Из проповедей во Владимирском соборе(ноябрь-декабрь 1991 г)
(ноябрь-декабрь 1991 г.)*
2 ноября. Дмитровская родительская суббота. Слово после парастаса
Дорогие братья и сестры! Когда мы поминаем наших усопших, мы всегда задаемся вопросом: какую же силу имеет заупокойная молитва? Мы знаем, что пред Богом не останется бесплодным никакое слово — подлинное слово. Мы знаем слова из Писания: «Совершайте молитвы, прошения, моления за всех человеков», а значит, братья и сестры, за всех — и живых, и усопших.
Господь распростер Свои руки на Кресте для спасения всех. Можем ли мы ограничивать сейчас свою молитву какими бы то ни было условиями? Господь пришел призвать не праведных, но грешных, Господь спасал всех. У Бога все — живы. Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова. Все это великие тайны, дорогие братья и сестры. Нам трудно вникнуть в них настолько, чтобы понять, чтобы объяснить всю полноту, всю глубину Божьей Истины, Божьей Любви, Божьего прощения. Но будем молиться и дальше о всех, кого Господь приведет к нам на сердце, на память, чтобы они пребывали в вечной памяти Божией. И тот, кто будет в божественной вечной памяти, не умрет, но оживет в последний день. Если человек будет в Божьей памяти, он восстанет. Господь помянет его.
Будем и мы стараться, братья и сестры, живя здесь, на земле, войти в Божию память, а если не достанет сил, то хотя бы — в память человеческую, ту память, в которой совершались бы молитвы, прошения и моления за всех нас.
Аминь.
Слово на вечерне после паримии
(4 Цар 4: 8–38)
Братья и сестры, христиане! Вы слышали сейчас рассказ о том, как пророк Елисей воскресил сына сонамитянки, которая часто давала ему приют и пропитание в своем доме. Велика ценность жизни, братья и сестры. И велика тайна жизни, и велика тайна общения между людьми — живого общения. Действительно, люди очень часто оказываются глубоко связанными там, где они этого и не ожидают. Очень часто жизнь от одного человека как бы переходит к другому человеку и восстанавливается вторично.
Мы с вами сегодня прославляем Воскресение Христово, свидетельствующее как раз о тайне и силе Жизни, свидетельствующее о силе и тайне общения между людьми. Если мы с вами имеем общение со Христом воскресшим, то жизнь Его как бы перетекает в нас. И вот эта жизнь никогда не прекращается, ибо она — Христова.
Братья и сестры, когда мы с вами каждую неделю собираемся в храме в это время, каждый раз мы должны подумать об этой тайне Божественной Жизни, о том, как нам ее открыть, раскрыть для себя, о том, как сила жизни через нас может раскрыться и вокруг нас. Христос воскрес, и это победа Жизни, победа Жизни над смертью. Каждый из нас уже не просто оживает подобно тому ребенку, данному от Бога сонамитянке по пророчеству Елисея, но воскресает во Христе. Каждый из нас уже не просто во плоти получает силу жизни, но обретает силу Духа, силу Духа жизни. И дай Бог, чтобы этот Дух стал для Церкви самым высшим, чтобы мы могли с вами свидетельствовать о победе Духа Христова. И это свидетельство есть свидетельство самой Жизни вечной, раскрывающейся в нас, в Церкви Христовой еще здесь, на земле.
Аминь.
21 декабря. Слово на исповеди после вечерни
Братья и сестры! Мы все с вами хорошо знаем, что большой опасностью в нашей жизни являются уныние, суета, паника, т. е. все то, что вроде бы естественно может следовать из внешних обстоятельств. Эти обстоятельства не всегда кажутся нам благоприятными, и действительно, они иногда бывают довольно тяжелыми. И вот тогда мы часто начинаем уповать не на Бога, а на что-то внешнее или на кого-то и в результате оказываемся на зыбком основании. Подули ветры, разлились реки — и дом наш духовный вот-вот может упасть.
