Н. Н. Неплюев и Крестовоздвиженское трудовое братство
В конце 70-х годов прошлого столетия русский философ Владимир Соловьев в своей работе «Философские начала цельного знания» писал: …Великое историческое призвание России, от которого только получают значение и ее ближайшие задачи, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова. Только тогда воля и ум людей вступят в общение с вечно истинным-и-сущим, тогда только получат свое положительное значение и цену все частные формы и элементы жизни и знания, все они будут необходимыми органами или посредствами одной цельной жизни. Их противоречие и вражда, основанные на исключительном самоутверждении каждого, необходимо исчезнет, как только все вместе свободно подчинятся всеединому началу и средоточию
. В этой же статье В. Соловьев пишет: …Человек хочет не только материального существования, которое обеспечивается обществом экономическим, и не только правомерного существования, которое дается ему обществом политическим, он хочет еще абсолютного существования — полного и вечного. Только это последнее есть для него истинное верховное благо, по отношению к которому материальные блага, доставляемые трудом, экономические и формальные блага, доставляемые деятельностью политической, служат только средствами
.
Все это могло остаться еще одним благим пожеланием людям по устройству их жизни, еще одной мечтой еще одного философа, которым никогда не суждено сбыться. Но в 1893 г. в Глуховском уезде Черниговской губернии Николаем Николаевичем Неплюевым было основано Крестовоздвиженское трудовое братство, в котором было осуществлено то, о чем писал В. Соловьев.
Это братство, его опыт, к сожалению, до сих пор является «белым пятном» в истории России, незаслуженно забытым потомками. Сейчас опыт, накопленный этим братством, может во многом помочь людям в вопросе стройной организации жизни и подчинении ее воле Божьей.
Кто же такой Н. Н. Неплюев и что руководствовало им при создании братства? В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона за 1916 г. можем прочесть: Неплюев Николай Николаевич — общественный деятель и писатель; родился в 1851 г., по окончании курса в С.-Петербургском университете служил при русском посольстве в Мюнхене, а затем, пробыв 2 года вольнослушателем в Петровской земледельческой академии, поселился в своем родовом имении Глуховского уезда Черниговской губернии и стал заниматься обучением крестьянских детей. Он основал, последовательно, детское общежитие при содержимой им начальной школе, мужскую (1-го разряда) и женскую (2-го разряда) сельскохозяйственные школы (с субсидией от министерства земледелия), детский приют и Крестовоздвиженское трудовое братство (Устав утвержден в 1893 г., членов братства к 1 января 1897 г. было 65). В с/х школы, служащими "колыбелью" братства, "ученики-работники" и "ученицы-работницы" принимаются с 13-летнего возраста; первые составляют два братских кружка (старший и младший). Цель братства — заботиться о христианском воспитании детей, согласовывать, по возможности, весь строй жизни с духом христианской веры и способствовать упорядочению жизни и за пределами братства. Главное заведывание братством в руках полноправных членов, живущих в пределах его деятельности. Все, окончившие школу, вступают в братство и становятся преимущественно или преподавателями или арендаторами земель Неплюева. Принцип братского единения и строго христианской жизни проводит Н. в своих сочинениях. Н. написал также несколько музыкальных пьес (молитвы, песни без слов, пьесы для пения и фортепиано)
.
Обращает внимание то, как выражена цель братства — забота о христианском воспитании детей, согласования всего строя жизни с духом христианской веры. Каким же образом оно хотело этого достичь? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать историю возникновения братства, а в особенности ближе познакомиться с его основателем. Достаточно полный портрет Н. Неплюева можно получить, прочитав его сочинения. С 1901 по 1908 гг. было выпущено его полное собрание сочинений в пяти томах. Первый том называется «Что есть истина?» Вопрос Понтия Пилата", где Н. Неплюев пытается ответить и отвечает на вопрос «как жить?», и этот ответ лег в основание устройства братства и всей жизни Неплюева.
Кризис, в первую очередь духовный, который тогда надвигался, при всем внешнем благополучии, видели многие. Но, по словам Неплюева: …Для изменения строя жизни недостаточно одного сознания ее неразумности, необходимо твердое знание того, в чем состоит разумность жизни
.
Сам же Николай Николаевич знал больше, он знал, в чем состоит основа жизни, и верил в это.
Он писал: …Для согласия мира, единения и гармонии умов и сердец, жизни необходимо не понимать только, а желать и так сильно желать, чтобы желание это пересилило даже личное и семейное себялюбие. Это самоотверженное желание не может дать ни разум, ни наука, его может породить только любовь, святая, чудодейственная любовь, двигающая горами, способная сделать для любящих то, что очевидно неестественно для нелюбящих, как бы умны и учены они ни были… без любви в уме и сердце анархия, которая непременно и проявится в жизни и потребует для поддержания хотя бы внешнего, призрачного порядка применения в той или другой форме воздействия палок страха и приманок корысти. Вот чего не хотят понять многие мечтающие о свободе, равенстве и братстве; пока жизнь и отношения не основываются на любви, пока нет добровольной дисциплины любви, невозможна и свобода… Для меня нет сомнения в том, что любовь — совокупность совершенства, что любовь — первопричина бытия и конечная цель творения, что верность любви — верность Богу, а измена любви — измена Ему, что спасение человечества в вере, действующей любовию
.
