны говорить и думать об этом со всей серьезностью.
Другое дело, что мы не можем дать ответ на вопрос, как происходит это с каждым человеком. Жизнь каждого человека — уникальное явление. И только Бог может ответить на Ваш вопрос.
И слава Богу, мы еще знаем, что «кому больше дано, с того больше и спрашивается». А дано всем разное. У нас есть серьезные основания для убежденности в том, что мусульманин имеет преимущество перед буддистом по самому характеру своей веры, поскольку в исламе есть совершенно четкое понятие о Боге, Боге откровения, Боге живом, Боге Авраама, Исаака и Иакова. И вера именно в Этого Бога, в Того же, в Кого верят иудеи, в Кого верят и все христиане, независимо от конфессий, и сектанты, и не сектанты, и католики, и протестанты, и православные, имеет и дает человеку явное преимущество, ибо она дает возможность не только жить нравственной жизнью, которая доступна каждому человеку в силу того, что у него есть совесть, но и нечто гораздо большее. Далее, я думаю, что христианин имеет преимущество перед мусульманином, хотя Бог один для всех нас. Но мы, православные христиане, убеждены еще и в том, что внутри христианства православие указывает самый прямой путь. При всех искушениях, при всех проблемах, которые есть в православии, мы этот путь считаем самым прямым, и дающим более всего.
Но в том-то и мудрость Евангелия, повторяю, что оно предупреждает: кому больше всего дано, с того больше всего и спрашивается. Поэтому если православный человек скажет: то, как я живу и поступаю, ничем не хуже поведения мусульманина или буддиста, — то Бог спросит его: и это все? Так-то ты воспользовался своим преимуществом? Тебе было много дано, тебе было дано наследие, и что же ты сделал? Язычник работал, проводя свои дни в неустанных трудах, из малого он сделал многое, ты же из многого сделал малое!
Поэтому, хотя мы и призываем каждого человека идти самым прямым путем, мы никогда не утверждаем, что спасается только человек, вставший на этот самый прямой путь. Мы не смеем и не можем так говорить. Это противоречило бы смыслу и духу Священного писания Нового Завета, что для нас важно. Поэтому, указывая самый прямой путь самим себе и делясь этим опытом с другими людьми, свидетельствуя о нем, неся это живое свидетельство, мы сразу предупреждаем: христианство никогда не может быть сведено ни к какому набору внешних форм и правил. Христианство не дает никаких внешних гарантий. Все его гарантии сугубо внутренние, они внутри самого человека. Если имеет человек благодать, т. е. дар Любви от Бога, значит он принят Богом! Даже в том случае, когда в жизни его есть какие-то неудачи.
А такие неудачи, грехи, увы, есть у каждого. Не будем думать, что у христианина их нет и что все грешники — не христиане. Хотя разумеется, что грехи грехам — рознь. И это важно знать. Нельзя нам говорить: все, мол, грешны, а коли так, то безразлично, кем быть, куда тебя принесло — тем и будь. Не случайно в Евангелии сказано, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его
Это крайне важно для каждого из нас.
Итак, нам нужно это усилие, и нам необходимо помнить, что с нас спрос будет особый, ибо мы должны еще нести свидетельство всем людям.
Христианство было таким свидетельством. Кто из вас лучше знает историю, вспомните, что было две тысячи лет назад, в самом начале христианства, хотя бы в том регионе, где оно возникло? И что стало потом? Вспомните! Сейчас мы с полным основанием говорим о том, что общечеловеческие ценности, на которые так любят ссылаться люди нашего времени, причем именно для того, чтобы как бы забыть о христианстве, в огромной степени сформировались под влиянием христианства. А ведь далеко не все ценности, которые ныне мы считаем общечеловеческими, т. е. признанными не только христианами, но и людьми различного вероисповедания, философских взглядов и практических интересов, всегда были очевидны для большинства людей.
Да, в христианстве есть такие ценности, которые еще не стали общечеловеческими, это правда. Не будем желаемое выдавать за действительное. Например, заповедь «люби врага своего» еще не вошла в фонд общечеловеческих ценностей и осталась задачей чисто христианской, ибо любовь только в понимании христианства — универсальный принцип жизни человека. Как, спрашивают некоторые, верить в то, что можно победить зло добром и Любовью? Но в этом даре Любви — вся специфика христианства, хотя все ближе и ближе лучшие люди земли подходят к этому рубежу, и это очень радостно. Но вы знаете, что в мире сем есть и иные тенденции. Не будем обманываться и во всем постараемся сохранять трезвость.
Чисто христианские принципы изначально уже как бы обладали качеством общечеловеческих. Например, «золотое правило этики» — «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», — оно есть в Евангелии, но оно есть и во всех религиях и нравственных учениях. Во всех! Не только в исламе и иудаизме. Конфуцианство, даосизм, буддизм также содержат это правило. И в этом есть прямое свидетельство того, что совесть есть некий единый спасающий голос для каждого человека. Это его шанс. Это очень важно. На него мы сейчас и опираемся.
Пожалуйста, еще вопросы. Я заметил, что в уже поданых записках вы спрашиваете о том, как соотносится христианство с другими религиями. Это неудивительно. Если еще несколько лет назад, когда мы проводили такие же встречи, подобных вопросов почти не было, и только немногие теософы двигались в своих мыслях в этом направлении, то сейчас таких вопросов большинство. Все, о чем прежде знали только понаслышке, стало теперь всем доступно. Вы об этом всюду слышите, читаете, и вам хочется разобраться. При этом всем стало ясно, что разбираться сознательно, на глубоком уровне, который требует профессионализма, уже невозможно. Сейчас только недалекий человек думает: вот, давай-ка я сам разберусь сначала во всех верах, во всех практиках, а потом выберу. Такая иллюзия была возможна несколько лет назад. Даже некоторые родители вполне сознательно, хотя и неразумно, оставляли на произвол духовную судьбу своих детей. Дескать, вырастут — разберутся сами. В этом была лишь доля истины.
