Послание к Галатам св. апостола Павла. Новый перевод с греческого священника Леонида Лутковского
Глава 1
1
Павел, апостол не людьми избранный и не человеком призванный, но Иисусом Христом и Богом-Отцом, воскресившим Его из мертвых,
2
а также все братья, которые со мною, — церквам Галатии.
3
Да пребудет с вами благодать и мир Бога-Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4
принесшего Себя в жертву за грехи наши, дабы избавить нас от этого мира зла, во исполнение воли Бога и Отца нашего,
5
Которому слава во веки веков! Аминь.
6
Меня удивляет, сколь поспешно вы
ради другого евангелия отказались от того,
которое призывает вас к благодати Христовой;
7
однако другого вовсе не существует,
а если что-то и существует,
то лишь несколько людей,
которые, извращая Евангелие Христово,
хотят обмануть вас.
8
Но если бы мы или даже ангел с небес
стал благовествовать вам противоположное тому,
что мы проповедовали вам, –
да будет он отлучен!
9
Как мы прежде говорили,
так и теперь я вновь скажу:
если кто-нибудь проповедует вам
противоположное тому, что вы приняли от нас, –
да будет он отлучен!
10
Людям ли теперь я повинуюсь или Богу?
Разве людям я стремлюсь угождать?
Ведь если бы я людям угождал,
я не был бы рабом Христовым.
11
Так вот, объявляю вам, братья:
Евангелие, которое я проповедовал,
не человеком создано;
12
я не людьми был обучен,
и не от них принял его,
а в откровении от Иисуса Христа.
13
Вы, конечно, слышали о моем образе жизни,
когда я был в иудейской вере;
как враждебно я относился к Церкви Божьей
и неустанно преследовал ее,
14
будучи ревностным приверженцем
древних обычаев нашей иудейской веры,
в чем превзошел многих своих сверстников.
15
Когда же Бог, Который избрал меня
е щ е в у т р о б е м а т е р и м о е й ,
п р и з в а л меня благодатью Своею и благоволил
16
в откровении явить мне Сына Своего,
повелев проповедовать о Нем язычникам,
я не стал тогда обращаться за помощью к людям,
17
и не пошел в Иерусалим к тем,
которые прежде меня стали апостолами,
а отправился в Аравийскую пустыню,
после чего возвратился в Дамаск.
18
Только через три года пошел я в Иерусалим,
чтобы встретиться с Петром,
и пробыл я у него дней пятнадцать;
19
ни с кем из других апостолов я не виделся,
кроме Иакова, брата Господня.
20
– Клянусь Богом, я не выдумываю то, о чем пишу! –
21
Затем я пошел в Сирию и Киликию.
22
Церквам же Христовым в Иудее
я так и остался неизвестен;
23
они только слышали, что тот,
кто прежде преследовал их,
теперь проповедует веру,
которую прежде отвергал,
24
и славили Бога за это.
Глава 2
1
Затем, через четырнадцать лет,
я вновь вместе с Варнавой отправился в Иерусалим,
взяв с собою и Тита.
2
Пошел же я по вдохновению свыше;
там я изложил всем, –
а наиболее почитаемым наедине, –
суть благовестия,
которое я проповедую язычникам,
полагая, что я не напрасно подвизаюсь или подвизался.
3
Тем не менее Тит, который был со мною,
будучи эллином, не принуждался совершить обрезание.
4
Что же до вкравшихся лжебратьев,
которые, желая поработить нас,
тайно приходили понаблюдать за нашей свободой,
которую мы имеем во Христе Иисусе,
5
то мы ни на миг не уступили их требованиям,
дабы сохранилась у вас истина Евангелия.
6
Что же до тех, кто наиболее почитаем, –
кем они были в прошлом, мне безразлично,
поскольку Бог относится к людям без лицеприятия, –
так вот, наиболее почитаемые
ничем не обременили меня,
7
но, напротив, видя,
что мне вверено благовестие для необрезанных,
как и Петру для обрезанных, –
8
Ибо Тот, Кто содействовал Петру
в его апостольстве среди обрезанных,
содействовал и мне у язычников, –
9
и узнав о благодати, данной мне,
Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами Церкви,
заключили со мной и Варнавой соглашение:
нам проповедовать среди язычников,
им — среди обрезанных,
10
только чтобы мы помнили о нищих;
именно это я и стремился всегда исполнять.
11
Когда же Кифа пришел в Антиохию,
он подвергся нареканиям,
и я открыто обвинил его,
12
ибо до прибытия нескольких посланцев Иакова
он сотрапезничал вместе с язычниками,
а когда те пришли,
он стал скрываться и сторониться язычников,
опасаясь обрезанных,
13
лицемерили вместе с ним и другие иудеи,
так что даже Варнава
был введен в заблуждение их лицемерием.