Неплюев не был пустым мечтателем (уездным Сен-Симоном), он был человеком дела. Вот он уходит со службы и уезжает в свое имение, там начинает создавать школу, набирая детей пятилетнего возраста из многодетных малообеспеченных крестьянских семей.
Н. Неплюев не был педагогом, но он твердо верил, что Господь ему поможет в этом деле. Н. Неплюев считал, что …школа должна подготовлять к жизни, не только развивая умы, сообщая полезные сведения, давая закал, нужный для практической деятельности, но и воспитывая волю в направлении добра, пробуждая стремление к добру
.
Сообразна с этим и программа воспитания. Н. Неплюев предостерегает от поспешности. Сам процесс воспитания он разделил на несколько этапов:
1) пробуждение сознания, что Бог — Любовь, и горячего желания быть единодушным с Творцом Мира;
.
2) покаяние в равнодушии, злобе, даже малой любви, как в величайшем грехе перед Господом;
3) пробуждение живой веры в Бога — Творца, создавшего нас для добра, в Спасителя, который есть воистину "Путь и Истина и Жизнь", в Духа Святого, подающего нам дары благодати и силу на добро;
4) возрастание от любви в любовь до торжества смиренной любви к Богу и ближним, до сознательной дисциплины любви, до жажды послужить делу Божию — торжества любви и стройной организации жизни и труда на началах братолюбия
Неплюев хотел, чтобы воспитанники понимали …что школа подготавливает к жизни, а школа жизни подготавливает к вечности, что школьные годы пройдут скоро и надо торопиться, находясь в школе, не только понять добро, но и полюбить его, и цельно стать на его сторону, верным ему, на стороне Бога, среди всяких соблазнов, среди самых неблагоприятных обстоятельств, среди смертельных опасностей бурного моря житейского
.
Всякое насилие отвергалось изначально. Воспитанники вспоминают такой эпизод: по вечерам Н. Неплюев собирал детей в большой зале, где музицировал им, будучи хорошим пианистом, на рояле, и когда случалось, что кто-нибудь засыпал, то он шепотом просил всех приблизиться к роялю и играл уже тише, чтобы не разбудить уснувшего ребенка. Воспитание и образование, которое получали у него крестьянские дети, мало отличалось от того, какое получали в лицеях молодые дворяне.
Каждый день начинался и завершался молитвою, написанной Неплюевым: Господи, любовию наполни сердца наши. Дай нам любовь к друзьям — воспитателям нашим; дай нам любовь к братьям-товарищам нашим. Господи, любовию наполни сердца друзей-воспитателей наших; помоги им воспитать нас людьми разумными, добрыми и честными. Господи, любовию наполни сердца всех людей, дай нам любовь к ближнему своему, дай нам любовь к добру и правде; дай нам жалость к горю ближнего, в любви — мудрость наша, в любви — наша тихая радость
.
Очень много возникало трудностей. Например, отпуская детей на выходные дни домой, Неплюев замечал, что все то, что было достигнуто за неделю, бесследно пропадает, так как дома они вновь попадают в мир, испорченный ложью, корыстью, завистью. Как это ни было больно, но Н. Неплюев принимает решение не отпускать детей до тех пор, пока они внутренне не окрепнут, чтобы «мир сей» не смог победить их.
Другая немаловажная проблема — учителя: к сожалению, мало настоящих учителей, да и приглашенные со стороны учителя испорчены законами нашего мира. Поэтому было выхлопотано Высочайшее дарование Императора, «в виде исключения», — право школы Н. Неплюева представлять места учителей в этой школе бывшим ее воспитанникам. Это было большой победой!
Еще одна из проблем: Главное зло мира — гордость. Школа благоприятное для зла место, для тех, кто привык пользоваться любовью, не давая ее взамен
. Учитывая это, Н. Неплюев сам и говорил об этом воспитателям, внимательно следил за поведением воспитанников, и, если видел проявление эгоизма, старался всячески помочь ученику избавиться от этого греха и направить эту энергию на смиренное служение другим.
