Из проповедей во Владимирском соборе (сентябрь 1991 года)
Слово на вечерне после паремии
Быт 28:10–17 Дорогие братья и сестры! В отрывке, который вы слышали, речь идет о том, как Господь открылся праотцу патриарху Иакову во сне, в видении лествицы, стоя наверху ее. Он сказал: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака
И мы знаем, что впоследствии к этой формуле будет приложено еще «и Бог Иакова», самого Иакова, который получил это откровение. И вот, что же произошло с Иаковом? Иаков получил откровение Божие и, пробудившись от сна, сказал: Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
И он убоялся тогда и произнес: Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные
И вот, братья и сестры, удивительным образом это приложимо и к тому месту, где мы с вами сейчас находимся, потому что это место тоже стало местом откровения, тоже стало тем местом, где сила Божия совершилась в немощи, где тоже узнан Истинный Господь в Своем присутствии через Владимирскую икону Божьей Матери. И это сейчас действительно «не что иное, как дом Божий и врата небесные».
Братья и сестры, поразительно, как ветхозаветный текст, пророческий текст, близок нам, близок нашей истории, близок нашему народу, близок сердцу каждого находящегося здесь. Когда враги Креста Христова пытались одолеть Москву, несокрушимым препятствием для них стала сила Божия, явленная через веру людей. Это откровение было в пришествии иконы Божьей Матери, в чем и открылась сила Божия.
Братья и сестры, если бы не было этой веры в истории, веры народа, всего нашего народа, то не принесли бы сюда Владимирскую икону Божьей Матери. Но, уповая на Бога, уповая на помощь Пресвятой Богородицы, уповая на молитву, люди встречали здесь Ее образ, и произошло чудо — несметная сила человеческая, недружелюбная нам, была отогнана.
Воистину Господь присутствует на месте сем! Действительно, это столь важное для нашей истории место стало Вратами Небесными, и не случайно здесь возник дом Божий, который сейчас снова, первый раз за многие десятилетия, в этот день года принимает всех желающих помолиться и прославить Пречистую Божию Матерь.
Братья и сестры! Мы с вами радуемся этому откровению и понимаем, какая огромная ответственность лежит на нас, если мы наследники того, что здесь произошло. Лишь бы наши сердца остались верующими, и тогда Господь будет с нами во веки веков.
Аминь.
Слово на исповеди после вечерни
Братья и сестры! Когда мы с вами празднуем праздник Божьей Матери, мы вспоминаем о том, что Она — «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Мы вспоминаем о том, что человек призван быть выше ангелов, по причастию божественному естеству, божественному Свету, божественной природе, что мы должны стать «соработниками у Бога». Когда же мы вспоминаем об этом призвании человеческом, то начинаем сравнивать его с тем, как мы живем. И мы видим большое различие, очень большое, принципиальное. И тут мы должны помнить, что согрешив против ближнего, против человека, как и против себя, мы грешим против Бога. А если мы грешим против Бога, то мы грешим и против ближнего, и против себя. Нам действительно очень часто не хватает веры, той веры, которая покрывала бы множество прегрешений, той веры, которая не позволяла бы нам отойти от Бога и оставить в одиночестве ближнего.
Вы можете спросить: а где нам взять столько времени, столько сил, чтобы воплотить все это в жизнь? Но, братья и сестры, для этого не нужно никаких дополнительных сил и никакого дополнительного времени. Если бы мы жили, сохраняя те отношения, которые у нас есть, но преображая их, одухотворяя их, то ничего дополнительного нам и не нужно было бы по времени и по силам. Это все — сила Духа, и нам с вами, на самом-то деле, не хватает этого Духа, а не времени. Поэтому когда мы себя оправдываем, оправдываем наше нехристианское поведение тем, что нам не хватает этих сил, этого времени, то это значит, что мы просто не желаем видеть истинного положения вещей.
Прости нас, Господи, за эту нашу нетрезвенность и безответственность.
Мы очень часто готовы осуждать людей, готовы не верить людям, готовы свое мнение чтить выше и ставить его выше человека, выше нашего ближнего.
