Из проповедей
Слово на исповеди
Перед тем, как нам совершить богослужение, которое называется Литургией, я хочу вам напомнить, что Литургия это и есть наше служение, причем общее церковное служение. Вы уже знаете, что Церковь (с большой буквы) это не просто здание, не просто человеческое учреждение, хотя в Церкви есть место и зданиям, и человеческим учреждениям. Церковь это святое собрание людей, верующих. Церковь это собрание всех тех, кого освятил Бог, кого Бог принимает сверх всяких заслуг, сверх всяких человеческих усилий. И хотя, безусловно, усилия и заслуги необходимы, все же благодать, которую мы получаем от Бога, есть именно щедрый, милостивый, неоценимый дар. Итак, мы с вами служим Богу, и служим вместе, служим одним духом в единстве духа, в союзе мира, как говорил апостол Павел. Мы стараемся ходить достойно звания, в которое мы призваны. А чтобы ходить достойно этого звания, надо прославлять многотерпение, надо прославлять милосердие, надо проявлять единство и любовь. Надо проявлять смирение (от слова мир ), надо иметь кротость, то есть ту мягкость, которая позволит нам не задевать друг друга, не ссориться друг с другом даже по мелочам, которая позволит нам прощать друг другу, стремясь совершенствовать друг друга, помня, что когда мы других учим, другим помогаем по любви, этим самым мы помогаем и себе, этим самым мы и себя учим. Поэтому-то мы с вами и радуемся, приходя в церковь, встречаясь друг с другом. Нам так радостно видеть лица друг друга, потому что мы видим, что Господь помогает, что красота Божиего Духа начинает отражаться в каждом члене Церкви. Но иногда, как на небе в ясную погоду, набегают тучи, и еще не известно, чем это кончится. Может кончиться и большой грозой. Точно так же и в нашей христианской жизни. Все ясно, светло, слава Богу, но нет-нет и набегут тучки. И опять же, мы никогда не знаем, пробежит ли эта тучка дальше или принесет с собой целый шквал. Вот поэтому-то нам и нужно каждую неделю, приходя сюда, очищать нашу совесть, очищать наше сердце. Ибо всякий грех, который западает в нас, является такой тучкой, которая может потянуть за собой целую бурю. И часто мы этого, к сожалению, не понимаем. Мы привыкли жить каким-то определенным образом и знаем, что эта жизнь еще далека от совершенства, далека от той святости, которая нужна нам как членам Церкви, от того совершенства, к которому призывает нас Господь. Мы знаем это, хорошо знаем. Но мы привыкли к тому, что совершенство как бы недостижимо, что вроде бы мы не можем жить лучше, потому что нас обступают те или иные обстоятельства, вокруг нас друзья, родные, вокруг нас сотрудники по работе. И мы начинаем думать, что живем на пределе наших реальных возможностей. Может быть, теоретически, и можно лучше жить, но реально, как кажется, уже нет. И тогда-то наступает это испытание. Одна маленькая тучка на горизонте ведет за собой полную перемену погоды в нашей душе, в нашей жизни. Одно действие за собой тащит другое, то в свою очередь третье, и так далее. Пришла беда, открывай ворота , говорили раньше. Не всегда это связано с чем-то чисто внешним. Беда вообще не просто что-то внешнее. Это то, что происходит сначала в нас, а потом уже то, что происходит с нами.
Вот, дорогие братья и сестры, мы вспомним сейчас все наши грехи, чтобы никаких туч на горизонте у нас не было. Нам нужно вспомнить прежде всего, не служили ли мы где раздору, разделению, духовному или какому иному… Не соблазнили ли мы кого-нибудь в вере, может быть, какого-нибудь слабого, немощного человека, который еще вере не научен, особенно из современной молодежи, потому что ничего о вере христианской она по существу не знает и опыта жизни духовной не имеет. И простая без образования бабушка часто дает фору такому молодому человеку, пусть даже с двумя высшими образованиями. Не соблазняли ли мы таких людей? Прости нас, Господи! Мы часто не бережем того единства, которое нам даровано Богом, потому что единство от любви, а нам очень не хватает любви. Прости нас, Господи!
Но почему нам не хватает любви? Кажется, откуда я возьму ее, если ее нет? Да очень просто. Открыв свое сердце Богу, надо у Бога ее попросить, как благодать, как дар, и она придет. Если это сердце будет открыто, то Бог даст эту благодать, если мы проявим свое стремление к Богу в наших делах, в нашей жизни, то мы сразу же и получим благодать. Именно так неверующие становятся верующими, когда вдруг ощущают этот дар Любви Божией. Прости нас,Господи, что мы часто не стремимся к обретению этих даров Божиих, заботимся о многом, а главное, единое на потребу оставляем!
Мы не всегда чувствуем не только единства с Богом, но часто не ценим и единства с ближними нашими. Мы готовы из-за мелочей, из-за почти бессмысленных вещей пойти на озлобление, на проявление ненависти, зависти. Мы часто проявляем свое честолюбие, под прикрытием принципов нашей жизни. Принципы это хорошо, и нам надо непременно их иметь. И принципы эти, то есть основы нашей духовной жизни и веры, у нас должны быть очень крепкими. Но эти принципы, эти основы часто у нас как бы лишаются самого главного своего содержания благодати, жизни, и становятся принципами мертвыми и внешними. Прости нас, Господи!
Нас Господь призывает к полноте жизни, даже Полноте Жизни в Свободе, а мы заменяем эту Свободу Божию набором формул. Вот, братья и сестры, будем каяться, если для нас эта жизнь христианская не является стремлением к Свободе Духа, а ведь сказано, где Дух Господень, там Свобода. Прости нас, Господи за то, что мы не ценим этого дара Свободы! И часто путаем его с произволом.
Согрешаем также тем, что не верим в силу Духа Божиего. В Бога верим и в Духа Святого верим, а в силу, реальную жизненную Его силу не верим. Если нам кажется, что по-человечески нам что-то не по силам, то мы от этого отступаем, прости нас Господи, вместо того, чтобы знать, что если Бог за нас, то кто против нас.
Это от нашей расслабленности, от нашего маловерия, от нашего уныния. От нашей лености и праздности, к которой нас приучили с самого раннего детства, говоря: Отдохни, пожалуйста. Что ты будешь делать, за тебя все сделают. Так нас часто воспитывали, вместо того чтобы дать ответственную посильную нагрузку. Прости, Господи, что мы до сих пор боимся всякой в жизни ответственности и даже посильной нагрузки!
