Письмо в редакцию «Московского церковного вестника»
УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! В №11 за 1989 г. «Вестника» была опубликована статья А. Кураева «Всеобщее священство и иерархия». Тема, поднятая в ней, важна не только как повод для возражения протестантскому искажению учения о Церкви, но живо касается и нашего непосредственного духовного опыта и жизни в Церкви. И уж если браться за нее, то делать это надо со знанием дела и очень ясно по аргументации и последовательности изложения. Попытка же, предпринятая А. Кураевым, представляется явно неудовлетворительной. Кратко приведу основные возражения, по возможности кратко же их аргументируя.
1.
«Слова ап. Петра: «Вы род избранный, царственное священство…» 1 Пет 2:9, являются… цитатой из Ветхого завета… Исх 19:6» – пишет А. Кураев, хотя ясно, что ап. Петр не просто цитирует Ветхий завет, а радостно свидетельствует об исполнении обетования Божия, данного в Исх 19:6. И, следовательно, совершенно неуместно здесь воспоминание Ааронова священства и того подлинно иерархического служения как посредничества между Богом и людьми, которое осталось целиком в Ветхом завете. И божественный-то замысел о Церкви, который упоминает автор, связан как раз с упразднением ветхозаветного священства, равно как и с упразднением ветхого Храма. «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме оудете поклоняться Отцу; …настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет Себе» Ин 4:21,23. Свидетельства Нового завета о всеобщем священстве определенны и однозначны и не стоит стыдливо прятать от них свой духовный взор и пытаться перетолковывать их в ветхозаветном смысле.
2.
«Смысл священства в Ветхом и (?!) Новом заветах — посредничество в общении своего народа с Богом», — читаем далее в статье А. Кураева. И сразу же затем встречаем обоснование того, что смысл священства в Новом завете совершенно иной, ибо уже «…един посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» 1 Тим 2:5. В чем же смысл новозаветного посредничества, которое все же есть? Автор верно пишет — «в деле примирения Бога и всего человечества», т.е. в проповеднической миссии каждого члена народа Божия. — «Я посылаю вас, как овец среди волков» Мф 10:16, и «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» Мф 16:32, — это Господь говорит всем верующим в Него. И эта проповедь звучит за границами Церкви. «Христианство и Церковь вошли в мир как миссия…», — пишет о. А. Шмеман. Но все это еще совсем не проясняет вопрос об иерархическом служении внутри Церкви. А. Кураев недопустимо смешивает две проблемы, не различая прежде всего этой четкой духовной границы Церкви, которая в мире сем, но не от мира сего, и самого мира! Есть принципиальное духовное отличие и огромная духовная дистанция между слышанием о Христе и начатком веры в Него и полнотой приобщения Ему на Евхаристии.
3.
Именно литургическая жизнь Церкви и составляет отправную точку для подхода к вопросу об иерархии в Церкви. И А. Кураев верно пишет: «Не дисциплинарный, а прежде всего литургический характер имеют слова св. Игнатия Богоносца: «Где епископ, там и Церковь», и далее о том, что из древнейшей практики «благословенного предстояния на литургиях и родилось иерархическое священство». Но пытаясь по-своему истолковать это, совершает недопустимые ошибки. Он пишет, что после Христа никто не имеет власти «своими силами освятить хлеб и вино», и потому на Евхаристии складывается «необычная ситуация» (?!), когда изначала предстоятель говорит не «…это кровь Христа», а «…это кровь Моя».
Это даже не искажение церковного понимания таинства вообще и таинства Евхаристии в частности. Это вообще ничего общего с церковным пониманием не имеет. В Церкви никогда даже не стоял вопрос о «власти своими силами освятить» Дары, поскольку всегда совершитель Таинства в Церкви — Сам Господь, освящающий все Духом Святым в Церкви. Православие считает моментом преложения хлеба и вина «эпиклезу», призывание Св. Духа на Дары, которое совершается после «анамнесиса», «воспоминания» — особой части Таинства. К «анамнесису» и относятся слова, вслух произносимые предстоятелем во время Евхаристической молитвы — «приимите ядите…» и «пийти от нея вси…». Церковь вспоминает эта слова Спасителя на Тайной Вечери и тем самым Сама восходит в Духе к Тайной Вечери, какова она в вечной памяти Божией.
Верно говоря о том, что «дар предстоятельства на литургии — …требует особого личного опосланничества», т.е. харизмы для соответствующего служения, А. Кураев пишет далее о передаче своего личного дара апостолами рукоположенным ими епископами. Однако «поставляемые апостолами пресвитеры (или епископы, что тогда могло быть одно и то же — А.К.) воспринимали от них служение предстоятельства. Оно было одной из функций апостольства, но не было их особым служением. «Оно становится особым служением поставленных ими епископов», — читаем мы у крупнейшего экклезиолога о. Н. Афанасьева. Кроме того, А. Кураев пишет только об одной интерпретации апостольского преемства — как занимающих место Самого Христа на Евхаристии. В то время как исходное его понимание — преемство топологическое, т.е. преемство самого места предстоятеля в собрании, как показал тот же о. Н. Афанасьев. И лишь несколько позже у Климента Римского встречается понимание апостольского преемства как преемства первосвященнического и у Иринея Лионского — как учительского.
Таким образом А. Кураев лишь вскользь касается собственно вопроса об иерархическом служении в Церкви, делая ряд кратких и верных утверждений. Однако эти последние звучат в сильно искаженном контексте.
Москва
5 ноября 1989