Теория и опыт общинной жизни
«И сами, как живые камни, устрояйте
из себя дом духовный, священство
святое, чтобы приносить духовные
жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом»
(1 Петр 2: 5)
Среди многочисленных проблем сегодняшней Русской Православной Церкви одной из наиболее существенных является общинная жизнь христиан, неформальное объединение верующих в Духе и Истине, в любви и взаимопомощи, в служении и преображении себя и мира.
Христианская община как носительница единого Духа вновь должна стать в нашей церкви основой прихода, «закваской» для его активной реальной религиозной жизни, условием качественного и количественного возрастания христиан, приносящим те плоды веры, которых еще так недостает отечественному православию в последнее время. Община может взять на себя естественно присущие ей служения по религиозному просвещению прихожан, по катехизации готовящихся к Крещению, по приходским текущим делам, с одной стороны, являясь фундаментом для создания христианских братств (сестричеств) с различными функциональными назначениями, с другой разгружая священнослужителей от организационно-хозяйственных забот.
Для выполнения этих задач христианская община должна быть духовно целостным организмом, объединяющим полных членов Церкви, то есть наученных основам веры и ведущих церковную жизнь. Община рождается путем свободного волеизъявления каждого ее члена и принятия каждым «основных принципов» такого духовного объединения.
Опыт общинной жизни показывает, что единое понимание тех или иных ее принципов и целей даже среди подготовленных христиан не достигается само собою. А без такого единства не может быть истинной, полноценной и плодотворной жизни общины.
Жизнь в общине естественный, эффективный, реальный и благодатный путь к стяжанию Духа Святого, к чему призывал христиан еще преп. Серафим Саровский. Это стяжание происходит в общине для каждого ее члена личностно, даже не всегда осознаваемо в конкретный момент, но всегда непреложно и радостотворно. Чувство ответственности за себя как члена общины и за общину в целом продвигает христианина от жизни для себя к жизни для ближнего, научает носить тяготы друг друга, взращивает любовь, заповеданную нам Господом Иисусом Христом. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего
(1 Ин 4: 21). О сакральном плане жизни общины в Духе Святом и Любви хочется поговорить подробнее.
Невозможно приносить «духовные жертвы, благоприятные Богу», не имея в сердце своем любви к ближнему, той любви христианской, без которой ни в чем мне нет никакой пользы. «Ревнуйте о дарах больших»-призывает апостол Павел, и этим даром является любовь. Из четырех понятий любви, различаемых в греческом языке, два имеют отношение к духовному плану человека: filia любовь дружеская в значении внутренней склонности, душевной близости и agape любовь оценочная и обще-человеческая. Какой же вид любви должен взращивать в своем сердце христианин? Часто при наличии альтернативы человеческий рассудок начинает использовать логические схемы, якобы доказывающие главенство, преимущество одного над другим. Но то, что проще рассудку, еще не есть истина. Истина неделима, целостна, интегральна, и попытки выявить преимущества корней над ветвями в жизни дерева имеют схоластический характер. Истина, как представляется, заключается в том, что христианскую любовь в абстрактной форме следует понимать как:
Таким образом, Любовь (с большой буквы!) должна быть синтезом дружеской и общечеловеческой любви. Где же мы можем снискать этот синтез? В обычной, не-общинной, жизни достичь такой гармонии чрезвычайно трудно, хотя люди инстинктивно тянутся и к дружеской любви (по душевной склонности, по интересам), и к любви общинной; но не соединенные одним Путем, одной Истиной, одной Жизнью такие попытки всегда ущербны и не достигают высоты Любви, подобной жертве, явленной Иисусом Христом. Но Спаситель, положив начало христианской общине, указывает нам путь к Любви путь через общину, через агапу, через взращивание общинной любви, с тем чтобы она преображала и дружескую любовь, а дружеская разрасталась до агапической и в этом единении являла бы Любовь христианскую. В общине заложены все необходимые потенции для достижения цели христианской жизни – обретения Царства Небесного через стяжание Духа Святого, через Любовь, через устроение из себя «дома духовного»: это единый и пребывающий среди нас пастырь Господь Иисус Христос, это единый Путь, это единый Дух. Отвергнуть путь к Богу через христианскую общину в наше время можно, в основном, лишь по двум причинам: или по непониманию его благодатности, или по великой гордыне и тщеславию. И в связи с этим рассмотрим те сложности практической жизни, которые могут вызвать духовную болезнь единого тела общины.
Опыт общинной жизни показывает, что наибольшие трудности возникают в начальный период становления общины, который можно назвать периодом собирания ее членов в едином духе. Рождение общины невозможно без наличия духовной близости ее будущих членов, а возникновение и возрастание такой близости происходит во времени, причем для каждого этот период индивидуален. Община является плодом совместного духовного созревания ее членов, и процесс созревания должен идти естественно, без попыток внешнего ускорения и формализации. Община как духовный организм рождается не по рассудочным расчетам, а по движению сердец, по интуитивному чувству благодатности совместной духовной жизни. Это чувство благодатности является отзвуком единения перво-Адама с Богом, во многом утраченное его потомками после первородного греха. А там, где утрачена духовность и дочь ее интуиция, там замещающий рассудок, отягощенный греховной гордыней, редко способен родить истину, понять величие «невидного», прозреть глубину неявленного. И тогда, памятуя об этом, самое время было бы проявить кротость, послушание, смирение, отказаться от самомнения, саморазумения, ложной, не поддающейся доказательной аргументации догадки. Остановиться в Я-разумении. Переступить через Я. Озаботиться проблемами ближнего. Да ближний ли он? Если мы готовы отвергнуть его, пренебречь им, пренебречь ради другого, более приятного нам.