Согрешаем тем, что часто становимся соблазном для неверующих, часто провоцируем их хулить Бога или нашу веру, или Церковь Божию. А Церковь Божия есть величайшая святыня на земле. Запомните, на земле нет большей святыни, чем Церковь Божия. Все в Церкви все таинства, молитвы все для того, чтобы мы реализовали в действительности наше христианское призвание. Прости же нас, Господи, за то, что мы часто не ценим чести друг друга в Церкви, даже не поддерживаем друг друга. Иногда мы готовы разглашать проверенные, а то и не проверенные мысли и суждения друг о друге отрицательного характера. Легко говорим и о священстве, и о других членах Церкви. Вот, нам что-то не понравилось, и мы говорим об этом направо и налево, вместо того чтобы сделать то, о чем Господь говорит в евангелии: если согрешил против тебя брат твой, пойди сначала и наедине поговори с ним. Если послушает тебя брат твой, ты приобрел его. Если же нет, пойди возьми свидетеля, который знает то, что ты утверждаешь, и помоги исправиться брату. А если и тогда не послушает вынеси это на суждение всей Церкви. Вот у нас есть Приходское собрание, 40 человек нашего прихода постоянно участвует в нем, слава Богу! Вот оно и есть тот зародыш нашей общей церковной жизни в Церкви, где мы с вами можем вынести суждение нашему брату или сестре, без того чтобы кого-нибудь оскорбить или унизить. Мы же часто обличаем не для того чтобы что-то исправить, а для того, чтобы человека унизить, выведя на чистую воду. А обличать мы должны по-другому, с любовью, с болью в сердце своем. Тогда мы не скажем ни одного лишнего слова на ближнего нашего, особенно в Церкви.
Прости нас, Господи, за то, что мы говорим много лишних слов, бесконечно разговариваем на темы, в которых не компетентны, о которых ничего не знаем, что мы часто просто разносим слухи. Мы можем просто иметь суждение обо всем. Все мне позволено, говорит апостол Павел, но не все назидает. Все мне позволено, но не все полезно.
Мы еще довольно часто бываем подвержены ложному стыду, стыдимся того, чего не должно стыдиться, вплоть до веры нашей, и чего должно стыдиться, того не стыдимся и иногда этим даже хвастаемся.
Так же и с сомнениями. Хорошо, если человек рассуждает о своей вере и преодолевает те сомнения ума, которые возникают на этом пути. Тогда эти сомнения положительны и необходимы, чтобы идти вперед, к познанию Господа. Но мы часто сомневаемся в том, в чем не имеем никаких оснований сомневаться, только по лености нашей в духовной жизни. Прости нас, Господи, за такие разрушительные сомнения, за простой скептис, который является плодом уныния, духовного снижения нашей жизни.
Поэтому мы часто и не находим в себе силы прощать друг друга, мы сомневаемся, не будет ли это прощение попустительством злу, а значит, снова сомневаемся в силе нашей Веры и в силе Духа. Будем просить Господа дать нам силы для того, чтобы никто никогда не оставался непрощенным. Я говорю не о тех, кто по мелочам, может быть, нас обидел, а о тех, кто по-настоящему согрешил против нас. Мы должны их непременно простить и помнить, что если у нас есть хоть малейшая возможность попросить прощения лично пусть человек больше виноват, чем вы сами, ведь часто бывает такое действительно, он по-настоящему всерьез виноват, а мы виноваты в небольшом тем, что отреагировали недолжным образом на слова или на дела этого человека , мы должны просить прощения у этого человека, для того чтобы попытаться установить мир. Мы знаем, со всеми мира не будет никогда, так и апостол Павел пишет. Но стремиться к этому мы должны. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Еще мы часто становимся причиной страдания других людей. Наши грехи, наши недостатки, наши немощи, наши слабости приводят к страданиям других людей. Прости нас, Господи, что мы этого даже и не видим и не желаем видеть.
Согрешаем ложью, злорадством, жестокостью, злословием. Будем стараться не потворствовать слабостям другого человека, а восполнять силой, которая дана нам.
Мы должны всегда быть верны Богу, Его Церкви, Истине Божией и ничего не бояться. Пока в нас хоть немножко есть страх, мы будем постоянно грешить. Мы многого боимся боимся остаться одни, боимся каких-то мыслей, боимся решительных действий и боимся вещей очень важных, которые имеют значение для всей Церкви или для нашего города, допустим. Вы знаете, как внимательно смотрит город за всеми нами. Очень внимательно. Он не всегда заинтересован в том, чтобы видеть здесь доброе. К сожалению, так часто бывает. Но мы не должны обижаться. Подозрение к церкви воспитывалось десятилетиями. И поэтому мы сами часто не несем в себе должного уважения к Христовой Церкви. Прости нас, Господи!
А теперь пусть каждый из нас посмотрит в себя и пусть совесть свою представит перед лицом Божьим, и если есть там хоть немного тьмы и неправды, пусть все это очистит, пусть сделает шаг к Богу, а Бог всегда поможет.
Аминь.
Теперь перед началом молитв исповеди я хотел бы добавить еще одно слово. Когда мы прощаем друг друга, когда мы готовы помочь друг другу, не забывайте слов евангелия: Кто хочет взять у тебя нижнюю одежду, отдай ему верхнюю. Кто просит идти с ним одно поприще, идите с ним два. Это означает, что надо идти всегда навстречу друг другу, даже если для вас это будет стеснительно, не очень удобно, не очень привычно, даже если это требует отложить какие-то дела, важные дела, все равно, идите друг другу навстречу. Кто-то что-то попросил, кто-то что-то захотел от вас не пренебрегайте друг другом, больше дайте даже, чем просит человек. По-настоящему здесь нельзя нарушить тех принципов веры и жизни, которые все мы несем. Но все остальное может быть жертвуемо нами для того, чтобы спасти хотя бы некоторых, чтобы помочь хотя бы некоторым, как и апостол Павел говорит. Вот чего нам всем не хватает. Мы часто готовы помочь, рады помочь, но когда речь идет с нашей стороны о небольших хотя бы жертвах, мы все останавливаемся, мы боимся всегда чего-то потерять в жизни. Это тоже наша немощь и грех.
Мы должны идти навстречу друг другу. Но мы не должны при этом идти на грех с другими. А то часто человек думает: вот, я пожалею другого, не буду его волновать, беспокоить, пусть он у меня просит то-то и то-то, чего я не хочу делать. И мы начинаем не жертвовать собой и своим, а жертвовать своей совестью перед Богом, своей верой. Будем же каяться, чтобы воистину не совершать грехов, чтобы правда Божия сияла в этом мире, чтобы каждый, приходя в Церковь, видел в христианах и людей праведных, и людей, любящих друг друга. Как в древней Церкви говорили: Смотрите, как они друг друга любят. Вот то, что побеждает весь мир Любовь, и то, без чего в этой жизни нельзя прожить как следует Божия Правда.
Слово на литургии
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Вы слышали сейчас апостольское и евангельское чтение. Сначала мы слышали о том, как апостол Павел нам возвестил мир во Христе. Он пишет удивительные слова, что Господь пришел и принес нам мир, так что мы уже не чужие Богу, но свои. Разрушилась преграда, разрушился и закон заповедей. Раньше люди думали, что они могут быть спасены исполнением заповедей, только исполнением закона. И никак иначе не думали о спасении, дорогие братья и сестры. Но пришел Христос и дал нечто значительно большее. Он открыл нам благодать и Истину. Всем верующим во имя святое Его. И тогда открылся прямой доступ к Богу, тогда уже никто, имеющий такое дерзновение, не остался отчужденным от Отца Небесного, Господь дал мир, Господь дал благодать, Господь же дал нам жизнь и утвердил нас в правде.