В 1893 г. выпускники пришли к Николаю Николаевичу (их было около 30 человек) и сказали, что не хотят уезжать отсюда, и тогда он рассказал о своей сокровенной мечте — о создании братства, и прочитал им проект устава; все выпускники согласились стать членами этого братства. Устав братства мало чем отличался в своей основе от устройства жизни в школе. 23 декабря 1893 г. был принят устав трудового братства. Поскольку село называлось Воздвиженское, храм в нем был построен во имя воздвижения Креста Господня, то братство стало называться Крестовоздвиженским. 16 сентября 1894 г. императором Александром III братству были даны права приобретать и отчуждать недвижимое имущество.
Вот некоторые выдержки из устава:Цель братства — осуществление христианской правды в жизни. Средство — стройная организация жизни, отношений и труда на основе любви и братолюбия
.
Вот что говорилось об отношении к труду:Помнить, что труд необходим для поддержания земной жизни человека;
.
Помнить, что если мы сами не выработаем все нужное для себя, за нас должны будут трудиться остальные;
Ко всякому труду надо относиться честно, стараясь исполнить его как можно лучше и скорее;
Беречься самовнушений, поддерживающих в нас уверенность, лень и небрежность наша и мы ни лучше, ни скорее работать не можем;
Нужна мера и в подвиге труда. Надо уделять и сну, и отдыху достаточно времени, чтобы сохранить здоровье, без чего мы скоро можем подорвать свои силы и перейти в разряд неспособных к работе
По отношению к вещам:Понимать, что всякая вещь — ценность и результат труда; считать долгом совести возможность упрощения жизненной обстановки, приучая себя к дешевой простоте жизни, без чего вся жизнь будет поглощена приобретением средств на дорогостоящую обстановку в ущерб жизни умственной и духовной
.
Основа жизни братства — любовь к Богу и ближнему. Вот как об этом сказано в уставе:Сознательно относятся к братству и могут созидать его только те, кто понимает, что братство должно быть делом Божьим и потому относится к нему с благоговением и смирением, в духе страха Божия;
.
Добрый страх Божий состоит в том, чтобы бояться оторваться от Бога Живого, оскорбить Его и стать чуждым Ему и быть лишенным причастия благодати Его.
Ставшим на путь подвига любви можно признать только того, кто признает своею братскою обязанностью великодушно и с кроткостью ко всем относиться, от всего сердца прощая обиды, никогда ни под каким предлогом не считая себя вправе изменить любви, кто признает своею братскою обязанностью в любви и уважении предупреждать других и не считать себя вправе требовать любви и уважения от других, кто считает позорным обидеть, а не быть обиженным, кто всегда готов смиренно покаяться в своих немощах и не способен успокоиться до тех пор, пока не загладит своей ошибки и не вымолит прощения у ближнего.
Сознательно к братству относится только тот, который верою ходит, а не видениями, руководствуясь в жизни не тем, что есть, а тем, что быть должно, во что он верит, именно в этом духе относясь ко всей окружающей жизни, чуждаясь пошлых сплетен о том, что видит, возвышаясь до живого интереса к тому, чего требует вера
Братство состояло из нескольких семей, объединение в которые было, по возможности, по одинаковому роду занятий:…братская семья должна достигать двух целей:
.
1. Созидать истинно братскую жизнь в духе благоговения, мира, любви, радости так, чтобы всем на лоне братской семьи могло быть уютно и тепло.
2. Ревниво ограждать себя, а через то и все братство от вредной, разлагающей, смертельной для братства закваски — гордости
Каждая братская семья строила дома для своих братьев, семья же, в обычном для нас смысле слова, занимала столько комнат, сколько было необходимо для жизни и работы по собственному усмотрению. К 1908 г. было 10 братских семей (500 человек). Во главе братской семьи стояли старейшины («живая совесть семьи»). На любую должность в братстве избирались по способностям, считая, что чем больше кому дано, тем больше он должен будет послужить на пользу обществу, не продавая своих способностей, не оценивая их деньгами. Почет и признательность можно заслужить не тем, какую должность занимаешь, а тем, как относишься к ней. Для корректирования внутренней жизни семьи проводились товарищеские совещания. Вот как об этом говорится в уставе:…Совещание никогда не должно принимать вид судилища, борьбы партий и бесплодных словопрений. Оно всегда должно иметь характер дружного, семейного обсуждения общей жизни в духе взаимных чувств любви и уважения друг к другу. Не должно ограничиваться обсуждением темных сторон общей жизни. Надо более созидать добро, нежели бороться со злом
.
Верховная власть в братстве принадлежала Братской Думе, куда входили старейшины и представители семей. Она занималась основополагающими вопросами, частные же, как правило, решались в семьях. Три человека из Братской Думы составляли постоянную комиссию для оперативной работы. Братская Дума избирала Хозяйственный совет, главной целью которого была стройная организация экономической части жизни братства. Он занимался составлением хозяйственного плана, наблюдал за точным его соблюдением и составлял сообразно доходам смету расхода на предстоящий год.
