1. Новый Завет — полностью.2. Всенощное бдение и литургия — тексты вечерни, утрени, литургии оглашаемых, литургии верных (знать смысл и выделять специфические элементы каждой службы).3. Молитвослов — по программе для поступающих в 1 класс духовной семинарии — наизусть, практические навыки использования.4. Православный церковный календарь. Издание Московской Патриархии (настольный) — знать, как им пользоваться, все предваряющие указания на первых страницах (о постах, праздниках, система сокращений).5. Прот. А. Мень. Таинство, Слово и Образ. М.: СП «Слово», 1990 — знать суточный, недельный, годовой круги богослужения и т.д.6. Прот. А. Шмеман. Таинства и Православие (или: За жизнь мира, или: Мир как таинство), Вильнюс, 1991, — почему христианство не религия, сколько таинств, что такое «литургия после литургии» и т.д.7. Беседа преп. Серафима Саровского с Мотовиловым (пересказ главной части).8. Еп. Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катехизис. Челябинск: изд-во «Газета», 1991.9. Митр. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Изд. 67-е. М.: Синодальная типография, 1889, — выписать и знать ответы на вопросы в виде цитат из Священного Писания (желательно наизусть и по-русски).10. Архиеп. Карельский и всея Финляндии Павел. Как мы веруем. Вильнюс, 1991, — (какие новшества понравились, а какие нет).11. Патриарх Грузинский Илия II. Пасхальное послание 1987г.12. Еп. Михаил (Грибановский). Письма (выборочно), (ркп).13. Митр. Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М., 1991.
Второй этап обучения в христианской школе в основном соответствует уровню духовной семинарии и рассчитан на время от года до трех лет. Предполагаются два зачета (1-й не менее 1/3 материала), по требованию — ежемесячные консультации, ведение каждым расширенного дневника, отражающего собственные духовные состояния и оценки прочитанного с вопросами, конспектами, размышлениями и впечатлениями.В конце второго курса сдается письменная работа на тему «Путь моей жизни» (15–20 маш. стр.)
Обучение ведется по следующим девяти направлениям:1) Текст и богословие Ветхого и Нового Заветов. 2) Совершенствование в христианской этике и эстетике. 3) Аскетика (в целом).4) Введение в мистику.5) Литургия и каноника.6) Полное участие в таинственном священнослужении и сакраментология. 7) Догматика, в том числе экклезиология.8) Общая церковная история, в том числе история Русской Православной Церкви.9) Общие и прочие работы.По этим направлениям требуется усвоить умом и сердцем следующую литературу:
1. Текст и богословие Ветхого и Нового Заветов1. Библия — прочесть всю с неканоническими местами и книгами.2. Прот. А. Мень. Как читать Библию. Брюссель, 1981.3. а) Прот. А. Мень. Сын Человеческий. 4-е издание. М., 1991. б) А. Козаржевский. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985. в) Н. Павлович. Победитель смерти, (ркп).
Желательно:4. Прот. А. Мень. Комментарий к Ветхому и Новому заветам (в брюссельской Библии).5. К. Льюис. Размышления о псалмах, (ркп).6. К. Адам. Иисус Христос. Брюссель, 1961.7. С.С. Аверинцев. Древнееврейская и раннехристианская литература (главы в «Истории всемирной литературы». Т. 1).
2. Совершенствование в христианской этике и эстетике1. В. Сергеев. Рублев. (ЖЗЛ). М.: Мол. гвардия, 1987.2. К. Льюис. Просто христианство (или: Сущность христианства). Collins Publishers, 1985.
Желательно:3. Прот. С. Булгаков. Церковь и культура. Из книги «Два града». Париж, 1973; т. II. М., 1911.4. Е. Трубецкой. Умозрение в красках. (Три очерка о русской иконе). М.: ИнфоАрт, 1991.5. Свящ. П. Флоренский. Христианство и культура. ЖМП, 1983, №4.
3. Аскетика (в целом)1. С.И. Фудель. Первохристианство. (выписки из сочинений свв. отцов).2. Архим. Софроний. Старец Силуан. 1–2 часть. Париж, YMCA-PRESS, 1977.3. Отец Арсений, (ркп).4. Митр. Сурожский Антоний. Духовность и духовничество. Доклад. Сб. материалов Московской конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, 1987.5. C. Гаккель. Мать Мария. Париж, 1980.6. С.И. Фудель. Наследство Достоевского, (ркп).7. Его же. Путь отцов. Т. 1–2, (ркп).8. К. Льюис. Письма Баламута. М.: Гнозис, 1991.9. Архим. Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди по заповедям блаженства. Воронеж, 1991.10. Архиеп. Иоанн (Шаховской). Белое иночество, (ркп).
4. Введение в мистику.1. Митр. Сурожский Антоний. Школа молитвы, (ркп).2. Его же. Молитва сегодня, (ркп).3. Беседа прп. Серафима Саровского с Мотовиловым, Моск. церк. вестник, 1989, № 5,6,7.4. Желательно: Архиеп. Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. ЖМП, 1986, № 3.
