Слово на Литургии после чтения Евангелия (Лк.8,5–15)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры!
Как тихо и кротко входит в нашу жизнь Тот, Кого ждали веками праведники и пророки Израиля, и вместе с ними все человечество. Вышел сеятель сеять семя свое….
От этих слов веет миром и покоем. Надеждой на жизнь. Сеять — значит давать жизнь, без сеяния, без урожая — голод и смерть. В прикровенной форме притчи Иисус Христос вновь говорит о Царстве Божьем, о приближении которого Он возвестил в начале Своего общественного служения: Исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие
(Мк 1: 15).
Праведники в лице Иоанна Крестителя и его учеников чувствовали приближение Царства Божия. Они думали, что пришло время, когда Бог хочет положить конец злу, переполнившему мир. Они ждали Мессию, карающего грешников и милующего праведников. Но перед ними предстал Мессия тихий и кроткий, не карающий, а исцеляющий, всех любящий.
Царство Божие в Духе Святом действительно приходит с Ним. Но не мгновенно, а постепенно. Его рост в мире и в сердцах людей подобен медленному росту семени. Поэтому в услышанной нами притче Иисус Христос называет Себя Сеятелем. Сеятель вышел сеять Сам, вышел в мир, к людям, ибо человек не мог своими силами приблизиться к Богу. Иисус Христос особо подчеркивает, что Он сеет «семя Свое». Его слушатели сразу уловили это. Проповедь Христа удивляет их тем, что никто до Него так не говорил: Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи
(Мф 7: 29). Слово Иисуса Христа названо семенем потому, что содержит в себе жизнь. Оно есть дух и жизнь
(Ин 6: 63).
Пророки, законоучители стремились вселить в людей надежду на лучшую жизнь. Но не могли дать то, чем сами не владели — спасение и вечную жизнь.
Если бы Иисус Христос учил народ, как книжники и фарисеи, Его бы приняли и не соблазнились бы Им. Но Он иной Учитель, и слово Его имеет иное достоинство, достоинство вечной жизни, которая в Его лице явилась людям и которую нужно принять. Поэтому Он свидетельствует о ней не одними проповедями, но и всем Своим бытием. Он — начаток новой жизни, Семя ее. Эта жизнь не передается по наследству, она насаждается в мире с условием внутренней свободы ее принятия каждой личностью.
Воля Христа в том, чтобы человек покаялся, возвратился к Богу, принял Его и жил в познании Его. Воля Христа в том, чтобы человек всегда видел своего ближнего и служил ему. Он ставит ударение на человеке, на наших отношениях друг с другом, и за этим для каждого из нас сокрыта мистическая глубина познания Бога. Мы же часто ставим ударение на исполнении заповедей Божиих, на литургии, на молитве. Но главное в том, как привнести в жизнь любовь к ближнему. Как я поступаю с ближним? Как я его люблю? Господь на Страшном суде не спросит: как ты молился? А просто скажет: «Я был голоден, и ты Меня накормил» или, наоборот: «Я был голоден, и ты Меня не накормил».
Когда я эти вопросы начинаю решать в своем опыте жизни, я начинаю познавать Иисуса Христа и Царство Божие. Семя вечной жизни начинает прорастать в моем сердце. Если я научился жить с ближним, следовательно, я научился жить в Царстве Божием. Вот тайна Царства Божия, которую открывает нам Иисус Христос Своей проповедью и Своей жизнью для того, чтобы мы ею жили, чтобы она стала опытом нашего сердца. Когда Иисус Христос говорил о приближении Царства Божия, Он имел в виду этот момент.
Опыт Царствия Божия приобретается через совместное усилие Бога и человека.
Бог пробивается к нам с усилием, через нашу глухоту и слепоту, через лень и расслабленность, через наши запутанные отношения, и тот, кто хочет приблизиться к Нему, должен постараться забыть о себе, открыть Ему свое сердце, принять Семя Божие и растить его. На верность Бога человек должен ответить верностью и любовью.
Но не все люди видят и слышат Христа, видя не видят и слыша не разумеют
(Лк 8: 10). Мешают страх, пороки нашего сердца: мы боимся Его слов, потому что их нужно воплощать. Мы боимся не только сами любить, но боимся позволить Господу нас любить, быть Им одаренными, а без принятия Его дара любви нет христианства.
Многие из нас оказались трудной почвой для Божьего семени, такой трудной, что брошенное в нее семя даже не проросло, или едва смогло прорасти и увяло, или проросло, но плодов не принесло. Слово Божие, услышанное нами, часто остается только в нашей памяти, не прорастая в наше сердце, не принося плода.
Но мы видим учеников Христа, принявших новый опыт Божьего откровения, которым дано знать тайны Царствия Божия
(Лк 8: 10). Они и есть в притче добрая почва, приносящая сторичный плод. В них истинно совершилась любовь Божия, потому что Слово Христа они не только услышали и радостно откликнулись на Него, но и сохранили Его в своих добрых и чистых сердцах. Жизнь Иисуса Христа стала их жизнью.
Аминь.
24 октября 1996