Действительно, человек должен сам приложить усилия к тому, чтобы встать на духовный путь. Но в этом только доля истины — не более. Тот, кто размышлял об этом, знает, что невозможно пройти этот путь до конца, невозможно человеку самому разобраться во всех учениях, тем более узнать их изнутри и потом выбрать хорошее. Это невозможно, не только потому, что таких учений много и не хватит целой жизни, но еще и потому, что каждая религия, каждое учение дает что-то хорошее.
Нельзя утверждать, что в традиционных религиях и учениях, которые проверены веками их существования и как-то признаны человечеством, ничего доброго нет, или что это их добро только иллюзия. Это не так. Люди не такие олухи, чтобы какой-то обманщик мог надолго увлечь их. Это лишь «просвещенные» французы в XVIII веке и им подобные думали, что те, кто увлекал за собой людей в свою религию, были величайшими обманщиками, которые действовали во имя интересов господствующих классов, или чего-то еще в этом роде. От этих теорий давно отказались.
Слава Богу, люди поняли, что не все так просто. Каждая религия построена на реальном опыте. И мы говорили в прошлый раз, что также и христианство целиком построено на опыте. В христианстве все можно проверить. Все! Догматы проверяются опытом человека. Только это далеко не просто, ибо это уже очень большая глубина проникновения. Истинность таинств, истинность догматов, если к ним не подходить внешне, механически, формально, лишь в соответствии с формулами и формами, проверяется людьми на личном опыте. Но для этого, а тем более для сравнений, нужно прежде всего очень многое вместить и пережить.
Итак, чтобы сравнивать, необходимо иметь хотя бы одну точку отсчета. Если мы берем за точку отсчета христианство, то христианство надо знать. Но мы и собрались с вами для того, чтобы узнать его, а не для того, чтобы, не зная христианства, давать относительно его какие-то оценки другим учениям, религиям и практикам.
Вопрос. Как Вы относитесь к реинкарнации?
о. Георгий. Это модное учение. Не то, чтобы оно было очень новым, но модное. Христианство относится к реинкарнации достаточно сдержанно, в принципе не признавая это учение, считая его упрощением. Жизнь гораздо сложнее.
Есть в этом учении своя доля смысла. Но, повторяю, жизнь сложнее и противоречивее. Да, у людей есть связь с прошлым. В человеке заложена и связь с будущим, но теорией реинкарнации все это не покрывается, так же как не покрывается одной только генетикой, например.
Вопрос. В чем у о. Александра Меня были разногласия с церковью?
о. Георгий. С церковью у него разногласий не было, потому что церковь никогда не высказывалась по этому поводу. Некоторые мнения о. Александра Меня не принимались и не принимаются. Но у каждого человека есть такие мнения, и какие-то мнения святых отцов тоже когда-то не принимались. Да, некоторые идеи о. Александра относительно устройства церкви, особенно в национальном аспекте, а также идеи по поводу отношения к великой западной традиции, прежде всего к католической, могут показаться спорными. Здесь отдельные вещи, может быть, излишне упрощались о. Александром. Но это не было сферой его деятельности, не в этом проявлялся его дар, его талант. У него были на этот счет свои мысли, и слава Богу. В чем-то и он ошибался. Ну и что из этого?
В связи с этим я хотел бы сказать следующее. Церковь вообще не стремится высказываться по поводу отдельных людей, производя суд. Только в том случае, когда чье-то учение действительно вредно для церкви, является по сути лжеучением, а его создатель на этом учении настаивает, только тогда она выносит свое отрицательное суждение. Что касается о. Александра, то здесь ничего подобного не было. Более того, некоторые наши иерархи поддерживают его. Проводятся ежегодные Меневские конференции, и митрополит Крутицкий постоянно на них присутствует.
А когда в Троице-Сергиевой лавре вышла книга, жестко осуждающая как ересь все то, что сделал о. Александр, было заявлено, что ее критический пафос не совпадает с мнением Московской патриархии.
Для одних людей о. Александр стал как бы одиозной фигурой, для других, наоборот, это единственный духовный авторитет в современной жизни. Наверное, история внесет коррективы и в ту, и в другую позиции.
Вопрос. Почему каждая религия утверждает, что она лучше других?
о. Георгий. Если человек придерживается какой-то веры, а мы говорили, что эта вера не возникает на пустом месте, и она человеку дала что-то доброе, хорошее, если человек ощущает, что он стал духовнее, чем был прежде, и понимает это как духовный рост, духовное продвижение, то естественно, он защищает свою веру. И слава Богу! Если бы человек не защищал ее, это означало бы, что ничего доброго эта вера ему не дала. В Апокалипсисе Иоанна Богослова есть одно замечательное место: О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не холоден, и не горяч, то извергну тебя из уст Моих
Теплохладность, равнодушие — это самое страшное. И бывает даже не так страшно быть холодным, т. е. противостоять огню Божьему. В начале своей жизни апостол Павел, как известно, гнал Церковь Божию, и гнал ее очень жестоко, за что потом называл себя извергом, недоноском. Но именно в силу того, что он был ревнителем отеческих преданий, Бог открылся ему и скорректировал его жизнь.
К сожалению, в силу внешних и внутренних обстоятельств не все взыскующие духовного роста в пределах своей земной жизни приходят в Церковь, приходят именно ко Христу. Но как мы об этом уже говорили, есть и другие критерии Божьего суда.
Вопрос. Почему надо исповедоваться священнику, а не прямо Богу?
о. Георгий. Кто это Вам сказал? Если человек не исповедуется Богу, то исповедуйся он хоть сотне священников одновременно — толку никакого не будет. Священник никогда не может заменить собой Бога. Он и не посредник в Церкви. Писание нам говорит: Один посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус
Это очень важно. Только здесь следует оговориться. Задумаемся над словом «исповедаться». Что означает? «Исповедь» означает «признание». Но то духовное действие, ради которого и совершается это «признание», называется покаянием. Покаяние есть нечто гораздо более глубокое. Формой покаяния и является исповедь. Подумайте еще об этом.
Вопрос. Как известно, многие болезни передаются по наследству, но дети безгрешны. Значит ли это, что дети отвечают за грехи родителей?
