: Послание к Галатам св. апостола Павла. Новый перевод с греческого священника Леонида Лутковского

Библеистика 16 мин.

Глава 1

1Павел, апостол не людьми избранный и не человеком призванный, но Иисусом Христом и Богом-Отцом, воскресившим Его из мертвых,2а также все братья, которые со мною, — церквам Галатии.3Да пребудет с вами благодать и мир Бога-Отца и Господа нашего Иисуса Христа,4принесшего Себя в жертву за грехи наши, дабы избавить нас от этого мира зла, во исполнение воли Бога и Отца нашего,5Которому слава во веки веков! Аминь.6Меня удивляет, сколь поспешно выради другого евангелия отказались от того,которое призывает вас к благодати Христовой;7однако другого вовсе не существует,а если что-то и существует,то лишь несколько людей,которые, извращая Евангелие Христово,хотят обмануть вас.8Но если бы мы или даже ангел с небесстал благовествовать вам противоположное тому,что мы проповедовали вам, –да будет он отлучен!9Как мы прежде говорили,так и теперь я вновь скажу:если кто-нибудь проповедует вампротивоположное тому, что вы приняли от нас, –да будет он отлучен!10Людям ли теперь я повинуюсь или Богу?Разве людям я стремлюсь угождать?Ведь если бы я людям угождал,я не был бы рабом Христовым.11Так вот, объявляю вам, братья:Евангелие, которое я проповедовал,не человеком создано;12я не людьми был обучен,и не от них принял его,а в откровении от Иисуса Христа.13Вы, конечно, слышали о моем образе жизни,когда я был в иудейской вере;как враждебно я относился к Церкви Божьейи неустанно преследовал ее,14будучи ревностным приверженцемдревних обычаев нашей иудейской веры,в чем превзошел многих своих сверстников.15Когда же Бог, Который избрал меняе щ е в у т р о б е м а т е р и м о е й ,п р и з в а л меня благодатью Своею и благоволил16в откровении явить мне Сына Своего,повелев проповедовать о Нем язычникам,я не стал тогда обращаться за помощью к людям,17и не пошел в Иерусалим к тем,которые прежде меня стали апостолами,а отправился в Аравийскую пустыню,после чего возвратился в Дамаск.18Только через три года пошел я в Иерусалим,чтобы встретиться с Петром,и пробыл я у него дней пятнадцать;19ни с кем из других апостолов я не виделся,кроме Иакова, брата Господня.20– Клянусь Богом, я не выдумываю то, о чем пишу! –21Затем я пошел в Сирию и Киликию.22Церквам же Христовым в Иудеея так и остался неизвестен;23они только слышали, что тот,кто прежде преследовал их,теперь проповедует веру,которую прежде отвергал,24и славили Бога за это.

Глава 2

1Затем, через четырнадцать лет,я вновь вместе с Варнавой отправился в Иерусалим,взяв с собою и Тита.2Пошел же я по вдохновению свыше;там я изложил всем, –а наиболее почитаемым наедине, –суть благовестия,которое я проповедую язычникам,полагая, что я не напрасно подвизаюсь или подвизался.3Тем не менее Тит, который был со мною,будучи эллином, не принуждался совершить обрезание.4Что же до вкравшихся лжебратьев,которые, желая поработить нас,тайно приходили понаблюдать за нашей свободой,которую мы имеем во Христе Иисусе,5то мы ни на миг не уступили их требованиям,дабы сохранилась у вас истина Евангелия.6Что же до тех, кто наиболее почитаем, –кем они были в прошлом, мне безразлично,поскольку Бог относится к людям без лицеприятия, –так вот, наиболее почитаемыеничем не обременили меня,7но, напротив, видя,что мне вверено благовестие для необрезанных,как и Петру для обрезанных, –8Ибо Тот, Кто содействовал Петрув его апостольстве среди обрезанных,содействовал и мне у язычников, –9и узнав о благодати, данной мне,Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами Церкви,заключили со мной и Варнавой соглашение:нам проповедовать среди язычников,им — среди обрезанных,10только чтобы мы помнили о нищих;именно это я и стремился всегда исполнять.11Когда же Кифа пришел в Антиохию,он подвергся нареканиям,и я открыто обвинил его,12ибо до прибытия нескольких посланцев Иаковаон сотрапезничал вместе с язычниками,а когда те пришли,он стал скрываться и сторониться язычников,опасаясь обрезанных,13лицемерили вместе с ним и другие иудеи,так что даже Варнавабыл введен в заблуждение их лицемерием.14Но когда я увидел,что они отступают от истины Евангелия,я при всех сказал Кифе:если ты, будучи иудеем,живешь по языческим обычаям, а не по иудейским,то почему язычников принуждаешьисполнять иудейские обычаи?15Мы по рождению иудеи,а не грешники из язычников;16однако, когда мы узнали,что человек получает оправданиене исполнением предписаний закона Моисея,но только верою в Иисуса Христа,то мы и уверовали во Христа Иисуса,чтобы быть оправданными верою во Христа,а не исполнением предписаний закона,ибо исполнением предписаний законане получит оправдания никто из живущих.17Если же, желая получить оправдание во Христе,мы и сами оказались грешниками,то неужели Христос — служитель греха?Быть не может!18Ведь если я вновь созидаю то, что разрушил,я сам себя объявляю преступником,19ибо чрез закон я умер для закона,чтобы жить для Бога.Я распял себя со Христом,20и живу уже не я,но Христос живет во мне;а что ныне живу во плоти,то живу верою в Сына Божьего,Который возлюбил меняи принес Себя в жертву за меня.21Я не отвергаю благодати Божьей;ибо если благодаря закону мы получаем оправдание,то Христос напрасно умер.