14
Но когда я увидел,
что они отступают от истины Евангелия,
я при всех сказал Кифе:
если ты, будучи иудеем,
живешь по языческим обычаям, а не по иудейским,
то почему язычников принуждаешь
исполнять иудейские обычаи?
15
Мы по рождению иудеи,
а не грешники из язычников;
16
однако, когда мы узнали,
что человек получает оправдание
не исполнением предписаний закона Моисея,
но только верою в Иисуса Христа,
то мы и уверовали во Христа Иисуса,
чтобы быть оправданными верою во Христа,
а не исполнением предписаний закона,
ибо исполнением предписаний закона
не получит оправдания никто из живущих.
17
Если же, желая получить оправдание во Христе,
мы и сами оказались грешниками,
то неужели Христос — служитель греха?
Быть не может!
18
Ведь если я вновь созидаю то, что разрушил,
я сам себя объявляю преступником,
19
ибо чрез закон я умер для закона,
чтобы жить для Бога.
Я распял себя со Христом,
20
и живу уже не я,
но Христос живет во мне;
а что ныне живу во плоти,
то живу верою в Сына Божьего,
Который возлюбил меня
и принес Себя в жертву за меня.
21
Я не отвергаю благодати Божьей;
ибо если благодаря закону мы получаем оправдание,
то Христос напрасно умер.
Глава 3
1
О неразумные галаты!
Кто внушил вам, что не надо повиноваться истине, –
вам, у которых прежде словно перед глазами
Иисус Христос был изображен распятым?
2
Одно только хочу спросить у вас:
исполнением предписаний закона
получили вы Дух Святой
или верою во услышанное?
3
Неужели вы столь неразумны,
что, начав Духом,
теперь завершаете плотью?
4
Неужели вы напрасно столько претерпели?
Да и напрасно ли?
5
Ведь Тот, Кто посылает вам Дух
и совершает у вас чудеса,
ради исполнения вами предписаний закона
или благодаря вере вашей во услышанное
совершает это?
6
Так, А в р а а м п о в е р и л Б о г у ,
и э т о б ы л о з а ч т е н о е м у в о п р а в д а н и е ,
7
а потому знайте:
именно верующие — сыновья Авраама,
8
и, если обратиться к Писанию,
то в предвидении того,
что Бог по вере оправдает народы,
Аврааму было предвозвещено:
в т е б е б л а г о с л о в я т с я в с е н а р о д ы ,
9
а потому верующие благословляются
вместе с уверовавшим Авраамом,
10
над теми же, которые уповают
на исполнение предписаний закона,
тяготеет проклятие,
ибо написано: п р о к л я т л ю б о й ,
к т о н е п р и д е р ж и в а е т с я и с п о л н е н и я
в с е х п р е д п и с а н и й к н и г и з а к о н а .
11
А потому ясно, что исполнение закона
никого не оправдывает пред Богом,
ибо п р а в е д н и к в е р о ю ж и в е т ;
12
но закон не по вере дан,
ч е л о в е к же п р и д е р ж и в а е т с я т о г о ,
ч е м ж и в е т о н .
13
Христос освободил нас от проклятия закона,
взяв проклятие на Себя, –
ибо написано: п р о к л я т л ю б о й ,
п о в е ш е н н ы й н а д р е в е , –
14
дабы благословение, которое получил Авраам,
чрез Христа Иисуса
распространилось на все народы,
и мы по вере получили обетование –
Духа Святого.
15
Братья! Попросту говоря,
даже человеком составленное завещание
никто не отменяет и не дополняет,
16
Аврааму же и Потомку его
обетование возвещено было Богом;
Он не сказал: и потомкам,
то есть многим, но одному:
и П о т о м к у т в о е м у ;
а Он — Христос.
17
Итак, я утверждаю:
закон, появившийся спустя четыреста тридцать лет
после установленного Богом завета,
не устраняет и не упраздняет обетование,
18
ибо если наследство получают благодаря закону,
то уже не по обетованию;
Авраама же Бог благословил по обетованию.
19
Для чего же закон?
Он предназначался против преступлений
до времени пришествия Потомка,
в Котором исполнилось обетование,
и был установлен ангелами через посредника,
20
посредник же один сам по себе не существует,
а Бог — один.
21
Так что же: закон противоположен обетованиям Божьим?
Быть не может!
Ведь если бы дан был закон,
который мог даровать нам новую жизнь, –
тогда, действительно, оправдание было бы от закона,
22
но Писание все связало узами греха,
дабы обетование дано было верующим
по вере в Иисуса Христа.