Вот, братья и сестры, наверное, также одной из больших опасностей нашей жизни является и расслабленность, неспособность собрать свою волю, неспособность себя в чем-то ограничить, неспособность к выбору, мужественному выбору более высокого, более ценного духовно. При такой расслабленности мы легко впадаем в отчаяние, в полное ненадеяние на Бога. Прости нас, Господи. Это происходит часто вне нашего сознания. Когда мы вдруг чувствуем, что какая-то наша чисто человеческая надежда рушится, мы способны впасть в отчаяние, мы готовы потерять голову, мы готовы хвататься буквально за все, иногда даже не брезгуя вещами, которые совсем неблаговидны. Прости нас, Господи, за то, что мы часто забываем, что главная наша опора в Боге, во Христе, в Церкви, среди братьев и сестер.
Как много зла происходит от этих грехов, братья и сестры, в наших семьях, внутри нас и, конечно, вокруг нас! Как много компромиссов и греха происходит от этого! Как часто люди внутренне опустошаются от того, что они расслабились, как те нерадивые девы со светильниками, которым не хватило масла для встречи Христа! Прости нас, Господи.
Сейчас пост, и конечно, внешний пост в наших условиях может оказаться некоторой проблемой*. Вряд ли кто-то будет уж очень усердно осуждать своего брата, если узнает, что тот внешнего поста почти не содержит или даже вовсе не содержит. Сейчас, когда многим вообще непонятно, что они будут есть завтра, выбирать особенно не приходится. Тем не менее пост остается постом, и он должен способствовать тому, чтобы наша расслабленность была преодолена. Если мы не преодолеваем эту расслабленность, если мы не преодолеваем этого хаоса внутри себя, в потоке наших мыслей, наших чувств, то мы должны очень крепко задуматься о качестве нашей христианской жизни и просить у Бога прощения. Прости нас, Господи.
Многие из нас не знают, что им делать во время поста, такого, как ныне, совершенно не представляют себе, что они могут сделать. Но повторяю, только одно преодоление, хотя бы отчасти, хаоса внутри себя, внутри духовной, душевной жизни, преодоление вот этой неразберихи, этой нечеткости уже могло бы иметь большое значение. Это нужно и нам, это нужно и вокруг нас, это нужно в нашей церковной жизни.
Наша церковная жизнь, как вы уже давно хорошо знаете, не проста. Но некоторые еще считают, что пока она может оставаться для них не такой уж трудной. Многие из нас еще не откликаются на слова, многажды произносимые в храме. Мы готовы по привычке перекреститься, поклониться, даже повторить эти слова, но также по привычке никаких выводов из них не сделать, хотя и говорим: «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Все мы прекрасно знаем, что очень часто это совсем не так. И люди, которые это хорошо знают, удивительным образом об этом не беспокоятся. Среди вас нет таких глухих или слепых людей, до которых не достучишься по внешним обстоятельствам. Значит, дело в чем-то внутреннем, в каких-то внутренних наших стопорах, которые не дают нам с вами преодолеть это раздвоение. Вот здесь — немножко Богу, здесь — тому-то, здесь — тому-то, здесь — себе и так продолжаем дробиться, а значит, создаем основу для той самой расслабленности, того самого уныния, всеразрушающего уныния и сомнения. Прости нас, Господи, за то, что мы действительно начинаем обрастать коростой привычек, внешних последовательностей, укладов, форм, которые сами по себе, может быть, не плохи, но которые снова и снова должны наполняться духом. Давайте, братья и сестры, об этом задумаемся. Давайте найдем заново гармонию отношений внутренних и внешних.
Мы должны быть внимательны друг к другу, и помогать друг другу, и трезво видеть себя. Мы должны зорко и твердо смотреть за собой. Здесь наши основные проблемы. За собой — значит за всей нашей Церковью, и не для осуждения, а для того, чтобы всегда быть готовыми сказать: «Я помогу!» — без корысти, без амбиций, без гордыни. Прости, Господи, что нас часто на это не хватает. Мы еще не научились этому. Иногда можно увидеть, что какие-нибудь самые простые люди и приверженцы упрощенных или, как нам часто кажется, даже примитивных учений (например, баптисты, кришнаиты) этому научились, а мы — нет, при всех наших сомнениях, тонкостях, нюансах и т. д.