Об этом мы слышали и сегодняшнее евангелие. Здесь говорилось о том, как начальник синагоги Иаир имел дочь, и вот, она заболела и умерла, будучи всего 12-ти лет отроду. Вероятно, Иаир был человеком праведным. Он скорбел, но, прежде чем узнал о смерти своей дочери, решил пойти к великому пророку, восставшему во Израиле, как тогда почитали Иисуса, и обратиться к Нему за помощью. Он приходит и просит у Него исцелить дочь. Господь пошел с ним. И в это время одна женщина получает через прикосновение к Нему по вере своей исцеление. Господь почувствовал, что сила изошла из Него, и захотел только одного: чтобы не произошло этого великого чуда в тайне, чтобы женщина, получившая дар Божий, дар исцеления, могла преодолеть свою стеснительность, свою закрытость и объявить людям о происшедшем. А это было нужно, чтобы вселить в них веру. Ведь, конечно, не для того, чтобы прославлять Себя, хотел сделать это Иисус. Нам с вами требуется тоже укрепление веры, поэтому тоже требуется одно: объявить всем людям о происходящих чудесах, об излиянии благодати Духа Святого на Церковь Его.
Мы часто этого не делаем, стесняясь, боясь, прячась. А воля Божия в том, чтобы объявлять о делах Божиих. Нельзя забывать то, что люди требуют укрепления в вере. Они должны понять, что христианство не только закон, не просто нравственность. Христианство значительно больше…
Но люди часто сомневаются в этом, видя нашу закрытость, отчужденность и увы! часто видя нашу неправедность. Но вот Иисус идет дальше. Тем временем приходит известие о смерти дочери Иаира. И Иисус, услышав это, умиряет отца, утешает его. Но какими словами, дорогие братья и сестры! Он ему говорит: Не бойся, только веруй, и спасена будет. Эти слова нужны и всем нам, их надо услышать в самом сердце, потому что, так или иначе, часто еще страх господствует над нами, а не вера. Потому что еще не хватает нам силы веры. Вера наша, будучи духовной, сама будучи духом, должна иметь и силу духа. Господь здесь говорит нам, что если мы будем веровать, если мы не будем бояться, то мы получим спасение. Получат спасение и наши близкие. Даже в самых отчаянных обстоятельствах, внутренних и внешних, внутрицерковных и внутриобщественных в самых, самых разных обстоятельствах мы можем получить спасение, мы можем получить тот мир, ради которого и совершил спасение на Кресте Господь.
Очень же часто страх наш ведет нас к разделению. Мы боимся то одного, то другого. Мы боимся и шага шагнуть, как будто христианство снова вернулось к Ветхому Завету, как будто оно снова вернулось к закону, а не живет в Свободе, Духе, благодати и Истине. Мы еще часто требуем себе этих костылей закона. И прикрываемся очень хорошими вещами, дорогие братья и сестры, постановлениями отцов и соборов, правилами и канонами, советами духовников и старцев.
Но мы должны знать, дорогие братья и сестры, что ничто на земле не должно противоречить воле Божией, ничто на земле, на которой мы с вами живем, не должно противоречить и Любви Божией. Если мы с вами поймем правила, законы, даже каноны церковные так, что они не должны противоречить этой Любви, этой благодати, этой Истине и ее Полноте, то мы будем и поступать по Истине и по благодати.
Не бойся, только веруй, и спасен будешь это относится ко всем нам. Еще много нам с вами придется преодолевать искушений, трудностей в жизни и от чужих, и от своих. Но если мы будем следовать за Христом, если мы будем держаться вместе, в единстве Веры, Духа, в церковном единстве, то никто не одолеет этой нашей силы. Врата адовы не одолеют Церкви никогда! Но если Церковь начнет дробиться, если мы начнем выступать друг против друга, не помогая друг другу, а отчуждаясь друг от друга, то тогда может произойти, конечно, не во всем мире, но там, где мы живем с вами, духовная катастрофа.
Не бойся, только веруй. Над Господом смеялись за то, что он сказал: Девица не умерла, но спит. Господу не поверили, испугавшись реалий, обстоятельств мира сего. Но Он нам показал, что ничто на свете, даже смерть, не может преодолеть Любви Божией, силы Духа, живущего во Христе, а значит, и во всяком верующем в Него.
Когда Господь совершил Свое чудо, родители удивились. А Господь велел им не сказывать никому о происшедшем. Видите, с одной стороны, женщину, которую исцелил Господь, Он привел к исповеданию, к признанию открытому признанию великих дел Божиих. А родителям, получившим вновь свое дитя, Он повелел молчать. Почему же так? По очень простой причине. Потому что здесь людям можно легко перейти границу и начать заставлять других верить, то есть начать опираться на немощные начала мира общество, государство, мнение народное, там, где, есть только сила Божия, сила Духа, сила Свободы. Нам никогда нельзя переходить эту границу! Мы должны возвещать о чудесах Божиих, о силе Божией, но мы никогда не должны искушать людей чудом. Только свободно открытое сердце человека способно поверить. Только оно способно, обретя истинную Веру Христову, преодолеть всякий страх. Только преодолев страх и отчуждение, мы достигаем в Боге совершенства в Любви и спасения.
Аминь.
По окончании литургии
Поздравляю Вас, братья и сестры, с великим таинством причастием к Телу и Крови Господней. Мы с вами всегда должны знать, что когда мы причащаемся Господу, то мы причащаемся и друг другу, приобщаемся друг ко другу, потому что мы все становимся едиными членами Единого Тела Христова. Одно Тело, один Господь, одна Вера, одно Крещение, говорит нам святой апостол Павел. Я желаю вам всем сохранить это божественное Единство, ибо это Божий дар, не от нас данный. Я желаю вам всем, вступив в это глубочайшее общение, развивать его, раскрывать его в себе, укреплять и нести это единство, этот Дух Христов, этот свет Христов по всему миру, где бы вы ни оказались, с кем бы вы ни общались. Пусть всегда люди чувствуют, что в вас действует сила Божия, что вы народ христианский. Если это будет, если Любовь Христова будет струиться из вашего сердца, если она будет проявляться, как соль, в каждом вашем слове, всегда и везде, то тогда воистину мы с вами достигаем этого Небесного Царства, которое завещал нам Господь, когда говорил: Я завещаю вам, как завещал Отец Мой Мне Царство . Живите в этом Царстве! Это значит живите в радости, в мире и правде Божией. Пусть этот свет будет спасительным для всех, для всей нашей страны, для всего нашего народа.
Аминь.
18 ноября 1990
Слово перед утреней
Сегодня мы празднуем день святого архистратига Божия Михаила и всех небесных сил.
