Из проповедей
Из слова в день памяти свв. Давида царя, Иосифа Обручника и ап. Иакова, брата Господня
Начиная с 70-х годов нашего столетия литургию апостола Иакова стали служить и у нас, но не везде, а сначала в одном городе, потом в другом; сначала епископы, митрополиты, потом и просто священники; в дни памяти апостола Иакова, прежде всего, в этот день после Рождества, и 5-го ноября по новому стилю. Хотя есть и другие дни памяти апостола, и можно было бы чаще служить эту литургию.
Может быть, было бы хорошо служить ее и во все дни памяти апостолов. Нам давно пора снова литургически вспомнить о них. Слишком заслонили их другие святые. В древности дни памяти апостолов выделялись особо, а мы до сих пор просто не исполняем устава, а ведь по уставу память каждого апостола — это всегда большой праздник. Мы же об этом часто и не знаем.
Литургия апостола Иакова ценна для нас тем, что она сохранила дух доникейской, доконстантиновской эпохи, когда главный акцент ставился на вере и исповедании, когда мученичество принималось как константа христианской жизни, чего до сих пор у нас нет, несмотря на то, что жизнь заставила нас повернуться, и мы пережили такую эпоху мучеников, которую не переживала христианская церковь еще никогда и нигде. А литургия апостола Иакова заставляет нас вспомнить о тех корнях, которые очень важны для полноты восприятия христианства, нашей православной веры.
Не так давно в Москве открылось Иерусалимское подворье, в том самом храме, который принадлежал ему еще до революции, в нынешнем переулке Аксакова, ранее Филипповском переулке. И вот, я с радостью узнал от его настоятеля, что там будет служиться литургия Иакова, хотя, к сожалению, только где-то в мае, в день памяти апостола или еще позже.
Значит, мы и в Москве теперь сможем бывать на этой литургии, приобщаясь к тому духу мужественного исповедания христианства, который там так явен. Конечно, он есть и в нашей литургии, но акценты в ней переставлены, что естественно, ибо исторические эпохи, в которые эти литургии в основном складывались, различны.
Сохранился на литургии апостола Иакова и древний чин причастия: миряне причащаются отдельно святого Тела и отдельносвятой Крови из чаши. Ведь в древности христиане получали святое Причастие в руки, и это было знаком великого доверия всех членов Церкви друг к другу.
Вот кого мы сегодня вспоминаем: великих отцов — царя Давида, праведного Иосифа и апостола Иакова. Как важно знать нам больше о них, об их учении, об их жизненном пути, о всем том, что было с ними связано, чтобы полнее прославить Господа в Его Рождестве, чтобы прочувствовать, что значит это Богоявление и вся священная история, которая и есть цепь Богоявлений с самого первого дня существования человечества и в самой его истории.
Будем же обо всем этом помнить. Хотя, конечно, мы сказали не все, что можно было сегодня сказать, но будем постепенно «выносить из сокровищницы сердца своего и старое и новое», как наученные Небесному Царству. И если кто-то нас спросит: «Что вы делали сегодня? Куда вы ходили и зачем?», то нам надо иметь, что ответить. Невозможно описать кому-либо молитвенный дух: для этого нужно быть здесь. Но можно рассказать о том смысле, который раскрывается так богато нам в нашем собрании, через молитвословия, чтение Священного писания, через все, что мы называем богослужением.
Очень бы хотелось, чтобы это богослужение на престолах вашего сердца не прекращалось ни на минуту, никогда: в храме, на улице, дома, на работе, везде и всегда и со всеми, чтобы каждый христианин не на словах только, но в жизни своей показывал, что он есть истинный царь и священник Божий.
Аминь.
13 января 1991
Св. Богоявление
Слово перед вечерней
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником!
Сейчас у нас будет сложное богослужение, состоящее из четырех частей.
Сначала мы отслужим великую праздничную вечерню с чтением тринадцати паримий из Ветхого завета, апостола и евангелия. Надо обратить внимание на чтение этих паримий, ибо они все связаны одной смысловой нитью, поскольку в древности в этот день на вечерне было положено совершать крещение людей, к которому они длительно готовились, оглашаясь. И в то время, пока в церкви читались паримии, епископ, возглавлявший богослужение, шел в крестильню и там крестил людей. По их возвращении читались апостол, евангелие и сразу же начиналась литургия верных, на которой первый раз могли присутствовать и сами сослужить при священнодействии новокрещеные. Именно поэтому сегодня за вечерней мы будем совершать великое освящение воды. Связано это с тем, что всегда и прежде перед крещением совершалось великое освящение воды. Потом мы сразу начнем великое повечерие, в конце которого будет совершена лития с освящением пшеницы, вина, масла и хлеба. А завтра, после утрени (поскольку в нашем новооткрытом храме мы еще не можем служить литургию), еще раз совершим великое богоявленское освящение воды.
По чину оба водоосвящения — одно и то же, но исторический смысл этих чинопоследований разный. Сегодня это как бы начаток того Крещения мира, которое с древнейших времен совершалось в Церкви в связи с праздником Крещения Господня. А завтра будет вода освящаться по иерусалимской традиции. На протяжении многих веков в Иерусалиме патриарх Иерусалимский в этот праздник шел воспоминать Крещение Господне на Иордан, на то место, где Господь крестился, и там освящал воду.
Итак, смысловое различие очень большое. В одном случае — в канун праздника, сегодня, освящается вода так, как она обычно должна освящаться перед Крещением человека, когда на него сходит Дух Святой, как когда-то при Крещении Он сошел на Господа нашего на Иордане. В другом случае — на сам праздник Богоявления — духовно воспоминаются евангельские события. Вот как объясняется то, что это чинопоследование в церкви совершается дважды.
Аминь.
Слово после чтения Евангелия
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Сейчас мы слышали повествование евангелиста Луки о том, что народ искал Мессию.
Искал, ибо ждал Его. Сначала люди думали, что Мессией является Иоанн Креститель. Иоанн был великим пророком и в традиции древних израильских пророков он находил в себе силу говорить правду, причем всю правду и вслух. Он обличал для того, чтобы вернуть всех к Богу. Он обличал грехи народа, для которого Божий закон уже давно стал чем-то бытовым, простым, обыкновенным. Народ давно приспособился к трудностям жизни по закону и отвратил сердце свое от Бога.
Иоанн обличал людей. Он называл их, лицемерно приходивших креститься к нему, порождением змеиным, порождением ехидны. Он говорил им: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите достойные плоды покаяния». Можно приносить плоды покаяния, но эти плоды могут остаться не принятыми Богом, если они недостойны того. «Не думайте говорить себе, — говорит святой Иоанн Предтеча, — что отец у нас Авраам, ибо говорю вам, Бог может даже и из камней сотворить Себе детей Авраама. Вот лежит при корне дерева секира. И всякое дерево, которое не приносит плода, будет срублено и брошено в огонь».