Помолимся же в покаянии!
22 декабря. Слово на литургии после чтения Апостола (Кол 3: 12–16)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Когда мы слышим отрывки из апостольских писаний, подобные тому, который сейчас слышали, мы часто, наверное, думаем, что апостол говорит о вещах, в общем всем известных и принадлежащих к ценностям множества людей, но, быть может, не принадлежащих к церкви, Православной церкви. И тем не менее в нас все-таки сохраняется какое-то чувство, что хотя все, что говорится, известно, но что-то в этом есть еще, что трудно сразу уловить, что трудно выразить словами, на что трудно указать пальцем, но что делает этот текст текстом Священного писания. Таков и этот небольшой отрывок из сегодняшнего апостольского чтения.
В Послании к колоссянам говорится о том, что христианам следует облечься в милосердие как избранным Божиим, святым и возлюбленным. Посмотрите, вот уже начинается проявление этой особенности. Здесь не просто этический, некий нравственный императив, вот, мол, есть некое правило: будьте милосердны, — и все. Здесь обращение к народу Божьему, к избранным Божиим, которые являются святыми и возлюбленными. И вот именно потому, что эти слова обращены к избранному народу Божию, а это мы с вами — избранный народ Божий, святой и возлюбленный, мы и должны облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. А если бы мы не были таким народом, то пришлось бы это выставлять как некоторые требования общечеловеческой, общественной или еще какой-то морали.
Конечно, кто же будет возражать против милосердия и благости, против кротости, смиренномудрия, против долготерпения? Но народу Божьему следует являть эти качества именно по той единственной причине, что он — народ Божий. Ведь если этих качеств не будет, если не облечься в них, то не будет и ясно, народ ли Божий перед нами. И когда мы встречаемся с немилосердием, неблагодарностью, несмиренномудрием, некротостью, нетерпением в нашей среде, мы сталкиваемся с вещами, внутренне чуждыми нам, братья и сестры.
Апостол Павел призывает облечься во все эти качества духовной жизни и являть их в своей жизни вовне. Но что значит «облечься»? Это значит как бы носить одежду из милосердия, смиренномудия, кротости, долготерпения. Как мы облекаемся в одежду, так же мы должны быть облечены в духовные одежды. Мы должны снисходить друг ко другу и прощать взаимно, если кто на кого имеет жалобу. «Как Христос простил вас, так и вы», — добавляет апостол.
Обратите внимание, апостол Павел совершенно далек от какой-либо нетрезвенности, от каких-либо идеалистических представлений о Церкви. Он не скрывает того, что кто-то на кого-то может иметь жалобу. И не диво, братья и сестры! Мы с вами знаем, что кто-то может жаловаться на кого-то другого в Церкви. Вот, например, ему говорят: «Не делай этого, не смей, мол, это не по-христиански!» Но ведь, братья и сестры, иногда это даже нужно, если вдруг завелся какой-то грех или вы думаете, что кто-то согрешил против вас. Только с благостью, с терпением, с кротостью отнеситесь к этому человеку и прежде всего обратитесь к прощению и надейтесь на прощение взаимно. «Как Христос простил вас, так и вы».
Что означают эти слова для нас с вами, братья и сестры? Это значит, что жалоба может быть совершенно реальной на реальные, не придуманные, не выдуманные грехи. Но ведь Христос простил нам грехи реальные! Вот и мы должны действительно прощать друг друга взаимно и снисходить друг ко другу.
«Более же всего, — говорит апостол Павел, — облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». В другом переводе: любовь — связь всех тех совершенств, о которых мы сейчас слышали. Действительно, любовь может и долготерпеть, и смиренномудрствовать, и милосердствовать — в ней есть все.
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, — продолжает далее апостол, — и будьте дружелюбны». Вот, наряду с любовью апостол здесь, в непосредственной близости, говорит о владычестве в сердцах наших мира. Очень часто человек показывает внешние знаки смирения, но чувствуешь, что мира у него внутри нет. Нет этого дара Божия, который тождествен любви, поэтому и любви нет. Какие бы знаки ни показывал человек, все равно это еще не будет некоей нормой христианской жизни.
