Слово в день обретения мощей святителя Алексия (говорено в Чудовом монастыре 20 мая 1837 г.).
Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие,
ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их.
(Евр 13: 7)
Настоящий день есть один из тех, в которые Церковь с особенной торжественностью призывает нас к исполнению апостольского завещания, мною теперь прочитанного. По ее установлению мы вспоминаем ныне богомудрого наставника нашего, святителя Алексия, который как во все время святительства своего с благодатной силой глаголал слово Божие в назидание словесного стада Христова, так особенно потрудился в чистом изглаголании слова Божия, когда Славенское преложение святого Евангелия с Греческим подлинником поверил, и от несовершенств старого наречия, и от описок невнимательных переписчиков очистил и исправил. Сей подвиг важен, между прочим, потому, что чрез него святитель, Богом просвещаемый, предварительно обличил неправое мнение людей, явившихся после него, которые даже доныне утверждают, будто в священных и церковных книгах и описку переписчика исправить, и непонятное слово перевода заменить понятным непозволительно и противно Православию. Они говорят: по старым неисправленным книгам спасались и спаслись известные святые; такие книги поправлять, значит, портить. Если бы так рассуждал святой Алексий, то, конечно, не стал бы он ни поверять перевод, ни поправлять рукопись Евангелия, а должен был взять книгу Евангелия, какая в его время находилась в Успенском соборе, и сказать: по сей книге спасался и спасся святитель Петр, нечего здесь поверять и исправлять. Но он поверял и исправлял: и потому, очевидно, не так рассуждал, как новые ревнители не очень старой старины, а точно так же, как и древле и ныне рассуждает православная Церковь, то есть, что спасительная истина Христова и в неисправленных и исправленных священных и церковных книгах одна; но, что для сохранения и распространения сей самой истины, исправная книга лучше неисправной. Как предначинание и оправдание церковного исследования и исправления книг в последовавшие времена, Провидение Божие сохранило нам исследованную и исправленную святителем Алексием книгу святого Евангелия: и она являлась очам нашим в самое сие священнослужение, быв несена диаконом во святой алтарь.
Видите, братья, благодетельность апостольского завещания. Мы воспомянули наставника нашего: и от сего воспоминания тотчас получили полезное для всей Церкви наставление. Но углубимся несколько в завещание святого апостола Павла о благоговейном воспоминании наставников наших.
Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие.
В сих словах есть нечто печальное. Поминают то, чего уже нет. И так, когда апостол завещает поминать наставников богоглаголивых, то сим самым сказывает, что их нет уже, и едва ли не пред-сказывает, что подобных им не будет. Ибо как тем, что имеем и видим, легче пользоваться, нежели тем, чего не видим, и что уже миновало, то не очень нужно было бы заботиться о воспоминании прежних наставников, если бы подобные им непрерывно процветали в Церкви. Но апостол заботится о воспоминании наставников прежде бывших: видно, не надеется, чтобы в их преемниках наставляемые вполне обрели тот же дух и силу, те же подвиги и добродетели, то же слово и тот же пример. Что сие предусмотрение верно, к сожалению, свидетельствует опыт многих веков. Не случается ли слышать и ныне сетования: где ныне святые? Где прозорливцы или чудотворцы? Где наставники, которые бы глаголали слово Божие с такою силою, руководствовали ко спасению с такою верностью, как Петр или Павел, или хотя как некоторые из Духоносцев, бывших после апостолов?
На печальный подлинно вид навело нас апостольское завещание поминать наставников наших. Но смотрите, как оно же может подать нам и утешение.
Сетуют, что нет ныне святых. Мимоходом замечу, что не должно преувеличивать сего мнения. Многие или немногие, только должны быть и ныне святые; и не может быть, чтобы их совсем не было: ибо без святых мир не был бы достоин хранения Божия, и не мог бы стоять. Семя свято стояние его
(Ис 6: 13). Мы можем говорить, что нет ныне в мире святых, подобно как отец Алексия человека Божия сказал бы, что у него в доме нет сына, и нет святого, тогда как сын его жил у него в доме, и был муж святой, но закрыт был, и от отца, и от других образом нищего. Справедливее можно скорбеть, что богопросвещенные наставники и святые ныне слишком редки; что их не видно, что в людях духовных примечается незрелость духа. Что ж? Как утешиться нам в сей скорби? Как восполнить примечаемый недостаток? Возьмите в прошедшем то, чего не находите в настоящем: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие прежде. Правда, поминать наставников скончавшихся не то, что пользоваться живущими: но слишком ли велика сия разность, и не стоит ли одно другого? Наставление от наставника живущего близко и удобоприемлемо, когда его видим и слышим; слово и пример его в сем случае для нас так же живы, как и он сам: преимущество немаловажное! Но живя в теле, подобно нам, кто бы он ни был, он еще подвержен искушениям, и не избавлен от возможности преткнуться, и, может быть, еще в своем падении увлечь с собой наставляемых. Напротив того наставник скончавшийся, которого житие и скончание жительства ознаменовано присутствием в нем благодати Божией, которого чистое учение оправдано святой жизнью, и святость жизни подтверждена святой и блаженной кончиной, есть руководитель ко спасению ре-шительно достоверный и непоползновенный, есть притом помощник тем более сильный и неизнемогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в беспрепятственном причастии света и силы Божией: преимущество высокое и несравненное!