Мы почитаем ангельские силы, потому что хотя они и тварные, но от Бога. При этом очень важно знать нам с вами, что небесное воинство, эти небесные силы, имеют, как и всякое воинство, свою иерархию, а эти иерархи призваны помогать человеку.
Ангелы, как говорится в Писании, суть служебные духи, от Бога посылаемые . Вот эти-то небесные, космические, силы, которые имеют свою иерархию, свои чины, свои порядки, и призваны нам помогать.
Обычно мы совершенно не задумываемся над тем, что такое ангел. С одной стороны, мы знаем, что ангел это в переводе с греческого, вестник. Например, мы смотрим на небо, и когда у нас на душе действительно хорошо, видим, что и на небе светло. И тогда мы радуемся, различая знамения с неба. И мы знаем, что это и есть нам знамение ангельское. Ведь вы, наверное, часто замечали, как любящим Бога все содействует ко благу. Даже сама природа, которая кажется бездушной и не зависящей ни от кого из людей, тем не менее как-то от нас зависит. Весь космос зависит от того, в каком мы с вами состоянии духа.
Вот на это обратите внимание, дорогие братья и сестры! Если мы хотим, чтобы жизнь наша в этом мире протекала благополучно, то мы должны являть пример жизни праведной. И всякое нарушение правды Божией, всякий грех, другими словами, отражается не только на нашей душе и не только на наших близких, но и на состоянии общества, на состоянии природы, всего космоса, мира.
Мы видим, что и природа может быть благосклонной к нам или нет. Сейчас это связывают с экологией, но экология вещь в основном производная от нас. Поэтому мы с вами почитаем ангельские силы и можем к ним обращаться с прошением о том, чтобы мир, космос был к нам доброжелателен, чтобы и он всегда помогал нам. Человек Божий всегда живет в мире со всем миром, в том числе и с космическим, небесным. Раньше это люди очень хорошо чувствовали, потому что действительно жили на земле. Они понимали очень хорошо, как от их жизни зависит состояние всего мира, вплоть до урожаев. Cейчас мы живем в таких условиях, когда это чувство пропадает. Молодежь часто совершенно не чувствует этого. Но вы, люди пожилые, еще наверняка помните рассказы, да, может быть, и сами видели, как могут помочь люди Божии жизни в мире, но стоит завестись какому-нибудь беззаконнику, грешнику, как ухудшается вся жизнь уходят реки, вода, а земля перестает давать плод свой.
Так давайте сегодня, коли мы собрались на такой праздник, вспомним обо всем этом, о том, как мы бережно должны относиться к природе, как мы должны ее защищать. И вот, повторяю, ангельские силы это небесные силы, это иерархия космических сил. В единстве, в гармонии с ними мы должны жить. Но они нам служат, они посылаются Богом как вестники для нас. Каждый имеет своего ангела-хранителя, ту силу, которая служит нам в это мире.
И можно лишь сожалеть, что часто за внешними изображениями символическими изображениями ангелов, мы перестаем чувствовать реальность этих сил, для многих они как некая сказка. Но мы все же знаем, что существуют сложноподчиненные силы. Это знает любой человек, только не каждый понимает связь этих сил с нашей верой, с уровнем духовным нашей жизни. А нам, христианам, надо это знать и понимать. Вот я специально еще до начала службы сказал вам несколько слов, чтобы вы участвовали в этой службе сознательно, чтобы вы знали, какой сегодня праздник, чтобы вы могли радостно, с открытым сердцем прославлять Божий мир и Его небесные силы.
Аминь.
Слово после чтения евангелия на утрени
Братья и сестры, христиане!
Мы сейчас слышали замечательные слова Господа. Господь нам говорит о том, что ученики Его имеют особую власть власть возвещать волю Божию и являть собой Истину Божию. Поэтому-то слушающий их слушает как бы Самого Господа. Но тот, кто не слушает их, кто отвергает их слова, их примеры, тот отвергает Самого Господа Иисуса. А кто отвергает Его, тот отвергает и Пославшего Его Отца Небесного.
Это важные для нас слова, дорогие братья и сестры, потому что каждый из нас призван быть таким учеником Христовым, каждый из нас призван являть правду Христову и истину Христову, нести ее в себе и раздавать ее через себя. Это большая ответственность для каждого из нас. Мы должны быть примерами духовной жизни, мы должны являть собою Господа нашего Иисуса так, как Он явил нам Отца во всей полноте Его Любви, Его Духа, Его Свободы.
Вот что дальше говорит нам евангелие. 70 учеников, которых посылал Господь для проповеди о приблизившемся Небесном Царстве, возвратились, и возвратились с радостью, потому что почувствовали плоды своей миссии, своей проповеди. Они имели великую радость, потому что могли и больных исцелять, и немощным помогать, и спасать словом Божиим. Они говорили Иисусу: Господи, и бесы нам повинуются о имени Твоем. Сказали это от той радости, которая исполняла сердца их.
Но Иисус повел их дальше, вперед и вверх, и сказал: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию . Эти слова значат, что сатана, который раньше правил этим миром, вследствие отпадения мира от Бога, этот сатана потерял верховную и абсолютную власть над миром сим. Потому что пришел Господь и в нем и через него нам является благодать, является Истина, является великое Единство в Любви Бога и человеков. С этим-то явлением и падает престол сатаны с неба как молния. Но Господь не только сообщил своим ученикам о том, что престол сатаны пошатнулся, но и о том, что он готов пасть окончательно. Он сказал: Я даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам. Эти змеи, эти скорпионы символы вражьей силы, того яда, который носили в себе все люди до явления Господа яда греха. Ничто не повредит вам. Помните об этом, дорогие братья и сестры, потому что вы уже очищаетесь от этого яда, он уже не действует на вас до смерти. Однако, говорит Господь, тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Вот подлинная радость сатана с неба спал, а ученики Христовы призваны на небо, их имена уже написаны на небесах. Ведь это тоже уже относится ко всем нам, и мы должны радоваться не просто тому, что духи нам повинуются, а тому что имена наши Господь внес в Книгу Жизни, тому что мы стали членами Церкви, членами народа Божиего избранного и освященного. Этому-то и радуйтесь всегда, и пусть радость ваша переполняет сердца ваши каждый день, чтобы благодарность к Богу за спасение во Христе преизливалась, была преизобильной в сердцах наших. Ибо так сказал ученикам Своим Господь: Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому, что имена ваши написаны на небесах. Все вы призваны ко спасению, все вы нашли во Христе Спасителе истинного, подлинного, не какого-нибудь самозванца, а Иисуса, пришедшего от Бога и спасшего нас.
В тот час, когда уразумели эти слова ученики Христовы, Господь Сам возрадовался духом и сказал, обращаясь к Отцу Небесному: Славлю тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты все это утаил от тех, кто считает себя разумными, праведными, исполняющими Твою волю, и открыл простым рыбакам, простым сердцем людям, открыл это младенцам . Не случайно Господь нас всех призвал: Будьте как дети . Конечно, не умом, конечно, не житейским и духовным опытом, но такою простотою сердца вашего, такой вашей верою, которая все побеждает, которая взявшись за плуг, не позволяет обернуться назад.