«Будьте дружелюбны!» Как часто в истории христиане, к сожалению, оказывались друг к другу, не говоря уже о внешних, недружелюбными! Вот этого дружелюбия им не хватало. Сейчас редко даже звучит это слово. Характеризуя людей, почти никто никогда и не вспоминает о дружелюбии. Это слово уже стало почти архаизмом в нашем современном языке. Не свидетельство ли это оскудения той самой любви и того мира, о которых пишет апостол?
И далее: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью». Премудрость нам заповедана Богом, но люди об этом тоже часто забывают. Мы не имеем права сказать: хочу — имею, хочу — не имею, хочу — будет в меня вселяться слово Божие, а хочу — не будет, ибо у меня, может быть, совершенно другие дела и вообще совсем другой дар. Мы не имеем права так сказать, братья и сестры. Слово Божие должно вселяться обильно, т. е. с преизбытком в сердце каждого из нас. Без этого христианская жизнь невозможна.
«Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Друг друга научайте — значит несите ответственность друг за друга в Церкви. Здесь нет, как вы видите, никаких различий в званиях, чинах, положениях, по полу, возрасту, именам или по каким-то еще принципам просто потому, что все — христиане. Так не ждите особых благословений и подталкиваний, чтобы делать это. Научайте и вразумляйте друг друга, причем не нотациями, а «псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Кажется, совсем неожиданный ход — научение через воспевание в сердцах Господу во благодати. Чудные слова Священного писания!
Действительно, когда начинаешь вдумываться в каждое слово, чувствуешь, насколько еще мы далеки от той естественной нормы христианской жизни, которая здесь, в тексте апостольского послания, предполагается как нечто само собой разумеющееся. Конечно, мы стараемся эти нормы знать, иметь и исполнять, но надо не только стараться, их надо действительно хорошо знать, потому что иногда случается так, что какие-то более поздние слои предания, являющиеся менее глубокими, затемняют важнейшие стороны нашей христианской жизни. Иногда люди ссылаются на те или иные примеры из жизни Церкви, иногда даже на отдельных святых, принимая эти примеры за ту же норму, что дается нам Священным писанием.
Здесь надо быть осторожными, братья и сестры. Жизнь каждого человека, конечно, уникальна и строится особым образом, но это не означает, что жизнь каждого человека в Церкви и даже каждого святого может быть распространена на всех, может быть обобщена. А вот то, о чем нам говорит апостол Павел в своем Послании, действительно принадлежит всем, всем и навсегда.
Да поможет нам Господь слышать это слово и исполнить его в нашей жизни!
Аминь.
Слово на литургии после чтения Евангелия
(Лк 17:12–19)
Дорогие братья и сестры! Человеческое сердце не может быть до конца остывшим, холодным и мертвым, оно не может быть до конца неверующим сердцем, даже если человек сам о себе этого не знает. Так бывает часто в нашей жизни, и мы иногда, вольно или невольно, проверяем друг друга той степенью благодарности, которая живет в нашем сердце. Придумать здесь ничего нельзя. Это то свойство человеческого сердца, которое нельзя подделать. Можно произносить уйму вежливых фраз, содержащих в себе слова благодарности, но совсем не трудно отличить действительно благодарное сердце от сердца неблагодарного.
Благодарное сердце — это великий дар Божий, это уже знак Божьего посещения человека. И, братья и сестры, Господь прямо связывает благодарность с верой в этом Евангелии сегодняшнего дня. «Встань», — сказал Он иноплеменнику, человеку совсем дальнему, самарянину, человеку, чуждому по вере, как бы еретику. «Встань, — сказал Господь ему, — и иди. Встань, иди; вера твоя спасла тебя».