о. Георгий. Да, это так. И нашим современникам это слишком хорошо известно. Многое происходит с детьми по грехам родителей. Дети не виноваты. Эта тема — продолжение того, о чем мы только что говорили: гибель невинных младенцев и так далее. Аборты — это ли не гибель невинных младенцев? Кто делает аборты? Бог делает аборты? А не папа с мамой? Папа настаивает, мама исполняет, или наоборот...
Вопрос. Почему женщина в церкви считается как бы существом второго сорта? Например, она не допускается в алтарь или в определенный «биологический день» ее не допускают на службу? Ведь Бог и создал ее с такой физиологией.
о. Георгий. Резонно. Мне кажется, что женщина не должна считаться человеком второго сорта нигде, в том числе и в церкви, просто у всех есть свое место и свое служение. Те из вас, кто знает церковную жизнь немножко лучше, помнят, что почти в каждом храме при алтаре есть женщина. Женщины не предстоят пред престолом, не приносят от имени Церкви молитв, они делают что-то свое. В древности таких женских служений, в том числе при алтаре, было значительно больше. Были так называемые диакониссы, которые и причащались у престола, как священнослужители. Были даже пресвитериды, которые вплоть до IV века возглавляли женские молитвенные собрания, в особенности ночные, поскольку мужчинам не всегда было удобно на них присутствовать, во избежание каких-то наветов на Церковь.
Так что вопрос о женщинах сложный. Уверяю вас, что все, что делает женщину человеком второго сорта, в церкви берется под вопрос, под подозрение. Это касается и физиологической стороны. В Ветхом завете сказано, что женщина в эти периоды не чиста. А в Новом завете говорится, что нечистота человека зависит от того, что в сердце его. «Извнутрь, из сердца исходят, — как говорит нам Евангелие, — злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лихоимства, злоречия со всякой злобой и так далее, вот это оскверняет человека». Правда, потом произошли как бы некие сдвиги, и что-то вернулось из Ветхого завета в Новый. Но это вопрос очень сложный. Сейчас об этом думают и приходят, скорее, к тому, что в церкви эти ветхозаветные отзвуки не оправданы.
Вопрос. В Пятикнижии Моисея, в книге Чисел, при рассуждении о чистых и нечистых животных говорится, что свинья и заяц являются нечистыми для человека. Поясните, как это по нимать. В чем заключается нечистота животных? Можно ли есть свинину христианину?
о. Георгий. Да. И зайчатину, надо добавить. Я думаю, что сейчас это не очень актуальный вопрос, поэтому, может быть, мы не будем терять на него время. Здесь есть свои нюансы, для этого надо знать Писание, я не уверен, что все достаточно хорошо его знают. Автор же этой записки, если он хочет и если надо, может потом подойти ко мне.
Вопрос. Когда в жизни возникают искушающие обстоятельства, нужно немедленно уходить от них или пытаться выстоять и окрепнуть?
о. Георгий. Надо исходить из того, есть ли у человека силы для борьбы. Если нет сил сопротивляться этим искушениям, то надо уходить. Человек, духовно более сильный, может сражаться с искушениями и не бояться их, и тогда он действительно еще более окрепнет. Но все-таки надо трезво оценивать свои возможности. Не надо лезть в бой тогда, когда нет сил. Иначе эта мясорубка может «съесть» человека. В житиях святых очень много любопытных примеров по этому поводу. Юродивые, например, попадали в обстоятельства, которые были совершенно невозможны для простого человека, и не искушались, а укреплялись сами и назидали других.
Вопрос. Отец Георгий, что представляет собой Царство Небесное? Как относиться к словам Апокалипсиса о Небесном Иерусалиме, о Царствии Иисуса на земле, о восхищении на небо праведников?
о. Георгий. Я думаю, что всякий, кто читал Евангелие, знает, что представляет собой Царство Небесное. Прежде всего, надо вспомнить о главной ассоциации, которую дает нам Евангелие, — Царство Небесное воспринимается человеком как брачный пир. Это самая важная аналогия в Священном писании. Есть там и другие аналогии, есть и замечательные притчи. Особенно в Евангелии от Луки они подобраны удивительно тонко. Читайте, я не буду вам их сейчас пересказывать.
Вообще же заданный вопрос как бы предполагает, что я на минутку сейчас спустился прямо из Царства Небесного, чтобы рассказать вам, что там и как. Вы сами об этом немного подумайте, читая Евангелие. Ведь там множество притч: Царство Небесное подобно неводу, в который собирают большую рыбу, Царство Небесное подобно закваске, доброму семени и так далее. Есть прекрасный набор притч о Царстве Небесном. Но повторяю, не забудьте, что главным в них остается откровение Небесного Царства как «правды, мира и радости во Святом Духе». Об этом писал апостол Павел. Об остальном же пока говорить рановато...
Вопрос. Человек своими мыслями сам строит свою судьбу, так ли это? И если так, то верно ли, что дурные, грешные мысли намного опаснее для духовного развития, нежели плохие, грешные поступки?
о. Георгий. Все плохое и грешное опасно. Не будем пред собою здесь лукавить. Если человек прикасается к дурному и грешному, то это плохо. Вообще-то говоря, церковь считает более тяжелым грехом скорее дело, чем мысль, но при этом очень сближает эти вещи. Помните, в знаменитой Нагорной проповеди из Евангелия от Матфея говорится, что если человек даже посмотрит на женщину с вожделением, то «он уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» и несет за это ответственность так же, как и прелюбодей. И это сказано не случайно. Эти слова, конечно же, следует правильно понимать. Но их никак не выбросить из Евангелия, где утверждается, что из сердца, изнутри исходит всякое зло, которое оскверняет человека.
Мысль — это одна из глубин человеческого бытия. Не только мысль, разумеется, но и мысль тоже. Изнутри человека рождается то, что ведет его к преступлению, ко всякому злу. Известны случаи, когда человек даже и не сделал дурного дела, но настолько ему внутренне предался, что он действительно нисколько не лучше того, кто это зло совершил.
Вопрос. Сегодня по телевидению был задан вопрос: почему Бог создал сатану? Правильно ли сформулирован вопрос, и как бы Вы на него ответили?
о. Георгий. Господи, помилуй! Есть очень важная церковная формула: Бог зла не творит
А сатана и есть «интегральное мировое зло».
