Из проповедей в День Святой Троицы. Слово на вечерне.
Три раза Господь Бог сходил на землю к людям, чтобы вразумить создание Свое и направить на путь истинной жизни течение дел человеческих. Книга Бытия говорит: И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле
Быт 11:7–9
Это первая пятидесятница — языческая. Через пять веков после потопа люди опять извратились и вместо того, чтобы строить из себя дом духовный, для обитания в них Бога, начали строить башню, высотою до небес — дом гордости и тщеславия, — вместо прославления Имени Божия, захотели прославить имя человеческое. Отсюда и произошли язычники — поклонники вымыслам человеческим, поклоняясь вместо Творца твари. Посему и наказаны разделением языка единого на множество наречий. Так перестали люди понимать Единого Бога, поклонившись многим богам: и потому заговорили на многих языках. И отнято было от людей благословение Божие, которое заключалось в единстве языка и в понимании друг друга.
И вот, когда Господь Бог решил вернуть Свое благословение людям, в лице Израильского народа, Он дал им единство языка и понимания и единство в устройстве жизни духовной и общественной. Он дал им единый закон на Синае. И сказал Господь Моисею: "Вот Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда"
Это еврейская пятидесятница, происшедшая в пятидесятый день по выходе из Египта.
Но вот ныне мы празднуем Пятидесятницу; в третий раз Господь сошел на землю, в виде огненных языков, и в шумном ветре. Сошел, чтобы люди снова начали понимать друг друга, — И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Дар
— противоположный смешению языков — апостолы начали говорить сразу на многих языках. А вернее, это был единый язык Духа Святого, — и единство языка было возвращено роду человеческому, но только верующему во Имя Божие, а не во имя человеческое.
Сегодня мы все имеем этот язык Святого Духа. Сегодня род человеческий может строить башню до небес, Церковь Христову, заменившую скинию ветхозаветную, которая в свое время заменила башню Вавилонскую. Да, человечество призвано построить из себя дом духовный, из живых камней, обожженных благодатью Духа Святого. И каждый христианин есть такой именно камень в составе Дома Божия — Церкви Христовой. Сегодня каждый из нас должен осознать себя живым камнем в организме Христовой Церкви. Должен вновь освятиться огнем Духа Святого, — восприять в себя заново благодать огненных языков, чтобы понимать друг друга, по слову апостола: Будьте единомысленны и единодушны
И сегодня мы видим в Церкви Христовой множество племен: русские, греки, сербы, болгары, и пр., и пр., — много языков, — но один Дух и одно понимание, одна вера. Так вернул Господь Свое благословение, отнятое у строителей башни Вавилонской.
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Аминь.
Слово на литургии
В пятидесятый день после Воскресения Христова, Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков, и дал им способность говорить на разных языках. Какой в этом смысл? Разве сохранили апостолы этот дар на всю жизнь? Разве проповедовали они на тех самых языках, которыми говорили в день сошествия Святого Духа, когда из Иерусалима рассеялись по разным странам? Нет, мы знаем, что этот дар не сохранился у них навсегда, и проповедовали они другим народам на греческом, общераспространенном тогда языке, и писания свои они оставили им по-еврейски или по-гречески.
Зачем же, в таком случае, они получили этот дар? Затем, чтобы это было символом, знамением, что Господь Бог возвращает Свое благоволение роду человеческому, отнятое у него во время строения Вавилонской башни. Тогда Господь «смешал языки», чтобы люди перестали понимать друг друга. Теперь Он дает им опять ЕДИНЫЙ ЯЗЫК, язык Духа Святого, чтобы люди получили возможность понимать друг друга, и таким образом, — быть в любви через единомыслие. Апостолы заговорили разными языками человеческими, но кроме того, им даны были также единые мысли и чувства, чтобы они проповедовали единое Откровение, единое Евангелие. Если бы они не переживали единого вдохновения, то на разных языках они передавали бы разное, что не соединяло бы людей в единомыслие, а наоборот, разъединяло бы их. Значит, сущность дара языков не во внешней способности речи, а в единстве внутреннего откровения. И для передачи сего откровения не было непременной необходимости снабдить всех проповедников иностранными языками. Значит, этот дар был лишь внешним знамением взаимопонимания, которое снизошло с неба на землю в явлении Духа Святого. И этот дар единства откровения сохранился до сих пор. Мы, все христиане, имеем этот дар по слову апостола Петра, сказанному в тот момент слушателям: Вам принадлежит обетование сие, и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог
И действительно, «все мы напоены одним Духом», — «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Так, в день Пятидесятницы, каждый из нас уже был приобщен промыслом Божиим к принятию Духа Святого. Если бы Дух Святой не сошел и не дал людям новый, единый язык духовный, то не было бы и Церкви Христовой. Чтобы созидать Церковь, надо быть всем в единомыслии. Церковь есть не внешнее строение, а совокупность верующих. Люди не могли построить даже вещественную башню Вавилонскую, когда потеряли способность понимать друг друга. Тем более, мы не можем соединяться в любви, строить из себя дом духовный друг с другом, если не будет в нас Единого Духа, а через Него — единства во всем. Если нет этого единства, то и жизнь человеческая становится невыносимой. Касается ли это семьи, или государства, или Церкви, все строится на единстве целей и средств, и на взаимном понимании. Почему люди после потопа через 5700 лет, задумали строить Вавилонскую башню? Потому что они боялись рассеяться, разъединиться. Стремление к единству заложено в основу нашего существа.