За всенощной на праздник Владимирской иконы Божией Матери
Дорогие братья и сестры!
Празднования Владимирской иконе Божией Матери мы совершаем трижды в год: 21 мая, завтра 23 июня и 26 августа. Каждый из этих праздников называется сретением, то есть встречей, ибо каждый из них установлен в честь торжественного крестного хода в Москве в Сретенский монастырь с чудотворной иконой Божией Матери Владимирской после какого-нибудь очень важного события в истории нашей родины, после каких-нибудь чудесных случаев заступничества Пресвятой Девы, спасения нашего отечества от угрожающих ему бед.
Вы знаете, что икона Божией Матери, именуемая Владимирской, является не только самой прославленной, самой чтимой иконой у нас на Руси. Она является как бы знамением всей нашей национальной (в прошлом также государственной) и на все времена церковной жизни. Вместе с тем эта икона имеет всеобщее, всемирное признание, ибо с ней связано предание, в которое очень верили в средние века, будто она принадлежит к числу тех трех икон, которые происходят непосредственно от апостола Луки и что с этой иконою соединено особое, личное благословение Божией Матери.
В 1160-х годах эта икона была принесена из Константинополя на Русь. И с тех пор, с середины XII века на все времена она стала не только самым чтимым образом у нас на Руси, где имеются тысячи других чтимых и чудотворных образов, но и стала вместе с тем на все времена как бы национальным знамением нашей страны, нашего народа, нашей церкви. После принесения ее из Константинополя она была сначала поставлена в Девичьем монастыре в Вышгороде, это недалеко от Киева, оттуда она довольно скоро была принесена князем Андреем Боголюбским во Владимир.
Правда, вначале в город Боголюбов, об этом перенесении в 1157 году существует сказание, что когда князь торжественно шествовал с этой иконой и по дороге служились молебны, то недалеко от реки Клязьмы, где сейчас расположено Боголюбово, кони будто бы задержались, отказались идти дальше, и князь назвал это место Боголюбово, потому что, как он сказал, Бог любит это место. И построил там монастырь, церкви, возник город Боголюбово, и там, как я уже когда-то говорил, когда мы праздновали чудотворную икону Божией Матери Боголюбскую, он имел ночное видение Божией Матери, Которая ему указала не ставить ее в Ростове, как он думал, а во Владимире. И потом через некоторое время из Боголюбова эта икона была перенесена во Владимир.
Во Владимире она была до 1395 года. В конце XIV века всю Азию и всю восточную Европу постигло страшное бедствие: прошла буря, вызванная нашествием Тамерлана (Тимурленга), знаменитого завоевателя, который покорил все страны от Китая до Руси, который прославился необычайной жестокостью и вместе с тем был гениальным полководцем. И вот, когда его полчища вторглись в пределы Руси, было совершенно очевидно, что слабая, раздробленная, разделенная на мелкие удельные враждующие между собою княжества Русь, к тому же находящаяся под иноземным игом татар, не могла оказать ему никакого сопротивления и была обречена на полное уничтожение.
И зная, что воинство Тамерлана было уже на подступах к городу, москвичи стали готовиться к своему, как они считали, судному дню. Они денно и нощно молились в открытых храмах, служили молебны перед своей кончиной, потому что знали, что Тамерлан, железный хромец так его называли никого не щадит, оставляет после себя трупы и сожженное место. И когда, казалось бы, не оставалось никакой надежды на спасение, вдруг неожиданным образом Тамерлан, не дойдя до Москвы, остановился и повернул обратно.
Как бы историки ни объясняли этого отшествия внутренними затруднениями могущественной, разбросанной по всей Азии и большей части Европы империи Тамерлана, но наш народ понял это очень просто и ясно как чудесное вмешательство, чудесное спасение, покровительство Божией Матери, именно Ее иконы Владимирской, потому что в порыве отчаяния и страха эта икона по велению князя из Владимира была перенесена в Москву, чтобы служить последним воодушевлением нашего народа пред страшным смертным часом.
С тех пор эта икона была оставлена в Москве. В 1480 году, через сто лет после Тамерлана, Русь опять подверглась нашествию ордынского хана Ахмата и тоже была почти у его ног. Армия Ахмата была сильна, Москва не могла оказать сопротивления, и вновь народ прибег к покровительству Божией Матери, и снова народ слезно молил Ее о покровительстве пред иконой Ее Владимирской, ходил крестным ходом с этой иконой из Сретенского монастыря, и Ахмат со своей армией повернул обратно. И народ опять же воспринял это как чудесное событие, как чудо милости, покровительства и заступничества Божией Матери, являемое над нашим славнейшим, как мы поем в тропаре сегодняшнего праздника, градом Москвою, и над нашим народом, и над нашей страной.
Так в честь этого события был установлен праздник встречи иконы Божией Матери Владимирской, который мы завтра празднуем.
