О стихотворении «Чудная лампада» (послесловие к публикации)
Были двенадцать разбойников, был Кудеяр-атаман…
Эти слова из известной песни сразу возникают в памяти при чтении стихотворного сказа, а лучше поэмы «Чудная лампада» . Сюжет обоих стихов, покаяние разбойника, уходит корнями в древность вплоть до евангельского времени. Это покаяние-исправление: предводитель шайки отрекается от прежней разбойной жизни и стремится заслужить прощение у Бога.
Но в песне о Кудеяре сюжет не развернут: Кудеяр уходит в монастырь Богу и людям служить
, и на этом все заканчивается. Остается ощущение какой-то недосказанности, в самом деле разве достаточно для «разбойника лютого» просто стать монахом? Как пробудилась его совесть? И получил ли он прощение?
«Чудная (воистину чудная!) лампада» отвечает на эти вопросы сполна. Все, кто прочел ее, уже не забудут ни мученика-архимандрита, чья любовь не угасла и со смертью, заглушая в сердце убийцы «злобы семя, семя гнева», ни главного героя атамана.
Его покаяние раскрыто в поэме как «лествица» духовного восхождения: от осознания содеянного до полного самоотречения, а затем и дерзновения перед Богом. Именно дерзновенная молитва, не за себя, а за другого грешника! показала, что бывший разбойник не только прощен, но достиг свободы в Боге, стал «пре-подобен» Ему.
Добавить же к публикации хотелось следующее. Может быть не все знают, что песня о Кудеяре тоже имеет продолжение, и весьма неожиданное. Эта песня сложена на основе народных духовных стихов, подобных «Чудной лампаде», но поэтом-профессионалом, изменившим ее окончание. Автор песни памятный всем со школьной скамьи поэт Н.А.Некрасов, в поэму которого «Кому на Руси жить хорошо» она вошла под названием «О двух великих грешниках». Кто же второй?
Некрасовым был введен в текст еще один персонаж — пан Глуховский, который в мире чтит «только женщину, золото, честь и вино». Встретив истомленного непосильной епитимьей Кудеяра, он насмехается над ним: мучу, пытаю и вешаю, а поглядел бы, как сплю!
Тогда старец (ставший рупором идей автора) бешеный гнев ощутил
и… его нож еще раз делает свое дело, теперь правое, что подтверждается явным знаком прощения прежних грехов (символично, что это падение векового дуба, а не появление огня в лампаде). В такой форме хотел утвердить Некрасов свою идею о тяжести «дворянского греха» перед народом, большей, чем разбойничьего. А получилось, что борьба со злом его же методами оправдана и даже «свята». В песенном варианте стихотворения именно эта часть народом (!) была отброшена. Но подлинное покаяние и его светоносный плод в песню тоже не попали и, видимо, не случайно. Божественный свет уходил не только из поэзии, но и из жизни…
В заключение разговора о поэме хочется вспомнить знаменитые слова Ивана Карамазова о возвращении им «билета в Царство Небесное», потому что в этом Царстве убитый и убийца должны будут обнять друг друга.
Нет, не должны. Пока лампада после покаяния убийцы не загорится сама…