5. Литургия и каноника1. Прот. Н. Афанасьев. Служение мирян в церкви. Париж, 1955.2. Каноны или книга правил. Монреаль, 1974.3. Прот. А. Свирелин. Церковный устав. М., 1917.4. Прот. А. Шмеман. Великий пост. Париж, YMCA-PRESS, 1990.5. Устав Русской Православной Церкви (положение об управлении).6. Типикон (Устав).7. Церковно-славянский язык, храмовое чтение и пение.
6. Полное участие в таинственном священнослужениии сакраментология1. С.И. Фудель. О литургии в церкви, (ркп).2. Прот. А. Шмеман. Исповедь и причастие. (Доклад Св. Синоду Православной церкви в Америке), 1972.
Желательно:3. Прот. И. Мейендорф. Брак и Евхаристия. Сб. Православие в современном мире. Н.-Й., 1981, стр. 9–48.4. Прот. А. Шмеман. Водою и Духом. Париж, YMCA-PRESS, 1990.5. Его же. Евхаристия. Париж, YMCA-PRESS, 1990.6. Прот. Н. Афанасьев. Трапеза Господня. Париж, 1952.
7. Догматика, в том числе экклезиология1. С.И. Фудель. Свет Церкви. Церковь верных, (ркп).2. А. Хомяков. Церковь одна. Литературная учеба, № 3, 1991.
Желательно:3. Митр. Илларион. Слово о законе и благодати, БТ, 28.4. С.И. Фудель (Ф.Уделов). Начало познания Церкви (об о. П.Флоренском). Париж, YMCA-PRESS, 1988.5. Жив Бог: Семейный катехизис. Пер. с фр. МП «Просвет», 1991.6. Л. Карсавин. Святые отцы и учители Церкви. П., 1927.
8. Общая церковная история,в том числе Русской Православной Церкви1. А. Шмеман. Исторический путь православия. Париж. YMCA-PRESS, 1989.2. Г. Федотов. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий. 1990.3. С.И. Фудель. У стен Церкви. Вестник РХД…4. О поместных Православных Церквах (в Церковном календаре за 1980_г. или в кн. М.Бессонова «Православие в наши дни». М., 1980).
9. Общие и прочие работы1. Прот. С. Булгаков. Православие. М.: Терра, 1991.2. С. Франк. С нами Бог. Париж, YMCA-PRESS, 1990.3. Дидахи. ЖМП, 1975, № 11.4. Архиеп. Сергий (Королев). О подвиге общения. ЖМП, 1983, № 3.5. А. Колесов. Дар и ответственность. Вестник РХД…6. Православие в жизни. Cб. ст. Н.-Й., 1953.7. К. Льюис. Любовь. «Вопросы философии», 1989, № 9.8. Вл. Соловьев. Смысл любви. Собр. соч. в 2-х томах. М., 1988, т.2.9. Действующее законодательство о свободе вероисповеданий.
Желательно:10. Е. Трубецкой. Смысл жизни. М., 1918.11. С. Франк. Смысл жизни. Вопросы философии, 1990, № 6.12. П. Евдокимов. Православие, (ркп).13. Писания мужей апостольских. Пер. прот. П. Преображенского. М,. 1862; Ириней Лионский. Б.н. Пер. прот. П.Преображенского. М., 1871; С.-П., 1900; Иустин. Сочинения. Пер. прот.П. Преображенского, изд. 2-е. М., 1892; Сочинения древних христианских апологетов. Пер. прот. П.Преображенского. С.-П., 1895.14. Н. Бердяев. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. Варшава; Париж, 1928.15. Голландский катехизис, (ркп).16. А. Колесов. Неюбилейные размышления. Вестник РХД, 1974, № 112–113.17. Архиеп. Иоанн (Шаховской). Правило Духа. Париж, 1932.18. Бл. Августин. Исповедь. БТ, № 19.19. Его же. Об обучении оглашаемых. БТ, № 15.20. С.С. Аверинцев. Статьи. См.: энциклопедия «Мифы народов мира», т. 1–2; Философская энциклопедия, т. 4–5; «Философский энциклопедический словарь».21. Проповеди прот. Всеволода Шпиллера, протопр. Виталия Борового, архим. Тавриона (Батозского), (ркп).22. Н. Арсеньев. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948.23. Прот. А. Мень. В поисках пути, истины и жизни, т. 1–6. Брюссель: Жизнь с Богом, 1991.24. Прот. В. Зеньковский. Апологетика. Париж, 1957.25. Г.И. Челпанов. Учебник логики. М., 1946.26. К. Льюис. Кружной путь, (ркп).27. Митр. Сурожский Антоний. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Лондон, 1982.
НАИЗУСТЬ(по программе 1-го класса духовной семинарии)
А: начальные: — «Слава, Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите, поклонимся».Б: утренние: — «От сна востав», «Боже, очисти мя грешнаго», Ангелу хранителю.В: вечерние — «Боже Вечный», «Вседержителю, Слово Отчее», «Благаго Царя благая Мати», Ангелу хранителю.Г: Божией Матери — «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи».Д: Символ веры, молитва св. Ефрема Сирина, молитвы пред святым причастием, заповеди Моисеевы, заповеди блаженства, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50 и 90.
(Программа составлена священником Георгием Кочетковым)
×