Услышал народ слово Иоанна и задался вопросом: что же нам делать? Те, кто задавал такой вопрос, обрели подлинное смирение, потому что хотя знали, что принадлежат народу Божьему, но познали и то, что они — народ согрешивший. Так и нам с вами нужно знать и то, и другое. Ныне и нам, народу Божьему, часто требуется обличение в наш адрес и ответ на вопрос: что же нам делать? Тогда ответил Иоанн народу: «У кого излишек в одежде — отдай неимущему, у кого есть пища в запасе — сделай то же самое». Когда пришли к Иоанну мытари, сборщики податей, наживавшиеся на бедах народа, то и им в ответ на подобный вопрос Иоанн сказал: «Ничего не требуйте более определенного вам». И воины хотели узнать, что делать? И им Господь сказал: «Никого не обижайте, не клевещите и будьте довольны своим жалованием». Как трудно это делать воинам, которые бывают связаны присягой и вынужденным послушанием своему начальству. Но от имени Бога им было сказано: никого не обижайте.
Таким образом, народ стал думать, что этот дерзновенный пророк и есть Христос. А Иоанн сказал им: я вас крещу лишь водой, я вас привожу к покаянию. И через это символическое омовение водою вы получаете оставление своих грехов, в которых каетесь. Но смотрите, идет за мною Сильнейший меня, Тот сильный, Тот крепкий, у Которого я не достоин развязать ремня на обуви Его. Вот Он будет крестить вас не просто водою, Он погрузит вас в Духа Святого и крестит вас огнем. Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу, а солома будет сожжена этим огнем неугасимым.
Это указание относится также к нам. Пришедший и крестившийся от Иоанна Иисус крестил и нас Святым Духом. Он пришел низвести на землю огнь, тот огнь, который может согреть и просветить, но который может и попалить всякую нечистую душу. Он есть альфа и омега, все через Него, и невозможно спасение без Него. Через Христа мы получаем прямой доступ к Отцу, и дай Бог, чтобы Он, пришедший в Духе и Силе, нашел нас не отверженными, не пустыми, не сухими, как солома, а ветвями живыми, зелеными и плодоносящими.
Аминь.
18 января 1991
Слово на утрене после евангелия
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Сейчас мы слышали радостную, благую весть о том, как Господь наш Иисус Христос пришел из Галилеи к пророку Иоанну, который уже давно проповедовал покаяние, готовя народ к принятию Сильнейшего, идущего к Своему народу.
Господь приходит на Иордан к Иоанну креститься. Но Иоанн, весь смысл жизни которого заключался в том, чтобы благовествовать Грядущего, узнать Его и тем исполнить волю Божью, начинает в ужасе удерживать Иисуса, пришедшего креститься так же как и все, отпавшие от Бога грешники, как весь народ израильский того времени.
Иисус приходит наравне с этими грешниками, неся на себе тяжесть мирового греха. Иоанн же знал только одно, что этот Человек от Бога, это Тот, Кто не совершил греха. Поэтому, зачем Он приходит во Иордан омыть грехи? «Мне надобно креститься от Тебя, — говорит Иоанн Ему, — и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус, знавший, чувствовавший всем сердцем, что Он, хоть Сам и не сделал греха, но взяв на себя ответственность за грех, должен быть ныне приравнен ко всем, отвечает: «Оставь теперь, довольно. Так нам надлежит исполнить всякую правду».
И воистину, если Господь действительно, а не внешне символически берет на Себя грех мира, то Он должен испытать на Себе и судьбу этого отпавшего и лежащего во зле мира. Так исполняется правда. Грех отлучает от Бога, грех разрушает, унижает человека. Грех всегда рождает свои последствия. Поэтому и надо было Господу Иисусу прийти в этой толпе кающихся и, исполняя правду Божью, омыться в струях Иордана.
Согласно пророчествам Ветхого завета, «море виде и побеже, Иордан возвратился вспять». Как бы сами струи Иорданские также желают противоречить Иисусу, входящему вместе с грешниками в воду. И они также не хотят допустить Его к Крещению, как и Иоанн. Ты ли придопускает Господа до Крещения. И «крестившись, — говорит евангелие, — Иисус тотчас вышел из воды и отверзлись небеса Ему, и увидел Иоанн Духа Божьего, сходящего как голубь и спускающегося на Него».
Отверзлись небеса и произошло явление Самого Бога в гласе Отчем, чрез Духа — голубя, нисходящего на Сына Божьего. И вот откровение Божие, глас с Неба, глаголющийходишь к нам, — как бы говорят они Ему. Но Господь исполняет всякую правду Божью, полноту правды Божьей.
Иоанн не понимает этого. Этого не вмещает и весь мир сей. Но Иоанн, будучи послушен правде Божьей,: «Это Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение».
Для нас с вами это и великая радость, и великая печаль. Печаль, потому что распинается Сын Божий в этом мире, и радость, потому что Господь пришел и открыл Себя снова и снова всем, кто способен увидеть и услышать. В Нем благоволение Божие, в Иисусе, пришедшем к Иоанну и крестившемся. А если благоволение Божие в Нем, то можем ли мы оборачиваться назад и снова распинать грехами своими Господа Иисуса? Как еще часто мы идем на компромисс, умом отрицая компромисс, и языком тоже. Как еще часто мы бываем согласны на грех и как часто мы не чувствуем того, почему и нам следует исполнить всякую правду.
Не оставим же без внимания того, что открывается нам в этот день. Господь Иисус Христос снова и снова стучится в наши сердца, и вновь мы получаем откровение Духом Божьим, что в Нем благоволение Отчее.
Аминь.
Собор Иоанна Предтечи и неделя о Закхее
Слово после чтения Евангелия на вечерне
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Сейчас мы слышали о том, что произошло с Иоанном Крестителем уже после Крещения Господа. Когда Иоанн был отдан под стражу, Иисус отходит в Свою страну Галилею и поселяется в приморском городе Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Таким образом, Галилея языческая — как ее называли пророки — тот народ, который сидел во тьме, увидел великий свет через Господа. Тогда в этой стране, находившейся под тенью смертной, воссиял свет, и оттуда, из этой страны, начинается проповедь, проповедь уже не Иоаннова, не подготовительная, а проповедь Самого Христа о том, что необходимо покаяться, ибо приблизилось Царство Небесное.
