Послание к Римлянам св. апостола Павла. Новый перевод с древнегреческого священника Леонида Лутковского
Глава 1
1. Павел, раб Христа Иисуса, призванный апостол, избранный к Божьему благовестию, 2. в котором Он через пророков Своих предвозвещал в Священных Книгах 3. о Сыне Своем, родившемся потомком Давида по плоти, 4. после воскресения из мертвых открывшемся как Сын Божий в силе и духе святости, — об Иисусе Христе, Господе нашем, 53 от Которого мы получили благодать и апостольство, дабы во имя Его привести к послушанию вере все народы, 6. меж которыми и вы — призванные Иисусом Христом; 7. всем проживающим в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым: да пребудет с вами благодать и мир Бога-Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
8. Прежде всего через Иисуса Христа
благодарю Бога моего за всех вас,
ибо о вере вашей известно во всем мире;
9. свидетель мне Бог,
Которому духом своим служу
благовестием о Сыне Его,
что непрестанно поминаю вас,
10. испрашивая всегда в молитвах своих,
чтобы волею Божьей мне, наконец-то,
была дана возможность прийти к вам,
11. ибо я жажду увидеть вас
и, дабы вы укрепились (в вере),
разделить с вами радость духовную,
12. или, лучше сказать,
утешить друг друга общею верою,
вашею и моею.
13. Не хочу вас братья, оставить в неведении о том,
что я неоднократно намеревался прийти к вам,
дабы иметь некий плод и у вас,
как и у прочих народов,
но до сих пор мне препятствует что-то.
14. Задолжал я эллинам и варварам, мудрецам и невеждам,
15. а что до меня, то я (хоть сейчас)
готов благовествовать и вам, находящимся в Риме,
16. ибо я не стыжусь благовестия о Христе, потому что оно—сила Божья
ко спасению каждого верующего —
иудея прежде, затем эллина,—
17. ибо в нем открывается праведность Божья
от веры к вере, как написано:
праведник живет верою.
18. Ибо открывается с небес гнев Божий
на любое кощунство и нечестие людей,
заменивших истину на нечестие,
19. поскольку познание Бога известно им:
Бог им открыл;
20. ведь то, что невидимо в Нем,-
вечная сила Его и божественность —
от создания мира умопостигаемы,
в творениях видимы,
так что нет у них оправдания.
21. А поскольку они, познав Бога,
не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили,
но, в омрачении безрассудного сердца их,
закоснели в своем пустословии,
22. возомнив, что они мудрые, обезумели
23. и славу нетленного Бога
подменили подобием тленного человека,
и птиц, и животных, и пресмыкающихся, –
24. то Бог и оставил их в нечистоте,
с похотью в сердцах своих
оскверняющих тела свои друг с другом, –
25. тех, которые истину Божью
променяли на ложь,
и почитали, и молились творению вместо Творца,
Который благословен во веки, аминь.
26. Поэтому Бог
предоставил их постыдным страстям:
женщины их
изменили естественные отношения на противоестественные,
27. равно как и мужчины,
презрев естественное отношение с женщиной,
воспылали страстью друг к другу
– мужчины к мужчинам, —
за содеянный срам и заблуждение их
сами в себе получая должное воздаяние.
28. А поскольку они извратили познание Бога,
Бог и оставил их с извращенным сознанием –
совершать недостойное:
29. они преисполнены всякого непотребства,
лукавства, корыстолюбия, злодеяний,
полны зависти, вражды, коварства, распущенности,
жажды убийств, тайных доносов;
30. они клеветники, богоненавистники,
наглы, высокомерны, хвастливы,
злокозненны, к родителям непочтительны,
31. безрассудны, безответственны, безжалостны,
непримиримы, немилосердны,
32. и хотя им известно, что по закону Божьему
поступающие так достойны смерти,
они не только сами это делают,
но и поступающих так — одобряют.
Глава 2
1. Поэтому если ты осуждаешь другого,
нет тебе оправдания,
как и любому человеку,
ибо, осуждая, ты обвиняешь себя самого,
поскольку, осуждая, творишь то же самое.
2. А мы знаем,
что поступающих так ждет суд Божий,
и это справедливо.
3. Так на что ты надеешься, человек,
осуждая так поступающих?
Что ты, сам творя то же самое,
избежишь суда Божьего?
4. Или ты пренебрегаешь богатством Его благости,
и кротости, и долготерпения,
не понимая, что Бог по доброте Своей
ведет тебя к покаянию?