Дорогие братья и сестры, Господь славит Отца Небесного за то, что те, которые кичатся спасением через исполнение законов, правил, оказались нищими и уходят ни с чем, а те, кто просто поверил слову Божиему, принял это слово и пошел за Господом, и обрадовался тому, что на небесах написаны их имена, тем что открыта воля Божия, тем открыта радость небесная.
Ей, Отче, таково было твое благоволение. Это для нас тоже очень большая радость. Таково благоволение Божие: спасти всех нас, приведя к престолу благодати Божией через кару, через Любовь, через надежду, через стремление к Истине, через обретение духа Свободы.
Вот о чем нам говорит сегодня Священное писание. И воистину почитаемые нами сегодня ангельские силы есть те духи, которые нам повинуются, потому что служат нам, как Бог повелел им.
Но мы должны знать, что нам должны повиноваться и те духи, которые не от Бога, что мы не должны бояться злых духов. Ничто не должно пугать нас в этом мире, в этой жизни. Ничто! Никакое зло не должно быть сильнее той радости, той Любви, той Истины, которую открывает нам Господь. Некоторые же неверно думают, что Богу как бы на равных противостоит сатана. Вот, мол, есть Бог, а ему противостоит зло сатанинское, дьявольское, которое борется с Богом. И это, дорогие братья и сестры, неверно. Почему? Потому что нет у Бога такого существа, которое могло бы помериться силами с Ним. Нет у Бога антагониста, противника, достойного Его, равного Ему. Зло существует? Существует. Но борются злые силы не с Богом. Сами будучи ангельской, космической, мирской природы, они и борются с другими, но добрыми, светлыми ангелами.
Кто из вас читал Священное писание, тот знает, что сатана в конце времен будет бороться с архангелом Михаилом. Архангел Михаил архистратиг Божий. То есть это верховная сила: архистратиг начальник воинств в переводе на русский язык. Заметьте, не с Богом сатана борется, а с ним. Поэтому мы должны быть уверены, что придя под покров Божий, мы уже имеем власть наступать на всю силу вражью и побеждать ее, чему будут способствовать все небесные силы.
Давайте вспомним, дорогие братья и сестры, ведь год назад я вам уже об этом говорил. Запомним, у нас не как бы два бога добрый и злой, у нас с вами один Бог, и никто и ничто не может противостоять Ему. Другое дело, в этом падшем мире. В нем есть добро и зло, и добро со злом борется, борется сатана с ангельскими небесными силами, с силами добра, с архангелом Михаилом и его воинством.
Будем помнить и то, что в этой борьбе победит добро. Но только тогда эта борьба будет успешнее, быстрее, лучше, когда мы с вами приложим к ней свои собственные силы. Мы с вами должны бороться со злом всегда и везде, где бы оно ни находилось внутри нас и вокруг нас, среди наших близких и дальних, даже во всем мире сем, и в космосе, где есть силы зла, и там мы должны бороться с этим злом. Но бороться одним добром и Любовью, благодатью Божией, и ничем иным. Не думайте, что зло можно победить злом. Так не будет никогда. Всякое зло родит лишь новое зло. Даже если временно удастся меньшим злом зло большее сдержать. Поэтому когда вы хотите принести людям добро, избавить их от зла, от лукавого, то молитесь за них, несите им добро, но никогда не употребляйте при этом силы зла. Только добро и только Любовь Божия способны окончательно низвергнуть сатану с неба. И да будет так.
Аминь.
Слово после утрени
Братья и сестры, с праздником! Дай Бог, чтобы вы всегда жили в гармонии с сердцем своим, с душой своей, с совестью своей, а также и с миром со всеми ангельскими, небесными Божьими, светлыми силами, которые да оградят вас всех от всякого зла в мире сем, помогут вам с этим злом бороться так, как заповедовал нам Господь.
Спаси, Господи!
21 ноября 1990
Слово перед утреней
Сегодня мы празднуем память очень почитаемого святого преподобного Феодора Студита.
Из истории церкви мы с вами знаем, что Феодор Студит был основателем одного из крупнейших монастырей Константинополя, причем этот монастырь сыграл очень большую роль в организации и утверждении монашеской жизни. Феодор Студит ввел в монастыре свой особый устав, студийский , который потом долгое время был уставом нашей Русской православной церкви с XI до XIV века, до времен прп. Сергия Радонежского, распространившего устав лавры прп. Саввы Освященного палестинский. Студийский же устав ввели основоположники Киево-Печерской Лавры, прежде всего при Феодосии Печерском. Для полноты картины еще надо сказать, что до этого у нас в церкви был еще один устав. Тогда, когда Русь принимала христианство, службы совершались во многом по-другому, не совсем так, как сейчас, ибо тогда церковь жила по так называемому уставу Великой Церкви, то есть церкви, храма святой Софии Константинопольской самого главного храма того времени, тогда уже светоча и символа вселенского православия.
Это вам полезно знать, ведь многие думают, что тот устав, который у нас сейчас в церкви это единственный приемлемый устав, что в церкви всегда так все и было. Ничего подобного! Было три великих эпохи на Руси, и три разных устава принимала церковь. Палестинским уставом мы пользуемся до сих пор, хотя, конечно, каждая эпоха вносит в него свои изменения, поправки, дополнения. У нас и сейчас много таких неуставных служб. Например, Дмитровская родительская суббота и Радоница неуставные службы. Ибо по уставу они не положены. Или, например, погребение Богоматери после праздника Успения. Также Пассии Великим постом. Они появились в XX веке. Акафисты мы читаем, а они все неуставные, кроме одного акафиста Божией Матери. Значит, мы должны знать, что богослужение церковное медленно, но дополняется, развивается, какие-то вещи уходят на второй план, а какими-то оно дополняется. Церковь живой организм, а не что-то законническое, застывшее навсегда. Поэтому и богослужебная жизнь в Церкви постепенно, хотя в идеале и без всякого произвола, меняется.
Устав Феодора Студита был интересен тем, что по нему полагалось много проповедей. Феодор Студит каждый раз учил свою братию. И до сих пор в уставе сохранились, например, такие указания: После утрени исходим в притвор и читаем поучение Студитово . Сейчас нигде это не делается, но те сборники поучений сохранились, его Малый катехизис и Великий (т.е. большой) катехизис, которые вы можете большей частью прочитать в Добротолюбии там один том целиком посвящен прп. Феодору Студиту. Это довольно полезное чтение.