У вас может возникнуть вопрос: что же, Господь, по существу, повторяет проповедь Иоанна? Ведь Он почти буквально, дословно начинает Свою проповедь с того, чем кончил Иоанн Предтеча. Сегодня утром мы с вами говорили, в чем был смысл прихода этого величайшего из рожденных женами пророка Ветхого Завета, того пророка, который стал как бы на границе двух заветов, который, будучи пророком Ветхого Завета, уже служил подготовке Нового. Впрочем, начали это делать и до него, и за многие века до него, тогда, когда еще древние пророки Израиля возвестили о том, что будет заключен Новый Завет, Новый Завет Бога со своим новым народом, завет не внешних дел, не закона, а завет Любви, написанный в сердцах людей.
Именно так и случилось. Чем кончился Ветхий Завет, чем кончил Иоанн Предтеча, с того и начинает Господь Иисус, и разница только в следующем, дорогие братья и сестры: то, что для одного — предел, то для Другого — основа и начало: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Если для Предтечи это было пророчество о будущем, о том, что только должно совершиться, исполниться, то во Христе это уже совершается и исполняется. Царство Божие приблизилось, но в Нем Самом. Чтобы его обрести, нужно только одно — покаяние. Только это покаяние и могло открыть людям то Царство, которое приносит Господь.
Покаяние — вещь простая, братья и сестры. Нет ничего проще покаяния. Вы все это очень хорошо знаете, и если мы часто не умеем каяться, то только потому, что не умеем быть простыми людьми. В нас нет Божьей простоты, нет того единства ума и сердца, которое требуется для покаяния. Ибо всегда ум наш стремится к добру, а если и ум смущается, то стремится к добру сердце. Всегда в человеке есть то, что ведет его к Богу. Надо лишь прислушаться и найти в себе силы и решимость всего себя отдать на служение Господу. Найти в себе силу соединить ум и сердце, душу и дух.
Нет ничего проще покаяния, братья и сестры. И вот какой замечательный пример покаяния показан нам сегодня во втором евангельском чтении — от Луки. Знаменитый рассказ о мытаре Закхее. Не простом мытаре, а даже начальнике мытарей, человеке богатом, который уже давно вошел в свою греховную роль, который давно уже адаптировался, который давно уже смирился с тем, что его презирает и ненавидит народ, — народ, который не мог примириться с порабощением своей земли захватчиками, теми людьми, которые были чужды ему.
И этот Закхей искал видеть Иисуса. Как сказано в евангелии: «Он хотел увидеть, Кто Он», т. е. он хотел узнать и познать, Кто Этот Иисус. Вот и все, что сказано в евангелии о Закхее, ничего больше. Опять же самое простое. И вот мытарь Закхей, покуда был мал ростом, забежал вперед, влез на смоковницу, вверх, чтобы увидеть Господа, потому что надлежало Иисусу проходить мимо него.
Что сделал Закхей? Опять ничего особенного. Он только повиновался тому, что было в его сердце. Захотел узнать, Кто есть Иисус, и сделал немного: шаг вперед и немного вверх. Вперед и вверх — все, что потребовалось для того, чтобы достичь заветной цели.
И вот, мимо этой смоковницы, как и ожидалось, проходит великий Учитель Израиля, великий Пророк, Мессия Иисус. Он, конечно, замечает этого Закхея. Посмотрев вверх, говорит ему: «Закхей, сойди скорее, иди в свой дом, ибо сегодня Мне надо быть у тебя». Тогда Закхей, не ждавший такого обращения и такого предложения, познав Господа, быстро, даже с поспешностью некоторой, как сказано в евангелии, сходит вниз и принимает Господа в своем доме с радостью.
Вот плод его усилий, несоизмеримо превышающий все его усилия и пожелания. Но разрушив то греховное равновесие, которое было между начальником мытарей и его окружением, он вызывает против себя, а заодно и против Господа, реакцию окружающего народа, который стал роптать: что это Иисус заходит к человеку грешному?
Тут Закхей смутился, может быть, даже испугался. За кого? Не за себя, за Иисуса. Он стал переживать, потому и говорит Господу, как бы желая оставить Его подольше у себя добрым, правдивым словом. Он говорит: «Господи, я половину всего того, что имею, отдам нищим, а если я чем кого-то обидел, я воздам тому вчетверо».
Он почти не понимал, что говорил, ведь он не знал всех, кого обидел, он даже, наверняка, не знал границ своего имения, ведь в этом и заключался весь смысл его прежней жизни: границы между своим и не своим стирались. Стирались годами так, чтобы совесть не мучила его, чтобы не напоминала ему о том, откуда у него такое богатство. А тут Закхей чувствует, что он может раздать имение свое и загладить обиду оскорбленных, униженных им лично.
Однако только этого и ждал Иисус от Закхея, поэтому и говорит ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и этот человек, этот несчастный Закхей, начальник мытарей, налогосборщиков, он теперь сын Авраама, он теперь сын веры, он сын закона, он сын надежды, он будущий сын Любви».
Так Сын Человеческий «пришел взыскать и спасти погибшее».
Аминь.
19 января 1991
Слово после чтения 11-го воскресного Евангелия на утрене
Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сейчас мы слышали евангельское повествование о Воскресении Христовом и о том, что произошло вслед за тем. Сегодня снова и снова возникает вопрос о любви и верности ей. Бог есть Любовь. Поэтому всякий, кто надеется прийти к Богу, жить с Богом, не может обойти вопроса о любви.
Всем нам кажется, что мы любим Бога и ближнего. Так же все мы знаем, что наша любовь несовершенна, немощна, часто малоплодна, но мы, к сожалению, не понимаем, насколько остро стоит для нас этот вопрос. А нам надо было бы беспокоиться, потому что мы видим плоды нашей нелюбви или слабости нашей любви и часто сожалеем о них. Часто мы перестаем быть солью земли и светом мира. А именно любовь есть эта соль и этот свет. Потому-то мир часто отходит от церкви или достаточно к ней равнодушен, если не брать во внимание ее исторические и культурные аспекты.
Да, люди часто не стремятся в церковь и равнодушны к ней. Им кажется, что если есть смысл существования церкви, то только в том, чтобы сохранять исторические памятники, национальную культуру, быт христианский и все.
Сегодня утром ко мне подошла простая женщина из Рязанской области, заговорила о том, что столько поломано, столько уничтожено. Говорила: «Ну ладно, если бы закрывали церкви, только бы не ломали ничего». Я был поражен в самое сердце. Как же верующий человек не понимает, что этот разгром — следствие неверия и оскудения любви. Оно сначала привело к возможности закрыть храм, а все остальное — это естественное следствие. Увы, должен вам покаяться, что не нашел в себе даже сил возразить ей и сказать, что ее слова — это кошмар, ужас, это свидетельство полного ее неверия и незнания ни Бога, ни Церкви. Но бабушка была симпатичная, и мне не хотелось перед началом службы ее огорчать.