23
А прежде чем пришла вера,
мы были узниками под стражею закона,
ожидающими откровения веры;
24
закон словно детей вел нас ко Христу,
чтобы мы были оправданы верою,
25
но когда пришла вера,
нас уже не надо вести как детей,
26
ибо по вере все вы –
сыновья Божьи во Христе Иисусе;
27
все вы, крещенные во Христа,
преисполнились Христом,
28
и нет среди вас ни иудея, ни эллина,
ни раба, ни свободного,
ни мужчины и женщины,
ибо все вы — одно во Христе Иисусе.
29
Если же вы — Христовы,
стало быть, вы — потомство Авраама,
наследники по обетованию.
Глава 4
1
Еще скажу:
наследник, будучи владельцем всего достояния,
до времени своего совершеннолетия
ничем не отличается от раба;
2
он подчиняется опекунам и домоправителям
до срока, назначенного отцом.
3
Так и мы, покуда были несовершеннолетними,
были в порабощении у духов этого мира,
4
но когда пришло определенное время,
Бог послал в мир Сына Своего, –
Который родился от женщины
и подчинился закону, –
5
дабы освободить тех, кто под властью закона,
и вновь усыновить нас.
6
А поскольку вы — сыновья Божьи,
Он ниспослал в сердца ваши Дух Сына Своего,
Который взывает: Авва, Отче!
7
Так что ты уже не раб, но сын,
а если сын, то и наследник Божий.
8
Но тогда, не ведая о Боге,
вы были в рабстве у богов,
которые по сути таковыми не являются;
9
ныне же, познав Бога,
и, более того, будучи познаны Богом,
почему вновь вы обращаетесь
к ничтожным и низменным духам?
Вы хотите вновь, как и прежде,
быть в порабощении у них?
10
Да еще дни высчитываете и месяцы,
времена и годы!
11
Боюсь я за вас, –
как бы не был напрасен мой труд у вас.
12
Будьте же как я, братья,
потому что и я, как вы,
прошу вас;
вы ведь ничем не обидели меня.
13
Вспомните: когда я впервые благовествовал вам,
я был болен,
14
и хотя мой жалкий вид не внушал вам доверия,
вы не отвергли меня с презрением,
но приняли меня как посланника Божьего,
как Христа Иисуса.
15
Где же прежнее блаженство ваше?
Уверяю вас: если бы это было нужно,
вы глаза свои вырвали бы и отдали мне.
16
Так неужели, возвещая вам истину,
я стал врагом вашим?
17
Не по-доброму они завидуют вам,
но хотят разлучить нас,
чтобы вы им подражали.
18
Хорошо бы мне всегда
быть у вас примером для подражания в добре,
а не только тогда, когда я среди вас.
19
Дети мои, из-за которых я всегда буду страдать,
доколе вы не уподобитесь Христу;
20
как же хочу я сейчас быть среди вас
и другим тоном говорить с вами,
ибо я в недоумении.
21
Скажите мне, желающие подчиниться закону:
разве не читают вам книгу закона?
22
А там написано, что у Авраама было два сына:
один — от рабыни, другой — от свободной.
23
Но тот, который от рабыни, рожден плотски,
тогда как тот, который от свободной, — по обетованию.
24
Тут все — иносказание,
ибо они означают два завета:
один от горы Синайской,
рождающий в рабстве, — это Агарь,
25
гора же Синайская в Аравийской пустыне
соответствует нынешнему Иерусалиму,
ибо он — в рабстве вместе со своими детьми.
26
Вышний же Иерусалим — свободен,
он — наша мать,
27
ибо написано:
в о з р а д у й с я , б е с п л о д н а я , н е р о ж д а в ш а я ,
в о з л и к у й и в о с п о й ,
н е и с п ы т а в ш а я р о д о в ы х м у к ,
и б о м н о г о д е т е й у п о к и н у т о й ,
м н о г о б о л е е , ч е м у з а м у ж н е й .
28
Мы же, братья, подобно Исааку, дети обетования;
29
но как тогда рожденный плотски
преследовал рожденного духовно,
так и теперь.
30
Но что говорит Писание? –
П р о г о н и р а б ы н ю и с ы н а е е ,
и б о н е с т а н е т н а с л е д н и к о м с ы н р а б ы н и
в м е с т е с с ы н о м свободной.
31
Поэтому, братья,
мы дети не рабыни, но свободной.
Глава 5
1
Христос для свободы освободил нас,
а потому будьте тверды
и не попадайте вновь под иго рабства.
2
Итак, я, Павел, говорю вам:
если вы принимаете обрезание,
Христос вам не нужен.
