Новые известия из Томска
После выхода в свет 43-го номера нашего журнала в адрес редакции поступило следующее заявление Епархиального совета Томской епархии:
04.05.98 г.
г. Томск
ЗаявлениеМатериалы, печатающиеся под звездочкой, присланы в редакцию Епархиальным советом. Остальные документы получены из разных источников
Ознакомившись с публикацией «Тревожащие события из Томска» В. Лыткина и послесловием Н. Кащеева в номере 43 журнала «Православная община», Епархиальный совет счел необходимым довести до сведения редакционной коллегии следующее.
Глубоко прискорбно, что уважаемое православное издание публикует столь одностороннюю и лживую информацию, наносящую новые и новые раны Святой Церкви в это сложное для всех время, подрывает церковное единство, вносит смущение и соблазн в души читателей, формирует негативное отношение к иерархам Русской Православной Церкви.
Будучи печатным органом Свято-Филаретовской школы, созданным для распространения опыта православной педагогики, крайне странным выглядит поверхностное освещение внутренней жизни Томской епархии.
Епархиальный совет направляет членам редакционной коллегии копии документов, объективно отражающих ход развития описываемых событий и настоятельно рекомендует принести со страниц журнала подобающие извинения Епископу и духовенству епархии, в противном случае Епархиальный совет оставляет за собой право обратиться к Святейшему Патриарху Алексию с ходатайством о наложении на издателей церковного прещения. Вместе с тем Епархиальный совет вынес рекомендательное решение запретить распространение журнала «Православная община» на территории Томской епархии.
Протоиерей Богдан Бида, протоиерей Олег Безруких, протоиерей Николай Яськов, священноинок иерей Сергий Гимбатов, иерей Евгений Воронков, иерей Александр Атаманов, иерей Михаил Максименко, священноинок Варфоломей Егоров, священноинок Иоанн Свистелин, протодиакон Владимир Марков
Копия Заявления направляется Управляющему делами Московской Патриархии Архиепископу Солнечногорскому Сергию.
В ответ на это заявление редакция «Православной общины» напоминает, что вышеупомянутые материалы являются перепечаткой из томских и новосибирских СМИ. Сообщать же своим читателям, в абсолютном большинстве людям церковным, о том, что происходит в нашей церкви, причем не в углу
(См. например, Вячеслав Гришин. Томск: скверная история, «Русская мысль» № 4208, 5–11.02.98 г.), редакция считает своим долгом и прилагает все силы, чтобы информация была объективной. Поэтому, как напечатано на 2-ой странице каждого выпуска нашего журнала, «мнение редакции может не совпадать с суждениями авторов», что недвусмысленно было подчеркнуто и в предисловии к публикации в № 43 (см. с. 93).
Редакция выражает искреннее сожаление, если авторы публикаций невольно допустили какие-либо неточности или искажения фактов. Со своей стороны мы готовы принести извинения, если кого-то эти публикации несправедливо затронули. Тем не менее, члены редколлегии подчеркивают, что всегда решительно выступали и выступают против всякой внешней цензуры церковной печати. Поэтому «рекомендательное решение» Епархиального совета запретить распространение журнала «Православная община» на территории Томской епархии и угрозу церковных прещений воспринимают как попытку давления на них. Это вынуждает нас публиковать теперь и те документы, которые раньше не были предназначены для печати.
Мы считаем, что в случаях столь острых конфликтов, как тот, который имел место в Томске и сразу приобрел отнюдь не внутрицерковный характер, необходимо, ради его скорейшего преодоления, не молчать о происходящем и не освещать события односторонне, но дать возможность высказаться обеим сторонам. Поэтому редакция публикует основные документы, полученные из Томска, и отражающие разные, вплоть до противоположных, позиции участников «томского дела». Выводы же о реальности, которая за этими документами стоит, предоставляем сделать читателю.
Его Преосвященству
Преосвященнейшему Аркадию
епископу Томскому и Асиновскому
Объяснительная
Почтительно объясняю Вашему Преосвященству, что поводом к разговору с Вами со стороны моего тестя, Вильгельма Генриховича Фаста, были следующие, смутившие меня обстоятельства.
Когда я пришел к Вам, чтобы благословиться на поездку в Сергиев Посад для сдачи очередной сессии в МДА, Вы оказали мне много внимания и ласки. Сначала поругав, Вы неожиданно стали обнимать меня, и потребовали чтобы я поцеловал своего архиерея в уста. Затем крепко схватили за нос, и прижимая к себе гладили волосы, разглядывали и целовали меня в лоб. При этом присутствовал иеромонах Иннокентий и два семинариста, как я помню.
Такой ласки мне не оказывал даже мой родной отец и я был несколько смущен. Естественно, рассказал это в семейном кругу.
