Московская высшая православно-христианская школа
Московская высшая православно-христианская школа (МВХПШ) — неправительственное, независимое, некоммерческое общественное учебно-научное заведение, существующее автономно при Российском открытом университете (РОУ).
Стратегическая цель Школы — научить услышавших и принявших Слово Божие основам христианской (православной) веры и жизни, (Открыть им возможность полного общехристианского (неспециального) среднего и высшего образования, чтобы они «могли и других научить». Поэтому Школа рассчитана на людей, уже сделавших свой жизненный выбор и верующих в Бога как Небесного Отца и Tвopцa видимого и невидимого мира и Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя мира, всех людей и личного Спасителя.
Тактическая цель Школы — открыть людям разного возраста, образовательного уровня и способностей доступ в различные области современной духовной жизни, гуманитарной науки и культуры. При этом предполагается использовать и все многообразие форм заочного (дистантного) обучения: печатные тексты, фонограммы, видеозаписи, радио- и телекоммуникации, компьютерную связь и др.
Помимо широкого дистантного образования, Школа ставит перед собюю задачи подготовки дипломированных специалистов, повышения имеющегося уровня духовно-нравственной подготовки и образования христиан, поощрения Их творческого подхода к традиционном и нетрадиционным сферам церковной жизни и деятельности.
Православно-христианская школа имеет 4 курса и 3 основные ступени.
Первая ступень (1-й курс) — введение в Православие: свидетельство и полная катехизация на предогласительном, огласительном и таинствоводственном уровнях.
Вторая ступень (2-й курс) — общехристианское (неспециальное) среднее образование по девяти направлениям:
- текст и богословие Ветхого и Нового заветов,
- совершенствование в христианской этике и эстетике,
- аскетика (в целом),
- введение в мистику, особенно трансцендентальную (типа «Иисусовой молитвы»),
- литургия и каноника,
- полное участие в таинственном (сакраментальном) священнослужении и сакраментология,
- догматика и экклезиология,
- общая и русская церковная история,
- целостное восприятие Православия как единого Христианства.
Третья ступень (3-й и 4-й курсы) — высшее общехристианское (неспециальное) образование при основной цели и направленности — подготовить христиан к самостоятельной личностной духовной жизни и деятельности в качестве служителей неверующих, сомневающихся и неполных членов Церкви, например: регулярных миссионеров и катехизаторов, способных вести как отдельных людей, так и группы.
На каждом курсе предполагается возможность обучения в течение 1–3 лет. На 1-м курсе никакой обязательной платы не взимается, на остальных курсах она может быть дифференцированной, но всегда посильной.
Другие источники финансирования: частные пожертвования, оплата учебных пособий и материалов слушателями или организациями, финансирующими их обучение, издательская деятельность и т.д.
Ректор МВХПШ: священник Георгий Кочетков.
Адрес: 125475, Москва, а/я 255.
Для поступления в Школу требуется: заявление на имя ректора РОУ Б.М.Бим-Бада, завизированное ректором Школы (после личного с ним собеседования), автобиография, анкета (по форме), 2 фотокарточки (6х9), сочинение на тему «Мой путь к Богу и в Церковь» (3–5 стр.).
Методология и формы обучения
Московская высшая православно-христианская Школа при Российском открытом университете не является церковно-конфессиональным учебным заведением типа богословских факультетов или духовных училищ, семинарий и академий. В нашу задачу не входит подготовка специально служителей церкви, хотя служители церкви и могут обучаться в Школе. При формировании учебной программы в целом мы исходим из принципа постепенной передачи целостных пластов православно-христианского церковного ведения и духовного опыта с целью личностного приобщения к ним каждого так, чтобы религия для него стала жизнью, а православие слилось с Православием и тем самым с Христианством. Таким образом, последняя цель всех программ — приобщить учеников Христовых к откровению и познанию Полноты Божьей Истины и высшей Правды, где бы те или иные их части ни находились и в какой бы форме они ни существовали в истории, в современной жизни и в эсхатологической перспективе. Это предполагает максимальную открытость и очищение всех духовных, душевных и физических способностей человека в их целостности и взаимной гармоний. Таким образом, нашу Школу можно было бы назвать Институтом Бога и Человека или Школой Богочеловеческой Жизни, что исключает всякую конфессиональную пропаганду и заостренную полемику об объективированных вещах и постулатах, о словах без Слова, о букве без Духа. В связи с этим большое внимание уделяется обретению всеми единства Духа в союзе Мира», личной внутренней работе, личностному самопознанию и служению, при развитой заочной (дистантной) и в то же время групповой формах обучения.