Прп. Феодор Студит говорил краткие проповеди, но очень назидательно. Он хотел, чтобы жизнь монастыря, жизнь монахов постоянно обновлялась и улучшалась, чтобы все христиане шли вперед в своем научении христианской вере и жизни. Нечто подобное и мы с вами сейчас делаем. Мы тоже стараемся, чтобы каждая служба для нас не прошла даром, надеясь, что вы все понимаете и запоминаете, потому что одно зиждется на другом. И все это время наши духовные познания обновляются и укрекпляются, и вы возрастаете в духовной жизни. Наряду с молитвой вы получаете назидание для ума и для сердца. Все это нужно каждому христианину. Это понимал прп. Феодор Студит. И хотя служба ему по уставу не является высокоторжественной, тем не менее мы будем сегодня отмечать его память. Обратите внимание на это, чтобы ваша молитва была просвещенной, чтобы ваша вера не была слепой и глупой. Не будьте детьми умом, как сказал апостол Павел. Будем же слушаться апостола Павла.
Аминь.
Слово после утрени
Мы с вами вспоминали прп. отца нашего Феодора Студита. Добавлю к сказанному, что еще он был защитником иконопочитания. И пострадал за это, потому что не хотел поступиться даже малой толикой той истины, которая открыта Церкви и Церковью.
Я уже говорил вам сегодня, что он уделял очень много внимания духовному просвещению. Это не случайно. Дело в том, что отрицание святых икон было следствием суеверий, связанных с их почитанием. А суеверия рождались от невежества, оттого что людей в церкви перестали как следует учить уже в то время в начале IX века. Отчасти это произошло в связи с тем, что начиная с VI века, в основном стали крестить в церкви детей (не младенцев, а именно детей). Да, их тоже готовили к Крещению, но уже очень кратенько, в отличие от того времени, когда готовили к Крещению в основном взрослых и готовили как следует, по нескольку лет.
И вот, когда перестали людей как следует учить, то стали развиваться суеверия, и даже к святыне люди часто не умели правильно и здраво относиться. Так и к иконам стали относиться суеверно, иногда сами краски иконы считали святыней. На иконах стали совершать литургию, а краски с икон иногда счищали и добавляли в чашу с Причастием, то есть делали такие вещи, которые совершенно недопустимы. И поэтому в образованном византийском обществе, да еще под влиянием сильной мусульманской пропаганды того времени, стали возникать протесты против этой магии и против других суеверий. Но вместо того чтобы исправить искажения, они, как говорится, с водой ребенка выплеснули, стали отрицать саму святыню, в том числе и святые иконы. И очень часто именно монашествующие стали защищать святые иконы, даже платя иногда за это жизнью.
Вы знаете, один из вселенских соборов был посвящен этому вопросу последний на сегодняшний день VII вселенский собор. Он утвердил почитание икон, но предупредил, что если кто иконы будет почитать как Бога, тому анафема, тот будет отлучен от Церкви. Если кто-то станет идолопоклонником, икону сделает Богом, тот не христианин вообще, не член Церкви, и должен быть отлучен от Церкви.
К сожалению, у нас это редко знают. У нас любят иконы. Настолько, что даже иногда очень плохие вещи называют иконами, те вещи, которые даже уже и не похожи на иконы. А Церковь должна была бы отбирать их. И я, например, не всякую икону буду освящать, но только такую, которая хотя бы по минимуму будет соответствовать этому имени, которая поэтому может стать святыней. А если вы принесете что-то сугубо произвольное, совершенно не церковное, я освящать такую икону не буду, она не икона, а раскрашенная доска или фотография.
Мы должны об этом задуматься. Да, Православная Церковь не должна отказываться ни от какой части своего Священного предания, но нельзя ни в чем и перегибать. Если вера начинает путаться с суеверием, это необходимо исправлять. А суеверий у нас пока еще очень и очень много.
И еще кратенько, для самостоятельного размышления я хотел бы вам сказать несколько слов о том, как заканчивается наша утреня. Вот каждую субботу мы с вами приходим в храм и служим утреню. Но как я вам всегда говорил, каждое слово в богослужении для вас должно быть понятным. Вы должны целиком, всем сердцем, всей душой, всей крепостью своей участвовать в богослужении. Конечно, я понимаю, что в нем есть некоторые моменты, которые еще трудно понять без пояснения. Поэтому такие моменты я буду вам объяснять.
Например, напоминаю, что аминь значит истинно. Если вы не согласны с чем-то в храме, то на это не говорите аминь. И если вся церковь промолчит в ответ, скажем, на проповедь, то проповеднику придется задуматься, что же он сказал такого, что вся церковь не приняла его слова. Или, может быть, он принес такую молитву, с которой не согласна церковь, то есть и все вы. Ведь Церковь это все мы, собрание христиан. Вот почему это так важно. Когда вы говорите аминь, вы берете ответственность на себя, за истинность возвещенного или происшедшего в Церкви. А если вы не сказали аминь, то тоже берете на себя ответственность. Или вы прослушали все и не рассудили об истине, тогда не исполнили своего духовного назначения в Церкви. Или вы не согласны, и тогда вы можете подойти к священнику и сказать об этом, и даже нужно будет это сделать и вместе с ним подумать.
Сегодня я хотел сказать вам и еще об одном. Мы говорим: Премудрость. Возглас такой вы слышали неоднократно. Например, когда евангелие мы поднимаем на службе, показываем вам, то говорим: Премудрость, или перед чтением евангелия говорю: Премудрость! Прости (т.е. с благоговением) услышим святое Евангелие. И каждый такой возглас относится к чему-то конкретному. Почему в конце утрени мы произносим перед отпустом Премудрость? К чему относиться это слово? Оно здесь тоже не впустую произносится. Ведь премудрость не простая человеческая мудрость. Это вам указание на скрытый смысл, который открывается в следующих словах: Сый благословен, Христос Бог наш, всегда… и Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, Слава Тебе.
Так какая здесь скрыта идея, какой здесь смысл? Мы с вами должны понять то, почему мы здесь называем Иисуса, нашего Господа, во-первых, Богом и, во-вторых, упованием нашим. Это может понять только человек просвещенный, ведь мы знаем, что Бог един, но в трех Лицах. Наше глубинное исповедание видевший Сына видел и Отца, знающий Сына знает и Отца, что Христос и Отец одно, но без смешения и без разделения. Вот это-то и выражается в скрытой таинственной формуле Сый благословен, Христос Бог наш и Слава Тебе, Христе Боже.
Почему упование? В переводе на русский язык это слово означает надежда. По-русски следовало бы сказать: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша. Одна у нас Надежда на Господа Иисуса Христа, Он Спаситель наш. Он нам являет ту по вере нашей Любовь, которая и приводит нас ко Отцу. Только бы мы были готовы к этому, только бы открылись наши сердца для этого. Он наша единственная Надежда и нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, как говорит апостол Петр, кроме имени Иисуса Христа.
Вот эта премудрость, дорогие братья и сестры! Эту премудрость мир сей не познал. Вы легко можете найти какого-нибудь академика, или доктора наук, или известного философа, который этой премудрости не познал. Как и человека, который думает, что все оккультные тайны познал, познал даже тайны тайн, а тем не менее единой этой тайны не познал, и потому надеется то на одно, то на другое, то на третье, то на себя, то на общество, то на космос и т.д. Ведь масса всяких псевдонадежд появляется у людей, не познавших единой Надежды нашей Господа Иисуса Христа.