Вопрос. С точки зрения христианства, являются ли грехом желание знать свое будущее, гадания, предсказания и так далее? Ведь это спасает от отчаяния, дает шанс поверить в себя. Что, с точки зрения Библии, является большим грехом — гадание или отчаяние?
о. Георгий. Они друг друга стоят. И то и другое — грех смертный, т. е. в принципе убивающий человека. И отчаяние стоит в списке смертных грехов, и ворожба, гадание. С.С. Аверинцев великолепно однажды написал, что сатана нам дает выбирать из двух вещей, но и ту, и другую предлагает именно он! Так и здесь — или ворожба, или отчаяние. Но и то, и другое — от сатаны.
Надо сказать, что как раз ворожба и желание знать свое будущее механически или магически приводят людей к отчаянию, даже если эти предсказания не такие уж мрачные. Почему к отчаянию? Потому что человек чувствует себя пешкой. Помните, в прошлый раз мы слышали прекрасное свидетельство одной из наших сестер, Татьяны, она об этом говорила. Что же есть человек: пешка или не пешка? Если все заложено в его генах, обусловлено обстоятельствами, то все можно предсказать. Если человек — пешка, то нечего ему и говорить о духовной жизни. Нет никакой духовной жизни. Есть жесткая необходимость, и никакой свободы нет. А если есть необходимость, тогда свобода — только осознанная необходимость, о чем нам так долго твердили большевики, украв, как обычно, эту мысль у немецких идеалистов и вырвав ее из контекста.
Но это не так. Все совершенно иначе, когда человек действительно находит свободу и источник свободы. Такой источник существует, и он есть Бог. И нам с вами нужно знать Бога, затем, чтобы обрести Свободу. Чем дальше человек от Бога, тем дальше он от Свободы. Он тогда действительно запрограммирован и генетикой, и социумом, и различными обстоятельствами. И это страшно.
Но человек-то думает обратное. Ему кажется, что он может поступить так, а может иначе, например, что он может выбрать, какую одежду ему носить и т. д. Но еще раз напоминаю о рассказе Татьяны в прошлый раз, когда близнецы, разлученные с самого раннего детства, встретились, и у сестер было все одинаковое, вплоть до семи колец на пальцах. Современная психология очень много нам здесь открыла. Хотя, конечно, психология занимается патологией, но она и предупреждает нас об этой патологии.
Я думаю, самое ценное, что есть в христианстве, это именно дух Свободы. «Где Дух Господень, — говорит нам Священное писание, — там Свобода». И об этом может засвидетельствовать всякий христианин. Действительно, удержаться в духе свободы бывает трудно, но это уже другой вопрос.
Вопрос. Как относится христианство к психологии как науке о человеке, ведь эта наука «залезает» внутрь человека и, помимо всего прочего, учит людей «играть»?
о. Георгий. Не только «играть», к сожалению. Христианство не выражало единого мнения по этому поводу, но я могу сказать из своего опыта, соотнесенного не только лично со мной, что психология, как и педагогика, действительно не может подменить собою веру, и все, что психология говорит, как бы объясняя веру, это всегда вокруг да около веры и человека, и никогда не является ответом на эти вопросы.
Об этом необходимо сказать, потому что современные люди очень верят в психологию и в педагогику. Но и та, и другая занимаются патологиями, и сами не знают, где норма. Практически все или почти все современные психологи и педагоги знают очень много, но только о патологиях, и выдают их за нормы. В этом их страшная ложь. Это необходимо знать, ибо это очень серьезный вопрос.
Вопрос. Можно ли отпевать в церкви человека, покончившего с собой?
о. Георгий. Я думаю, что лучше об этом поговорить лично с человеком, который написал эту записку, потому что здесь тоже есть определенные нюансы.
В принципе же церковь всячески предостерегает против такого греха, как самоубийство, потому что этот грех является свидетельством отчаяния, которое по-существу уже есть отрицание Бога, отрицание самой возможности помощи Божией. Человек, отчаявшийся в том, что Бог может изменить тяжелую ситуацию, в которую он попал, думает, что надо просто механически разрешить ее. Но это нам не заповедано! Поэтому церковь всегда запрещала молиться за самоубийцу и погребать его по-христиански.
Впрочем, и при этом не отрицалась возможность частной молитвы за такого человека. Если у кого-то из верующих близкий человек наложил на себя руки, то им надлежит знать, что личная молитва за него никогда не запрещалась. Запрещалась лишь церковная молитва. Но иногда и здесь делались и делаются исключения. Если, например, самоубийца находился в состоянии аффекта, т. е. не отвечал за себя. Если он был болен психически, тогда епископом разрешается христианское погребение.
Это тоже надо знать, потому что иногда люди, знающие главное, — что церковь против самоубийства и поэтому не по минает самоубийц, забывают о таких исключениях. А в наше время такие исключения составляют, наверное, большинство случаев самоубийств.
Вопрос. Почему некоторые «ортодоксальные» православные говорят о крестившихся евреях как об отрицательном явлении для православия?
о. Георгий. Мне до сих пор везло в жизни: я редко встречался с православными, которые резко отрицательно отзывались о крещеных евреях, хотя знаю, что такие околоцерковные круги существуют. Мне чаще приходилось слышать подобные разговоры в еврейской среде, но там это — идеологема защитного свойства, цель которой защитить свою общину от прозелитизма. Она была распространена в средние века, когда оказывалось давление на иудейские общины. Тогда был создан своего рода защитный аппарат, и он работал. Сейчас же он работает значительно хуже, поскольку во всех странах, не только в России, евреев-христиан очень много. Против этого воссоздаются достаточно серьезные защитные механизмы в Израиле, и там евреям-христианам живется очень туго. Это, к большому сожалению, приходится констатировать.
Но и в православии есть круги фундаменталистские, националистические, которые называют себя православными и при этом вообще не доверяют искренности обращения евреев к вере и Церкви. Это тоже ничем не оправдано. Это такой же смертный грех, и как правило, он свидетельствует только о том, что человек сам христианства-то еще не знает. Я имею в виду тех, кто готов делить людей в церкви по национальному признаку.
Вопрос. Мой муж — католик, я — православная, мы не венчаны, живем десять лет, имеем ребенка. Можем ли мы обвенчаться, не меняя церквей?
