Предисловие к статье Г.П.Федотова «В защиту этики»
Нравственная работа — непреложное условие на пути к Богу. Закон детоводитель ко Христу, Который примиряет нас с Богом и делает Закон написанным в сердце, как говорилось в ветхозаветных пророчествах. Но хорошо известны и искушения на этом пути, которые могут постигать не только каждого из нас лично как фарисея из известной притчи о мытаре и фарисее, но и целые народы и эпохи — Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…
, ибо се, оставляется вам дом ваш пуст
(Мф 23: 13, 38). Надменное законничество, питающее гордыню, и тщеславие от формальной исполненности закона отрывает человека от Бога. Но есть и другая крайность, тоже уводящая с пути жизни отношение к этике как к чему-то неинтересному, предназначенному не для нас, таких умных, опытных, утонченных или каких-то еще, чему-то усредняющему, скучно-назидательному. Да, у нас много шансов в этом мире через всякую красоту приобщиться к Красоте как абсолютной ценности, к славе искусного Творца Вселенной. У нас есть и данный нам Богом разум, способный постигать невидимое и созерцать Божье величие в мире идей, теоретических и научных конструкций. Более того, даже жить красиво размеренно и тактично возможно (хотя и очень трудно) для нас.
И все это весьма похвально само по себе, если бы не то печальное упущение, о котором нам напоминает публикуемая журналом блестящая по стилю и ясности, редкая по отточенности и полноте мысли и глубине проникновения в суть дела статья Г.П. Федотова.
Г.П. Федотов выдающийся русский богослов, историк, в том числе и русской святости. Его единственная изданная в нашей стране книга «Святые древней Руси» появилась в прошлом, 1990, году с предисловием о. Александра Меня, дающим достаточно полное и адекватное представление о жизни и духовном облике самого автора. Поэтому дальше мы будем говорить только о самой статье и ее предмете.
Этика нуждается в защите и сейчас, ибо и наше время никак нельзя считать свободным от прельщения душевной и духовной красотой, хотя, может быть, нечувствие к этическим проблемам не так явно сейчас связано именно с этим прельщением, как в XIX начале XX вв. Эпоха меняется, духовные проблемы остаются. Г.П. Федотов лишь вскользь пишет, что упомянутая прелесть (равно как и всякая другая, но, возможно, эта в большей степени) сопровождается потускнением Евангелия. Это большая и отдельная тема, требующая особого раскрытия и внимания, ведь в Евангелии нет ничего этического в точном смысле слова, евангельские заповеди не заповеди Закона. И тем не менее такая духовная связь неизбежна. Мы не видим сейчас того, чтобы Евангелие было действительно в центре «возрожденческого» сознания. В ответ на то, что первой и исходной ценностью во всяком глубоком общественном движении должно быть именно Евангелие, а потом интересы нации, конфессии и т.д., сейчас можно услышать вполне серьезно и с укором произносимое: «Вы что же, ставите Евангелие выше интересов Отечества?..» Такова наша реальность. И она не может не задевать христианскую совесть.