Прости нас, Господи, что мы часто обольщаемся в отношении себя, обольщаемся и в отношении ближнего. Обманываемся или впадаем в противоположную крайность — вообще отрицаем саму возможность суждения о ближних, когда под покровом прописных истин откладываем саму эту свою обязанность, говоря: «Это грех, кто может судить о чем-то или о ком-то?» И нам кажется, что этим снимаются все проблемы.
Прости нас, Господи, за наше лукавство, в тех случаях, когда мы это делаем, потому что мы призваны как раз к тому, чтобы таких суждений не высказывать. Мы призваны не к тому, чтобы быть грешными как все, а к тому, чтобы жить пред лицом Божиим так, чтобы прощались наши грехи и беззакония.
Прости нас, Господи, когда мы под видом духовной свободы теряем эту свободу ради собственного произвола. Прости нас, Господи, когда мы под видом любви теряем любовь ради собственной похоти. Прости нас, Господи, когда мы под видом веры теряем веру ради собственных суеверий и привычек.
Прости нас, Господи, за то, что мы часто живем, как механизмы, очень механически, когда схемы, столь нужные во внешней жизни, проникают внутрь нашей жизни, когда мы сами становимся похожими на роботов. При этом мы часто говорим, что нам никакие схемы не нужны, никакие формы не нужны. Прости нас, Господи, за все это лукавство.
Прости нас, Господи, за неверность. Где недостаток веры, там и неверность, братья и сестры. Прости нас, Господи, за неверность Богу, неверность ближнему, неверность Церкви святой. Мы очень легко предаем ближних и Церковь. Мы очень часто не можем возразить людям, которые хулят Бога и Церковь, надеваем на себя маску либерального плюрализма, когда, мол, нам безразлично, что один — такой, другой — сякой. Идеологически это часто совершенно не имеет значения, ведь каждый имеет право жить так, как он хочет. Действительно, право имеет. Но ведь можно иметь право и не использовать это свое право. Человек имеет право на очень многое из того, что по-христиански ему совершенно не следует делать. Прости нас, Господи, что мы об этом забываем и в результате сами сходим с пути Божьего и других сталкиваем с него.
Прости нас, Господи, за то, что все время мы одно делаем за счет другого, не умея служить нашим ближним не за счет других ближних. Есть люди, которые много помогают друзьям, но забывают про свой дом. Некоторые служат своим домашним, но забывают про Церковь. Некоторые начинают служить Церкви, но забывают служить родным.
Прости нас, Господи, что у нас все разрывается и раскалывается в этом мире, разваливается. Прости нас, Господи, что мы часто не можем отличить подлинник от двойника, от фальшивки, от подделки. Прости нас, Господи, за то, что мы не стремимся к этому. Ведь Господь дает это каждому, кто просит Его. Прости нас, Господи, за то, что мы мало просим Тебя, мало на Тебя уповаем в действительной нашей жизни. Сталкиваясь с трудностями, мы в последнюю очередь вспоминаем о Тебе, или вспоминаем только тогда, когда нам становится ясно, что мы не можем справиться с тем или иным обстоятельством в своей жизни, как правило, только тогда, когда уже много воды утекло и много грехов соделано.
Прости нас, Господи, что мы идем на компромисс и совершаем сознательные грехи против духа, против души, против ума, против чувств, против веры своей. Прости нас, Господи, что мы часто стилизуемся под общепринятые стереотипы духовной жизни, стереотипы благочестия, христианского быта.
Прости нас, Господи, что мы несвободны в духе своем. Прости нас, Господи, что мы не уделяем достаточно внимания младшим, детям, больным, инвалидам, людям, cтрадающим явно или тайно. Иногда кажется, что если человек внешне страдает или внешне устает, то он в первую очередь нуждается в помощи. Мы не хотим думать о том, что бывают страдания, куда более глубокие, и труды, куда более тяжкие. Прости нас, Господи, за эту отстраненность.