И, наконец, есть еще третий праздник 21 мая, это связано с событием 1521 года, когда вновь Русь подверглась страшному нашествию крымского хана Махмет-Гирея, вновь историческое стечение обстоятельств было таково, что Москва не могла себя защитить. И третий раз народ с мольбами и со слезами прибег к милости, заступничеству и покровительству Божией Матери, и третий раз его молитвы оказались непосрамленными, его надежда оказалась оправданной, Махмет-Гирей повернул со своими войсками обратно. И тогда был установлен этот третий праздник.
Дорогие братья и сестры, конечно, историк может сказать нам, что разные были причины, почему повернул и Тамерлан, и Ахмат, и Махмет-Гирей. Кроме того, историк может нам сказать, и мы сами знаем, что на Руси и до этого, и после этого было много подобных и даже более опасных критических моментов в нашей истории, почему же наш народ с этими именно событиями связывает заступничество и покров Божией Матери? Взять хотя бы последнюю ужасную, страшную войну, из которой вышел наш народ победителем, историк может нам сказать: было много таких чудесных событий, где проявилась сила, мощь, героизм, жертвенность нашего народа в защите своего отечества. Почему же именно здесь видят чудо?
Дорогие братья и сестры, всякое историческое событие, все, что происходит на земле в процессе человеческой истории, имеет две стороны: то, что происходит фактически, и то, как это воспринимается народом, какое впечатление складывается у народа, какие следы остаются в психологии, в исторической памяти народа. И вот эта сторона в истории, пожалуй, важнее, нежели первая. Миллионы лет существует человеческая история, миллионы, миллиарды фактов происходили, происходят и будут происходить на земле, в том числе и в истории нашей страны. Но ведь очень немногие уцелели в памяти людей, очень немногие остались в истории. Почему? Потому что как раз здесь действует та другая сторона, а именно: как люди воспринимают происходящее. И вот, наш верующий народ воспринял эти события, о которых мы говорим, как чудесную помощь, покровительство, милость и заступничество Божией Матери, и потому мы имеем полное право праздновать эти события, ибо именно таким образом отразились они в сознании и в исторической памяти, в религиозных чувствах нашего народа.
Дорогие братья и сестры, здесь, однако, надо иметь ввиду и другое. Нам могут сказать: а что же теперь? Теперь народ в большинстве своем не так воспринимает исторические события. Теперь народ не приписывает это чудесной помощи, милосердию Божию и покровительству Божией Матери. Теперь у народа, у многих, по крайней мере, другая психология, другое понимание событий, по-иному это отражается в сознании людей. Да, дорогие братья и сестры, и это верно, но стоит вопрос: если таким образом это отражается, то отменяет ли это сам факт, что происходит? Все, что происходит в мире, это своего рода диалог, как бы общение Бога и человека. Люди могут признавать Промысел Божий, благоговеть, быть благодарными, молиться, надеяться, прославлять силу Божию и Промысел Божий о них. Они могут и не признавать, не воспринимать этого. Но от того, что другая сторона не отвечает, не отменяется действие первой стороны. Промысел Божий действует в истории, воспринимают ли его люди или нет. Это как в семье, где есть отец, мать и дети. Может быть так, что дети не чувствуют и не желают чувствовать покровительства и любви отца и матери, даже отвергают это, даже уходят, но это не отменяет любви отца и матери, это не заставит любящую мать возненавидеть свое дитя. Это, наоборот, удвоит, утроит, удесятерит чувства матери, любви матери к этому несчастному, заблудшему своему сыну или дочери. Мать молится, мать просит, мать любит, мать надеется, мать нервничает, мать переживает, мать живет этим. И никто, и ничто не в состоянии уменьшить ее любви. Так и милость Божия, так и Промысел Божий, так и покровительство Божие никто и ничто не в силах отменить их действие на людей. Наши предки когда-то и мы сейчас с вами веруем и признаем это. Есть люди, которые сейчас не признают и не понимают, и не верят, но Промысел Божий одинаково действует над всем миром и одинаково действует над нашей страной, чему лучшее доказательствопоследняя война.
Дорогие братья и сестры, но если Промысел Божий, покровительство и заступничество Божией Матери не воспринимаются, не чувствуются теперь большинством нашего народа, что же нам с вами, тем, которые чувствуют это, тем, которые верят, которые остались верны преданию, верны традициям, истории своих предков и которые сейчас прибегают к помощи и покровительству Божией Матери, что же нам с вами делать? И вот как раз на этот вопрос отвечает рядовое евангельское чтение, которое завтра положено читать (Мф 13: 31–35). Господь говорит: Царство Божие можно уподобить зерну горчичному
. Это маленькое-маленькое, почти невидное семя, сравнение взято из жизни Палестины, той страны, где Господь жил. Из этого самого маленького семени вырастает дерево, самое большое, которое дает тень, и птицы небесные обитают на нем вот что говорит Господь.