Основной формой обучения на всех курсах является заочное, т.е. самостоятельное усвоение слушателями всего необходимого учебного материала, а также по желанию указанного дополнительного материала, как правило способствующего углублению уже усвоенного.
На 1-м курсе для живущих в Москве и пригородах устраиваются почти еженедельные лекции (ныне в малом зале Дворца культуры завода им. Владимира Ильича по вторым и четвертым понедельникам каждого месяца по вопросам христианской этики и эстетики) и семинары в небольших группах до 30 человек. Остальные работают с различными записями этих семинаров и лекций, а также через переписку с тьюторами.
На 2–4 курсах, кроме самостоятельного усвоения духа и смысла соответствующей литературы, предлагается всем вести дневник с конспектами, замечаниями, впечатлениями и размышлениями, сдать на каждом курсе 1 зачет и I экзамен, а также написать письменную курсовую работу. Возможны консультации (но не чаще одного раза в месяц) и организация летних школ и семинаров в разных регионах страны.
По мере необходимости и возможности Православно-христианская школа будет организовывать свои филиалы.
Наиболее способные слушатели Школы старших курсов могут привлекаться к работе на младших курсах в качестве ассистентов, преподавателей, тьюторов, создателей учебных курсов и пособий. После окончания обучения в Школе они получат преимущественное право дальнейшей работы по специализации в области катехетики, библеистики, богословия, церковной истории и литургики и работы над магистерской диссертацией, а также возможность стажировки в зарубежных учебных и научных заведениях.
Уровень и сроки образования
1-й курс соответствует подготовительному потоку, где предлагаются вводные и обзорные курсы (которыми можно и ограничить свое обучение).
2-й курс соответствует специальному потоку, на котором происходит освоение полного набора предлагаемых курсов (которыми также можно ограничить свое обучение).
3–4 курсы соответствуют третьему, завершительному, потоку, оканчивающемуся написанием дипломной работы (или диссертации), которую ему предстоит защитить перед международной экспертной комиссией здесь, а возможно за рубежом.
Срок обучения на всех курсах, кроме первого — до трех лет.
Другие формы учебной работы
Предполагается привлечение к работе и сотрудничеству отечественных и зарубежных катехетов, богословов, философов, библеистов, историков, литургистов и т.д. Также предполагается переводческая и библиографическая работа. По мере возможности и необходимости Школой будут организовываться семинары, конференции и краткие курсы лекций с участием выдающихся ученых и богословов. Будет создана библиотека по тематике Школы, фоно- и видеотека учебных и вспомогательных материалов. В издательской деятельности Школы будет отражено все многообразие интересов ее преподавателей и слушателей.
Общая программа обучения в Московской высшей православно-христианской школе при отделении изучения религий Российского открытого университета
Первый курс
Он состоит из трех последовательных разделов (этапов) — проповеди (свидетельства) с последующим предоглашением, оглашения и таинствоводства (тайноводства — мистагогии).
Предоглашение предполагает начало христианской жизни человека с учетом четырех главных на этом этапе моментов, которые и разрабатываются лично и сообща (в группе): — последовательное, внимательное и честное чтение первых трех (синоптических) евангелий с выяснением всех внешних и внутренних вопросов; — ежедневная личная молитва «своими словами» и по Псалтири в любое время, в любом месте, и любом объеме, с различением духовной и душевной молитвы, плодотворной и бесплодной; — по возможности и потребности регулярное посещение храма и начало участия в церковной молитве, или хотя бы просто духовное присутствие в храме до, после или «на фоне» богослужения; — познание и исполнение воли Божьей (правды и премудрости Божьей, Его заповедей, законов, уставов, свидетельств) с помощью актуализации голоса своей совести, приемлемого ею общечеловеческого этического (нравственного) опыта и чтения Священного писания, особенно Ветхого завета (главным образом книг Бытия, Исхода, Второзакония, Притчей и Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова). Разбор сложных этических ситуаций личной жизни и исправление жизни (Покаяние).
Оглашение — наряду с продолжением прежних усилий требует приложения и новых. Это касается и чтения Священного писания, и личной молитвы, и уровня личной нравственности. Но главное — необходимость не менее двух раз в неделю быть на церковной молитве (один раз вечером и один раз утром, на литургии оглашаемых) и большее соучастие в ней, а также прохождение не менее двух огласительных тем в неделю, для чего требуется 10 недель (с вступлением и заключением).
