Программа II курса Московской высшей православно-христианской школы
Вторая (средняя) ступень Московской высшей православно-христианской школы (МВПХШ)
Программа вступительного зачета
1. Новый Завет — полностью.
2. Всенощное бдение и литургия — тексты вечерни, утрени, литургии оглашаемых, литургии верных (знать смысл и выделять специфические элементы каждой службы).
3. Молитвослов — по программе для поступающих в 1 класс духовной семинарии — наизусть, практические навыки использования.
4. Православный церковный календарь. Издание Московской Патриархии (настольный) — знать, как им пользоваться, все предваряющие указания на первых страницах (о постах, праздниках, система сокращений).
5. Прот. А. Мень. Таинство, Слово и Образ. М.: СП «Слово», 1990 — знать суточный, недельный, годовой круги богослужения и т.д.
6. Прот. А. Шмеман. Таинства и Православие (или: За жизнь мира, или: Мир как таинство), Вильнюс, 1991, — почему христианство не религия, сколько таинств, что такое «литургия после литургии» и т.д.
7. Беседа преп. Серафима Саровского с Мотовиловым (пересказ главной части).
8. Еп. Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катехизис. Челябинск: изд-во «Газета», 1991.
9. Митр. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Изд. 67-е. М.: Синодальная типография, 1889, — выписать и знать ответы на вопросы в виде цитат из Священного Писания (желательно наизусть и по-русски).
10. Архиеп. Карельский и всея Финляндии Павел. Как мы веруем. Вильнюс, 1991, — (какие новшества понравились, а какие нет).
11. Патриарх Грузинский Илия II. Пасхальное послание 1987г.
12. Еп. Михаил (Грибановский). Письма (выборочно), (ркп).
13. Митр. Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М., 1991.
Программа II курса
Второй этап обучения в христианской школе в основном соответствует уровню духовной семинарии и рассчитан на время от года до трех лет. Предполагаются два зачета (1-й не менее 1/3 материала), по требованию — ежемесячные консультации, ведение каждым расширенного дневника, отражающего собственные духовные состояния и оценки прочитанного с вопросами, конспектами, размышлениями и впечатлениями.
В конце второго курса сдается письменная работа на тему «Путь моей жизни» (15–20 маш. стр.)
Обучение ведется по следующим девяти направлениям:
1) Текст и богословие Ветхого и Нового Заветов.
2) Совершенствование в христианской этике и эстетике.
3) Аскетика (в целом).
4) Введение в мистику.
5) Литургия и каноника.
6) Полное участие в таинственном священнослужении и сакраментология.
7) Догматика, в том числе экклезиология.
8) Общая церковная история, в том числе история Русской Православной Церкви.
9) Общие и прочие работы.
По этим направлениям требуется усвоить умом и сердцем следующую литературу:
1. Текст и богословие Ветхого и Нового Заветов
1. Библия — прочесть всю с неканоническими местами и книгами.
2. Прот. А. Мень. Как читать Библию. Брюссель, 1981.
3. а) Прот. А. Мень. Сын Человеческий. 4-е издание. М., 1991.
б) А. Козаржевский. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.
в) Н. Павлович. Победитель смерти, (ркп).
Желательно:
4. Прот. А. Мень. Комментарий к Ветхому и Новому заветам (в брюссельской Библии).
5. К. Льюис. Размышления о псалмах, (ркп).
6. К. Адам. Иисус Христос. Брюссель, 1961.
7. С.С. Аверинцев. Древнееврейская и раннехристианская литература (главы в «Истории всемирной литературы». Т. 1).
2. Совершенствование в христианской этике и эстетике
1. В. Сергеев. Рублев. (ЖЗЛ). М.: Мол. гвардия, 1987.
2. К. Льюис. Просто христианство (или: Сущность христианства). Collins Publishers, 1985.
Желательно:
3. Прот. С. Булгаков. Церковь и культура. Из книги «Два града». Париж, 1973; т. II. М., 1911.
4. Е. Трубецкой. Умозрение в красках. (Три очерка о русской иконе). М.: ИнфоАрт, 1991.
5. Свящ. П. Флоренский. Христианство и культура. ЖМП, 1983, №4.
3. Аскетика (в целом)
1. С.И. Фудель. Первохристианство. (выписки из сочинений свв. отцов).
2. Архим. Софроний. Старец Силуан. 1–2 часть. Париж, YMCA-PRESS, 1977.
3. Отец Арсений, (ркп).
4. Митр. Сурожский Антоний. Духовность и духовничество. Доклад. Сб. материалов Московской конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, 1987.
5. C. Гаккель. Мать Мария. Париж, 1980.
6. С.И. Фудель. Наследство Достоевского, (ркп).
7. Его же. Путь отцов. Т. 1–2, (ркп).
8. К. Льюис. Письма Баламута. М.: Гнозис, 1991.
9. Архим. Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди по заповедям блаженства. Воронеж, 1991.
10. Архиеп. Иоанн (Шаховской). Белое иночество, (ркп).
4. Введение в мистику.
1. Митр. Сурожский Антоний. Школа молитвы, (ркп).
2. Его же. Молитва сегодня, (ркп).
3. Беседа прп. Серафима Саровского с Мотовиловым, Моск. церк. вестник, 1989, № 5,6,7.
4. Желательно: Архиеп. Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. ЖМП, 1986, № 3.