Откуда узнал Господь о вере этого человека? Откуда, как не из благодарения Богу, которое привело этого исцеленного (одного из десяти!) ко Христу! Ведь рационально говоря и мысля, не трудно было бы воздать Богу благодарение на месте. Зачем надо было возвращаться ко Христу? Разве нельзя было сказать: «Слава Богу! Я исцелился. У меня масса дел, я начинаю совсем новую жизнь» и не возвращаться ко Христу? Тем более что Господь послал этих прокаженных к священникам для того, чтобы они освидетельствовались у них — помилованы они Богом, очищены они Богом или нет.
Очистились все; все, кажется, приняли ту благодать, которая дана была им по их просьбе Господом. И кажется поэтому, что все они были верующими. Ведь без веры Господь не смог бы совершить никакого чуда. Значит у них, этих прокаженных, этих нечистых, какая-то вера была. Да, у них была вера, достаточная для того, чтобы очистить тело, но у них, братья и сестры, не было веры, достаточной для того, чтобы услышать слова о спасении. «Вера твоя спасла тебя», — сказано только одному. Один духовно воскрес, восстал и был послан. «Иди, — сказал ему Господь, — иди». Господь посылал людей на служение каждый раз, когда они приходили к вере в Него. И не случайно мы с вами говорим о том, что христианство есть служение. Это как бы исполнение тех же слов Господа: «Встань, исцеленный, спасенный, встань и иди!»
Когда мы получаем спасение, исцеление душ и тел наших, братья и сестры, мы, к сожалению, вместо того, чтобы встать и идти, остаемся в расслабленности, остаемся на старом месте, не желаем ничего менять в своей жизни, и хотя теперь у нас есть новые силы, мы хотим по-новому жить лишь в старых рамках. А Господь дает нам силу для того, чтобы встать и идти, чтобы дары Святого Духа могли принести свой плод. Благодарение Богу становится полным, становится глубоким, становится церковным, достойным тогда, когда в сердце есть благодарность, когда в сердце есть готовность встать и пойти.
Многие из нас с вами, братья и сестры, часто жалуются на расслабленность, на немощность, часто жалуются на все то, о чем мы говорили вчера на исповеди. И вот эта неготовность наша встать и пойти связана и с нашей неготовностью благодарить Бога, припасть к ногам Иисуса и отдать всю свою жизнь Богу — действительно самих себя и всю жизнь нашу и друг друга предать Господу.
Братья и сестры, давайте научимся благодарению Богу, жизни в Боге, найдем в себе эту способность встать и пойти, получить через Христа спасение. Научиться этому можно, только обретаясь друг пред другом и пред Богом в духе Евхаристии, в духе церковного Благодарения.
Мы и собрались здесь с вами сегодня, чтобы воздать это Благодарение!
Аминь.
Слово после литургии
Дорогие братья и сестры! Мы все с вами хорошо знаем, какая великая радость бывает на небесах даже об одном кающемся грешнике. И действительно, когда в Церкви происходит воссоединение каких-то прежде, может быть, надорванных и даже разорванных связей, связей любви, или когда входит в мир Божий, в Церковь Христову все больше новых членов, тогда воистину радуется Церковь, ликуют Небеса. Мы с вами долго молились за обуреваемых искушениями наших братьев и сестер, в том числе и за Алексея и Наталью. Сегодня, после столь длительного перерыва, они снова вошли в наше евхаристическое собрание и снова причащались с нами Святых Христовых Таин. Действительно, когда происходит такое соединение, нужно по-настоящему радоваться. И мы радуемся и благодарим Господа за то, что Он все-таки, несмотря на все искушения, провел всех нас через узкие врата и уврачевал недуг, один из недугов нашей общины. Дай Бог, чтобы каждый из нас чувствовал себя в Церкви, как тот мытарь, вошедший в храм, который был недостоин поднять глаза к небу, ибо знал себя, свою греховность. И мы с вами, благодаря Бога за каждого, кого Бог призвал, всегда испытываем эту великую радость. Со страхом совершая путь своего спасения, будем стараться благодарить Бога за всякий вот такой акт единения.