3
И вновь заверяю каждого человека,
принимающего обрезание:
он должен исполнять все предписания закона.
4
Без Христа вы остались, –
те, что оправдывают себя исполнением закона, –
вы лишились благодати,
5
тогда как в душе нашей
живет надежда на оправдание верою,
6
ибо для тех, кто во Христе Иисусе,
не имеет значения ни обрезание, ни необрезание,
но вера, проявляющаяся в любви.
7
Вы шли хорошо;
кто остановил вас?
Не верить истине?
8
Эта вера не от Того исходит,
Кто призывает вас.
9
Немного закваски заквашивает все тесто.
10
Пред Господом я уверен в вас:
вы не будете искать ничего другого;
тот же, кто вводит вас в заблуждение,
понесет наказание, кем бы он ни был.
11
Братья, ведь если я до сих пор проповедую обрезание,
то почему они до сих пор преследуют меня?
Ведь соблазн креста для них тогда прекратился бы.
12
Пусть бы уж вовсе оскопили себя те,
что сеют смуту среди вас!
13
Ведь вы к свободе призваны, братья;
только пусть свобода не будет причиной свободы плоти,
но чтобы вы любовью служили друг другу,
14
ибо весь закон заключен в одной заповеди:
в о з л ю б и б л и ж н е г о с в о е г о к а к с е б я с а м о г о .
15
Если же вы друг друга искусать и растерзать готовы,
берегитесь, как бы вам не погубить друг друга.
16
Я же говорю: сообразуйтесь с Духом,
и не будете исполнять вожделений плоти,
17
ибо плоть противоположного Духу желает,
а Дух — противоположного плоти;
они противостоят друг другу,
чтобы вы не то делали, что хотели бы.
18
Если же вы Духом ведомы, –
вы не под властью закона.
19
А дела плоти известны:
это — прелюбодейство, разврат,
порочность, бесстыдство,
20
идолослужение, ворожба, ненависть, вражда,
злоба, гнев, раздоры, распри, ереси,
21
зависть, убийства, пьянство, оргии и тому подобное;
предупреждаю вас, как и ранее предупреждал:
совершающие таковые дела
Царства Божьего не наследуют.
22
Плод же Духа — это любовь, радость, мир,
долготерпение, честность, доброта, вера,
23
кротость, воздержание.
Закон не против этого.
24
Те же, что принадлежат Христу Иисусу,
распяли плоть свою
с ее страстями и желаниями.
25
Если мы живем Духом,
Духу и следовать будем.
26
Не будем тщеславны,
не станем раздражать друг друга,
друг другу завидовать.
Глава 6
1
Братья, если и будет уличен человек
в каком-либо прегрешении,
вы, духовные,
исправляйте такового в духе кротости,
следя за тем,
чтобы самому не впасть в искушение.
2
Друг другу помогайте переносить невзгоды,
и так исполните закон Христов.
3
Ибо если кто, будучи ничем,
думает, что он — нечто,
тот обманывает себя самого.
4
Пусть каждый сам свои дела оценит,
тогда и похвалу заслужит
лишь за свои дела, а не другого,
5
ибо каждый понесет свое бремя.
6
Наставляемый же в учении
да поделится с наставником
всем тем, что имеет.
7
Не обольщайтесь: Бога не обмануть;
ибо что посеет человек, то и пожнет.
8
Потому что сеющий в плоть свою
от плоти пожнет тление,
а сеющий в Дух,
от Духа пожнет Жизнь Вечную.
9
Творя добро, да не устанем,
ибо в свое время пожнем, коли не ослабеем.
10
Итак, доколе имеем время,
будем всем творить добро,
а наипаче — своим по вере.
11
Как видите, писал вам большими буквами,
своей рукой.
12
Желающие внешне быть благопристойными
принуждают вас к обрезанию для того,
чтобы их не преследовали за крест Христа Иисуса,
13
ибо принимающие обрезание
сами не только не соблюдают закон,
но, желая вашего обрезания,
хотят чрез вашу плоть и похвалу заслужить.
14
Я же ничем не стану хвалиться,
кроме как крестом Господа нашего Иисуса Христа,
на котором для меня мир распят
и я — для мира,
15
ибо для тех, кто во Христе Иисусе,
не имеет значения
ни обрезание, ни необрезание,
но новое создание Божье.
16
Да снизойдет на тех,
кто следует этому правилу,
мир и милость,
и на Израиль Божий!
17
Пусть же отныне
никто мне не причиняет страданий,
ибо я ношу раны Господа Иисуса
на теле моем.
18
Да пребудет благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братья.
Аминь.