И, наверное, я все-таки зря не сказал того, что думал, слушая ее. Ведь вопрос о любви, как и вопрос о вере — центральный вопрос в нашей жизни. Только он должен стоять в центре, все остальное периферийно. В центре жизни должен стоять только Бог и человек во Христе, все же остальное второстепенно, хотя и должно быть связано, конечно, с Ним.
Вот так же Господь наш Иисус Христос проверял и Своего ученика, считавшегося столпом. Господь этому столпу мог в свое время сказать: «Отойди от Меня, сатана, ибо ты Мне соблазн». И теперь, проявляя великое милосердие и подлинную любовь, Господь говорит о том, что все, любой грех, может покрыть только благодать и Любовь, которой надо открыть свое сердце, открыть целиком и полностью, не оборачиваясь назад, не страшась, не сомневаясь. Поэтому Господь и спрашивает: «Симон, сын Ионин, любишь ли ты Меня?» И трижды вопрошает его о любви, любви всесторонней, всеобъемлющей, ибо Петр ранее трижды отрекся от Него из-за страха, из-за того, что эта любовь не проникла тогда еще в его сердце, ставившее в центр своей жизни еще закон Божий, а не Бога, который есть Любовь.
Вот так немощное, отрекшееся от Господа сердце сейчас проверяется и восстанавливается в союзе Любви: «Симон бар Иона, любишь ли ты Меня?» Петр был удивлен, он не понял вопроса Господа. Ему так же, как и нам сейчас, казалось, что нет проблем, он же Его ученик. Поэтому он наивно аппелирует к тому, что Господь о нем знает. «Ты же знаешь, что я люблю Тебя, что же Ты спрашиваешь? Зачем это испытание, разве говорят о любви, разве задают такие вопросы? Ты знаешь, что я люблю Тебя».
Иисус вразумляет его, продолжая: «Тогда паси агнцев Моих». Ведь предательство Любви есть всегда разорение. Предательство Любви есть расточение Церкви Божией. Вся она зиждется на Любви и скреплена Любовью. Нет Любви, оскудела Любовь — и все, начинается расточение, разорение, начинается хаос, развал, сначала внутренний, потом внешний.
К сожалению, в истории церкви это тоже было, такое оскудение. И мы с вами знаем об этом не в первом поколении, и не во втором, и не в третьем. И не с XVII века это все началось. Эта болезнь началась давно. И предупредил нас о ней Господь Иисус Христос, обратившись к Петру: «Любишь ли ты Меня? Если любишь, собирай Мое стадо».
«Кто не собирает со Мною, тот расточает», — сказано в евангелии. Каждый из нас помнит эти слова, но мы все сваливаем друг на друга. Как будто кто-то в Церкви все должен делать, собирать, а к нам это вроде бы и не относится. Мы не понимаем, что мы все должны собирать, и при этом должны понимать, что связывать и с чем.
Апостол Петр был и испытан и научен вопросами Господа. Каждый раз, когда Господь говорил, что Петру надлежит пасти Его овец, Его агнцев, каждый раз это наполняло Петра Любовью, ответственностью и пониманием в сердце своем того, к чему он был призван. Лишь на третий раз апостол опечалился. И в третий раз услышал: «Паси овец Моих».
Но после того, как печаль исполнила сердце Петра, Господь не ограничился этими словами, Он показал перспективу его жизни, сказав: «Когда ты был молод, то препоясывался как хотел и шел куда желал, а будешь пасти стадо Мое, собирать Его в Любви, увидишь, восстанет на тебя зло, и уж тогда ты прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда ты сам не хочешь идти. И так будет до смерти».
До самой смерти, которая постигнет ап. Петра в мучении за Христа. Нельзя обойти этого мучения, было бы оно лишь во имя Господне, а не во имя свое. Ибо хорошо кто-то сказал, что если раньше люди делились на гордых фарисеев и смиренных мытарей, то сейчас люди делятся на гордых фарисеев и гордых грешников. Даже муки своей жизни люди часто превращают в повод для самоутверждения.
Вот все, что Господь хотел сказать апостолу Петру. Он завершил беседу простыми словами: «Иди за Мной». В этом вся суть и итог беседы: «Иди за Мною». Если пойдешь за Мной, то докажешь, что имеешь Любовь, и тогда будешь пасти агнцев Моих. Пойдешь за Мной, испытаешь и мучения от восстающего на душу зла. Пойдешь за Мной — и образуется сердце твое, и получишь оправдание, и спасение, и преображение всей своей жизни.
Когда мы слышим о тех тайнах, которые открывались ученикам Христовым после Воскресения Его, никогда не будем думать, что нас это касается лишь постольку, поскольку мы обратили свой взор и слух назад. Никогда не будем думать, что это было и прошло. Все, что Господь открыл в Своем Воскресении, уже не умирает, как не умирает, воскреснув, Сам Господь. Вслушаемся же в Его глас, вглядимся в ту духовную реальность, в которой живой Господь пребывает доныне, сидя одесную Отца. Тогда и наследуем Жизнь вечную со всеми святыми!
Аминь.
20 января 1991
Суббота по Богоявлении. Отдание Богоявления
Из слова перед утреней
Дорогие братья и сестры!
Сегодня отдание праздника Богоявления. Мы заканчиваем празднование, но не для того чтобы забыть его, а чтобы знать, что требуется от нас потом, после того как мы праздник завершим.
Можно сказать, что в церкви каждый день праздничный, нет ни одного дня в году, в который бы не совершалась память какого-нибудь события или святого. Да, есть дни, в которые воспоминаются многие святые, и есть дни, в которые чествуется один святой или духовное событие, но нет ни одного дня, чтобы вовсе не было такой памяти. Для чего это так? Это не просто исторически сложившийся факт. Дело в том, что Церковь всегда надеется, что каждый из ее членов, придя на общее богослужение, проникнется духом того события, святого или святых, которые воспоминаются в этот день. Если это праздник, то надо войти в дух этого события, понять его духовно, а не только исторически. Празднуется ли память какого-нибудь святого, мы также должны подражать вере его, идя по пути совершенствования нашей веры и жизни.
Это можно делать и самим, мы же не ходим в храм каждый день. Хотя сейчас в православном мире возрождается традиция пребывания в храме членов церкви чуть ли не каждый день. Конечно, невозможно совершать часовые, даже многочасовые богослужения каждый день. Это могут делать только единицы, а вот обычные люди, которые работают, учатся, имеют какие-то обязанности, они просто стараются селиться рядом, в одном городе или в одном селе так, чтобы, как говорится, храм нельзя было обойти. Идут, к примеру, дети в школу — зайдут в храм, помолятся три минуты, совершая ту же молитву, что и дома утром и вечером, но только в храме. И когда эта традиция общая, то собирается много и детей и взрослых. И так хотя бы кратенько, но ежедневно утром и вечером все заходят в храм.