Таинствоводство — краткое, в течение недели, введение в таинства, догматы, аскетику и мистику Христианства. В это время проводятся 14 тематических бесед (т.е. 8 или 4 встречи) при ежедневном причастии, интенсивном духовном чтении (в том числе Ин, Деян, 1 Пет) и личной молитве (в том числе по Молитвослову).
На 8-й день завершается весь цикл оглашения и происходит выпуск первого курса Школы. Слушатели, став полными членами Церкви (со всеми вытекающими отсюда последствиями), уходят на длительные каникулы (не менее полугода, года), начинающиеся так называемой «пустыней», за которой может следовать начало жизни в группе бывших однокурсников, потом в церковной общине╩ строящей свою жизнь на служении каждого «тем даром, который получил».
Второй курс
Прием на 2-й курс происходит после сдачи успешно окончившими первый курс вступительного зачета, служащего соединительным звеном между этими курсами. Главное внимание на этом зачете уделяется прочтению всего текста Нового завета, знанию смысла и специфических элементов четырех главных общецерковных богослужений (вечерни, утрени, литругий оглашаемых и верных), знанию наизусть молитв по программе поступающих в первый класс семинарии и основных цитат Священного писания по Катехизису митр. Филарета (Дроздова) на русском языке.
На 2-м курсе надо сдать один промежуточный зачет (не менее одной трети всего материала) и я конце один экзамен (по всему остальному обязательному для всех материалу). В конце курса пишется работа по теме: «Путь моей жизни» (15–25 страниц машинописи).
На 2-м курсе акцент делается главным образом на знании источников (всей Библии, Сборника Правил (канонов). Типикона (богослужебного Устава), Устава об управлении РПЦ, действующего законодательства о свободе совести и религиозных организациях и обзорных (общих) работ по девяти основным направлениям обучения). Кроме того, необходимо знание церковно-славянского языка для полного понимания смысла церковно-славянских текстов и умение по-церковному читать и петь.
Третий и четвертый курсы
Это уровень высшего богословского образования, имеющего цель всесторонности и экзотеричности, популярности и энциклопедичности обучения. Наряду с выделением бесспорного в христианской вере и жизни предполагается и знакомство со спорным, что требует от учащихся непрерывного возрастания и укрепления в духе, начала эзотерического развития и самореализации в личностном церковном служении.
На 3-м курсе сдаются 2 зачета и соответственно 2 семестровые работы (до 20 страниц) по проповедническом и огласительной тематике.
На 4-м курсе сдается 1 зачет и 1 экзамен и кандидатская (на степень бакалавра) или дипломная работа соответственно до 100 или 50 страниц по таинствоводственной тематике.
В программу 3-го курса входит изучение: — проповеди внешним и оглашаемым; — предогласительного этапа познания Нового завета, молитвы, христианской эстетики и этики и христианской педагогики; — огласительного этапа познания молитвы, христианской этики и эстетики, тематики всех огласительных встреч и бесед (по творениям святых отцов и современным катехизисам, а также 16 тем по циклу о. Георгия Кочеткова).
В программу 4-го курса входит изучение: — проповеди оглашаемым «младенцам во Христе» на 3-м этапе оглашения и полным членам Церкви; — таинствоводственного этапа познания молитвы, христианской этики и эстетики. Нового завета и рекомендуемого духовного чтения, христианской аскетики и мистики, тематики всех таинствоводческих встреч и бесед (по свв. отцам, современным катехизисам, а также 14 тем по циклу о. Георгия Кочеткова); — смысла «пустыни» и искушений в ней; — путей устроения личной жизни в Церкви, понятий прихода, общности и общины, христианского отношения к окружающему миру.
На 3-м курсе основными предметами являются:
- катехетика,
- педагогика,
- гомилетика,
- эстетика и этика,
- апологетика,
- Ветхий и Новый заветы,
- древнееврейский, древнегреческий и английский языки,
- библейская археология Ветхого и Нового заветов,
- введение в литургику и догматику,
- основное богословие и философия,
- введение в каноническое право,
- церковно-государственные отношения,
- история церкви, в том числе РПЦ, поместных православных и древних восточных церквей и неправославных исповеданий и сект (конфессий и деноминации).
На 4-м курсе основными предметами являются:
- катехетика,
- агиология,
- гомилетика,
- Новый завет,
- древнегреческий и английский языки,
- литургика и литургическое богословие,
- догматика и патрология (отцы-догматисты),
- основное богословие, в том числе нехристианский приемлемый философский, аскетический, мистический, антропологический, космологический и т.п. опыт,
- каноническое право,
- пастырское богословие,
- антропология,
- аскетика и патрология (отцы-аскеты),
- мистика (трансцендентальная и введение в трансцендентную).