Таинство крещения
В помощь желающим принять святое Крещение
Святая православная Церковь Христова радостно приветствует всех вас, пришедших с искренним желанием принять участие в таинстве Крещения!
Это таинство, которое в древности носило еще название таинства Просвещения, является важнейшим в жизни человека духовно-мистическим актом его рождения «свыше» — «от воды и Духа». Как сказано в евангелии от Иоанна, «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух», «должно вам родиться свыше» Ин 3:5–7.
Человек живет на земле не для того, чтобы заботиться лишь о внешнем — о пище, семье, работе, крове над головой, одежде и развлечениях. Ему не надо путать и цель своей жизни со средствами к ее достижению. Это значит, что всякий человек должен отличаться от просто высокоорганизованного животного заботой о том, что делает человека человеком, т.е. об «образе и подобии» Божием в себе. А этот образ Божий в человеке есть его духовная жизнь — жизнь Тем, Кто есть наш Бог. Бог же наш есть духовные Любовь, Свет, Мир, Жизнь, Истина и Свобода. Он есть свободный живой личный и единый Дух, Творец всего видимого и невидимого мира и наш Небесный Отец.
Чтобы прийти к Богу, надо раскрыть Ему свое сердце — «сердцевину», духовную глубину нашей жизни. Это открытие сердца человека называется верой. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» Евр 11:6.
Но верить в Единого Бога, нашего духовного Отца и Творца, еще недостаточно. Надо принять Его в свое сердце и, с другой стороны, надо отдать Ему себя. А для этого надо разрушить стоящую между всяким «плотским» человеком и Богом преграду, которая не дает нам возможности живо и лично общаться с живым и личным Богом.
Что же это за преграда? Увы, это наш, как личный, так и общечеловеческий, даже всемирный, космический грех. Этот грех преследует не только всякого живущего в этом мире человека и всякое человеческое общество, но даже еще только нарождающегося младенца. Это он — виновник всех зол в мире, войн, страданий, в том числе невинных, и самой разрушающей жизнь человека, т.е. образ Божий в нем, смерти.
Так как же человеку быть? Ведь не может же он сам себя «вытащить из болота» греха и зла. Здесь на помощь людям пришел непосредственно Бог. Он послал в этот мир Спасителя нашего — Своего духовного Сына Иисуса Христа, Того Иисуса, Который, «когда пришла полнота времен… родился от жены» Гал 4:4, девы Марии, и, научив нас жить по-Божески и по-человечески, показал нам в Себе Полноту Божьего дара Любви (т.е. благодати), быв за него распят, но и воскреснув в третий день, чему и все мы свидетели, начиная со времен апостольских.
Верующие же во Иисуса Христа, как Сына Божьего, Спасителя своего, всего мира и человечества, приобщаются к Нему и Его благодати через личный дар Святого Духа, имея который мы приобщаемся и к Богу Отцу.
Конечно, вера во Христа, делая человека христианином, должна быть плодотворной, т.е. должна отражаться во всей жизни человека — в его духе, душе и теле, в его мыслях, словах и делах. Все, что не соответствует этой вере, должно исправляться. Такое внешнее и внутреннее исправление всего человека называется Покаянием, которое тоже является таинством и которое должно продолжаться всю жизнь, даже после крещения, во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» Мф 5:48.
Поверив в Бога и Сына Божьего Иисуса Христа и покаявшись, человек может прийти в церковь, к братьям и сестрам во Христе, чтобы омыться от греховной грязи в духовных водах Крещения. Для подготовки к принятию этого таинства «облечения во Христа», т.е. сораспятия с Ним и умирания для греха и совоскресения для вечной Жизни, ему предварительно следовало бы осознанно прочитать первые три евангелия (от Матфея, Марка и Луки), научиться обращаться с молитвой к Богу, как лично, так и в церкви, т.е. вместе с другими членами народа Божьего, и постараться исправить все свои греховные дела в отношении Бога, самого себя, природы, общества, ближних в семье и на работе, друзей и врагов. Последнее особенно важно, ибо по словам апостола Петра крещение есть «не плотской нечистоты омытис, но обещание Богу доброй совести» 1 Пет 3:21.