Конечно, это все легче делать на фоне западной традиции, где целый день храм открыт. У нас, к сожалению, любят запирать храмы, хотя нужно было бы, чтобы храмы были открыты, чтобы любой желающий мог прийти в храм. Храм должен быть духовным домом для человека, а не чем-то отчужденным от него. Итак, такая традиция появилась в православном мире, правда, сейчас больше в Америке и других странах, где православные в меньшинстве. Впрочем и нас с вами еще не большинство, не будем об этом забывать. Там люди специально соединяются, даже территориально селятся ближе, чтобы иметь такую возможность постоянного молитвенного общения. А для чего иметь такую возможность, ведь по-настоящему можно и дома помолиться? Это нужно для того, чтобы совершенствоваться в вере и жизни христианской. И сопрягать это совершенство не только с собственными, индивидуальными усилиями, а со всем тем, что в церкви накоплено и что в огромной степени до сих пор лежит под спудом. Мы не используем этого богатства в огромной степени. То, что мы усваиваем, что используем, что переживаем в нашей православной жизни — это маленькая доля того, что может пережить и чем может жить православный человек.
Вот, дорогие братья и сестры, поэтому и сейчас, литургически завершая празднество Богоявления Господня, нам нужно удержать, сохранить в себе тот свет, который открылся нам при праздновании Рождества и Богоявления, тот опыт, который мы приобрели, преодолевая искушения, выпавшие в это время на нашу долю. Все это должно войти в общую копилку Церкви Христовой. И все, что наиболее ценно, то отложится и переживет века, а для нас станет путем в Жизнь вечную. Не будем этого забывать, ибо мы иногда еще относимся к духовным праздникам точно так же, как к светским: мол, пришел день, когда надо лишь поменять стиль своей жизни, не пойти на работу, на учебу, приготовить стол, пойти в гости и т. д. Такой праздник проходит, и мы снова возвращаемся на круги своя. Нам же, христианам, не дано возвращаться на круги своя. Будем это помнить.
Поэтому церковь и установила такую многодневную длительность праздников. Впрочем, такая традиция сложилась не в христианскую эпоху, а во времена Ветхого Завета. Кто из нас хорошо знает Библию, тот помнит это. Есть главный день праздника, и есть его отдание через семь или иное число дней в зависимости от праздника. У нас же обычно весь установленный срок праздник не отмечается. Пришли в праздничный день в храм или провели его еще как-нибудь благочестиво, а потом, вполне по-язычески, возвращаемся на те же круги своя.
В нас должно быть духовное возрастание как на дрожжах. Не случайно Царство Небесное подобно такой закваске, которой квасят все тесто. Вот дополнительный смысл годового церковного богослужебного круга, который надо приложить к тому главному, основному, о котором у нас с вами обычно идет речь.
Напомню, что главное в церковном празднике — это устремленность Церкви открыть путь Жизни вечной новым людям, чтобы исполнять завет Христов: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам
. Мы должны быть прежде всего свидетелями Воскресения в нас и через нас, более всего открывающегося нам в Крещении и других таинствах. Это древнейший, сакраментальный смысл церковных праздников. Второй смысл — традиционный, накопительный, тот, о котором я вам рассказал, а третий — дидактический, для тех, кто ранее ничего не знал о Христе.
Дорогие братья и сестры, и еще об одном. Сейчас, когда впервые за послереволюционные годы проходит всецерковный съезд православной молодежи, и многие из нас являются делегатами этого съезда, хотелось бы напомнить о том, что в первую очередь молодежь призвана к тому, чтобы проповедовать и проявлять милосердие к людям. Молодежь может делать значительно больше, чем люди пожилые. Во всем мире и во всей истории всегда было именно так. В наше же время молодежь обычно почти ничего в церкви не делает. Очень мало проповедует, потому что сама не научена, сама ничего не знает и очень мало помогает церкви и немощным, больным, старым, инвалидам, многодетным, попавшим в беду, так или иначе, временно или постоянно нуждающимся в помощи.
Вот и мы, находясь на этом съезде, к сожалению, констатируем факт, что не собралась еще православная молодежь должным образом. Потом я вам дам полный отчет об этом съезде. Сейчас скажу только, что православная молодежь еще как во сне. Она занимается собой, только своими делами, как в большой степени и все мы. Какой пример мы даем, так ведет себя и молодежь. Наш приход несколько отличается от других. К сожалению, у нас мало пожилых людей, а в других же приходах — другая крайность. Нужно, чтобы в церкви была полнота, чтобы были представлены все возрасты, все духовные типы, тогда легче жить и проявлять себя. Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы православная молодежь заявила о себе в особенности. А православная молодежь как определил съезд,- это люди от 16 лет до 30 — 35. Поэтому хочу вам напомнить, что в любом случае наша с вами задача — свидетельство о Свете, просвещение в истинном и глубоком смысле этого слова и дела милосердия. Вот ради этого мы и совершаем церковные праздники, вместе здесь собираемся на молитву.
Аминь.
Неделя о мытаре и фарисее и св. равноап. Нины
Слово на вечерне
Братья и сестры, христиане!
В нынешний день воспоминаются Воскресение Христово и притча о мытаре и фарисее, ибо наступила первая подготовительная неделя к Великому посту, отдание праздника Богоявления, вместе со св. равноап. Ниной. Вот сколько в один день воспоминаний. Конечно, как я уже говорил, главное внимание мы уделяем празднику Воскресения, как положено по уставу, а также триодному празднованию в связи с чтением евангелия, притчи о мытаре и фарисее. Также в последний раз в этом году вы услышите и некоторые песнопения, касающиеся праздника Богоявления.
Утром я вам уже говорил, что в Москве проходит I съезд православной молодежи, и я рад тому, что от нас на съезде был не один человек, как от других московских приходов, а чуть ли не целая делегация. И наши братья и сестры не просто пришли посмотреть на то, что там делается, а сами внутренне и внешне участвовали в событиях, которые к концу должны быть очень насыщенными (а завтра последний день съезда).
Сейчас же мы рады приветствовать в нашем храме одного из активных участников съезда отца Александра Андросова, ректора Костромского духовного училища. Мы будем молиться с ним вместе. Я этому очень рад, потому что нас связывает многолетняя дружба, мы вместе учились в Духовной академии десять лет назад. И сейчас нас связывает совместное служение, совместные дела и устремления. Отец Александр — один из основных помощников правящего архиерея епископа Александра Костромского, который сейчас возглавляет все православное молодежное движение, ибо он был избран его председателем. Итак, будем молиться! Слово после чтения евангелияБратья и сестры, христиане!