Что касается до близости и удобоприемлемости наставления и помощи духовной: близость в духе не измеряется областями жизни и расстояниями места и времени, но мыслью, желанием и любовью, созерцанием, молитвой и верой. Вера может сблизить вас с наставником благоговейно воспоминаемым, почти так же, как с присутствующим: ибо и с сим душеполезно сближает она же, а не просто видение лица и слышание слова. Вера посредством писания или предания оживит пред вами учение и пример отшедшего к Богу наставника; а посредством молитвы приобретет вам его действенную за вас молитву к Богу, и действительную помощь. Сим образом поминайте наставники ваша: и без сомнения, вы будете удовлетворены в потребностях духа вашего так, что не будет нужды сетовать на несовершенство или скудость наставления современного.
Чудное, братия, устроение Царствия Христова! Наши немощи, наши недостатки угрожают лишить вас потребного вам духовного наставления. Что же творит многомилостивый и благопромыслительный Господь? Дополняя недостаток наставников живущих, Он прежде общего воскресения воскрешает некоторым образом наставников умерших, и, еще прежде полного открытия царствия небесного, на земле в небесном царствии Своем, то есть, в Церкви Своей, особенным образом, творит их, по изъяснению тайновидца Иоанна, Цари и Иереи, небесного вкупе и земного священноначалия, — Иереи, возносящие за вас действенную молитву непосредственно в пренебесный жертвенник, Цари, имеющие власть чудодейственной помощью благоуправлять вас к миру и спасению. Вы боитесь не найти ни одного духовного наставления близ себя, в свое время. Он дает вам всех духовных наставников, из всех времен всея Вселенския Церкви, и в них делает для вас доступными все духовные познания и опыты, все дарования и силы благодатные.
При сем не без сожаления и не без удивления вспоминаю, что некоторые из христиан не хотят угодивших Богу наставников вспоминать воспоминанием благочестия и веры, и особенно прибегать к их помощи в молитвах. Не нужно, говорят, никакого ходатайства пред Богом, кроме ходатайства Христова, и ходатайством простых человеков было бы оскорблено ходатайство Богочеловека. Сие мудрование подобно тому, как если бы кто вздумал утверждать, что в царстве, ни в самых даже и малых делах, ни к кому не должно прибегать, как только к царю, и не чрез кого иного, как только чрез сына царева; и что прибегающий к посредству подчиненных властей, и рабов царевых, имеющих доступ к его престолу, оскорбляет верховное достоинство царя и высокое предстательство сына его. Не царь ли своей властью действует чрез подчиненные власти? Не к его ли милосердию прибегают чрез посредство верных ему рабов? Не Бог ли и Христос действует и славится чрез святых Своих? Не к Его ли благодати прибегают чрез их посредство смиренные молитвенники, почитающие себя недостойными непосредственно приступать к Богу и Христу? Не совершенно ли согласно с крайнею чистотою Божества и с крайним также Его снисхождением и милосердием то, что наши молитвы несовершенные и неочищенные, вспомоществующею молитвою святых очищаются и делаются способными к приятию на пренебесный мысленный жертвенник.
Но возвратимся еще раз к завещанию апостола. Заповедав нам помнить святых наставников наших, он указует цель сего воспоминания, чтобы мы, взирающие на скончание жителства их, подражали вере их. Что мы, по благодати Божией сохраняем апостольскую заповедь, о сем свидетельствует самое сие собрание, ради памяти богомудрого наставника нашего, святителя Алексия. Остается нам помыслить и попещись о том, идем ли мы точно к цели, указуемой апостольской заповедью. Иных ударяющий гром заставляет перекреститься: несчастье, болезнь, печаль приводят им на память святых, как утешителей, целителей, помощников и пробуждает призывать их. Хорошо и то, что в бедах прибегаем к предстательству и помощи святых, конечно, это лучше, нежели совсем забывать их, но не довольно вспоминать их только по случаям и по нуждам временным. Всех нужд важнее то, чтоб вспоминать их для подражания вере их и неразлучному последствию истинной веры, богоугодному житию их. Та только память святых угодна им и Богу, и спасительна совершающим оную, которая совершается с искренним желанием подражать им, и достигнуть полного с ними во свете Божием общения чрез освящение и нас самих.
Аминь.
--------------------------------------------------------------------——————
* Печатается по: Творения свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского. М., 1882. Т. IV, с.36