Для примера можно привести знаменитые десять заповедей Моисея Исх 20:1–17, которому Бог за тринадцать веков до Рождества Христова сказал о нормальных отношениях с Ним и ближними следующее:
1) Я — Господь Бог твой; да не будет у тебя богов иных, кроме Меня.
2) Не делай себе идола (кумира) и всего подобного тому, что на небе, или на земле, или под землей: не поклонись им и не служи им.
3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4) Помни о святом дне покоя: шесть дней работай и занимайся своими делами, но седьмой день — для Господа Бога твоего.
5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы и тебе было хорошо на многие годы.
6) Не убей.
7) Не прелюбодействуй (т.е. не сотвори блуда).
8) Не укради.
9) Не лжесвидетельствуй на ближних.
10) Даже и не пожелай ни жены, ни дома ближнего твоего и всего, что принадлежит ему.
Можно привести и другие заповеди — не упивайся вином, не кури, не злись, не завидуй, не будь лихоимцем, не мсти, не лги, не лицемерь и т.д.
Еще при подготовке к Крещению надо постараться узнать о главных принципах христианской веры, которые кратко изложены в так называемом Символе веры. Его надо знать наизусть и понимать всем крещаемым, а если они еще малы или не могут этого сделать по какой-то уважительной причине, то крестным— их поручителям пред Богом и Церковью, которые сами обязательно должны быть полными членами Церкви, т.е. регулярно причащаться и быть наученными всем принципам христианской веры и жизни, а также быть способными воспитывать в ней своих крестников, ибо они лично отвечают за будущую полноценную христианскую веру и жизнь крещаемых.
Символ веры был принят Церковью еще в IV веке и состоит из 12-ти частей (членов):
1) Верую во единого (т.е. одного и единственного) Бога Отца: Вседержителя, Творца небу (т.е. неба) и земли, видимым же всем и невидимым (т.е. всего видимого и невидимого мира).
2) И во единого Господа (т.е. Господина) Иисуса Христа: Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век (т.е. Который превечно рождается от Бога Отца); Света от Света; Бога истинна от Бога истинна; рожденна, не сотворенна; единосущна Отцу (т.е. одного с Отцом по Своей сущности), Имже вся быша (т.е. Которым все произошло).
3) Нас ради человек (т.е. ради нас, людей) и нашего ради спасения (т.е. освобождения от власти смертного греха, как преграды, и проистекающего из него проклятия, отрыва от Бога) сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии девы, и вочеловечшася (т.е. ставшего не только плотью, но таким же, как и каждый человек в полноте его существа, конечно кроме греха и порчи, зла в нем).
4) Распятаго же за ны (т.е. за нас) при Понтийстем (т.е. Понтии) Пилате, и страдавша, и погребенна.
5) И воскресшаго (т.е. восставшего от гроба в духовном, но Своем теле) в третий день, по Писанием (т.е. в соответствии со Священным Писанием, точнее Божиим Откровением, данным еще до рождения и явления Христа).
6) И возшедшаго на небеса (т.е. вознесенного к Богу Отцу), и седяща одесную (т.е. справа от) Отца (т.е. имеющего ту же силу, честь и славу, что и Отец).
7) И паки (т.е. снова) грядущаго со славою, судити живым и мертвым (т.е. чтобы судить живых и мертвых); его же Царствию не будет конца.
8) И в Духа Святаго: Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго (т.е. Которому мы поклоняемся и Которого сославим равно со Отцом и Сыном), глаголавшаго пророки (т.е. говорившего через пророков).
9) Во едину святую (т.е. богоизбранную), соборную (т.е. вселенскую, кафолическую, охватывающую в полноте всех и все, что в мире от Бога) и апостольскую (т.е. изначала посланную Христом в этот мир и преемственную, начиная непосредственно от апостолов) Церковь.