Наконец мы с вами достигли радостного для нас момента, когда вновь слышим Господню притчу о мытаре и фарисее. Кажется, что здесь может быть радостного, ведь Господь говорит эту притчу, никого не хваля, а скорее, обличая, и обличая, как кажется, тех, кто уже раз и навсегда отдал себя Богу, обличая тех, кто не хочет жить, как грешники.
Но оказывается, в духовной жизни не все так просто. Мало одного желания жить праведно, мало только знать закон, тот путь праведности, который открыт нам Богом.
Наше сердце влечется к этой притче потому, что все мы знаем, что Господь через нее обязательно, хотя бы ненамного, облегчит наши фарисейские души. Мы знаем это про себя и радуемся этому, мы ждем этого, хотим этого. Ведь мы с вами хотим жить праведно и, живя праведно, пусть не в полной мере, не в полную силу, мы невольно противопоставляем себя тем, кто живет иначе.
Мы тоже ставим в центр нашей жизни благодарение Богу и говорим: «Благодарю Тебя, Боже». Мы призываем друг друга к благодарению, чтобы каждый день это делать. Более того, мы с вами утверждаем, с полным на то основанием, что без благодарности в сердце к Богу жить по вере нельзя.
И так мы говорим всегда: «Боже, благодарю Тебя». А вот когда надо продолжать это благодарение, то постоянно сбиваемся на путь фарисейства. И в словах или не в словах (подчеркиваю это), но посмотрев вокруг себя, говорим себе, думаем или просто чувствуем, что мы не таковы, как прочие люди, как эти все грабители, обидчики, все эти прелюбодеи, все эти махинаторы.
Мы стараемся соблюдать порядок, установленный в церкви; многие, почти все из нас, могут сказать, что мы постимся два раза в неделю, все те же два раза в неделю, как и в древности. Некоторые из нас, в похвалу им, могут сказать, что дают десятину от своих доходов в помощь братьям и сестрам, верующим и неверующим, в помощь церкви, церковным предприятиям и мероприятиям. Нам кажется, что мы знаем слова Нового завета «не обманывайтесь, братья, дурные сообщества развращают добрые нравы». Мы помним эти слова и именно поэтому стараемся от дурных сообществ убегать, уходить. Ну и что же такого плохого мы здесь делаем. Неужели же мы, делая все это, должны приравнивать себя, буквально отождествлять себя с фарисеем, ставшим в храме рядом с мытарем. Это большой вопрос. Вопрос действительно, реальный. Те, кто не первый раз в жизни проходят великопостный цикл, ждут, чтобы снова и снова прозвучала эта притча, чтобы она опять нам напомнила о нашем фарисействе и чтобы мы еще и еще постарались хотя бы как-то смирить гордыню самоправедности и увидеть величие своего ближнего.
Да, Господь в своей притче говорил о мытаре. Да, Он его похвалил, похвалил очень тонко, не то чтобы абсолютно оправдал его, как иные говорят, нет, но похвалил, сказав, что тот мытарь, который стал вдали, не на глазах у всех, не ради того, чтобы его видели, который не смел поднять свои очи вверх, но говорил Богу: «Будь милостив ко мне, грешному», сей мытарь «пошел оправданным в свой дом более», нежели фарисей, который пришел, исполняя, как ему кажется, весь закон, пришел в храм помолиться и молился таким фарисейским образом. Конечно, «не оправдается пред Богом никакая плоть». Ни мытарь, ни фарисей только потому, что один — фарисей с таким сознанием, а другой — мытарь со своим сознанием, оправданными быть не могут. Требуется что-то большее, требуется ответ Божий на просьбу мытаря. Если кто-то говорит: «Боже, будь ко мне милостивым», то оправдывается он только тогда, когда эту милость, эту благодать получает. А получаем мы ее во Христе и через Христа, в Церкви и ради Церкви, т. е. ради служения Богу и всем ближним.
Чтобы это служение совершилось, надо нам вспомнить и последние слова притчи. Господь сказал: «Всякий сам себя возвышающий, будет унижен, а сам себя унижающий, возвысится». Если мы воспримем их как заповедь, как очередной закон, то мы ничего не поймем, что хочет от нас Бог и что открыл он нам через Иисуса Христа, Сына Своего. Ведь всем известно, и уже сказано громко, и многими услышано, что в наше время есть не просто гордый фарисей и смиренный мытарь, в наше время есть гордый фарисей и гордый мытарь.
Господом отвергается всякая гордость. Господь не хочет, чтобы люди замыкались только на себе. Нет воли Божией в такой направленности духа человеческого. Да, один человек, более или менее будучи виновным в этом, может быть ближе по своему положению к мытарю, другой — больше к фарисею, но ведь мы можем себе представить и третью ситуацию, когда фарисей может оказаться смиренным, так же как, увы, в наше время часто оказывается гордым мытарь, бьющий себя в грудь и призывающий к себе Божью и человеческую милость.
Не то было плохо, что фарисей соблюдал закон. То было плохо, что он не желал милости от Бога, не желал благодати, думая наивно, что он может достичь своими силами милосердия Божьего, оправдания пред Ним. Плюс к тому, этот фарисей из притчи на самом деле не видел ни Бога, ни ближнего. Они для него на самом деле не существовали просто потому, что они ему были не нужны. Если можно самому сделать то-то и то-то, и всем этим вполне удовлетвориться, то зачем человеку Бог и уж, конечно, зачем ему его ближний. Его можно так или иначе использовать, с ним можно делать общие дела, может быть, иногда, если это выгодно или если закон это повелевает делать бескорыстно, то делать их даже бескорыстно и по закону. Но и все.
Итак, воистину великую притчу предложил нам Господь, притчу о том, что мы должны взыскать милости, благодати Духа, стать нищими духом, чтобы обрести Небесное Царство. Что может быть больше этого? «Взыщите прежде Царства Небесного и правды его, а остальное все приложится вам», — сказал Господь.
Так Господь утверждал мир и радость, и милость, благодатность Небесного Царства. Но утверждал и необходимость для нас искания правды во всей нашей жизни — во всех отношениях с людьми, с обществом, в семье, на работе, в отношениях наших с миром, с природой, в отношении к себе, к Богу, к друзьям, к врагам. Господь так ценит «алчущих и жаждущих правды», что называет их счастливыми, блаженными. Мы, к сожалению, часто не ищем ни Царства Божьего, ни правды его. От нас все время что-то уходит, теряется то одно, то другое. То мы обретаем благодать и радуемся, ни о чем не думая, вплоть до реального риска оказаться беззаконниками, то мы так скрупулезно пытаемся исполнить весь закон, до последней черты, что уже ни о каком Небесном Царстве также не может идти речи.