о. Георгий. Да, можете.
Вопрос. Какие иконы должны быть в доме?
о. Георгий. Те, что трогают ваше сердце, и те, которые вам Господь послал. Но только это должны быть именно иконы, а не раскрашенные бумажки и доски.
Вопрос. Если по наследству передают крестильный крест от бабушки внуку, надо ли его освятить заново? Не будет ли внук нести ее крест?
о. Георгий. Нет, не надо, если он не был как-то осквернен, запачкан и так далее. Насчет креста бабушки на внуке — я думаю, тут все ясно: каждый несет свой крест, и это символами или знаками никак не передается. Крест — не магический амулет.
Вопрос. Нужно ли женщине покрывать голову платком в храме?
о. Георгий. Желательно. Это традиция, и на Руси она вообще-то соблюдается, в отличие от западной церкви, где тоже была такая традиция — и покрывать голову, и не ходить в брюках. Женщина должна выглядеть празднично, если она входит в храм. А в рабочей одежде, в джинсах она не выглядит празднично. Рабочая одежда уместна на работе. Да и некоторая скромность ей никогда не помешает.
Вопрос. Если на улице найдена икона или крестик, можно ли нести домой эти святыни?
о. Георгий. Если они найдены на улице, то нужно их освящать. Если на крестик где-то грязь попала, то надо его помыть, почистить, привести в порядок и пойти в храм освятить.
Вопрос. Может ли некрещеный совершать крестное знамение, если нет, то чем его заменить?
о. Георгий. Может, если он верующий. Крестное знамение — знак исповедания силы крестной, это исповедание веры христианской перед другими людьми. Так что может совершать, если есть дерзновение, ничего в этом плохого нет. Я знаю, что для человека неверующего первый раз перекреститься — это целое событие в жизни. Ему кажется, что все на него смотрят, и так далее. Во всяком случае к этому тоже надо подойти. В духовной жизни для всего надо созреть. То, что одному человеку привычно и просто, другому иногда совсем и не привычно, и не просто. Поэтому я, например, особенно от новоначальных никогда не требую этого.
Вопрос. Я ученик 11 класса. Что мне отвечать учителю биологии, ведь теория Дарвина полностью противоречит христианству?
о. Георгий. Теория Дарвина — старая теория, и, конечно же, за это время человеческая мысль ушла далеко вперед. Многие вопросы, на которые Дарвин не смог ответить, были поставлены еще при его жизни. И все же я не согласен с тем, что теория Дарвина абсолютно противоречит христианству. Одна из центральных идей его учения нисколько не отменяет того, что написано в Библии. Библия же не отменяет научных представлений об эволюции видов, борьбе за существование и т. д.
Дарвин несомненно внес определенный вклад в развитие научной и философской мысли. Беда в том, что его теорию идеологизировали, из нее сделали исключительно материалистические выводы. Если вы прочтете первую главу книги Бытия, то увидите, что там тоже постоянно идет речь об эволюции в мире. Но там говорится не только об эволюции, но и о творении. Дело в том, что наиболее существенные моменты перехода от одного состояния Вселенной к другому невозможно объяснить с помощью одной лишь эволюционной теории. Это прежде всего — сотворение мира, сотворение жизни и сотворение человека, и они целиком и полностью соотносятся с Богом, с Божьей творческой силой. Об этом и говорит Библия. А современная наука говорит только о том, что об этих переходах ей известно, но как сами они произошли, наука не знает. И слава Богу.
Вопрос. В Писании не говорится о крещении младенцев. На чем основывается обычай крещения младенцев в Православной церкви?
о. Георгий. На апостольском предании, на практике Церкви, начиная с апостольских времен. Эта практика исторически засвидетельствована. В Писании ведь нет никакого запрета на крещение младенцев. Есть даже некоторые высказывания, косвенно свидетельствующие в пользу крещения детей. Но прямого подтверждения этому тоже нет, как и нет прямого отрицания. Из церковной истории нам известно, начиная уже с раннего второго века, что в некоторых церквах крестили и детей, хотя господствующей практикой оставалось крещение взрослых. До VI века крестили в основном взрослых. Даже если они родились в священнических семьях, их все равно крестили взрослыми, а перед этим всех оглашали, катехизировали, учили вере.
Это было очень важно. Все в церкви были научены вере, поэтому большинство всегда очень строго держались веры и строили свою жизнь по вере. А когда перестали строить свою жизнь по вере, возник известный вам раскол между верой и жизнью. Когда прекратилась эта их соотнесенность, пропасть становилась все больше и больше. И вы знаете, к чему мы пришли в XX веке. Ведь это очень страшно — раскол между верой и жизнью. Вера и жизнь — две стороны одной медали. Как видите, наше время не случайно привело нас к тому, что мы должны вспомнить древнюю практику крещения взрослых и воцерковления всех через катехизацию, что мы с вами уже и делаем. Ведь наверняка большинство из вас, хотя и крещены, но жизни христианской не вели, веры христианской не знали. Во всяком случае — в полноте, всерьез. Строили жизнь в соответствии с какими-то другими принципами, хотя и старались, может быть, жить по совести. Поэтому все равно вам нужна катехизация, нужно вхождение в глубину и полноту жизни в Боге.
Так что крещение младенцев имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент состоит в том, что человек с раннего детства открыт духовному опыту. Это важно. Когда современный человек, пройдя большой и трудный путь, приходит наконец к вере, он из своего опыта знает, как не следует поступать, что не надо делать. Но он не имеет в себе детского опыта веры, который очень стабилизирует человека, гармонизирует его, делает его каким-то ясным, целостным. А с другой стороны, у человека, который обладает таким детским опытом, часто не хватает силы отталкивания от соблазнов мира сего. Поэтому даже в священнических семьях дети иногда неверующие. Не потому, что у них не было определенного духовного опыта, а потому, что они не смогли устоять перед соблазнами. Детей, может быть, излишне охраняли от них, и вот, встретившись с этими соблазнами, они отступили.
Вопрос. Обязательно ли верующему человеку носить крест, для чего он нужен?