Так наши духовные несовершенства, наши проблемы могут повлиять на жизнь, здоровье и благополучие единого организма семьи-общины и через ее болезнь выявить наше нездоровье. Когда в душе нашей намечается разделение на симпатичных нам членов и не очень, на тех, к которым мы иcпытываем любовь
Преодолев одну опасность, угрожающую расколом общины, есть опасность соблазниться еще одной прелестью, данной во второй заповеди Божией: «Не сотвори себе кумира». Таким кумиром может быть не только ранее особо близкий «достойный человек», духовный уровень которого незаметно для себя христианин уже превзошел (хотя не всегда это осознает), но и глава семьи-общины или священнослужитель, тот или иной прежний духовный наставник, исчерпавший свою потенцию и фактически тормозящий возрастание своего чада. Проблема возмужавшего чада и наставника, не видящего (часто не желающего видеть) этого возмужания и по тщеславию стремящегося сохранить свое влияние на него, трудная с обеих сторон. В идеале она может быть разрешена наставником и наставляемым через признание взаимного равенства между ними через «священство» мирян. И это проблема даже не столько совместная, но в первую очередь проблема старших «пресвитеров». В жизни христианина наступает момент, когда вместо «кайся» ему нужнее от своего старого пастыря услышать «дерзай», так как осознание грехов и покаяние в нем уже есть, а усилий для практического возрастания в Духе Святом не хватает. Христианину необходимо помнить, что «власть» старшего священника над ним относительна (ср. «я же только свидетель есть»), а любовь Бога абсолютна. Поэтому-то любой кумир ограниченность, несвобода, ущербность, а иногда и противоположность добру.
Ясно, что христианин, сотворивший себе кумира, в лучшем случае может оставаться только номинальным членом общины, выпадает из ее духа и живет как бы в двух плоскостях. Общинная жизнь требует духовной полноты, иначе она угрожает вылиться в профанацию и угаснуть. Чтобы не впасть в прелесть следования «кумиру», необходимо всегда иметь перед собой высшего Учителя нашего, единственно могущего прощать и спасать. И в этой опасности раскола общины через сотворенного кумира проявляется научающая роль общины научающая видеть нашу склонность к «очарованию», к эмоциональному преклонению и к безоценочному следованию за человеком, не имеющему еще достойной глубины духа. Этот уклон, возможно, угрожающий только немногим, представляет серьезную опасность для общинно-семейной жизни, и эта проблема может иметь только саморазрешение путем духовного возрастания христианина, твердо ощущающего себя членом общины и стремящегося преодолеть трудности постоянной трезвой оценкой себя и ближних.
Еще одна опасность для целостности общины кроется в ее сакральной основе, не доказываемой логически, в таинственности объединяющего Духа, основой которого является Сын Человеческий. Если члены общины не взращены в этом Духе, если они явно не чувствуют объединяющего Центра, то они не могут явить из себя общину, останутся стремящимися к индивидуальному спасению без чувства объединяющей любви
И в этом лежит камень преткновения: так помочь значит, быть духовно-состоятельным на данный момент, иметь необходимую потенцию духа. Если же ощущается недостаток духовный для конкретной помощи-любви, то чувство гордыни может увести человека от необходимой в общине конкретной Любви к ближнему к абстрактной любви в делах, ибо это легче и «безопаснее» и не ставит острых вопросов перед своей советью. Эта внутренняя проблема может привести к чувству «недостаточности» общинной жизни, ее обособленности от мира. Такое состояние верующего характерно для начального периода становления общины, когда желания опережают возможности и духовное состояние человека отстает от его устремлений. Здесь необходима сдерживающая самодисциплина, основанная на послушании. Как часто именно этого послушания и не хватает современному христианину! Когда недостает духовной зрелости (а нередко это бывает, особенно в начале пути), должны прийти на помощь христианские добродетели: кротость и смирение. Такой опыт жизни дает нам христианская община. Извлечь из этого пользу для себя это значит обойти еще одно искушение и тем самым укрепить общину, и сделать шаг к Истине.
Отношения с близкими, когда они выпадают из христианской любви, также способны осложнить общинную жизнь. Это еще одно испытание, могущее возникнуть в жизни члена общины. Но он не должен уже принадлежать только себе, и память об ответственности перед духовной семьей, которой он может принести вред, должна быть всегда жива. И эта ответственность способна помочь преодолеть возникающие трудности семейной жизни. В этом также проявляется благодатное влияние христианской общины на духовное становление верующего.
Перечисленные случаи внутренних конфликтов, могущих возникнуть в христианской общине, не исчерпывают, конечно, всего многообразия человеческих отношений, но указывают на возможные трудности духовного роста общины и ее потенцию в помощи каждому члену при недостатке собственных сил. Такой недостаток многими ощущается в опыте, а восполняется в общине через Любовь. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов
(1 Петр 4: 8).
Покрытые, прощенные грехи та благодать, к которой стремится верующий, и эта благодать может быть полнее и быстрее дана в общинной жизни.
Но не только это. Вспомним замечательные слова А.С. Хомякова: «Знание истины дается лишь взаимной любовью». Научаясь в общине Любви, мы непосредственно приближаемся к Истине, которая есть Бог. А Любовь и является Путем к этой Истине. Да поможет нам на этом Пути Спаситель наш Иисус Христос!