Братья и сестры, христиане! Начинается подготовка к Великому посту. Пусть для нас с вами эта притча Господа станет действенным напоминанием о том, что первое блаженство заключается в нищете духовной, в том, что мы всегда должны ближних своих ставить выше себя, меньше судя о себе. Если бы мы научились вовсе не судить о себе, как это засвидетельствовал апостол Павел, сказав: «Я и о себе не сужу», — то мы, наверное, сразу бы обрели и великое блаженство. Если бы мы могли почитать ближнего своего выше себя, всякого ближнего, особенно в Церкви святых, то мы также обрели бы великое блаженство. Начнем же с этого. Без этого никакой пост не принесет ни радости, ни мира, ни благодати, а значит не будет спасительным, не приведет нас к желанной цели совершенства в Духе Святом, подобном совершенству Отца Небесного.
Братья и сестры, именно сейчас, начиная подготовку к посту, вспомним — пост есть дело духовное, всегда духовное. И чтобы нам ощутить великие плоды поста, мы должны будем ощутить их и в себе, и в ближних наших. Если мы увидим эти плоды в ближних наших и в себе, значит мы постились, не увидим, хотя, может быть, не ели, не пили, — не постились. Да не будет этого с нами. Пусть, видя наши добрые дела, люди прославляют Небесного Отца. Пусть нам пост будет прибавлением радости и любви в этом мире. Пусть в нас и через нас прославляется имя Небесного Отца во веки веков!
Аминь.
Слово перед исповедью после вечерни
Дорогие братья и сестры!
В чем нам больше каяться, в фарисействе или мытарствах наших?
К сожалению, наша христианская жизнь слишком еще далека от того, чем она должна быть. Мы с вами говорим об этом, постоянно признаем это. Здесь мы говорим не об идеалах и исполнении их: идеалы никогда не исполняются. Идеал — это то, к чему человек всю жизнь стремится, но чего исполнить не может. Мы с вами говорим о совершенно других вещах, мы говорим о том, к чему мы призваны Господом и чего мы не исполняем, хотя знаем, что делать это, пусть и не в полном совершенстве, все-таки можем. Абсолютного совершенства на этой земле не бывает. Один Господь — Полнота совершенства. Но вот земная полнота совершенства для нас — эта «праведность, мир и радость во Святом Духе», хотя бы в своих начатках, уже должна жить в нас постоянно, всегда.
Что этому мешает? Наша теплохладность и наша привычка все сваливать на других. Мол, мы посмотрим, как они вот тут разберутся, как они то-то сделают, и тогда мы сможем еще посудить, хороши они или плохи. Вот это и есть постоянное в нас стремление отчуждаться от живого дела, а ведь живое наше служение, духовное наше служение уже постоянно должно быть в нас, внутри нас, в глубине нашей жизни.
Что сейчас особенно нужно вам напомнить? Мы с вами много говорили на исповедях о самых разных грехах и о том, как их исправлять, и я по лицам вижу, что здесь 95 процентов людей, которые все это помнят, знают.
Я не буду повторять все это, скажу только об одном. Наверное самое страшное в нас — это наше расслоение, раздвоение, это наша непоследовательность, нерешительность и страх, совсем не Божий страх. Если бы этого не было, мы бы с вами могли сделать значительно больше, причем везде, не только в храме, не только вокруг храма, но и в семье, и для родных, и для друзей, и просто для всех тех, с кем Господь дает нам радостную, счастливую возможность общаться, встречаться, сотрудничать, в конце концов.
Давайте об этом подумаем. Что нам нужно сделать, чтобы обрести подлинное единство внутри себя, в сердце своем? Повторяю, пусть даже это не сразу станет чем-то совершенным. Первохристиане, которые друг друга называли святыми, понимали, что Церковь свята, а Церковь есть все собрание. И при этом первые христиане понимали, что это святое собрание есть собрание еще несовершенное. Они говорили о себе: «Все мы много согрешаем».
Да, мы много согрешаем, но мы все вместе — святые, тогда, когда мы в единстве, когда мы образуем эту самую духовную, душевную, всякую целостность. Пусть каждый подумает, что ему мешает иметь более широкое общение, более ответственное служение. Что мешает преодолеть грехи, привычки, все, что препятствует приходу благодати в наши сердца, что выталкивает этот величайший дар из нашего сердца.
Дорогие братья и сестры, сейчас мы слышали из евангелия притчу о мытаре и фарисее. Это великая притча. Даже жаль, что она есть только в одном Евангелии от Луки, что никакой параллели нет. Но она удивительна, она целиком в духе Христовой проповеди, и надо думать, что Господь рассказывал Своих притч много больше, чем те, которые мы знаем. Нам надо иметь духовный слух, чтобы слышать слово Господне и жить по нему. Для этого нужна сила духа. Она не может держаться в старых мехах. Наше с вами покаяние — обновление наших мехов, так же, как оглашение. Когда вы проходили оглашение, мы с вами тоже говорили, что ничего не делаем особенного, как только готовим новые мехи для вливания в них вина нового, чтобы не пропало это вино. Давайте собирать со Христом, давайте иметь к Нему дерзновение. Как без смирения невозможно быть христианином, точно так же и без дерзновения. Будем обретать и то, и другое в гармонии. Все что мешает этому, в том будем просить прощения у Господа.
Сейчас я обращаюсь просто к вашей совести, ибо нет ничего проще, чем обратиться напрямую к совести человека, так же, как нет ничего проще, чем обратиться к Богу, потому что Он вблизи от каждого из нас, так же как вы сейчас близки друг другу. Но пусть эта близость станет духовным единством в радости, иначе наша христианская жизнь не осуществится.
Повторяю, обращаюсь к вашей совести, совести вашей пред Богом, ибо уверен, что все вы здесь знаете, что это значит.
Все, что сейчас мешает вам сделать еще один шаг к Богу, отриньте. Может быть, не беритесь сразу за все, что несовершенно в вашей жизни. Начните с самого большого камня, который лег на дороге и не дает пройти. Освободите свою душу от этого камня, от этой тяжести. Как мы чувствуем освобождение духовное, слушая притчу о мытаре и фарисее, потому что она бьет в самый центр, в самое сердце, точно также и сейчас мы должны услышать призыв Божий оставить все и следовать за Христом, взяв свой крест. Нам надо преодолеть нашу расслабленность, а без этого крестоношения, как говорят святые отцы, этого сделать невозможно.