о. Георгий. Я уже говорил о кресте, о том, что крест — это символ нашей веры и напоминание о том, что мы должны нести свой крест, т. е. жить по любви в этом мире, основные принципы и установки которого столь противоположны христианскому принципу жить по любви.
Вопрос. В Иерусалиме существуют две православные церкви — «белая» и просто православная. Чем они отличаются?
о. Георгий. Есть такая церковная юрисдикция, которая называется «Русская православная Церковь за границей». Она состоит, в основном, из эмигрантов, поэтому иногда ее называют«белой». Там сохраняются традиции предреволюционной церковной жизни, иногда искусственно, а иногда, наоборот, во благо. Эта церковь находится в напряженных отношениях и даже в расколе с нашей по вопросам скорее политическим, связанным, например, с канонизацией императора, экуменизмом, отношениями с советской властью и т. д. В нашей стране сейчас появилась эта юрисдикция — так называемая «Свободная Православная церковь». Но уж очень, на мой взгляд, эти церкви типологически напоминают старообрядцев. Иногда их даже называют «старообрядцами ХХ века».
Вопрос. Во Втором послании Иоанна Богослова сказано, что тот, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть обольститель и антихрист. Не расходится ли это с Вашим ответом по поводу других вероисповеданий?
о. Георгий. Не расходится, потому что я отвечал не сам от себя, а приводил цитаты из Священного писания. И их никто не отменяет. Если Церковь в Священное писание включила и то, и это, значит, в этом есть смысл, значит, на неформальном уровне расхождений нет. Можно найти только формальное противоречие.
Мы ставим вопрос так: что значит исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти? Если человек встретился со Христом и с христианством реально и отверг эту встречу, стал врагом Христа, тогда действительно он обольститель и антихрист. Но если человек отвергает то, с чем он не встречался, что он знает понаслышке и представляет себе очень часто неправильно, то это совсем другое дело. Ведь большинство современных людей отрицают Христа, если они вообще это делают сознательно, то как раз по этим причинам, будучи обольщенными, прельщенными или не встретившими Христа, но читая о Нем какие-то недоброкачественные книги.
Возьмем исторический пример — тот же Коран. Его можно воспринимать как антихристианскую книгу, а ведь можно относиться к нему и совершенно по-другому. В нем говорится об Иисусе как о Христе, и в одном месте Его называют Мессией. Но ведь мы знаем историю, знаем, что тот же Мохаммед не имел представления о православном христианстве. Он знал еретическое христианство и именно против него приводил свои аргументы, которые даны в Коране. Хотя там есть некое противостояние и отрицание христианства, но там же есть и другое: Иисус назван Мессией, т. е. Христом. Отрицается в первую очередь христианская ересь, а не подлинное христианство, которого Мохаммед не знал. Из этого, разумеется, не следует, что Мохаммед был вполне христианином. Но мы не знаем, что было бы, если бы он встретился с исповедующим истинную православную веру, причем в единстве со своим примером жизни.
Вопрос. Можно ли венчаться, не будучи зарегистрированными в ЗАГСе?
о. Георгий. Есть церковное правило, что можно венчаться только после признания брака обществом. Поскольку общественным признанием брака в наше время является регистрация в ЗАГСе, сначала все-таки спрашивают свидетельство о браке, а потом уже разрешают венчаться. И в этом есть смысл, ведь если сначала человека повенчать, то ему будет не ясно, состоит ли он в браке и что он должен делать дальше. До революции государственно-общественное и церковное признание брака было совмещено. Сейчас это не так. Хорошо это или плохо? Есть разные точки зрения, и поэтому верующим пока необходимо и то, и другое.
Заключительное слово о. Георгия
Мы с вами вступили на путь, который называется оглашением, или катехизацией. По-гречески — катихеза, катехизация, по-славянски — оглашение, от слова «глас». Это очень важно, ибо оглашение — это не просто книжная работа. Начитаться хороших книг может всякий, но этого мало, хотя само по себе и неплохо. Еще лучше, если кто-то подскажет вам, с чего начинать, т. е. поможет расставить здесь нужные акценты. Сейчас все-таки довольно много хороших христианских книг, которые можно прочесть с пользой для себя. Но оглашение — это не начитка, не начетничество. Конечно, оглашение дает и информацию, и определенные знания. Без них современному человеку обойтись невозможно. Да и не надо пренебрегать умом. Совсем не по-Божески — пренебрегать хоть каким бы то ни было даром Божиим человеку, в том числе и душевным. Ум в первую очередь относится к сфере душевной жизни человека, но поддерживает, конечно, и духовную сферу, так же как и телесную.
Катехизация — это духовный путь, это духовный опыт последовательного и целостного научения христианской жизни и христианской вере. Вера есть Дух. А наставление на путь веры и есть катехизация. Это такого рода наставление на путь веры, которое позволило бы вам самим отвечать на внутренние и внешние вопросы вашей жизни, самим идти по духовному пути, развиваясь самостоятельно, но не обособленно, а личностно.
Катехизация — это некий пласт духовного опыта. Есть в христианской жизни нечто более простое, нежели катехизация. Это как раз то, чем мы сейчас занимаемся, и в прошлый раз, и через две недели будем заниматься. Это просто живое свидетельство. Но в христианской жизни есть и нечто более глубокое, более сложное, та же сфера догматов, таинств, аскетики, мистики, христианской антропологии. Это вещи, которые начинают открываться только в процессе катехизации, но в основной своей части они лежат за пределами катехизации.
Катехизация для нас с вами важна и как личностный прогресс, и нам очень важно, чтобы вы сохранили эту личностную связь, почему мы и будем в следующий раз после встречи делиться на группы, человек по пятнадцать-двадцать. Иначе катехизаторам невозможно будет услышать голос каждой личности. Катехизаторам необходимо установить с вами именно личные отношения, чтобы можно было посмотреть друг другу в глаза, а не просто выполнять вместе какие-то программы.
С другой стороны, важно, чтобы уровень катехизации был выше вашей индивидуальной веры. Сейчас для большинства из вас духовная жизнь, наверное, представляется как нечто сугубо интимное и индивидуальное. Тем более, что почти все мы воспитывались при той идеологии, которая твердила, что религия есть частное дело человека. Но это утверждение верно лишь отчасти. Религию хотели уничтожить и для этого утверждали, в частности, этот тезис. Но сила духа состоит именно в открытости по отношению не только к Богу, но и к ближнему, сила духа проявляется в любви и к Богу, и к ближнему. И эта любовь должна быть конкретной. Она не может быть абстрактной — вот, я люблю весь мир, а ближнего не замечаю.