10) Исповедую (т.е. признаю) едино Крещение, во оставление грехов.
11) Чаю (т.е. ожидаю) воскресения мертвых,
12) и жизни будущаго века (т.е. вечно Жизни в новом, преображенном мире — Царствии Божьем, которое есть, по словам ап. Павла, не что-то внешнее, «не пища и не питие, но правда, мир и радость во Святом Духе» Рим 14:17).
Аминь (т.е. истинно так, и так да будет).
Подготовившись к таинству Крещения внутренне (это называется оглашением), надо позаботиться и о внешней готовности к участию в таинстве. Здесь мало только зарегистрировать крестины, заплатить деньги (которые являются вашей жертвой на содержание храма и других церковных учреждений), взять крестик и свечи. Надо заранее сшить и принести крестильную белую рубашку, желательно ранее никогда не одевавшуюся. Если крещаемый не младенец, то также хорошо бы ему прийти натощак (т.е. с полуночи ничего не есть и не пить), а также предварительно выдержать посильный телесный пост. Пост— это добровольное самоограничение в течение некоторого времени в количестве и качестве пищи (например, без мяса, молочного, яиц и рыбы), во свидетельство искренности вашего покаяния пред Богом. Вместе с крещаемым могут поститься и его близкие — крестные, родители или верующие друзья. Пост должен сопровождаться усиленной личной и совместной молитвой (в том числе молитвой Господней «Отче наш» — см. ниже), милостивым отношением ко всем страждущим и нуждающимся, умением отказаться от своих «законных» удобств и внешних благ, освобождением от всяких страхов.
Кроме того, всем надо знать основные элементы чинопоследования таинства Крещения и их смысл, чтобы по возможности понимать все в это время происходящее.
Эти элементы таковы. Сперва совершаются молитвы и чины, имеющие вступительное значение и относящиеся к оглашаемым, т.е. еще готовящимся к Крещению. Вначале читается молитва, делающая человека оглашаемым и просвещаемым, т.е. христианином, но еще неполным членом Церкви, и так называемая «запретительная» молитва в помощь оглашаемому в его духовной борьбе с диаволом (т.е. сатаной, духом злобы, который есть олицетворение всего мирового зла), заканчивающаяся изгнанием из просвещаемого «всякого лукавого и нечистого духа» — духа прелести (т.е. прельщения, самообмана), лукавства, идолослужения, лихоимства, всякой лжи и нечистоты. Потом совершается чин «отречения от сатаны и сочетания со Христом». При этом задаются вопросы, на которые крещаемый, сам или через крестных, дает четкий и твердый ответ. Например, на вопрос «отрицаешися ли сатаны?..» надо отвечать «отрицаюся», а на вопрос «отреклся ли сатаны?» — «отрскохся» (т.е. отрекся). На вопрос «сочетаваешися ли Христу?» надо ответить «сочетаваюся», а на вопрос «сочетался ли Христу?» — «сочетахся» (т.е. сочетался). На вопрос «и веруеши ли Ему?» следует ответить «верую Ему, яко (т.е. как) Царю и Богу». Далее крещаемый читает по-славянски (лучше наизусть) Символ веры (см. выше). После этого «сочетания со Христом» священник предлагает просвещаемому поклониться Христу, что и надо сделать со словами «поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной». В заключении чина «отречения и сочетания» звучит молитва, благословляющая Бога и завершающая это послсдование.
Затем наступает важнейший момент совершения собственно таинства Крещения. Священник возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно (т.е. всегда) и во веки веков!» Далее идет ряд кратких молитвенных прошений, в т.ч. относящихся к Крещению и крещаемому, на которые каждый раз всем надо отвечать: «Господи, помилуй». Потом священник молится о себе (тайно) и об освящении мировой первостихии воды, в которой будет совершаться Крещение, и масла, которым крещаемый сразу и помазывается как «елеем радования», т.е. грядущей радости. Помазание это есть также символ милости Божией, символ духовной борьбы (в древности борцов перед боем всегда помазывали маслом) и символ охранения от темной стихии воды (не случайно перед вступлением в воду, особенно холодную, до сих пор принято натираться жиром или маслом). Далее происходит само Крещение (т.е. с греческого — Погружение) человека в воде со словами: «Крещается (такой-то), во имя Отца (аминь), и Сына (аминь), и Святого Духа (аминь)».