Председатель в Думе и во всех собраниях братства — пожизненный блюститель братства, избираемый Думой. Ежегодно Дума на общем собрании отчитывается перед братьями о проделанной за год работе. Члены братства несут всевозможные обязанности: управляют имениями, лесами, заводами, занимаются в конторе, учительствуют в пяти братских школах (две — сельскохозяйственные, три — начальные) и работают, исполняя все работы по назначению. Все члены братства пользуются одинаковыми правами — как в столе, одежде, так и в чистой прибыли.
Большое внимание уделялось и эстетической стороне братской жизни:…зарождение всякого таланта и дарования на лоне братства всех очень радует, т. к. доставляет всем эстетическое наслаждение, которое братство охотно себе позволяет и считает это не только вполне законным, но и необходимым
.
В братстве были свои художники, поэты, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов. Храм был построен своими архитекторами и украшен своими силами, без привлечения мастеров «со стороны». Наиболее способные члены братства отправлялись братством для получения высшего образования.
Братство не было замкнутым, члены братства могли путешествовать, принимать гостей; во время империалистической войны братство открыло лазарет, а также посылало на фронт продовольствие и одежду собственного изготовления. В братство могли вступить и люди «со стороны». Желающие вступить поселялись в одной из семей и жили на равных правах со всеми в течение одного года, затем семья решала на своем собрании вопрос о приеме этого человека. Если ответ был положительным, то Дума утверждала его, если ответ был отрицательным, то человеку давался еще один год, если он этого хотел.
Неплюев не считал тот путь, которым шло братство, единственно верным, но основу, на которой все строилось, считал единственной. Н. Н. Неплюев мечтал о том, чтобы по мере роста братства создавались артели, куда бы вошли лучшие представители братства; уходя, они бы создавали подобные братства на новом месте. Крестовоздвиженцы снабдили бы их всем необходимым и дали бы денежную ссуду и, как только новое братство выплатит долг, оно становится независимым и поддерживает с неплюевским братством лишь духовное общение.
В 1907 г. Неплюев по заказу членов Сената пишет «Примерный Устав братств России», исходя из опыта крестовоздвиженцев. К сожалению, после искажения и свертывания реформ министра Столыпина (начавшихся в 1906 г.) это начинание не приобрело широкого распространения.
В 1908 г., 21 января, скончался Н. Н. Неплюев. Это было большой, но не невосполнимой утратой для братьев. Еще за несколько лет до своей смерти Н. Неплюев начал подготавливать братство к этому. Все свое имущество Неплюев передал братству, делая это постепенно, по мере готовности принять и разумно управлять полученным. Благодаря большой подготовительной работе после смерти Н. Неплюева братство не «развалилось», а продолжало процветать. Пожизненным блюстителем была выбрана сестра Николая Неплюева Мария Николаевна Уменец. До самых последних дней существования братство исполняло завет, оставленный ему его создателем:Трудовое братство есть дело созидания добра, а не борьбы со злом путем критики и протеста. Трудовое братство протестует против зла, созидая добро
.
Братство существовало до 1930 г., во времена коллективизации, проводимой по всей стране, оно было живым укором политике правительства, подтверждающим всю глупость этого предприятия, как, впрочем, и весь уклад жизни в братстве обличал то, что делали большевики в России. Поэтому-то братство и было объявлено «групповым кулаком», хотя абсурднее обвинения придумать было просто невозможно, т. к. кулаки использовали наемный труд, угнетая, в терминологии того времени, своих работников, в братстве же никакого наемного труда никогда не использовали, — все члены его были совладельцами братского имущества и сами выполняли все виды работ. Но обвинение было страшным, ибо кулаки истреблялись в прямом смысле этого слова. Имущество братства было разграблено крестьянами из соседних деревень, давно уже завидовавшими крестовоздвиженцам.
На территории братства был похоронен поэт А. С. Хомяков, на его могильной плите выбиты строки его стихотворения, которые можно отнести и к братству:
Святым огнем душа твоя горела,
Могучий стих как колокол звучал,
Но искра Божия, что в гордом сердце тлела,
Погасла с жизнью…
Презрительно толпа холодная смотрела,
Но гордый ум призыву не внимал…
С первых же дней своего существования братство было «не от мира сего». Вот что писал один из братьев в 1908 г.:…Мирно и уютно, как в Раю, живется в братстве. Порой не верится и спрашиваешь себя: да не сон ли это, не греза ли? Столько любви и привета, заботливости, внимания и мира. Мира кругом… Вне Бога нет мира и радости, вне братского единения и братской любви нет истинного счастья и благоденствия
.
И «мир сей» расправился с ним, но не победил. Человек всегда будет искать ответы на вопросы «в чем истина?» и «как жить?», и рано или поздно он придет к ответам, подобным ответам Н. Н. Неплюева и, если будет последовательным, продолжит его дело.
О других братствах