«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение»
Этот день — второй день праздника Рождества Христова — в церковном богослужебном обиходе называется собором Пресвятой Богородицы. Собор не в смысле здания, церкви, а собор в смысле собрания, от глагола «собирать». Издавна, с древних времен, на следующий день после празднования Рождества Христова святая Церковь созывает верующих на собрание, на собор, чтобы восхвалить и прославить Пресвятую Деву Марию, из Нея же воплотися Младенец и наш Бог Иисус Христос. Так как это второй день праздника, то повторяется служба вчерашнего дня — Рождества Христова.
Дорогие братья и сестры, в тропаре праздника Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…
заключается для нас большой смысл. В нем мы провозглашаем перед всем миром пришествие на землю Господа Иисуса Христа, Его божественное воплощение. Его естество как человека воссияло всему человечеству как свет разума.
Таким образом, христианское благовестие — это не только весть о спасении, весть о вечной жизни, но христианское благовестие, христианская вера есть также торжественное провозглашение царства разума, но разума, освещенного светом незаходящего Солнца — Господом нашим Иисусом Христом. Церковь никогда не отвергала разума, церковь никогда не отвергала и науки, ибо величайший разум, наука всех наук всего мира — это и есть благовестие Христово, принесенное на землю Господом и возвещенное людям.
Дорогие братья и сестры, в этот день, в этот праздник, провозглашая торжество разума, освещенного солнцем правды Христовой, мы всегда повторяем песнь, воспетую ангелами и переданную затем пастырями всем людям, ибо они были первыми свидетелями и провозвестниками этой вести: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение
.
Церковь всегда несла в себе учение о мире, всегда молилась о мире и всегда провозглашала мир между людьми. Дорогие братья и сестры, в этой ангельской песне заключаются все элементы, все части, необходимые для того, чтобы на земле царствовал прочный мир, — мир между людьми, — мир, который принесен на землю Господом Иисусом Христом. «На земле мир» — но перед этим обязательно «слава в вышних Богу», ибо мир на земле это прежде всего мир человека с Богом. В первую очередь мир означает прославление Господа, воздаяние славы Богу, славы в вышних Богу. Тогда и на земле мир.
Однако при этом необходимо, чтобы возглашался не только мир внешний, но чтобы изменилось и внутреннее строение человека, чтобы все люди преисполнились друг ко другу благоволения — доброго, братского, любовного, мирного настроения. Если этого не будет, то ни один мир не может быть прочным, потому что люди его исказят, люди его ниспровергнут, превратят во взаимную вражду, ненависть и постоянную угрозу друг для друга. Таким образом, дорогие братья и сестры, мы, чада Церкви Христовой, церкви нашей русской, всегда искренне молимся о мире и от всего сердца участвуем во всем том, что наш народ, люди доброй воли делают для сохранения мира, для утверждения его. Да, мы люди мира, да, мы всю свою жизнь посвящаем утверждению, провозглашению, проповеди и молитве о мире.
Итак, недостаточно будет, дорогие братья и сестры, если мы придем домой в наши семьи, на места нашей работы, общественной деятельности и будем провозглашать мир, а сами будем полны злобы, вражды, зависти, и душа наша будет кипеть борьбой против ближнего своего, против членов нашей семьи, родственников наших, чем-нибудь нам неугодным, против наших соседей, против наших собратьев по работе. Дорогие братья и сестры, мы должны ясно понимать, что мир есть основа жизни, но мир требует «славы в вышних Богу», и мир накладывает на нас, тех, кто молится за мир, тех, кто провозглашает мир, на нас, верующих православных христиан, обязательства явить в жизни нашей мир. Мало говорить нам, что мы за мир в Африке или в Австралии, а надо дома, в семье своей, с соседями, собратьями по работе и везде, где мы сталкиваемся с людьми, мы должны показывать, что в наших сердцах царствует мир, что в них — благоволение.
Конечно, дорогие братья и сестры, вы вправе спросить, а как у меня самого, царствует ли это благоволение? Говорить об этом легко, а осуществить на деле очень трудно. Вера и разум наши диктуют нам: да, ты должен любить, да, ты должен быть полон благоволения, но иногда злое начало, которое живет в каждом из нас, «от нихже первый есмь аз», заставляет человека кипеть. Человек раздражается и еле сдерживает себя и в конце концов, может быть, сожалеет об этом, а проявляет при этом далеко не мирное отношение к ближнему.
Поэтому, дорогие братья и сестры, когда в душе берет верх злое начало и когда оно воюет против нашего мирного настроения, мы должны вспоминать, кто мы. Мы не просто живем для себя, как люди, которые что решили, то для них и закон, нет, мы должны не забывать, что мы христиане, верующие, православные. Мы провозглашаем это в церкви и у себя дома, поэтому в таких обстоятельствах нам надо научиться сдерживаться, даже если в душе мы и не питаем большой любви к другому, который нас раздражает и нам неприятен.
Очень трудно нам, грешным, достичь такого совершенства. Даже если в душе у нас и нет такой совершенной любви, то наша обязанность состоит в том, чтобы заставить себя призвать свои чувства к порядку, вспомнить, что я христианин, вспомнить, что верю, вспомнить, что я провозглашаю мир, а значит, я должен быть примером для других и уметь подавлять в себе чувство озлобления. И тогда, обращаясь к Богу с молитвами, в надежде на то, что он простит нам наше окаянство, мы сможем повторять: Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение
.
Господи, молитвами Пречистыя Твоея Матери дай нам, чтобы мы видели торжество мира во всем мире, но видели торжество мира и в нас и чтобы всегда это происходило во славу Божию.
Слава в вышних Богу и на земле мир!
Аминь.
8 января 1986