Послание апостола Павла к Филимону
Нечто простое и цельное раскрывается в самом кратком из посланий апостола Павла. С первого взгляда это лишь ходатайство апостола за раба Филимона Онисима, который убежал от хозяина своего. Находясь в бегах, он стал христианином и теперь должен возвратиться к хозяину. Чтобы облегчить бежавшему рабу спокойное возвращение, апостол пишет это сопроводительное письмо.
Историческая основа послания, действительно, такова. Нравственно в нем преподается учение о равенстве во Христе рабов и свободных, о жизненной любви к людям, о деятельном общении веры
(ст. 6). Духовно же послание апостола Павла к Филимону есть апостольская притча о блудном сыне. Апостол властию своего священства творит новую притчу о блудном сыне. Эта притча рассказана самой жизнью, но подлежит точно такому же духовному толкованию, каким Церковь толкует все Евангельские притчи.
Истинное толкование притч не символическое. Мир символики шаткое основание для рационализирующего человеческого ума. Евангельское объяснение притч духовное, при нем подробности остаются свободными. Убедительность духовного толкования по церковному методу обусловливается основной линией, сердцевиной каждого Евангельского события или притчи. Это происходит само собой, потому что в Евангелии притча есть такое же жизненное событие, как и всякое другое, и всякое жизненно совершившееся событие Христова Евангелия есть немая вечная притча.
Давайте всмотримся в данную апостольскую притчу. Она выражает целостное христианское мироощущение. Здесь Образ Хозяина есть Образ Бога; бежавший раб Человек; апостол священство Божие возвращает бежавшего.
Христова Евангельская притча, возносящая блудного человека на совершенную высоту Божьего сыновства, раскрывается апостолом-человеком в том образе образе неключимого раба, который в дальнейшие века христианства привлечет к себе все смиренное человечество. Ведь сами люди не могут дерзать говорить о своем сыновстве Небесном. В оценке себя, кто такой человек, как не бежавший раб Божий?
Бежавший раб Божий вот полное определение каждого человека, полное именование ветхого Адама, то есть состояния нынешнего человечества. Мы бежавший от Бога раб Его Адам, которого апостол в своей притче-жизни называет Онисимом.
Онисим-раб представляет какую-то ценность у Небесного Хозяина. Самое его имя означает «полезный». Он должен быть возвращен к Филимону. Этого требует даже смысл имени Филимона: «Филимон» ведь это «любимый», «целуемый».
Совершилось грехопадение раб убежал от Владыки, ушел в свою волю. И вот раб этот бродит по грязным рынкам жизни, пробавляется как нищий, без пристанища. Как рыба плавает в море, так бежавший раб бродит по жизни и попадает к апостолу, посланному для привлечения бежавших рабов Божиих.
Сетью любви Небесной уловляется полезный пред Божьей любовью Онисим. Он привязывается к тому, кто стал орудием его привлечения. А этот, апостол Христов, с каким уже сыновним дерзновением о Христе говорит «Возлюбленному Сотруднику» своему Отцу Небесному: Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, (заклинать Тебя!) что должно, по любви лучше прошу, не кто иной, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа, прошу тебя о сыне моем (рабе Твоем) Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне, я возвращаю его, ты же прими его, как мое сердце…
Каким голосом дерзновения ибо, великой любви говорит апостол! Где слышалось такое дерзновенное слово?.. Священный голос Иова посредника между Богом и сыновьями своими звучал так…
Полезный раб Онисим возвращается к Владыке. Смущенным, смиренным, покаянным возвращается Блудный Сын к дому своего Господина. Блудный Сын сам пришел к Отцу; блудному же Рабу указать путь правды может только свободный.
Свободный о Христе, старец Павел, воин и чудотворец свободы, привлекает Онисима и снимает внутреннюю цепь рабства с несчастного, не находящего ни в чем внешнем свободы, человека.
Может быть, какой-нибудь «раб тления» (Обещают им свободу, будучи сами рабы тления
(2 Петр 2: 19)) обещал «свободу» страдавшему в рабстве Онисиму и указал для этого путь бегство из Дома. И Онисим, Полезный Раб, убежал из Дома, думая найти свободу за морем. Но не за морем свобода, а в сердце. И это за морем узнал Онисим.
Сердце Блудного Раба было освобождено апостолом. Свобода блужданий не дала Онисиму истинной свободы: ее дал ему узник Иисуса Христа
(ст. 1), благовестник человеческого освобождения во Христе. Онисим освободился тогда, когда согласился ехать обратно в рабство к Филимону. Здесь освободился раб человеческий и стал свободным рабом Божиим (1 Кор 7: 22).
Как ясно в этой жизненной притче выявлен смысл апостольского, священнического дела.
Божье дело выйти навстречу Блудному Сыну; апостольское дело найти Блудного Раба и возвратить его в Дом Владыки. Как ревнует священник посредник пред Первосвященником за Блудного Раба, чтобы искупил его Первосвященник: Если Ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел Тебя, или должен, считай это на мне
. ВОТ УЧАСТИЕ СВЯЩЕННИКА В ИСКУПЛЕНИИ. (Более подробно об этом же см. Дневник Кронштадтского Пастыря.)
Надеясь на послушание твое, пишет апостол Богу, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю
. (Вот какая простота!) Тя убо молю, Единого, Благого и Благопослушливого!
(Священническая молитва Херувимской песни.)
Блудный раб Онисим уже не как раб, но «выше раба», уже как «брат возлюбленный» возвращается к законному Владыке в новое рабство. Как глубок, торжествен и совершен в мире подвиг этого дела. Вот подвиг Церкви, соборный подвиг Церкви, в котором Сам Господь благоволит подвизаться рядом с людьми.
«Послание к Филимону» целостное жизненное разрешение одного из основных томлений человеческого духа. Послание это напоминает Христову притчу не только особо малым размером своим, но и единством своего внутреннего духовного строения. И сама сохранность этого частного апостольского письма свидетельствует, что оно написано апостолом не только возлюбленному Филимону, и не только для брата Онисима, но и Господу Богу для всего заблудившегося в своей «свободе» человечества.