И еще говорит Господь, что Царство Божие уподобилось закваске, маленькому количеству дрожжей, которые женщина кладет в тесто, и потом тесто это растет до необходимого размера.
Так, дорогие братья и сестры, и мы с вами должны смотреть и понимать ныне происходящее. Мы, верные Господу Иисусу Христу, мы, верные Его Пречистой Божией Матери, мы, верные заветам наших предков, мы, верные сыны нашей святой Руси, собираясь сейчас праздновать великие исторические события славного нашего прошлого, мы должны чувствовать себя в Церкви Божией как вот это маленькое семя горчичное. Может, мы маленькие, слабые и ничтожные в глазах тех, кто надеется только на людей и на людской разум. Может, мы ничего не стоим и не видно даже нас, но из этого семени потом вырастает огромнейшее дерево, которое покрывает все и дает плод всем. Мы эта закваска, эти дрожжи, которые Господь кладет в сердце народное, в сердце людей неверующих, с тем чтобы мы служили там этим бродильным процессом, и потом бы тесто это росло в меру возраста Христова.
Наша с вами задача, наше с вами служение Богу это не только наше л и ч н о е спасение, это не только мольбы и покаяние о наших грехах, которые, конечно, бесчисленны, которые делают нас недостойными в глазах Божиих, это верно. Но наше служение Богу заключается еще и в том — и это в а ж н е е в с е х г р е х о в н а ш и х , вместе взятых, что мы служим этой закваской, этим зерном горчичным, из которого вырастает потом дерево Церкви Христовой, тесто будущего народа Божьего. А оно вырастает, дорогие братья и сестры, ибо семя всегда растет и в нужное время дает плод. А оно вырастет, ибо закваска, если она настоящая закваска, дрожжи, если они не испорченные, они действуют, бродят. А теперь, если мы даже не видим по греховности нашей их плодов, если мы еще не видим этого великого дерева, растущего на наших глазах, если мы не чувствуем еще, что это тесто поднимается, то мы должны помнить, что как раз вот сегодня читалось в этом храме евангелие о еще одном подобии Царствия Божия, которое как раз нам сейчас дано на поучение. А именно о плевелах (Мф 13: 24–30). О том, что Царство Божие подобно полю, которое хозяин засеял хорошим семенем, а потом пришел враг и насеял плевелы, и выросли плевелы, и иногда даже стали заглушать хорошие всходы, плоды. И тогда слуги этого хозяина сказали: «Разве ты не сеял хорошее, как же выросло плохое?» Хозяин сказал: «Это враг насеял нам плохое». «Пойдем и вырвем это». Хозяин сказал: «Нет, не вырывайте. Когда начнете вырывать плохое, несомненно вырвете и хорошее». Ибо нам, людям, не дано знать сердце человека. То, что иногда нам кажется очень плохим, плевелом, может оказаться настоящим, хорошим плодом. И если мы будем так жестоко, так узко по-человечески рвать это, вырывать и выбрасывать, говоря: «Не стоит это, это плевелы, этому нет места в Церкви», то мы изгоним из Церкви, из общества Божия и лишим спасения, может быть, людей более достойных, нежели мы с вами.
Ибо дерево начинает расти, ибо тесто начинает подниматься, еще нет этого великого дерева, еще нет полноты этого теста, но мы чувствуем уже этот рост. Посмотрите вокруг себя: нас немного, это верно, но постепенно, медленно наш полк растет. Молодые люди прибывают к нам, хотя мы их не зовем и не свидетельствуем. Их сила Божия закваска, которая действует внутренно, неведомыми нам путями привлекает к Богу. Это малое число, это очень малый процент, но этот процент постепенно и усиленно, систематически поднимается и растет.
Дорогие братья и сестры, дерево начинает расти из этого семени, закваска начинает действовать, тесто начинает двигаться. И вот мы с вами сейчас, празднуя Cретение иконы Божией Матери Владимирской, будем твердо верить, что Пресвятая Божия Матерь, являвшая милосердие Свое в бесчисленных Своих иконах, особенно в чудотворной иконе Своей Владимирской, и служившая национальным знамением Церкви нашей и народу нашему и стране нашей, не оставит и дальше страну нашу, народ наш, Церковь нашу, нас с вами и всех, кто верит, и всех, кто не верит, не оставит Своим покровительством, не оставит Своей помощью до того момента, пока не вырастет дерево из нашего с вами семени, пока тесто из нашей с вами закваски не начнет расти и не даст плода, и пока мы его не увидим. А если мы не сможем его увидеть, то увидят его следующие поколения и возблагодарят Бога, и тогда, может быть, более радостно, более торжественно в этом храме и в других святых храмах нашего города будет звучать эта гордая, казалось бы, песнь: Днесь светло красуется славнейший град Москва…
Аминь.