От редакции
«Я встречаю людей, не имеющих ума, научившегося божественному Писанию… и с великим стыдом молчу, видя, как они беснуются и пустословят, не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают
(1 Тим 1:7), невежественно дерзают преподавать одно только свое учение и анафематствовать то, чего не знают, так что и чуждые нашей вере смеются над нами…». Это горькое замечание свт. Иоанна Златоуста из его «Слова об анафеме», которым мы открываем этот номер нашего журнала, невольно приходит на ум сегодня, когда в нашей церкви кем-то снова будируется поиск ересей и еретиков и снова находятся люди, готовые возгласить (а где-то уже и возглашающие) подобную безответственную и разрушительную для нее «анафему»…
В прошлом номере нашего журнала мы уже писали о том, как подобная «анафема» была пропета на епархиальном собрании Алма-Аты, где три священника были запрещены в священнослужении за отказ покаяться в якобы осужденной церковью «ереси неообновленчества». Как мы и предполагали, то было лишь репетицией, пробой сил тех, кто хотел бы распространить эту «анафему» в церкви как можно шире. Действительно, вскоре после этих событий издательство Свято-Тихоновского богословского института выпустило в свет книгу с характерным названием «Суд им давно готов», где десять молодых преподавателей этого учебного заведения на ста страницах пытались доказать, что свящ. Георгий Кочетков — еретик и что они с ним «принадлежат к разным Церквам»Прот. Борис Левшенко. Подводя итоги. В сб. «Суд им давно готов». М., ПТСБИ. С.. И хотя обстоятельный ответ на эту книгу уже был данСм. сборник «Все испытывайте, хорошего держитесь. Комментарии к сборнику ПСТБИ «Суд им давно готов». М., 2000., мы решили обратиться к этой теме еще раз, но в несколько ином ключе.
Почти все материалы предлагаемого уважаемому читателю номера, начиная с уже цитированного Слова св. Иоанна Златоуста, — попытка понять, почему в церкви возникают подобные ситуации, какова их природа, каковы их истоки и последствия. На эти вопросы по-своему отвечает проповедь старейшего пастыря нашей церкви проф.-протопр. Виталия Борового, напоминающего нам, что подлинное богословие — это постижение Бога через веру, надежду и любовь, на которых только и могут строиться подлинно христианские, церковные отношения. Это же делает и статья одного из ведущих современных греческих богословов Христоса Яннараса «Церковь — способ существования, сильный победить смерть» — о том, как отказываясь от завещанной нам Богом свободы, забывая о силе Воскресения, побеждающего смерть, мы легко превращаем Православие в форму идолослужения, а Церковь — в средство утверждения наших идеологем (о глубоко скрытом неверии в Воскресение как источнике церковного фундаментализма не так давно говорил в Свято-Филаретовском институте и проф. Оливье Клеман). Эту же тему продолжает и опубликованная в разделе «Духовные размышления» статья А. Колесова (Владимира Зелинского) «Дар и ответственность», написанная около тридцати лет назад, но к сожалению, почти не утратившая для нашей церкви своей актуальности.
Раздел «История церкви» целиком посвящен событиям конца 20-х гг. XX в., когда известнейшие русские церковные деятели митр. Евлогий (Георгиевский), прот. Сергий Булгаков и проф. А.В. Карташев были обвинены в «еретическом модернизме» со стороны по сути раскольнического карловацкого Синода. Публикуемые материалы свидетельствуют, как часто, к сожалению, богословие из собственного дела веры, надежды и, главное, любви превращается в карту в далеко не всегда честной церковно-политической игре, какие методы при этом используются и какие от этого бывают плоды.
Об этих губительных для служения Церкви плодах говорит в своей недавней небольшой беседе, опубликованной в разделе «Церковная жизнь», и митр. Сурожский Антоний (Блюм), показывая, как подобные безответственные и в сущности рабские, т.е. нехристианские обвинения мешают современной Православной церкви, ни больше не меньше, быть самой собою, быть ЦЕРКОВЬЮ. В той же беседе митр. Антоний затрагивает и прямо связанную с этой проблемой и почти «запретную» сейчас тему подлинно церковного подхода к рассмотрению любой исторической эпохи жизни церкви, в том числе эпохи Вселенских соборов, которая также требует от нас критического отношения. Об этом говорит в одной из своих проповедей и свящ. Георгий Кочетков.
Тему «православной» «ревности не по разуму» продолжает и подборка малоизвестных стихов и эпиграмм Владимира Соловьева, столетие со дня смерти которого отметила недавно наша интеллигенция. Неоднократно столкнувшись в своей жизни с подобным «православием», он как-то с горькой иронией заметил, «что правоверие с безверием/ вспоило то же молоко/ и что с холодным лицемерием/ вещать анафемы легко…»
И все же, выпуская в свет этот номер журнала, мы хотели бы заверить наших читателей, что не стремимся ни оправдывать себя, ни обвинять других, ни, тем более, высмеивать кого-либо. Мы хотели бы лишь помочь каждому верующему уму задуматься над происходящим и напомнить об ответственности христианина перед всякою и особенно православною Церковью.