О литургии. О сроках причащения
О литургии
О, Божественная, святейшая, пренебесная, небо и землю сосредоточивающая, литургия православная! Сколь ты чудна, вожделенна, полна бесконечной благости, премудрости, правды, святости Божией, величия непостижимого. Уже предварительная часть твоя, проскомидия, вкратце и в общих чертах изображает твое Божественное величие, спасительность и красоту небесную. Тут в образных весьма неравных частях хлеба пшеничного образно представляются:
1) Сам Агнец Божий, Иисус Христос, вземлющий грехи мира;
2) Божия Матерь, в честь Которой треугольная частица изъемлется из особой просфоры и полагается с правой стороны Агнца;
3) лики всех святых Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, святых дневных и того святого, имя которого носит литургия. Это небесная торжествующая Церковь, имеющая единство с земною Церковью;
4) представляется в образных частицах вся земная Церковь все епископство церковное на земле, во Христе, как служащий чин при таинствах, молитвах и учительстве и,
5) наконец, образно представляется третье колено церковное преисподних, или умерших в вере и покаянии чад Церкви.
Видите, какой чудный всеобъемлющий союз Божественный небесных, земных и преисподних. Отрадно, величественно, Божественно стоит посреди дискоса Агнец Божий, закланный и прободенный, то есть четвероугольная большая часть хлеба, имеющая пресуществиться в Тело Христово, а рядом с дискосом стоит святой потир, образ той чудной Чаши с вином, о которой на тайной вечере Господь возгласил: Пейте от нея все, сия есть Кровь Моя Нового Завета
(Мф 26: 27). Но слушайте, что читает священник, какую молитву, оканчивающую проскомидию: Боже, Боже наш, небесный хлеб, пищу всему миру Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый Спаса, Избавителя и Благодетеля, благословляюща и освящающа нас. Сам благослови Предложение сие и приими Жертву сию в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, Господи, принесших и ихже ради принесоша и нас неосужденны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин
. Какая трогательная Божественная любовь изображается в этой молитве Отцу Небесному. Какая невыразимая не только человеческими, но и ангельскими духовными устами любовь Божия к миру. Не какую-либо земную пищу, не какую-либо манну с неба, но Плоть и Кровь Самого Сына Своего отдал в пищу и питие теснейшее общение и срастворение наше с Божеством и человечеством. О любовь невыразимая, о честь высочайшая! О снисхождение, поражающее все ангельские херувимские и серафимские умы! О премудрость Божия! О правда Божия, милость, красота и величие таинства неописуемого! И мы, недостойные священники или архиереи совершаем эту литургию так часто, причащаемся святых Таин иногда и ежедневно. О торжество любви Божией! О блаженство! О утверждение, обожение наше, столь часто восприемлемое! Как мы относимся к литургии? С любовью ли, благодарением и страхом всегдашним, изменяемся ли всегда добрым изменением? Делаемся ли небесными, Божественными, святыми? Приступая к совершению проскомидии, священник, знаменуя трижды копием агничную просфору, говорит: В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
, и затем, уготовляя квадратную часть просфоры, знаменующую будущего Агнца или будущее пречистое Тело Христово, он говорит словами пророка Исаии: Яко овча на заколение ведеся
и пр. (Ис 53: 7) и со словами: Яко вземлется от земли живот (жизнь) Его
берет четвероугольную часть из середины просфоры и ставит ее на дискос, и, разрезая крестообразно, говорит: Жрется (заколается) Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирской живот и спасение
, прободая его с боку, говорит: Един же от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода
(Ин 19: 34). О неописуемая любовь Божия! О невыразимое чудо чудес — литургия! Пади пред ней, человечество, и лей слезы покаяния: ведь за твои грехи она совершается.
В даровании Божественной литургии Церкви православной и в даровании ей Пречистых Таинств дано Богом так много, что никакой ум человеческий не может оценить великость этих даров: дара возрождения, усыновления, обновления, права на вечную жизнь, входа на небо, сожития с ангелами и всеми святыми и вечного примирения с Отцом Небесным и участия в Его святости и блаженстве. Цените ли вы, православные христиане, этот дар Божий, стараетесь ли жить достойно христианского звания, в чистоте и святости и во всякой добродетели?
Причащение святых Таин в каждую литургию нас делает здоровыми, мирными, обновленными. Сколько сокрыто величайших дарований в литургии! Благодарим Господа, оживляющего нас Своими чудными тайнами. Христиане православные, боготворите литургию, боготворящую нас по милости Божией. Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день. Слава щедротам Бога Отца, и Сына, и Святого Духа!
Аминь.
О сроках причащения
Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне не будет жаждать никогда; но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон
. Из приведенных слов Спасителя очевидно, что Он заповедует верующим и ревнующим о христианском желании причащаться часто Пречистого Тела и Крови Его ежедневно, если кто может по условиям жизни своей быть готовыми приступить к чаше Жизни. Если мы ежедневно стремимся к пище и питию телесным, земным, то тем более должны алкать и жаждать пищи нетленной и пития нетленного, которые суть Тело и Кровь Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа. Вместе с тем есть много невежд и между образованными, и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые считают неуместным и даже грешным делом причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день. Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который желает, чтобы верные заботились о возможно частом Причащении Его Пречистого Тела и Крови.
Аминь.
1908 г.
Из книги: Прот. Иоанн Ильич (Сергиев) Кронштадтский
«Слово мудрости духовной», изд. 3-е, 1915, стр. 80–81.