Прости нас, Господи, за то, что мы часто стараемся всех мерить только своей меркой, исходя только от себя как от единой системы отсчета. Этой главной точкой отсчета часто мы почитаем лишь самих себя, хотя хорошо знаем, что главная точка отсчета — в Боге, в Его правде. Прости нас, Господи, за это.
Прости нас, Господи, за то, что мы, осуждая других, не умеем их по-настоящему простить, что мы иногда приходим к причастию без подготовки, не получив прощения и не простив всех, хотя знаем, что это необходимо делать каждый раз.
Прости нас, Господи, за легкомыслие в духовной жизни, в храме, на церковной молитве. Прости нас, Господи, за то, что мы часто не вникаем в эту молитву, она проходит мимо наших ушей. Мы как бы привыкаем, смотрим на нее поверхностно, эстетически, так же как и на то, что находится в храме. Прости нас, Господи, за то, что мы часто не заботимся о том, чтобы иметь духовные уши, духовные очи.
Прости нас, Господи, за то, что мы часто пренебрегаем своим наследием, которое должны передать другим. Мы не ревнуем о том, чтобы познать достояние Церкви, учение Церкви, учение святых отцов, богослужение, ту истину, ради которой мы часто готовы спорить до хрипоты.
Прости нас, Господи, за то, что мы часто пренебрегаем Божиим творением и миром, созданным Богом, пренебрегаем тем, что дал нам Господь, — умом, чувством, волей, духовными дарами. Часто становимся саморазрушающимися — мы разрушаем то, что нам дает Бог и как бы разбазариваем богатство, данное Богом.
Прости нас, Господи, за то, что мы не умеем трудиться, за то, что мы не знаем места дисциплине в своей жизни, что мы часто спекулируем духовной свободой, отрицая всякую дисциплину. Хорошо было бы жить по свободе духа, превышая всякий закон. Но если мы объявляем свободу для того, чтобы нарушать закон, грешить, то мы — не в духе свободы. А мы очень часто это делаем и на работе, и с друзьями, и в церкви, в отношениях с церковью. Часто опаздываем на службу, уходим раньше без всяких на то оснований, считаем, что нам все позволено. Мол, я все могу, почему мне где-то немножко не выпить винца или пивка, или, может быть, где-то иногда покурить, или посудачить, «помыть косточки» другому, ближнему, или какому-нибудь архиерею, священнику, или нашим же ближайшим братьям, или родным? И при этом мы сами себя оправдываем, считаем, что в этом нет ничего плохого.
Прости нас, Господи, за это злоупотребление христианской свободой.
Прости нас, Господи, за то, что мы, не различая духов и не имея достаточно знаний и опыта духовного, часто свои очень незначительные знания, небольшой опыт готовы сделать единственным мерилом правды и истины.
Прости нас, Господи, что мы бываем жестоки, равнодушны, холодны, похотливы, завистливы, жадны, сребролюбивы, честолюбивы, стремимся к господству над другими, даже над своими братьями во Христе, забывая, что тот выше, кто будет слугой другим, как сказал Господь.
Прости нас, Господи, за то, что мы часто становимся служителями двух и более господ и из-за этого перенапрягаемся, истощаемся там, где этого совершенно не следует делать. Мы не бережем и не умножаем те дары, которые нам дал Господь.
Вот, братья и сестры, пусть еще каждый из вас проверит себя, что осталось не названным, чтобы наша жизнь начала течь нормально. И сегодня снова мы говорим, в основном, о началах этой жизни. Поэтому сейчас, когда я буду давать разрешительную молитву, вы, слушая ее, старайтесь продолжить покаяние, чтобы ваш дух был направлен абсолютно точно к Господу и к ближнему. Когда есть покаяние, верное направление жизни, то, уверяю вас, безвыходных положений не будет ни у кого никогда. И все текущие проблемы вашей жизни решатся, решатся в самом Духе благодати. Помолимся!