Нам с вами иногда бывает трудно вместить многих и многое, но Господь нас к этому призывает, братья и сестры. Более того, Он призывает нас вместить всех — людей разных взглядов, разных духовных состояний, разных физически и т.д. Вспомним слова апостола Павла: «Сердце наше расширено. Вам не тесно в нас. Говорю, как детям, -распространитесь и вы». Это великие слова, вернее, слова самые простые, даже, кажется, угловатые, но говорящие о самом великом чуде, которое происходит на земле, о чуде, когда сердце человека вдруг оказывается не тесным ни для кого. Вот тогда мы с вами, слыша эти слова, воспринимая их сердцем, исполняемся радостью, благодарностью и трепетом, потому что Божие действие всегда убедительно, всегда нечаянно.
Следующая седмица, братья и сестры, вернее следующее воскресенье, уже имеет особое название. Это неделя святых праотцев, что нам напоминает о приближающемся Рождестве, о том, что пора нам вспоминать историю нашего спасения и особым образом, вплоть до праотцев, разворачивать картину божественного домостроительства, божественного Спасения.
На этой неделе в будни служб не будет, а в субботу в 9 часов утреня, вечером, как всегда, вечерня и в воскресенье в 8.30 литургия.
Я бы очень хотел, братья и сестры, еще раз сказать вам, пока мы не разошлись, что сегодня мне трижды пришлось давать разрешительную молитву, хотя вчера мы до полуночи исповедовались. Мне кажется, что это не совсем хорошо.
Подумайте сами: ведь, наверное, человек, опоздавший на час, на два, а бывает даже и больше, на богослужение, теряет что-то очень существенное. Давайте договоримся о таком правиле, братья и сестры. Так как у нас полная исповедь только накануне, в субботу после вечерни, те, кому нужна исповедь, приходите обязательно накануне вечером, хотя это бывает и поздно, и утомительно. Все-таки когда нужна исповедь, соберитесь с силами и приходите. А утром приходят только те, кому такой исповеди не нужно, но нужна лишь разрешительная молитва перед причастием, если человек, конечно, не имеет благословения, допустим, причащаться без исповеди. И я прошу в таких случаях приходить к проскомидии, к половине девятого, чтобы вы хотя бы немного могли войти в особое, молитвенное состояние. Всем, может быть, это и не обязательно, в частности, тем, кто накануне до полуночи был в храме. Такой человек не придет на проскомидию — и это ничего, не самое страшное. Но уж те, кто не был на исповеди, а тем более не был накануне вечером в храме вообще, те должны приходить к проскомидии.
Храни вас всех Господь!
28 декабря. Сщм. Елевферий и др.
Слово на утрене
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами вспоминаем и прославляем священномученика Елевферия, мученицу Анфию и мученика Корива епарха, которые пострадали за Христа приблизительно в 120г. Это одни из первых христианских мучеников. Указания жития священномученика Елевферия нам важны потому, что они говорят о формах раннехристианской проповеди. Общая молитва та же, что и в синагогах, а таинство Евхаристии совершали, как правило, по домам, в простоте сердца преломляя хлеб. Совершалось оно после трапезы, которая называлась агапой, т. е. трапезой любви. Святой Елевферий проповедовал тогда, когда появились гонители. Он не боялся преследований и страданий, они не пугали его, и это исторически абсолютно верно. Мы с вами хорошо знаем, что язычники уже в то время буквально поражались тому, насколько христиане могли не бояться смерти. Ведь какими бы ни были язычники, они все по природе своей очень боялись смерти, потому что не имели упования Жизни вечной.