Как раз для того, чтобы открыться друг другу и иметь внутреннюю силу любви и веры, и существует Церковь, существует молитвенная община. И когда люди могут открыться Богу и друг другу, тогда происходит некое чудо. Они как бы становятся прозрачными друг для друга, им нет нужды отталкиваться, не доверяя ближнему, и обособляться друг от друга.
Сейчас во многих действуют эти механизмы отталкивания: ближний мне как бы мешает, поэтому, к примеру, я не могу встать и помолиться при всех, это невозможно. Большинство из вас именно так и ощущает себя. Но эти перегородки между людьми, между сердцами человеческими, не говоря уже про умы их, надо учиться снимать. Снимать, однако, не так, чтобы человек терял при этом свое лицо. Наоборот, открытость по отношению к другому позволит ему обрести свою подлинную личность, ибо личность связана с Богом, с верой, а вера всегда связана с открытостью.
Это, может быть, самое важное, что необходимо вместить тем, кто проходит катехизацию, — надо открыться и при этом обрести свою личность пред лицом Бога. Далее, если мы утверждаем Бога как Бога личного и живого, то и наши отношения с Ним должны быть личными и живыми. Они и образуют ту связь, которая называется молитвой. Молитва — это не повторение лишь определенных формул в той или иной последовательности. Молитва — это живая личностная связь с Богом. Она может проявляться в самых разных формах. Есть традиционные канонические формы молитвы, когда человек использует уже готовый молитвенный текст, в который вложен опыт других людей. Но для вас сейчас важнее будет иная, более простая форма молитвы, более доступная, особенно для начинающих, и более искренняя, когда вы будете говорить Богу своими словами то, что у вас на сердце. Это потребует от вас внутреннего сердечного внимания к себе и в то же время обращенности к Богу. Таким образом, вы сможете проверить себя, действительно ли слова такой молитвы исходят от вашей подлинной личности. И будет сразу ясно, дошла ваша молитва до Бога или она, как говорится, достигла только потолка.
При этом для вас очень важно будет отделить молитву от всякого рода психотренинга. Сейчас люди, особенно прошедшие через какие-то нехристианские практики, часто путают эти вещи. А путать их нельзя. Действительно, существуют определенные психотерапевтические приемы и методики, есть психотренинг, но есть и молитва. Нельзя свести одно к другому, а вы знаете, что такие попытки делаются. Молитва — не психотренинг, хотя она и проходит через область чувств и всей психики, т. е. через область души человека.
Не надо этого бояться. А то некоторые думают, мол, я молюсь только духовно, и здесь не должно быть никакого включения психических процессов. Это неправда, такого не бывает. Человек — не только дух. Он есть дух воплощенный, а плоть — это и тело, и душа. Душа же — это не только ум, но и чувства, и воля человека. Так что нельзя придавать абсолютное значение каким-то своим душевным качествам, целям или средствам, но нельзя и пренебрегать ими. Не случайно в Писании сказано: «Стану молиться духом, стану молиться и умом».
И я должен предупредить вас, что все вы, собравшиеся, в силу самого вашего присутствия здесь, становитесь как-то вовлеченными в те трудности, которые связаны с нашим братством, с нашими приходом и школой. Мы как раз со всей серьезностью подошли к этому принципу — молиться и духом, и умом и, следуя ему в молитвенной и богослужебной практике, сделали из него конкретные выводы, что явилось одной из причин ожесточенных споров и весьма обострило наши отношения с некоторыми православными кругами и организациями, которые называют себя православными.
Мы и сейчас считаем, что обязаны исполнять это слово, что ум и дух не противоречат друг другу. При этом они не должны смешиваться. В Церкви должна быть полнота и духа, и смысла. Когда мы не обретаем эту полноту смысла в чем бы то ни было, даже в богослужении, мы стараемся ее восстановить. Тем более, что православная традиция позволяет это делать без всякого произвола и насилия. Но некоторые люди этого не признают, этого боятся. Их можно понять. История часто внушала страх, в ней были и есть трудные страницы, но тем не менее дерзновение обретения смысла представляется нам необходимым. Но, безусловно, оно не должно совершаться и за счет духа.
И полнота духа, и полнота смысла должны обретаться в Церкви каждым человеком. Церковь есть не только вера в Бога и вера в человека, не только любовь и свобода, но и полнота духа и смысла. Поэтому мы и шли по пути русификации некоторых богослужебных текстов, открывая для каждого человека возможность соучастия в богослужении, чтобы никто не чувствовал себя в храме чужим, ненужным, посторонним. Но все это пока еще остается предметом очень острых дискуссий, хотя едва ли их можно назвать дискуссиями, скорее это просто конфликтные ситуации. По сути дела мы даже не вышли еще на дискуссионный уровень, хотя есть надежда, что выйдем.
Это связано и с катехизацией и имеет к вам самое непосредственное отношение. Катехизация может дать все необходимое тем, кто хочет встать на духовный путь. Поэтому уже сейчас вам нужно подумать и о том, как решать свои нравственные проблемы, как исполнять волю Божию, т. е. заповеди Божии, закон Божий. У каждого человека, как мы уже сегодня говорили, есть совесть, которая подсказывает ему, что делать.
Надо научиться жить по совести, и совесть вам откроет удивительные горизонты. С одной стороны, она расширит ваши возможности, а с другой, наоборот, потребует от вас серьезных самоограничений. Надо научиться жить по совести. И если бы совесть каждого человека могла говорить открыто и в полный голос, одного этого было бы достаточно для исправления жизни. Плохо лишь то, что с детства человек научается своей совестью манипулировать, подавлять ее, и тогда ее голос перестает звучать или же человек перестает его слышать. И тогда человеку необходима поддержка. Прежде всего в таких случаях используется личный опыт, и положительный, и отрицательный. Попадая в негативные ситуации, люди делают выводы.