Глава 3

1О неразумные галаты!Кто внушил вам, что не надо повиноваться истине, –вам, у которых прежде словно перед глазамиИисус Христос был изображен распятым?2Одно только хочу спросить у вас:исполнением предписаний законаполучили вы Дух Святойили верою во услышанное?3Неужели вы столь неразумны,что, начав Духом,теперь завершаете плотью?4Неужели вы напрасно столько претерпели?Да и напрасно ли?5Ведь Тот, Кто посылает вам Духи совершает у вас чудеса,ради исполнения вами предписаний законаили благодаря вере вашей во услышанноесовершает это?6Так, А в р а а м п о в е р и л Б о г у ,и э т о б ы л о з а ч т е н о е м у в о п р а в д а н и е , 7а потому знайте:именно верующие — сыновья Авраама,8и, если обратиться к Писанию,то в предвидении того,что Бог по вере оправдает народы,Аврааму было предвозвещено:в т е б е б л а г о с л о в я т с я в с е н а р о д ы ,9а потому верующие благословляютсявместе с уверовавшим Авраамом,10над теми же, которые уповаютна исполнение предписаний закона,тяготеет проклятие,ибо написано: п р о к л я т л ю б о й ,к т о н е п р и д е р ж и в а е т с я и с п о л н е н и яв с е х п р е д п и с а н и й к н и г и з а к о н а .11А потому ясно, что исполнение законаникого не оправдывает пред Богом,ибо п р а в е д н и к в е р о ю ж и в е т ;12но закон не по вере дан,ч е л о в е к же п р и д е р ж и в а е т с я т о г о ,ч е м ж и в е т о н . 13Христос освободил нас от проклятия закона,взяв проклятие на Себя, –ибо написано: п р о к л я т л ю б о й , п о в е ш е н н ы й н а д р е в е , –14дабы благословение, которое получил Авраам,чрез Христа Иисусараспространилось на все народы,и мы по вере получили обетование –Духа Святого.15Братья! Попросту говоря,даже человеком составленное завещаниеникто не отменяет и не дополняет,16Аврааму же и Потомку егообетование возвещено было Богом;Он не сказал: и потомкам,то есть многим, но одному:и П о т о м к у т в о е м у ;а Он — Христос.17Итак, я утверждаю:закон, появившийся спустя четыреста тридцать летпосле установленного Богом завета,не устраняет и не упраздняет обетование,18ибо если наследство получают благодаря закону,то уже не по обетованию;Авраама же Бог благословил по обетованию.19Для чего же закон?Он предназначался против преступленийдо времени пришествия Потомка,в Котором исполнилось обетование,и был установлен ангелами через посредника,20посредник же один сам по себе не существует,а Бог — один.21Так что же: закон противоположен обетованиям Божьим?Быть не может!Ведь если бы дан был закон,который мог даровать нам новую жизнь, –тогда, действительно, оправдание было бы от закона,22но Писание все связало узами греха,дабы обетование дано было верующимпо вере в Иисуса Христа.23А прежде чем пришла вера,мы были узниками под стражею закона,ожидающими откровения веры;24закон словно детей вел нас ко Христу,чтобы мы были оправданы верою,25но когда пришла вера,нас уже не надо вести как детей,26ибо по вере все вы –сыновья Божьи во Христе Иисусе;27все вы, крещенные во Христа,преисполнились Христом,28и нет среди вас ни иудея, ни эллина,ни раба, ни свободного,ни мужчины и женщины,ибо все вы — одно во Христе Иисусе.29Если же вы — Христовы,стало быть, вы — потомство Авраама,наследники по обетованию.