7 сентября 1991
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Слово на утрене
Лк 24:1–12 — 4-е воскресное Евангелие
Братья и сестры! Каждый из нас думает, что он живет достаточно правильно, достаточно трезво, что глазами своими он видит то, что и есть на самом деле, ушами слышит то, что тоже на самом деле и есть. А вот Евангелие нам говорит, что иногда, причем в очень важных случаях нашей жизни, бывает по-другому, бывает так, что мы, слушая ушами, не слышим, смотря глазами, не видим. И это зависит от того духа, который в нас. Само по себе тело человеческое и душа человеческая еще не обеспечивают адекватности восприятия жизни и мира и понимания самих себя.
Нечто подобное иногда происходило даже с апостолами и с женами-мироносицами, как вы сейчас слышали, когда они глазами смотрели и не видели, ушами слушали и не слышали, когда они искали живого среди мертвых. Но Господь воскрес, Господь явился ученикам! Он дал им заранее Духа Святого, такого Духа, Который их удостоверил в Истине Божией, потому что Воскресение Христово — это не просто факт человеческой истории. В человеческой истории этот факт прошел, как вы знаете, незаметно, а вот в метаистории, в нашей духовной жизни этот факт стал во главу угла. Камень, который отвергли строители, сей стал во главу угла. Это — от Господа и дивно в очах наших
Христос воскрес, Христос явился ученикам! И мы приняли эту веру в вечную Жизнь, в Бога и Человека, Который спасает каждого из нас, Который соединяет нас в Церкви Своей, возрождая и спасая весь мир через Церковь Свою во славу Божию.
Дорогие братья и сестры! Я хотел бы обратить ваше внимание еще на одно обстоятельство. Очень интересно то, что праздник, который мы сегодня отмечаем, также называется праздником Сретения, т. е. Встречи. Но ведь можно было назвать его по-разному. Вот, есть факт спасения страны и града Москвы, спасения от врагов, от нашествия Тамерлана в 1395 г., от кровопролития. И само по себе это было бы уже замечательно и достойно памяти всех спасенных потомков. Но братья и сестры, наши предки были скромны и умны, и главное, они были настолько духовны, что видели за внешним глубинное, то невидимое, что раскрывается только перед очами веры. Они увидели в этом важнейшем историческом факте жизни нашего народа и государства прежде всего праздник в честь Владимирской иконы Божьей Матери, пред Которой молились, потому что не было больше другой надежды, никакая человеческая опора уже не работала, не действовала.
И с тех пор здесь, в этом факте, духовный центр — Владимирская икона Божьей Матери. Люди русские увидели этот центр в самом факте встречи, как будто встретились не просто с иконой, а с Самой Пречистой Богородицей, и через Нее и в Ней — с Самим Господом нашим Иисусом Христом, Богом и Спасителем нашим.
Вот эта-то встреча с Богом и стала центром празднества, которое мы сегодня с вами торжественно совершаем. Братья и сестры, обратите на это внимание! Как только что я говорил, видимое внешними очами часто не соответствует видимому очами духовными. И здесь то же самое. Когда вы идете в храм в эти дни празднования в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, всегда спрашивайте себя: куда вы идете, зачем идете, что вы прославляете или, еще лучше, Кого вы славите? Этой-то встрече с Богом через явление Пречистой, в Ее образе и посвящен сегодняшний праздник. Вот эта встреча пусть произойдет и сегодня в сердце каждого и в едином сердце Церкви Христовой. Пусть эта встреча произойдет еще и на Евхаристии, и еще, и еще, и еще. И пусть не прекращается эта благодать, вечная благодать встречи и общения с Богом, поиска Бога и Его обретения.
Мы с вами счастливые люди, братья и сестры. Все здесь присутствующие могут сказать: «Я нашел! Я нашел Того, Кого искал, о Ком говорили пророки, я нашел в Нем Бога». Но мы должны помнить: если кто-то и нашел Бога, тем более надо ему искать Его дальше, чтобы никогда, ни на минуту не потерять Его, ибо потеря эта бывает невосполнимой. Никогда ведь не знаешь, если что-то потерял, найдешь это снова или нет.
Братья и сестры, вот к чему мы призваны сегодня, и да сохранит нас в этой благодати общения с Богом, с Церковью, с Пречистой, со святыми, со всем миром Божиим Господь наш!
