Вступительное слово
Богословско-практическая конференция «Приход в Православной церкви» проходит здесь, в Москве, в эти дни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мы все прекрасно понимаем актуальность темы нашего собрания. Мы прекрасно понимаем также, что здесь возможны самые разные точки зрения. Каждый церковный человек более или менее ощущает множество проблем, связанных с жизнью прихода в нашей Церкви. Это и наследие старых времен, и наша леность и нерадивость в церковной жизни. Если мы спросим себя, как надо преодолевать это, нам будет, наверное, не очень просто сразу найти общие позиции. Но для того мы и собрались здесь, чтобы люди разных взглядов могли без крайностей, без какого бы то ни было экстремизма высказаться, могли не просто пожаловаться на трудности и недостатки, но найти общий язык, язык любви и мира в решении этих проблем. Конечно, мы не Архиерейский собор, не Синод, не церковное начальство. Мы никому не собираемся указывать путь в церкви. Но я думаю, что наша внутренняя потребность — говорить о том, что в церкви болит. Ведь согласно слову Божьему, если болит один член, болит и все тело.
Приходская жизнь оказалась, может быть, наиболее разрушенной в результате исторических перипетий нашего времени и прежних времен, истории православия, истории церкви. Поэтому говорить о ней мы будем с разных сторон. Будем говорить о вещах, которые появились сейчас, и о вещах, которые идут из глубокой древности. Повторяю, мы можем говорить, подходя с разных сторон к этой проблеме, используя разную терминологию, разные понятия, ассоциативные ряды и т. д. В надежде на помощь Божию будем искать этот общий язык, язык Церкви, который всегда прежде всего есть язык Любви.
Сегодня, открывая конференцию, я благодарю всех за найденную возможность собраться и говорить на эти темы. Думаю, что мы сможем выслушать всех желающих — как докладчиков, так и тех, кто будет непосредственно реагировать на доклады, и также желающих выступить отдельно, что также будет приветствоваться. Я вижу по собравшимся, что здесь все люди верующие, церковные. Это большая радость, когда собираются разные члены Церкви вместе для одного дела.