Глава 4

1Еще скажу:наследник, будучи владельцем всего достояния,до времени своего совершеннолетияничем не отличается от раба;2он подчиняется опекунам и домоправителямдо срока, назначенного отцом.3Так и мы, покуда были несовершеннолетними,были в порабощении у духов этого мира,4но когда пришло определенное время,Бог послал в мир Сына Своего, –Который родился от женщиныи подчинился закону, –5дабы освободить тех, кто под властью закона,и вновь усыновить нас.6А поскольку вы — сыновья Божьи,Он ниспослал в сердца ваши Дух Сына Своего,Который взывает: Авва, Отче!7Так что ты уже не раб, но сын,а если сын, то и наследник Божий.8Но тогда, не ведая о Боге,вы были в рабстве у богов,которые по сути таковыми не являются;9ныне же, познав Бога,и, более того, будучи познаны Богом,почему вновь вы обращаетеськ ничтожным и низменным духам?Вы хотите вновь, как и прежде,быть в порабощении у них?10Да еще дни высчитываете и месяцы,времена и годы!11Боюсь я за вас, –как бы не был напрасен мой труд у вас.12Будьте же как я, братья,потому что и я, как вы,прошу вас;вы ведь ничем не обидели меня.13Вспомните: когда я впервые благовествовал вам,я был болен,14и хотя мой жалкий вид не внушал вам доверия,вы не отвергли меня с презрением,но приняли меня как посланника Божьего,как Христа Иисуса.15Где же прежнее блаженство ваше?Уверяю вас: если бы это было нужно,вы глаза свои вырвали бы и отдали мне.16Так неужели, возвещая вам истину,я стал врагом вашим?17Не по-доброму они завидуют вам,но хотят разлучить нас,чтобы вы им подражали.18Хорошо бы мне всегдабыть у вас примером для подражания в добре,а не только тогда, когда я среди вас.19Дети мои, из-за которых я всегда буду страдать,доколе вы не уподобитесь Христу;20как же хочу я сейчас быть среди васи другим тоном говорить с вами,ибо я в недоумении.21Скажите мне, желающие подчиниться закону:разве не читают вам книгу закона?22А там написано, что у Авраама было два сына:один — от рабыни, другой — от свободной.23Но тот, который от рабыни, рожден плотски,тогда как тот, который от свободной, — по обетованию.24Тут все — иносказание,ибо они означают два завета:один от горы Синайской,рождающий в рабстве, — это Агарь,25гора же Синайская в Аравийской пустынесоответствует нынешнему Иерусалиму,ибо он — в рабстве вместе со своими детьми.26Вышний же Иерусалим — свободен,он — наша мать,27ибо написано:в о з р а д у й с я , б е с п л о д н а я , н е р о ж д а в ш а я ,в о з л и к у й и в о с п о й ,н е и с п ы т а в ш а я р о д о в ы х м у к ,и б о м н о г о д е т е й у п о к и н у т о й ,м н о г о б о л е е , ч е м у з а м у ж н е й .28Мы же, братья, подобно Исааку, дети обетования;29но как тогда рожденный плотскипреследовал рожденного духовно,так и теперь.30Но что говорит Писание? –П р о г о н и р а б ы н ю и с ы н а е е ,и б о н е с т а н е т н а с л е д н и к о м с ы н р а б ы н ив м е с т е с с ы н о м свободной.31Поэтому, братья,мы дети не рабыни, но свободной.