Аминь.
Слово на литургии
2 Кор 4:6–15, Мф 22:35–46; Флп 2:5–11, Лк 10:38–42, 11:27–28 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Сейчас, когда мы слышали первое Евангелие, от Матфея, мы сразу, конечно, вспомнили те слова, которые положены в основу всего этого отрывка. Здесь Сам Господь говорит о том, какая заповедь наибольшая в законе. Сам Господь, суммировав все, что было в законе, сказал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя
Мы привыкли с вами к тому, братья и сестры, что именно в этих словах заключается одно из высших, самых полных и лучших выражений всей новозаветной жизни, жизни во Христе, жизни в Церкви, в общении святых и в первую очередь, с Божьей Матерью.
Но вот, братья и сестры, сегодня, ублажая Божью Матерь, я бы хотел обратить ваше внимание на следующие слова Господа, которые Он добавил к этим. «На сих двух заповедях, — сказал Господь, — утверждается весь закон и пророки». То, что на этом утверждается весь закон, нам более или менее уже понятно. Мы знаем, что если человек сделает то, что сказано в этих двух заповедях, то он исполнит весь закон. Действительно, он может поступать как угодно, но закона Божьего он не переступит. Так и святые отцы говорили: Люби Бога своего и поступай как хочешь
Здесь вся трудность — лишь в самой этой любви к Богу и ближнему, в такой любви, о которой сказал Господь.
Но сейчас я хотел бы еще более обратить ваше внимание на последние слова, сказанные здесь Господом. Он сказал не только о том, что на этих двух заповедях утверждается весь закон. Он сказал, что на них утверждаются и все пророки. Вот это уже бывает нам мало понятно, братья и сестры, потому что, во-первых, мы плохо знаем пророков, а во-вторых, мы просто не думаем об этом, к сожалению. Но ведь действительно как закон исполняется во Христе, как Христос исполнил его на Кресте, так во Христе исполнились и утвердились все пророки, которые о Нем свидетельствовали. Мы привыкли говорить, о тех двух заповедях, что они замечательны, что мы принимаем их всем сердцем, но только вот исполнить их, к сожалению, никто почему-то не может. Так вот, вся тайна именно в том, что мы вольно или невольно воспринимаем эти заповеди только в плане закона, услышав одно слово Христа о нем, но и не услышав другого — о пророках. Если бы мы жили во Христе, если бы действительно познали, «чей Он Сын», если бы познали то, что «будут положены все враги Его к подножию ног Его», то мы бы исполняли заповеди Христовы. Братья и сестры, воистину, приняв благодать Христову, мы утверждаемся не только на законе, пусть даже и высшем, и лучшем, и исполненном любви, но мы исполняем и пророков. Если мы с вами принимаем в сердце свое Христа, тогда становится возможным исполнение двух заповедей о любви.
Некоторые говорят: «Но ведь Христос повторил о любви к Богу и ближнему лишь то, что уже было в Ветхом завете, просто она стояла там не в центре, а Христос поставил ее в центр». Это правда и неправда, дорогие братья и сестры. Правда лишь то, что слова эти там были. Но их невозможно было исполнить без Христа и до Христа. Они были как некий прообраз, как призыв, в то время еще неисполнимый. Поэтому нельзя сказать, что Христос просто повторил эти заповеди. На самом деле Он дал новую заповедь, как и в другом месте Писания говорится: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».
Мы должны действительно исполнится Христом, наше сердце должно раскрыться настолько, чтобы никому не стало в нем тесно, подобно тому, как Господь на кресте распростер руки Свои для принятия в объятия Свои всех.
Братья и сестры, будем помнить, что и закон, и пророки исполняются и утверждаются только во Христе, и только во Христе становятся для нас актуальными и возможными для исполнения, пусть и в разную меру, те две заповеди, о которых напомнил нам Господь, та Его двуединая заповедь о любви. Пусть же примером такой любви ко Христу, примером такого исполнения в жизни, на освященной земле этих заповедей будут все святые, Божия Матерь, вся Церковь, а значит, и мы, поскольку мы с вами ей причастны!