Никаких обвинений по этому поводу я Вам не предъявлял и не предъявляю. Мой тесть сам решил поговорить с Вами, а я в это время отсутствовал в Томске.
Ваш смиренный послушник, диакон Роман Штаудингер
18.12.97
[Написано от руки ниже:]
Я готов свидетельствовать, что способ общения Владыки Аркадия ввел меня в смущение.
р. б. Даниил Крапчунов [Подпись]
24.12.97
Его Преосвященству
Преосвященнейшему Аркадию
епископу Томскому и Асинскому
раба Божия Даниила Крапчунова
Объяснительная записка*
24 декабря 1997 г. иерей Александр (Классен) просил меня прийти к нему домой. Он показал мне различные письма, копии указов и объяснительных записок, связанных с Вашим Преосвященством. После беседы о. Александр просил меня подписаться под некоторыми из писем, от чего я мягко отказался, так как не совсем был согласен в их содержании. Затем о. Александр просил написать отдельную записку, от чего я также отказался. Тогда о. Александр попросил сделать приписку под копией объяснительной записки дьякона Романа (Штаудингера), так как оригинал ее, по словам отца Александра, был порван, и она не имеет силы. Мне было предложено несколько вариантов приписки, но я написал следующий текст «Я готов свидетельствовать, что образ общения епископа Аркадия ввел меня в смущение», так как он отражал реальное положение вещей. Сейчас я сожалею о том, что сделал эту приписку и, раскаиваясь, прошу у Вас прощения.
15.01.98
Многогрешный Даниил [Подпись]
Его Преосвященству
Преосвященнейшему Аркадию
епископу Томскому и Асиновскому
Смиренно прошу у Вашего Преосвященства искреннего прощения за то, что причинил Вам обиду. Из-за своего малолетства и неопытности я, действительно, не знаю как себя правильно вести перед Вами. От слов же первой своей объяснительной отречься, к сожалению, не могу, так как описал все происшедшее как помню. И если нужно подтвердить, то готов встать пред Святым Крестом и Святым Евангелием.
18.12.97 Смиренный послушник, диакон Роман [Подпись]
18.12.97 . № 200
Указ
Настоящим, за оскорбление и грязную клевету в адрес Правящего Епископа, диакон Роман Штаудингер запрещается в священнослужении.
Вход в алтарь храма строго запрещен. Сладость церковную вкушать как мирянину.
Епископ Томский и Асиновский Аркадий
04.01.98 № 09
Указ
Настоящим, за нарушение 31, 39 и 55 Апостольских Правил иерей Александр Классен запрещается в священнослужении до полного покаяния.
Сладость церковную вкушать как мирянину.
Епископ Томский и Асиновский Аркадий
Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси Алексию
копии
членам Священного Синода
Русской Православной Церкви
Ваше Святейшество!
Во время Вашего посещения города Томска я удостоился благодатной встречи и краткой теплой беседы с Вами, Вашего благословения. Чрезвычайные обстоятельства заставляют меня обратиться к Вам.
Считаю своим долгом рассказать о непростой ситуации, возникшей в городе Томске с приездом Владыки Аркадия. Мой личный опыт общения с ним позволяет мне без преувеличения сказать, что православным и неправославным людям города Томска, города славного своим интеллектуальным потенциалом, приходится иметь дело с весьма грубым епископом, не способным нормально общаться с людьми. Я — отец троих детей и все они пошли по пути служения Церкви: мой сын — священник и два моих зятя — один священник, другой диакон. После того как Преосвященный Аркадий позволил себе неэтичное, на мой взгляд, поведение по отношению к моему зятю — молодому диакону, я связался с Владыкой по телефону с желанием получить аудиенцию у него, чтобы как-то объясниться. Разговора не поучилось — в ответ я услышал брань (за жизнь мою впервые в мой адрес было сказано: «Я не разговариваю с подонками»). Поведение Владыки — вызывающее и это проявилось не только по отношению ко мне. Священники же, по видимости, и за людей не считаются — с ними можно поступать как угодно: кричать, унижать, переводить с места на место, выдворять из епархии, не сообразуясь с обстоятельствами. Для Владыки допустимы выражения: зачуханный, вонючий, трухомет, поганый, шизофренические бредни. Отсутствует отеческая, пастырская любовь ко вверенным Владыке чадам. Господствует психический террор.
Почтительно прошу объяснить мне — существует ли управа на такого правящего архиерея в нашей Церкви, или действия его должны оставаться совершенно бесконтрольными? Ведь возникает парадоксальная ситуация: если епископ кричит — должно считать, что это он просто громко говорит; ругается — считай это требовательностью, а любое возражение священника епископу рассматривается как дерзость, непочтительность и прочее.