Вот, братья и сестры, как важно для нас каждое слово богослужения. Эти слова утверждают божественное достоинство, полноту божества, обитавшую телесно в Господе нашем Иисусе Христе. Наш Господь истинный человек, и когда Писание Его называет человеком с большой буквы, то правильно делает. Хотя некоторые до сих пор того не знают. Привыкли же Христос это Бог. Кто, спросите, Бог? Ответят Христос. Итак, здесь тоже надо быть внимательным, здесь тоже премудрость нужна. Но другой скажет Человек. И не полно будет ни одно, ни другое определение, потому что Господь наш Иисус Христос подлинный Человек, такой же, как мы, кроме греха, и истинный Бог, в Котором обитает вся Полнота Божества телесно, как сказал апостол Павел.
В чем же явилась нам Полнота Божества? В тайне Креста и Воскресения. Тайна Креста явила нам Полноту Любви, а тайна Воскресения Полноту вечной Жизни во Христе. А это для нас есть прямое указание на то, что Христос истинный Бог и истинный Человек без разделения, но и без смешения.
Вот, дорогие братья и сестры, так надо понимать всего лишь две фразы в их взаимосвязи. А то мы часто слышим их, и не думаем, произносим слова, и за них не отвечаем, хотя призваны к ответственности за всех и за вся, как и к молитве за всех и за вся. Мы призваны следовать путем Христовым, и для этого все у нас должно быть в совершенстве, и дух наш, и душа наша, и тело наше. Не будем об этом забывать. Тогда мы станем вполне истинными православными христианами, в чем да поможет всем нам Господь.
Аминь.
24 ноября 1990
Слово после чтения Евангелия на литургии
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Мы сейчас слышали повествование, которое, бесспорно, является одним из самых важных во всем евангельском тексте. Хотя мы с вами знаем, что в Евангелии нет ничего неважного, и тем не менее в нем есть такие вещи, такие слова и притчи, которые хорошо было бы всем нам знать даже наизусть, настолько часто приходится вспоминать о них в нашей жизни. Вот и сейчас мы слышали, как один законник искушал Господа. И искушал очень странным образом. Он был законник и привык искушать людей. Закон требует искусности. И проверить, хорошо ли знает закон новоявленный Учитель и Пророк, популярный в народе, искушен ли он в нем, было почти что его профессиональной задачей. Ведь законник, или по-другому книжник, один из тех, кого так строго наряду с фарисеями обличал Господь, был как бы специалистом по Священному писанию. Он знал о Священном писании все, что тогда можно было о нем знать. Он не просто переписывал закон, совершая тем самым очень доброе дело, он и учил этому закону других. Но тут он попал в сеть, которую сам разостлал другому. Он стал искушать Того, Кого еще прежде так же искушал дьявол. Он стал на место Сатаны, ибо не понял, Кто перед ним. Законник искушал вещами великими. Он спросил Господа: Что мне делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную? Перед ним был Пророк, был Чудотворец, и тем не менее он спрашивает не о том, как улучшить свою внешнюю жизнь, не о том, чтобы Он его исцелил, или дал ему богатство, славу, почет. Он спрашивает о более важном, он спрашивает о наследовании Жизни Вечной. Конечно, такой вопрос смутить Господа не мог. Он Сам пришел, неся в Себе Полноту этой Жизни, чтобы другие могли ее наследовать.
Но у законника были другие представления об этой Жизни, он считал, что другие пути ведут к ней. Не Христос, не Мессия, не Любовь Христова, не учение Христово о милосердии ведут к ней. И тем не менее Господь попытался привлечь его к Себе, исходя из того же самого закона Ветхого Завета. Он спросил законника: Что написано в законе, как ты читаешь? И тут законник удивительным образом ответил Ему, говоря воистину о самом важном в законе, несмотря на то, что в том законе оно стояло иногда не на первом месте. Он сказал: Возлюби Господа всем своим существом: и сердцем, то есть духом своим, и всем разумом своим, и всеми чувствами, и волею своею, то есть душою своею, и всею крепостью своею, то есть физическими силами своими. И плюс к тому он добавил очень важную вещь, которая есть в законе, но совсем там мало заметна, и ближнего своего, как самого себя.
Иисус знал, что Его искушают. И тем не менее Он не отшатнулся Сам и не оттолкнул этого человека, а сказал, что Он думал по истине: Правильно ты отвечал. Так поступай и будешь жить. Ведь правда же, дорогие братья и сестры, и мы с вами, стремящиеся наследовать Жизнь вечную, должны для этого поступать лишь по этой единственной заповеди. Заповедь новую даю вам да любите друг друга, как Я возлюбил вас, вот что еще будет сказано Господом и написано. Итак, если мы любим Бога всем своим существом и если мы любим ближнего своего, как самих себя, то есть, если принципы Любви мы распространяем в своей жизни на всех и на вся (что в самом деле невозможно без Христа, но этого не знал законник), то будем жить.
Но законник, конечно же, пожелал сразу оправдать себя, поэтому он пожелал продолжить искушение, и задал, на первый взгляд, каверзный вопрос: А кто же он этот мой ближний? И тут Иисус рассказывает знаменитую притчу о милосердном самарянине. Вы ее знаете, я ее пересказывать не буду, а только помогу вам всем ее понять. Почему же то, что рассказал Господь, произвело и производит такое впечатление и по сей день? Чтобы в полном объеме это понять и уразуметь, нам надо заглянуть в историю. Человек, который оказал милость, был самарянином, а с самарянинами иудеи в то время просто не общались. Потому что самаряне были для них как бы еретиками. Они признавали закон Моисея, а значит, Бога Моисеева и Авраамова, но не более. Ни писания, ни пророков они уже не признавали. Это, по-современному говоря, как бы крайний протестантизм, который культивирует только Писание и только веру, что нужно, что хорошо, но не всегда. Из-за этого и была прямая вражда между иудеями и самарянами, поэтому-то они друг друга вообще не считали близкими. Это были самые дальние люди из всех, о которых только можно было в округе вспомнить. Назвать ближним самарянина иудею, который бы ему чашки воды не дал, который проходя мимо, камнем бы в него запустил (точно то же получив и с другой стороны), было бы просто невозможно. И посмотрите, с чего начал Господь. Приходит священник и проходит мимо, приходит левит (это служитель храма типа наших дьяконов), и тоже проходит мимо. То есть те, кого по логике вещей нужно было бы почитать более всего в народе, и кто всегда почтен был в обществе, оказываются недостойными того, чтобы называть их ближними, потому что они сами себя поставили далеко по отношению к тому своему брату, к тому иудею, который оказался в беде. Не Господь их отстранил, они сами себя отстранили. А как раз совершенно чужой, почти враг и еретик оказался ближним только потому, что он показал пример того, как надо любить Бога и ближнего. И Господь, несмотря на то, что теоретически, конечно же, не поддержал бы веры того самарянина, однако об этом человеку говорит: вот он ближний. Этого не смог отрицать и сам законник, призванный хранить закон до последней черты.