После Крещения происходит облачение новокрещеного в крестильную рубашку и надевание нательного креста. Затем начинается следующее таинство — таинство Миропомазания. Оно почти никогда не отделяется от Крещения и совершается также только однажды в жизни. Это таинство дара Святого Духа, приобщения к Нему по вере в Бога и Христа, при условии искреннего покаяния. Этот дар — драгоценнейшее достояние христианина, которое и делает его таковым не только по имени, но и по духу и силе Жизни.
Таинство Миропомазания совершается через помазание разных частей тела новокрещеного святым миром (т.е. особым, освященным при участии патриарха всея Руси, благовонным маслом) со словами: «Печать дара Духа Святаго». На каждое помазание после этих слов крещаемый должен отвечать: «Аминь».
Таинство завершается, и начинается крестный ход вокруг купели под пение слов ап. Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал 3:27, т.е. «те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись»). Аллилуйа» (т.е. хвалите приблизившегося к нам Бога)! В заключение читаются два отрывка из Священного писания Нового завета — послания ап. Павла к римлянам (глава 6), где говорится о сути Крещения, как смерти для греха и жизни для Бога, и евангелия от Матфея 28:16–20, где звучит призыв Христа ко всем Его ученикам проповедовать, крестить и учить людей из всех народов при невидимой, но действенной поддержке Самого Господа.
Далее обычно присоединяются еще обряды «омовения знаков св. мира» и «пострижения», как первой жертвы человека Богу.
Затем следует и заключительное таинство — таинство Причащения (т.е. Приобщения) новокрещеных, ставших теперь, если выполнено все из сказанного выше, полными членами Церкви, Святому Телу и Крови Христовым, которое совершается в воспоминание принятых за нас Его голгофских страданий. Его Смерти и Воскресения. Через Причастие человек соединяется уже и с Самим воскресшим, живым Господом и с Его живым Телом — Церковью. Это же таинство называется Евхаристией (т.е. Благодарением Бога Отца за нашего Спасителя и за дар Святого Духа — залог нашего бессмертия).
Конечно, в дальнейшем крещеный человек должен будет еще всею жизнью своей показать, что благодать Божия, данная ему в Крещении, не осталась тщетной. Он должен стать истинным христианином и по вере и по жизни, стремиться к совершенству, быть светом и солью мира. Для того, чтобы это стало реальностью, ему надо будет совершенствоваться во всем том, о чем речь шла выше, и к этому еще хорошо узнать Священное писание (всю Библию), аскетику, догматику, сакраментологию (т.е. учение о таинствах) и мистику Церкви. Ему надо будет достойно участвовать и в жизни общества и в общецерковной жизни, а в первую очередь — регулярно, не реже раза в месяц, участвовать в таинстве Причащения, каждый раз при этом испытывая себя, свою совесть на предварительной исповеди и таинстве Покаяния. Как бы ни было трудно вначале, даже в храме, с Божьей помощью всего можно будет достичь и все препятствия преодолеть!
Христос воскрес! Воистину воскрес! Особенно в душах, сердцах и телах всех истинно верующих в Него и истинно принявших Его святое Крещение!
Молитва господня, Отче наш, Иже еси на небесех (т.е. Сущий на Небесах)! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (т.е. и на земле, как на небе). Хлеб наш насущный даждь (т.е. дай) нам днесь (т.е. на сей день); и остави нам долги наша (т.е. грехи наши), якоже (т.е. как) и мы оставляем должником (т.е. должникам) нашим; и не введи нас во искушение (т.е. испытание), но избави нас от лукаваго (т.е. от всякого зла).
Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.