Прости нас, Господи, что мы поступали иначе. Пусть же каждый сейчас даст свое обещание пред Богом и своей совестью что-то в своей жизни исправить. Совершенно конкретно, именно то, что мучает вашу совесть сейчас, в этот миг более всего остального. У каждого человека такие вещи есть. И если вы шли сюда подготовленными, если молитва, которую мы сегодня совершали, была для вас истинной молитвой, то этот голос совести в вас прозвучит.
И мне остается сказать только одно. Пусть этот голос совести всегда звучит громче. Но главное, поступайте по совести, а для этого и нужно покаяние.
26 января 1991
Слово перед утреней
В этом году Пасха очень ранняя. Она совпадает с Благовещеньем. Мы продолжаем в молитвах вспоминать притчу о мытаре и фарисее. Вчера мы с вами читали ее за вечерней. Кроме того, мы завершаем празднование Богоявления, а также поздравляем всех Нин, потому что сегодня память святой равноапостольной Нины, что для нас в наше время особенно замечательно, потому что есть, к сожалению, сейчас люди, которые считают, что коли женщинам в церкви лучше молчать, то им вообще лучше молчать, в то время как сама Церковь нам говорит о другом.
Такие святые, как равноапостольная мученица Нина, — замечательный пример того, как женщины в Церкви могут раскрыться не только в обычных для них сферах деятельности и служения, но даже в апостольском подвиге проповеди, проповеди всем, целому народу. Это для нас очень важно, чтобы мы никогда не шли против опыта Церкви, не сужали христианское учение. К сожалению, часто, ради каких-то умозрительных концепций, люди идут на такое зауживание христианства и свои мысли выдают за учение Церкви. Поэтому нам с вами так важно вдумываться во все то, что предлагает Церковь.
Посмотрите, мы празднуем память не просто одной из святых жен, а это — равноапостольная святая. Конечно, в истории немного таких примеров, это правильно. Но это и естественно. Мы понимаем, что было бы странно, если бы апостольством в основном занимались женщины, и тем не менее то, что мы сейчас называем на богословском языке «апостолатом мирян», в том числе «апостолатом женщин», находит подтверждение в церковной истории, православной церковной истории.
Сегодня мы все это будем примечать для себя с тем, чтобы принести Богу истинный духовный плод.
Слово после 1-го воскресного евангелия на утрене
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Сейчас мы слышали последние строчки Евангелия от Матфея. Как раз о том, что случилось после Воскресения Христова.
Вы помните, как Господь говорил ученикам Своим, что Он предварит их в Галилее. Вот они и пошли в Галилею, куда повелел им Иисус, на гору. Пошли все одиннадцать, ведь двенадцатого — Иуды — уже не было. И там на горе они увидели Господа.
Но как они могли видеть Его? Господь явился им в духовном теле, в теле воскресшем. Он явился им истинно. И для того чтобы увидеть Его, хотя Он был, повторяю, в теле, а не призрак, не просто дух, нужно было иметь не просто плотские очи.
Поэтому далее в евангелии и говорится, что одни ученики, увидев Его, поклонились Ему, но некоторые, из тех учеников, кто был вместе с одиннадцатью, усомнились. Усомнились, а не видят ли они просто духа или мираж, видение. Сомнение такого рода могло произойти только от маловерия, от того, что свет веры и сила Духа Божьего еще были слишком слабы в них. И я хотел бы подчеркнуть, что это говорится не просто об иудеях, живших там, в Галилее, а о тех, которые уже уверовали, которые уже знали, что Иисус и есть Мессия, что Он Христос, Сын Бога живого.
Для нас с вами это урок. Если уж Сам Господь, явившийся Своим ученикам на Галилейской горе, не мог быть ими одинаково узнан и признан, то как бы нам тоже не оказаться столь слабыми по вере, по любви, по духу, что исходящее от Бога, явленное Христом, будет для нас неубедительным. Для того чтобы этого не произошло, нам нужно очистить свое сердце. Нам нужно покаяние, дополнительно к тому единственному, уникальному Покаянию, которое каждый из нас приносил или в день своего Крещения, или потом, подтверждая в полноте это таинство. Нам это покаяние нужно. Оно нужно, чтобы найти свет Веры, свет Любви, чтобы не оказаться среди тех сомневающихся, которые готовы были отступить от великой горы Богоявления. А вы уже, наверное, понимаете, что то явление Христа ученикам на горе было Богоявлением во Христе, когда через Христа открывался людям Бог — Бог как Свет, Бог как Любовь, Бог как Святой Дух.И вот тем, кто не усомнился, Иисус, приблизившись, сказал: «Мне теперь дана вся власть» — и значит, вся слава, вся сила Света и Любви, во всем мире, на небе и на земле. (Вы знаете, что «небо и земля» в Библии это идиоматическое выражение, которое синонимично универсуму и означает весь мир, всю вселенную.) Во всем мире открывается теперь власть, слава, сияние власти Божией во Христе. И поэтому, если мы сами открылись этой славе, этой силе, если мы исполняемся ею, то можем принять и следующее повеление Господне: «Итак, идите!»
Идите же, Господь к вам приблизился, Он рядом с вами, Он в вас.
Идите, идите по всему миру, идите ко всем народам, без всякого исключения.
Идите, научите их, огласите их словом Евангелия, крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа, дайте и им возможность впитать в себя всю полноту славы пребывания в Боге.
Крестить — значит погрузить, и значит, всем людям надо погружаться в благодать Отца и Сына и Святого Духа. Но и после этого надо продолжать учить, учить людей так, как учил апостол Павел своих учеников, как учились мы в Церкви, как мы учили друг друга, дорогие братья и сестры.
И здесь можно снова вспомнить равноапостольную Нину, которая тоже шла с этим научением, с этой благодатью, исполняя слово Христово.
Итак, мы должны быть научены, крещены и подготовлены к тому, чтобы соблюдать все, что Христос повелел нам. И удивительно, как человек вообще может не исполнять повелений Божьих? Кажется, если у Бога вся власть и вся сила, то как же человек, узнав о повелении Бога, может не исполнять их? Ведь если он узнает о приказе какого-нибудь начальничка, правителя, который касается его лично, то он, оставив все, побежит исполнять, вдобавок десять раз поклонившись. А здесь Сам Бог повелевает, а люди часто не исполняют.
Мы знаем, конечно, эту тайну. Мы знаем то, что у Бога, как и в Церкви, нет иной власти, кроме власти Любви. А власть Любви не насилует никогда и никого. Мы боимся насилия и поэтому боимся внешней власти, а Бога часто не боимся. Но это говорит только о том, что мы еще недостаточно просвещены, еще недостаточно укреплены в Вере, ибо все возможно верующему
. Так и Христос говорит другими словами: Я с вами во все дни, до скончания века
.
Аминь.
27 января 1991