Святой Елевферий мужественно встал перед судом, призывая мучителей отречься от ложных богов и познать единственного Бога, сотворившего небо и землю. «Из того, что Он создал, — вещал святой, — мы — самое лучшее и благороднейшее творение. Между тем мы заблуждаемся в неверии, бродя как бы в ночи, и не понимаем, что угодно и что не угодно Господу, поднимаем брань против Него. Я прилепился к Господу, и все муки и бесчестия считаю детской угрозой. Для меня умереть за Христа — наслаждение и блаженство!» Этот образец древнейшей проповеди, братья и сестры, воистину замечателен. Проповеди были удивительно просты. Мы сейчас часто не знаем, как подступиться к неверующим людям. Начинаем мудрствовать, показывать свои знания, а если их нет — стараемся молчать. Смотрите, как просто, ясно и сильно звучит проповедь, поучение святого Елевферия. Начинает он с проповеди о Боге, Боге Создателе, Боге Творце, далее он говорит о человеке, о том, что самое лучшее и благороднейшее творение — это мы с вами. Но мы находимся в несчастьи, в беде, в грехе, поэтому заблуждаемся и творим неугодное Господу, поднимаем брань против Него, за что и терпим наказание в себе самих. И дальше говорит святой: «Я прилепился к Господу, и все муки считаю детской угрозой». Вот уж действительно, это было бы удивительно для всякого, кто услышал бы такие слова, и для нас с вами тоже. «Для меня умереть за Христа — наслаждение и блаженство!» Мы сейчас, к сожалению, потеряли такой дух, чтобы умереть за Христа считали счастьем. Вот какова была вера, какова была сила обетования Жизни вечной в христианах того времени!
Еще одним святым, память которого прославляется нашей Церковью сегодня, является преподобный Трифон Печенгский, чудотворец, стран северных просветитель. Вот, братья и сестры, мы с вами снова, буквально через неделю, встречаемся с северными русскими миссионерами. Помните, неделю назад мы говорили о просвещении финнов преподобным Кириллом Челмогорским. Сегодня мы чтим память преподобного Трифона, который жил приблизительно веком позже в той же Новгородской земле. Он стал просветителем лопарей. Это тоже из желания послужить Богу личным подвигом аскезы в сочетании со служением, со свидетельством, с проповедью новопросвещенным, людям, «сидящим во тьме и сени смертной». Чтобы начать проповедь, он прежде всего научился общему языку с этими людьми. Как часто, к сожалению, наши современные проповедники стилизуются, подражают архаичным формам духовной церковной жизни! Они как бы забывают о том, что каждому человеку, которому ты хочешь сказать от сердца к сердцу слово истины, надо сделать шаг навстречу, выучив его язык. Сейчас же вроде бы говорят и в церкви по-русски и вне церкви по-русски, но эти языки все-таки очень сильно различаются.
Видите, братья и сестры, всякое даяние Божие связано с подвигом, а всякий подвиг на земле часто бывает связан со страданием, с тем или иным лишением, с готовностью каждого несущего этот подвиг жертвовать собою, своим временем, силами, средствами, со способностью терпеть гонения и неправду в отношении себя самого. Без этого апостольское служение редко бывает успешным.
Преподобный Трифон никогда не разрешал себе послабления в подвиге. И это очень характерно, братья и сестры, для православной аскетической традиции. Вы найдете еще у самых древних святых отцов-аскетов этот принцип: тот, кто ищет спасения, не должен расслабляться, никогда не должен искать себе отдыха, никогда, ни на один день, ни на один час. Никакого отдыха не полагалось на пути спасения. И удивительным образом отдых был им не нужен, потому что они, укрепляемые благодатью Божией, действительно получали восполнение всех истраченных сил с лихвой от Бога, ибо так устроен человек. Это мы можем знать и из нашего собственного опыта. Преподобный Трифон говорил, что скорее он «повесит камень на шею, чем подаст пример праздности бытия». Пример праздности, по его мнению, столь губителен, что нет ничего страшней. Вспомним, что сказано о тех, кому лучше взять и повесить жернов на шею себе. Это говорится по отношению к предательству — самому тяжелому греху!
Вот, братья и сестры, для нас с вами это замечательный пример, ибо современные люди не только постоянно стремятся к отдыху, но и учат своим примером праздности. Поэтому масса людей совершенно не в состоянии работать, что-то делать достаточно долго, усердно и успешно. Как не хватает этого аскетического церковного опыта современным людям, которые совершенно забыли об основах устройства их жизни!
Эти северные просветители, в том числе святой Стефан Пермский, несли не только культуру, дух просвещения этим народам, они заботились и об их внешней жизни. Они не говорили: «Нам вверена только забота о ваших душах. О другом же сами позаботьтесь, еще и меня накормите, потому что сказано: не заграждай рта волу, когда он молотит». Эти просветители сами отходили и привозили пищу, самую простую пищу, для своей голодающей паствы. Например, преподобный Трифон просил подаяние и отдавал все собранное.