Аминь.
Слово после литургии
Удивительное дело, братья и сестры: Вы все здесь люди очень занятые, и ни у кого нет лишних пяти минут на что-то пустое, но в храме мы проводим несколько часов подряд, полдня, а может быть, даже и больше. И никогда, наверное, мы об этом еще не пожалели. Удивительным образом оказывается, что без этого нашего церковного общения друг с другом, с Господом, с Церковью небесной и Церковью земной все наши труды и заботы остались бы в большой степени тщетными и даже стали бы суетными.
Братья и сестры, мы, конечно, желали бы всегда быть в таком общении, как на небесах, но мы знаем, как молился Господь за учеников Своих: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла
И мы с вами не должны быть изъяты из этого мира. Нам надлежит служить нашим ближним, служить в этом мире, быть достойными членами Церкви, которая в мире сем, но не от мира сего. Это служение принадлежит каждому верующему христианину. И мы не имеем права, несмотря на все трудности такого служения, от него отходить, от него отвращаться, не имеем права жалеть времени, думать, что оно потеряно, когда мы посещаем больного, когда мы помогаем человеку подняться после какого-нибудь, быть может, греховного падения, мысленного, чувственного, телесного или духовного.
Братья и сестры, мы с вами стараемся поддержать друг друга. И в этом огромное значение имеет храм. Нам совсем не безразлично, каким является наш храм. Вы видите, что пока так много неустроенного у нас, мы служим еще меньше года здесь. Но тем не менее мы с вами стремимся этот храм украшать, украшать прежде всего благодатными сердцами и всем тем, что исходит из этих сердец.
Нам надлежит в этом мире устраивать церковную жизнь. В связи с этим я хочу вам сказать, что у нас на следующей неделе, во вторник, будет великая вечерня, после которой о. Михаил Фортунато из Лондона (вы помните, он у нас служил) даст своеобразный урок пения без нот. С пением у нас пока слабо, поэтому, я думаю, для многих было бы интересно и полезно хотя бы прийти послушать. В среду же утром на Усекновение будет литургия и панихида, а в четверг — утреня, так как это день памяти свв. Александра Невского и Даниила Московского.
У нас много Наталий, и сегодня при совпадении нескольких праздников им мало что досталось в богослужебном плане. Но все же я поздравляю всех именинниц, а если найдутся Адрианы, то и их тоже. Вот так же, наверное, много именинников будет и в четверг на Александра Невского и Даниила Московского.
В субботу, как всегда будет утреня, а в три часа — Приходское собрание. Хочу обратить ваше внимание на это — как членов Приходского собрания, так и тех, кто собирается ими стать. Многие приходили и спрашивали об этом. Кто из вас еще не взял бланк прошения на благословение, тот может подойти после службы или в любой другой день и взять этот бланк у меня. На нашем Приходском собрании будут обсуждаться очень важные, очень серьезные вопросы, можно даже сказать судьбоносные вопросы, и может быть не только для нашего прихода.
Вечером в субботу после собрания будет великая вечерня и исповедь. Да, я забыл сообщить, что во вторник вечером перед уроком о. Михаила тоже будет краткая исповедь. Но тем, кто исповедовался и причащался сегодня и не совершит, Бог даст, никаких больших грехов до вторника или до среды, тем, конечно, не надо будет идти на эту исповедь, ну а остальным, конечно, придти надо.
В воскресенье в 9 часов, как обычно, — литургия.
А завтра вечером, в понедельник, в ДК ЗВИ начинается новый годовой цикл лекций по христианской этике и эстетике, который мы ведем с А.М. Копировским. Вы можете здесь приобрести билеты и абонементы.
Сейчас мы с вами, так как сегодня наш главный храмовый праздник, совершим крестный ход вокруг храма. Когда-то таким крестным ходом шли до Кремля, до Успенского собора Кремля, с Владимирской иконой Божьей Матери. Сейчас пока что это невозможно, но мы все-таки крестным ходом пойдем.
8 сентября 1991