Глава 5

1Христос для свободы освободил нас,а потому будьте твердыи не попадайте вновь под иго рабства.2Итак, я, Павел, говорю вам:если вы принимаете обрезание,Христос вам не нужен.3И вновь заверяю каждого человека,принимающего обрезание:он должен исполнять все предписания закона.4Без Христа вы остались, –те, что оправдывают себя исполнением закона, –вы лишились благодати,5тогда как в душе нашейживет надежда на оправдание верою,6ибо для тех, кто во Христе Иисусе,не имеет значения ни обрезание, ни необрезание,но вера, проявляющаяся в любви.7Вы шли хорошо;кто остановил вас?Не верить истине?8Эта вера не от Того исходит,Кто призывает вас.9Немного закваски заквашивает все тесто.10Пред Господом я уверен в вас:вы не будете искать ничего другого;тот же, кто вводит вас в заблуждение,понесет наказание, кем бы он ни был.11Братья, ведь если я до сих пор проповедую обрезание,то почему они до сих пор преследуют меня?Ведь соблазн креста для них тогда прекратился бы.12Пусть бы уж вовсе оскопили себя те,что сеют смуту среди вас!13Ведь вы к свободе призваны, братья;только пусть свобода не будет причиной свободы плоти,но чтобы вы любовью служили друг другу,14ибо весь закон заключен в одной заповеди:в о з л ю б и б л и ж н е г о с в о е г о к а к с е б я с а м о г о . 15Если же вы друг друга искусать и растерзать готовы,берегитесь, как бы вам не погубить друг друга.16Я же говорю: сообразуйтесь с Духом,и не будете исполнять вожделений плоти,17ибо плоть противоположного Духу желает,а Дух — противоположного плоти;они противостоят друг другу,чтобы вы не то делали, что хотели бы.18Если же вы Духом ведомы, –вы не под властью закона.19А дела плоти известны:это — прелюбодейство, разврат,порочность, бесстыдство,20идолослужение, ворожба, ненависть, вражда,злоба, гнев, раздоры, распри, ереси,21зависть, убийства, пьянство, оргии и тому подобное;предупреждаю вас, как и ранее предупреждал:совершающие таковые делаЦарства Божьего не наследуют.22Плод же Духа — это любовь, радость, мир,долготерпение, честность, доброта, вера,23кротость, воздержание.Закон не против этого.24Те же, что принадлежат Христу Иисусу,распяли плоть своюс ее страстями и желаниями.25Если мы живем Духом,Духу и следовать будем.26Не будем тщеславны,не станем раздражать друг друга,друг другу завидовать.

Глава 6

1Братья, если и будет уличен человекв каком-либо прегрешении,вы, духовные,исправляйте такового в духе кротости,следя за тем,чтобы самому не впасть в искушение.2Друг другу помогайте переносить невзгоды,и так исполните закон Христов.3Ибо если кто, будучи ничем,думает, что он — нечто,тот обманывает себя самого.4Пусть каждый сам свои дела оценит,тогда и похвалу заслужитлишь за свои дела, а не другого,5ибо каждый понесет свое бремя.6Наставляемый же в учениида поделится с наставникомвсем тем, что имеет.7Не обольщайтесь: Бога не обмануть;ибо что посеет человек, то и пожнет.8Потому что сеющий в плоть своюот плоти пожнет тление,а сеющий в Дух,от Духа пожнет Жизнь Вечную.9Творя добро, да не устанем,ибо в свое время пожнем, коли не ослабеем.10Итак, доколе имеем время,будем всем творить добро,а наипаче — своим по вере.11Как видите, писал вам большими буквами,своей рукой.12Желающие внешне быть благопристойнымипринуждают вас к обрезанию для того,чтобы их не преследовали за крест Христа Иисуса,13ибо принимающие обрезаниесами не только не соблюдают закон,но, желая вашего обрезания,хотят чрез вашу плоть и похвалу заслужить.14Я же ничем не стану хвалиться,кроме как крестом Господа нашего Иисуса Христа,на котором для меня мир распяти я — для мира,15ибо для тех, кто во Христе Иисусе,не имеет значенияни обрезание, ни необрезание,но новое создание Божье.16Да снизойдет на тех,кто следует этому правилу,мир и милость,и на Израиль Божий!17Пусть же отныненикто мне не причиняет страданий,ибо я ношу раны Господа Иисусана теле моем.18Да пребудет благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братья.

Аминь.

×

№10 1992 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Священник Георгий Кочетков: Из проповедей 56 мин.

Протопресвитер Виталий Боровой: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» 6 мин.

Богословие и философия

Оливье Клеман: Тема личности в Cвященном писании 22 мин.

Библеистика

Послание к Галатам св. апостола Павла. Новый перевод с греческого священника Леонида Лутковского 16 мин.

Богослужение и таинства

Протопресвитер Александр Шмеман: Исповедь и причастие 40 мин.

Церковная жизнь

Александр Хорьков: Н. Н. Неплюев и Крестовоздвиженское трудовое братство 21 мин.

Экуменический и нехристианский опыт

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской): Сектантство в православии и Православие в сектанстве 18 мин.

Литература и жизнь

Священник Георгий Кочетков: О главном герое романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 16 мин.

Поэзия

Дмитрий Щедровицкий: Поэзия 2 мин.