«Хотя преподобный Трифон проводил свою жизнь среди людей, душа его стремилась к уединению и безмолвию», — сказано в житии. Что значит это уединение и безмолвие? Это не отчужденность от людей, это мир внутренний, мир в сердце — вот что в монашеской традиции называется таким безмолвием.
Какое замечательное житие этого святого, братья и сестры, удивительно целостное, удивительно подлинное, глубокое, простое и ясное! Нам нужно всегда делать выводы из того, что мы слышим, потому что связь традиций, связь церковных преданий, единство этих традиций — как бы единая ниточка от Христа и апостолов до наших дней, и она должна сохраняться в наших душах, в нашей жизни, в жизни всех, не одного или другого человека, а всех, независимо от того, какое служение в Церкви мы несем. Если есть глубокая вера, если есть желание послужить Богу, если есть понимание того, что христианство — это не потребление материальных или духовных благ, а служение, тогда так и будет. Да поможет нам Господь!
Аминь.
Слово на вечерне после паримии (Нав 5:13–16)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! В этом замечательном отрывке из книги Священного писания Ветхого Завета говорится о том, как явился Иисусу Навину, преемнику Моисея, вождь воинства Небесного, воинства Господня. Явление ангелов, подобное тому, о котором мы сейчас слышали, с древнейших времен воспринималось как знак Богоявления. И совсем не случайно архангел Михаил (обычно считается, что это был он в этом случае) призвал Иисуса Навина почтить это место как место святое, снять обувь с ног своих, ибо это — место Откровения Божьего, место великого Богоявления. Мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что вся духовная история человечества состоит из целой цепи таких Богоявлений. И это есть подлинное богатство истории человечества. Ни процветание народов, ни процветание городов, ремесел и искусств, ни расцвет наук, ни культ славы — ничто не может сравниться с этой чредой Богоявлений, которые обращены к сердцам человеческим.
Мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что и Христос, воскреснув из мертвых, открыл нам вновь славу Божию в этом Своем Богоявлении, и мы прославляем Воскресение Христово как явление силы Божией, силы Божией Любви и Жизни непрестающей.
Мы сейчас готовимся к Рождеству Христову тоже как к Богоявлению. И не случайно эта неделя называется неделей святых праотцев. Это подготовительная неделя непосредственно к празднованию Рождества Христова, которое нам также напоминает о чреде Богоявлений через святых и праведных людей, через всех праотцев, известных из библейской истории. От Адама и Евы через праведников, пророков, царей проходит эта невидимая, но крепчайшая нить Богоявлений, которые говорят нам о Божьей Любви, но которые говорят нам и о том, что эта Любовь, явленная в мир сей, требует жертв, требует ограничений. И так бывает каждый раз. Мы с вами хорошо знаем, что вся земля есть подножие ног Божиих, и поэтому она свята вся, тем не менее мы не случайно слышали сейчас о том, что места особого явления Божия почитаются как величайшая святыня. Человечество всегда хранило в памяти такие места, всегда помнило о том, что Бог явившийся освящает все и готовит нас каждый раз при этом к чему-то высшему, несоизмеримо лучшему, чем-то, что мы имеем.
Мы с вами, братья и сестры, будем встречать Рождество Христово как праздник Славы Божией, явленной в этом мире, праздник воплощения Сына Божьего. Но в то же время мы должны помнить и о том, что нам была явлена и божественная Самоотдача, божественное Самоограничение в этом мире. И нам еще надлежит раскрыть эту тайну в своем сердце, нам еще надлежит уразуметь ее настолько, чтобы она стала живой и действенной в нас и через нас — вокруг.
Братья и сестры, прославляя сегодня Воскресение Христово и в то же время вспоминая всех праотцев, которым являлся Господь, подумаем о своей жизни, о Церкви, о ближних наших и дальних, чтобы облегчить принятие Откровения Божьего в этом мире и в нас самих.
Аминь