Вот, дорогие братья и сестры. Кто же наш ближний? Тот, кто оказал милость, то есть действительно проявляет Любовь. Услышим же слова Господа Иисуса, сказавшего в связи с этим и всем нам: Иди, и ты поступай так же, то есть будь ближним всем, чтобы и все стали тебе ближними!
Слово после литургии
Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с причастием и с этим воистину радостным и новым для всех нас днем. Это день, когда мы собираемся в Церковь. Церковь значит собрание. Если мы только внутренне, в своем сердце совершаем это собрание, то этого, может быть, мало, ибо надо нам еще и в жизни проявлять свою Любовь к Богу и к ближнему. Начинается это здесь, в церковном таинстве, где мы связаны одной цепью, где мы все в одних сетях. Эта цепь и сети Любовь Христова. Любовь, которая дарует нам Свободу. Это единственная цепь, которая не ведет к рабству, а от рабства нас уводит, потому что если мы соединились с Господом и друг с другом, уже никакие силы зла не смогут нас закабалить.
Дорогие братья и сестры, несите в себе и собой эту Любовь, эту Связь, и достигайте совершенства, совершенства и духом, и душой, и телом. Да, немощей у нас много, еще слишком много, и мы еще слишком много согрешаем. Видите, нам приходится исповедь проводить по три с половиной часа это среди тех, кто причащается чуть ли не каждую неделю. А что было бы, если бы не было этого причастия! Конечно, нам всем приходится немножко потерпеть, потерпеть и длительность этой исповеди. И если причащается по 130 человек в простое воскресенье, то наша радость друг о друге должна помочь нам превозмочь все трудности связанные с этим. Конечно, стараемся никому ни в чем не полагать и кто немощен, тот может посидеть, отдохнуть во время исповеди, чтобы не случилось так, что человек из-за своей физической или душевной немощи не сможет вовсе участвовать в этом пире Веры, в этой великой радости общения с Господом и Его Церковью.
Прошу вас всех не забывать нас и в своих молитвах. Потому что жизнь наша, вы сами знаете, постоянно чревата разными искушениями. Наша я имею в виду не только нашу алтарную, но всех нас. И вы знаете, как много сейчас этих трудностей, вы все очень хорошо это представляете по себе и по другим братьям. Но чтобы Церковь наша и дальше росла (а выросла она за последние месяцы в два раза мы раньше по воскресеньям причащали 60–70 человек, а сейчас регулярно уже по 120–130), и чтобы дальше раздвигались тесные эти стены, нам нужна великая Вера, нам нужно великое терпение, великое смирение и великое дерзновение. Храните же это все и преумножайте свой талант во славу Божию и Его святой Церкви.
Теперь относительно Рождественского поста. В понедельник, среду и пятницу строгий пост, а в остальные дни разрешается пища с рыбой. Это вкратце по Уставу. Вы знаете наш порядок в храме, и должны знать и уважать Устав, но при этом сообразовываться со своими силами. Относительно пищи принеси то, что можешь , как говорится в древнейших церковных канонических книгах. Но Устав церковный надо всем знать. Значит, все постарайтесь в понедельник, среду и пятницу строже поститься, а в остальные дни уж кто насколько сможет. Если совсем без молочного кто-то не может, то лучше есть его в субботу и воскресенье, особенно в воскресенье, в день вашего причастия, ибо пост в этот день ослабляется.
Храни вас Господь.
25 ноября 1990
Слово после утрени
Дорогие братья и сестры!
Мы с вами сегодня завершили наше общее богослужение, исполнив утреннюю молитву всей Церкви Господу. Но прежде чем перейти к частным молитвам, к требам, я хотел бы вам напомнить, что сегодня по Уставу положена память мучеников Платона и Романа. А в связи с этим хотел бы обратить ваше внимание на то, что есть само мучение за Христа.
Мучение за Христа не есть просто человеческое мучение, просто человеческое срадание. Мучение за Христа есть великое служение, великий Божий Дар. Конечно, в нем есть и скорбь, но дело в том, что в нем есть и радость. Нам это трудно постичь человеческим умом, всем тем, кто еще не испытывал этого в жизни. Но всем нам надлежит брать на себя и нести свой крест. Так что даже если кто-то еще не испытал такого мучения за Христа, принесении креста Христова, тому это еще предстоит.
Церковь никогда не благословляла, никогда не утверждала желание идти на мученичество, на страдание ради самих страданий. Она никогда не поддерживала тех, кто ищет, искусственно создает себе страдания. Но Церковь хорошо знает, этих страданий у всякого, кто хочет жить благочестиво, бывает немало. Так говорит нам и Писание, что всякий, кто хочет жить благочестиво, будет гоним. И Господь говорит: Если Меня гнали, то и вас будут гнать. Но если Меня слушали, то и вас будут слушать.
Дорогие братья и сестры! И в нашей с вами жизни приходится испытывать истинность слов Христовых. Потому что кроме радости духовной, которой так щедро наделил нашу Церковь Господь, мы все более и более ощущаем, как всякий, желающий жить бескомпромиссно, по вере, должен взять и более тяжелый крест, чтобы достойно следовать за Христом. А, значит, на этом пути ему не обойти ни печалей, ни скорбей, ни страданий.
Нам нужно добровольно взять на себя свой крест, нам нужно научиться нести скорби, нам нужно научиться терпеть страдания за Христа, за Его правду, за Его милость и за Его Любовь. И учат вас тому мученики Христовы. Этому же учит нас Евангелие и вся наша жизнь.
Дело не только в том, что мы претерпеваем многие труды и болезни. Также дело не только в том, что всем нам приходится рано или поздно прощаться с нашими близкими, которые уходят в мир иной. Дело в том, что мы должны чувствовать необходимость научиться такой совершенной Вере, иметь такую совершенную Любовь, чтобы никакая скорбь, никакое мучение, никакая болезнь, никакая разлука не оторвала бы нас от Христа и друг от друга и чтобы не раскололи Церковь Христову. Чтобы в ней не возобладало честолюбие, фарисейство, отчуждение, самодовольство, не возобладало ничего из того, против чего предупреждала нас наша Вера и Церковь.
Будем же, дорогие братья и сестры, учиться этому. За эти почти полтора года совместной жизни мы с вами уже многое на себе испытали. Мы, конечно, знаем, что это еще не все, мы знаем, что будет еще много терниев на нашем пути. Но будем готовиться и стараться преодолевать все искушения каждый как может, каждый на своем месте, каждый по силе веры и любви своей.
Дорогие братья и сестры, да будем все мы достойными тех святых, которых чтим. А их удостоил великим Венцом Сам Господь. Их прославил Бог, как Он прославляет и нашу Церковь. И да будет так во веки веков!
Аминь.
1 декабря 1990