Но есть еще более верное средство — Священное писание, где эти заповеди открыты. В следующий раз я конкретнее укажу, с каких книг Ветхого завета вам следует начинать, потому что если вы сами начнете читать без разбора, то в Ветхом завете утонете. Мы же дадим вам простейшие и необходимейшие для вас рекомендации.
Далее, мы не просто говорим о некоем нравственном совершенствовании и молитвенном подвиге. Мы христиане, значит, нам нужно Евангелие, т. е. Благая весть, Благовествование. Вы, наверное, все знаете уже, что в каноне книг Нового завета есть четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Но мы будем просить вас вначале читать только первые три Евангелия, не переходя дальше, не любопытствуя, даже если вы уже все остальное прежде читали. Начинайте сначала, последовательно, не кусками, читать первые три Евангелия, и если у вас будут возникать какие-то вопросы, их, пожалуйста, записывайте. Не пренебрегайте этой рекомендацией. Мы будем каждые две недели встречаться уже в группах, и катехизаторы будут помогать вам находить ответы на ваши вопросы. Это и будет собственно катехизация. Выберите себе день, удобный для вас. В каждый день недели будет собираться какая-нибудь группа, так что вы всегда найдете для себя удобную на утро, вечер, один или другой день недели.
Еще несколько слов о храме. Опыт показывает, что вначале оглашаемым храм немного неудобен, и люди даже в храме немного как бы мешают. Человек удобнее себя чувствует один на один с Богом — может быть, в своей комнатке, дома, иногда на природе или в каком-то локальном, более удобном, более теплом пространстве. Хотя московские храмы очень теплые.
Мы все-таки возьмем на себя дерзновение сказать, что храм вам полезен, каждому в свою меру, поэтому старайтесь как можно чаще бывать в храме — и до службы, и после службы, и во время службы. Постарайтесь вникать в то, что происходит, но не насилуйте себя. Усилия прилагайте, но насилия не нужно.
Повторяю, здесь каждый из вас будет чувствовать себя по-особому. Мы и не хотели бы всех стричь под одну гребенку, и пусть каждый из вас внутренне сам отвечает за то, что делает. Плоды будут видны сразу. Во всяком случае для катехизатора они видны сразу и он вам будет давать определенные рекомендации.
И здесь я должен вам сказать, что в соответствии с многовековой традицией мы относимся к катехизации, как к священнослужению, и поэтому ваш катехизатор — это не просто назначенный руководитель группы, а человек, совершающий священнослужение. Его надо внимательно слушать, и исполнять все, что он говорит. Но катехизатор не будет говорить ничего сверх того, что вам нужно. Он не будет навязывать свои мнения. Каждый человек волен думать так или иначе. И сам катехизатор может иметь какие-то свои мысли, свои теории, которые могут показаться спорными. Но вам он будет говорить только то, чему учит Церковь. И если он что-то попросит вас делать, то только по минимуму, чтобы не накладывать на вас каких-то тяжких, неудобоносимых бремен.
На это тоже обратите внимание. Катехизация — это священнослужение. Например, то, что здесь происходит, — это тоже священнослужение. Вы сидите, я вам что-то рассказываю, вы слушаете, задаете вопросы, можете встать, можете сесть, можете уйти, можете прийти и т. д. И вот все это — священнослужение в самом серьезном смысле этого слова. Называется оно служением Слова. Поэтому уже сейчас расширяйте свое сознание, знайте, что не только тогда, когда человек стоит в храме, где горят свечи, читают или поют, происходит священнослужение, оно совершается даже в таких условиях, как здесь. И Бог везде, где есть открытое Ему сердце, где есть любовь, где есть вера, где есть надежда. И это для нас с вами очень важно. Бог ищет Себе, как говорит нам Евангелие, поклонников «в духе и истине», а не только на том или ином месте.
Это очень сильное евангельское слово. Бог не просто признает, Он ищет Себе таких. Я надеюсь, что Бог нашел и вас. А вы обретаете истинного Бога. И дай вам Бог всем пройти этот путь.
Помните, что будет много искушений, испытаний на вашем пути. С одной стороны, вы будете особым образом хранимы Богом, если сейчас поставите свою духовную жизнь на первое место. Все, что связано с катехизацией, — на первое место. Это не значит, что надо совсем забыть о жене, о муже, о детях, об обязанностях на работе. Нет. Но важно то, что вы ставите на первое место. Если это произойдет, если Бог будет у вас на первом месте, и Божья воля, и Божий дух, то тогда вы будете действительно хранимы даже в самых трудных обстоятельствах. Старайтесь поэтому и внешне ничего резко не менять в период оглашения.
Весь цикл оглашения в среднем составляет около года. Потом у вас появятся и другие возможности. У нас есть и Высшая православно-христианская школа, и Богословские курсы для всех желающих. Есть и иные возможности, не только у нас в братстве. Итак, ничего не бойтесь, Бог будет вас хранить, ваши проблемы будут решаться, даже самые заскорузлые, самые сложные, которые вам сейчас кажутся неразрешимыми. У вас появятся и силы, и разумение. И это совсем не зависит, или зависит в очень малой степени, от образования, умственных способностей, от тех или иных ваших обстоятельств, от профессии, национальности, культуры и т. д. Бог поможет каждому. Поскольку оглашение — это не просто учеба, не просто передача информации, то люди и с хорошей памятью, и с не очень хорошей памятью — все смогут проходить оглашение равноценно и полноценно.
Вещи эти важные, они не просто декларируются, они проверены многолетним опытом. Наше Огласительное училище существует уже более полутора десятка лет, и у нас было время что-то увидеть и проверить.
Что касается места проведения встреч, то здесь возможно несколько вариантов. Если вы захотите собираться в домашних условиях, — пожалуйста, если захотите при храме, в одном из приходских помещений, — мы тоже будем идти вам навстречу. Оглашаемые выбирают и то, какой день им удобнее, катехизаторы — тоже. Обычно все складывается хорошо. Но если вдруг будут какие-то пожелания, то знайте, что мы не держимся за определенную форму. Если человек захочет перейти из группы в группу, — пожалуйста, это тоже будет возможно.
Ну что же, всего вам доброго. До следующей встречи.