Зная, что в Церкви не принято обращаться в гражданские суды, я обращаюсь к Вам, Ваше Святейшество. Хоть Владыка Аркадий и епископ, полагаю однако, что и епископу не позволено грубить и унижать человеческое достоинство. Это не украшает лицо Церкви и для многих является соблазном.
Ваш смиренный богомолец В. Фаст*
19.12.97
Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси
АЛЕКСИЮ II
Управляющему делами
Московской Патриархии,
архиепископу Солнечногорскому Сергию
Заявление духовенства Томской епархии*
Принято на общем собрании
11 марта 1998 года
Мы, священнослужители Томской епархии, глубоко возмущены антицерковными действиями и поступками запрещенных клириков священника Александра Классена и диакона Романа Штаудингера, которые целенаправленно подрывают ложью и клеветой авторитет возрождающегося на Томской земле Православия, позорят честь и достоинство священного сана. Серьезное беспокойство вызывает и их нежелание осознать губительность своего пути, пренебрежение многократными увещеваниями и Епископа, и собратьев, что свидетельствует о глубоком духовном кризисе.
Вся деятельность Правящего Епископа, целью которой является оздоровление и улучшение епархиальной жизни, вызывает у нас полную поддержку и понимание, о чем мы письменно свидетельствуем. Беспрецедентные действия о. Александра Классена и диакона Романа Штаудингера направлены на смену Епископа, основываются на лжи, личностных амбициях и заслуживают более строгих мер прещения.
[Около сорока подписей]
Его Преосвященству,
Преосвященнейшему
АРКАДИЮ,
епископу Томскому и Асиновскому
настоятеля церкви преподобного
Сергия Радонежского г. Томска
иерея Евгения Воронкова
Рапорт*
Ваше Преосвященство, после подписания решения епархиального Совета, членом которого я являюсь, и призыва иерею Александру Классену и диакону Роману Штаудингеру остановиться, покаяться в своих неправдах, ошибках и недопустимом для клириков поведении, ко мне домой действительно приходили диакон Роман и его родственник иерей Михаил Фаст с письмом-опровержением.
В беседе со мной они оспаривали справедливость предъявляемых к ним обвинений; требовали отчета за мое участие в деле решения сложившейся конфликтной ситуации; говорили что все, кто участвует своими подписями в деле обличения о. Александра и д. Романа — являются лжесвидетелями, распинателями Христа и правды; что мы теперь не можем достойно служить Литургию; на основании святых Отцев Церкви (преп. Симеона, Нового богослова), учили поступать вопреки рекомендациям личного, епархиального духовников и мнения духовенства Епархии по вопросу о. Александра и о. Романа. На мой вопрос: «Какое отношение к данному вопросу имеет о. Михаил?», последовал ответ: «Мы все (видимо, кто с ними солидарен, родственники) за одно дело». Как я понял — за обличение и устранение непонравившегося епископа.
Склонность вмешиваться в чисто епископские дела, обнаруживать недостатки в других, развивать их своим воображением до неузнаваемости, с выносом всего этого в средства массовой информации, нежелание своевременно прислушаться к советам и мнениям авторитетных священников томской Церкви — все это наносит раны пастырям и пастве, дает пищу хулителям Церкви, производит недоумения и удручающее впечатление на людей, сочувствующих Православию.
24.03.98
иерей Е. Воронков
22.04.98 № 179-у
Указ
(В № 44 «Православной общины» в разделе «Церковная жизнь» сообщалось, что запрещение с дьякона Романа Штаудингера и священника Александра Классена было снято патриархом Алексием. Редакция приносит извинения за допущенную неточность).
Определением Нашим, по ходатайству Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Солнечногорского, Управляющего делами Московской Патриархии, запрещение в священнослужении с иерея Александра Классена снимается.
Настоящим иерей Александр Классен отчисляется из клира Томской епархии (без права служения в дальнейшем на ее канонической территории) для продолжения священнослужения в любой другой епархии Русской Православной Церкви согласно поданного прошения.
О чем и выдан настоящий Указ.
Епископ Томский и Асиновский Аркадий
22.04.98 № 180-у
Указ
Определением Нашим, по ходатайству Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Солнечногорского, Управляющего делами Московской Патриархии, запрещение в священнослужении с диакона Романа Штаудингера снимается.
Настоящим диакон Роман Штаудингер отчисляется из клира Томской епархии (без права служения в дальнейшем на ее канонической территории) для продолжения священнослужения в любой другой епархии Русской Православной Церкви согласно поданного прошения.
О чем и выдан настоящий Указ.
Епископ Томский и Асиновский Аркадий
2 — В № 44 «Православной общины» в разделе «Церковная жизнь» сообщалось, что запрещение с дьякона Романа Штаудингера и священника Александра Классена было снято патриархом Алексием. Редакция приносит извинения за допущенную неточность.