5. Литургия и каноника
1. Прот. Н. Афанасьев. Служение мирян в церкви. Париж, 1955.
2. Каноны или книга правил. Монреаль, 1974.
3. Прот. А. Свирелин. Церковный устав. М., 1917.
4. Прот. А. Шмеман. Великий пост. Париж, YMCA-PRESS, 1990.
5. Устав Русской Православной Церкви (положение об управлении).
6. Типикон (Устав).
7. Церковно-славянский язык, храмовое чтение и пение.
6. Полное участие в таинственном священнослужении
и сакраментология
1. С.И. Фудель. О литургии в церкви, (ркп).
2. Прот. А. Шмеман. Исповедь и причастие. (Доклад Св. Синоду Православной церкви в Америке), 1972.
Желательно:
3. Прот. И. Мейендорф. Брак и Евхаристия. Сб. Православие в современном мире. Н.-Й., 1981, стр. 9–48.
4. Прот. А. Шмеман. Водою и Духом. Париж, YMCA-PRESS, 1990.
5. Его же. Евхаристия. Париж, YMCA-PRESS, 1990.
6. Прот. Н. Афанасьев. Трапеза Господня. Париж, 1952.
7. Догматика, в том числе экклезиология
1. С.И. Фудель. Свет Церкви. Церковь верных, (ркп).
2. А. Хомяков. Церковь одна. Литературная учеба, № 3, 1991.
Желательно:
3. Митр. Илларион. Слово о законе и благодати, БТ, 28.
4. С.И. Фудель (Ф.Уделов). Начало познания Церкви (об о. П.Флоренском). Париж, YMCA-PRESS, 1988.
5. Жив Бог: Семейный катехизис. Пер. с фр. МП «Просвет», 1991.
6. Л. Карсавин. Святые отцы и учители Церкви. П., 1927.
8. Общая церковная история,
в том числе Русской Православной Церкви
1. А. Шмеман. Исторический путь православия. Париж. YMCA-PRESS, 1989.
2. Г. Федотов. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий. 1990.
3. С.И. Фудель. У стен Церкви. Вестник РХД…
4. О поместных Православных Церквах (в Церковном календаре за 1980_г. или в кн. М.Бессонова «Православие в наши дни». М., 1980).
9. Общие и прочие работы
1. Прот. С. Булгаков. Православие. М.: Терра, 1991.
2. С. Франк. С нами Бог. Париж, YMCA-PRESS, 1990.
3. Дидахи. ЖМП, 1975, № 11.
4. Архиеп. Сергий (Королев). О подвиге общения. ЖМП, 1983, № 3.
5. А. Колесов. Дар и ответственность. Вестник РХД…
6. Православие в жизни. Cб. ст. Н.-Й., 1953.
7. К. Льюис. Любовь. «Вопросы философии», 1989, № 9.
8. Вл. Соловьев. Смысл любви. Собр. соч. в 2-х томах. М., 1988, т.2.
9. Действующее законодательство о свободе вероисповеданий.
Желательно:
10. Е. Трубецкой. Смысл жизни. М., 1918.
11. С. Франк. Смысл жизни. Вопросы философии, 1990, № 6.
12. П. Евдокимов. Православие, (ркп).
13. Писания мужей апостольских. Пер. прот. П. Преображенского. М,. 1862; Ириней Лионский. Б.н. Пер. прот. П.Преображенского. М., 1871; С.-П., 1900; Иустин. Сочинения. Пер. прот.П. Преображенского, изд. 2-е. М., 1892; Сочинения древних христианских апологетов. Пер. прот. П.Преображенского. С.-П., 1895.
14. Н. Бердяев. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. Варшава; Париж, 1928.
15. Голландский катехизис, (ркп).
16. А. Колесов. Неюбилейные размышления. Вестник РХД, 1974, № 112–113.
17. Архиеп. Иоанн (Шаховской). Правило Духа. Париж, 1932.
18. Бл. Августин. Исповедь. БТ, № 19.
19. Его же. Об обучении оглашаемых. БТ, № 15.
20. С.С. Аверинцев. Статьи. См.: энциклопедия «Мифы народов мира», т. 1–2; Философская энциклопедия, т. 4–5; «Философский энциклопедический словарь».
21. Проповеди прот. Всеволода Шпиллера, протопр. Виталия Борового, архим. Тавриона (Батозского), (ркп).
22. Н. Арсеньев. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948.
23. Прот. А. Мень. В поисках пути, истины и жизни, т. 1–6. Брюссель: Жизнь с Богом, 1991.
24. Прот. В. Зеньковский. Апологетика. Париж, 1957.
25. Г.И. Челпанов. Учебник логики. М., 1946.
26. К. Льюис. Кружной путь, (ркп).
27. Митр. Сурожский Антоний. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Лондон, 1982.
НАИЗУСТЬ
(по программе 1-го класса духовной семинарии)
А: начальные: — «Слава, Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите, поклонимся».
Б: утренние: — «От сна востав», «Боже, очисти мя грешнаго», Ангелу хранителю.
В: вечерние — «Боже Вечный», «Вседержителю, Слово Отчее», «Благаго Царя благая Мати», Ангелу хранителю.
Г: Божией Матери — «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи».
Д: Символ веры, молитва св. Ефрема Сирина, молитвы пред святым причастием, заповеди Моисеевы, заповеди блаженства, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50 и 90.
(Программа составлена священником Георгием Кочетковым)