5. Но жестокостью своею и нераскаянным сердцем
ты сам себе копишь гнев на день гнева
и откровения праведного суда Божьего,
6. Который воздаст каждому по делам его:
7. тем, которые, постоянно творя добро,
взыскуют нетленной славы и чести —
Жизнь Вечную;
8. бесчестным же и неповинующимся истине,
но предающимся непотребству —
ярость и гнев.
9. Скорбь и невзгоды душе любого человека,
творящего зло,
иудея прежде, затем эллина;
10. слава же, честь и мир
каждому, кто творит добро,
иудею прежде, затем эллину,
11. ибо у Бога нет лицеприятия.
12. Таким образом, те, что грешат вне закона (Моисея),
вне закона и погибнут;
а те, что грешат, имея закон,
по закону осуждены будут, –
13. ведь не слушающие (чтение) закона
оправданы перед Богом,
но исполняющие закон оправданы будут,
14. ибо когда язычники, не имея закона,
по внутреннему побуждению
исполняют требования закона, то,
не имея закона, они сами себе закон:
15. тем самым они показывают,
что требования закона запечатлены в их сердцах,
о чем свидетельствуют совесть их и мысли,
то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, –
16. в тот день, когда Бог,
как я и благовествовал,
через Христа Иисуса
будет судить тайные дела людей.
17. Если же ты именуешь себя иудеем
и полагаешься на закон,
похваляешься (своим) Богом,
18. тем, что тебе известна воля Его
и что ты, изучив закон, избираешь лучшее;
19. если ты убедил себя,
что являешься поводырем слепых,
светом для пребывающих во тьме,
20. наставником невежд, учителем младенцев,
имея в законе запечатленные знание и истину,
21. то почему же ты, уча другого,
не научишь себя самого?
проповедуя: не укради, — крадешь?
22. говоря: не прелюбодействуй, — прелюбодействуешь?
гнушаясь идолов, — святотатствуешь?
23. Ты, хвалящийся законом,
преступая закон, позоришь Бога!
24. Ибо, как написано,
из-за вас имя Божье в поношении у язычников.
25. Так и обрезание имеет значение,
если ты исполняешь (все предписания) закона;
но если ты нарушитель закона,
то обрезание твое стало необрезанием.
26. Поэтому если необрезанный
соблюдает предписания закона,
то необрезание его
не зачтется ли ему в обрезание?
27. И необрезанный по естеству,
но исполняющий (предписания) закона,
осудит тебя, нарушителя закона,
имеющего и Писание, и обрезание,
28. ибо не тот иудей, кто внешне таков,
и не то обрезание — внешнее, на плоти,
29. но тот иудей, кто внутренне таков,
и обрезание — которое в сердце,
по духу, а не по букве;
таковому похвала не от людей,
но от Бога.
Глава 3
1. Итак, в чем же превосходство иудеев,
или какая выгода от обрезания?
2. — Великое превосходство,
и во всех отношениях,
и прежде всего в том,
что им вверено Писание Божье.
3. Так что же?
Если некоторые не уверовали,
неверие их упраздняет ли верность Божью?
4. Быть не может!
Бог истинен, каждый же человек — лжец,
как написано:
чтобы Ты оправдан был за слова Свои
и победил, если будут судить Тебя.
5. Если же неправда наша
выявляет правду Божью,
то, по-человечески рассуждая,
неужели мы скажем:
Бог не прав, проявляя гнев Свой?
6. Быть не может!
Как же тогда Бог будет мир судить?
7. Итак, если благодаря моей лжи
истина Божья, к славе Его, преумножается,
почему же я все-таки осужден как грешник?
8. И, — как некоторые, злословя о нас,
утверждают, будто мы так говорим, –
не творить ли нам зло, чтобы вышло добро?
Осуждение таковых справедливо.
9. Так что же? Имеем ли мы превосходство?
Не вполне, ибо, как я уже показал,
и иудеи, и эллины — все под грехом,
10. как написано:
нет праведного, нет ни единого,
11. нет разумного,
нет взыскующего Бога,
12. все сбились с пути (истинного),
все вместе пропали;
нет творящего добро,
нет ни одного.
13. Гортань их — гроб отверстый,
и языки их разносили ложь;
змеиный яд течет с их губ,
14. полны уста их горечи и злобы;
15. они не медлят при пролитьи крови,
16. на их путях — лишь боль и разрушенье,
17. путь мира им не ведом
18. и страха Божьего у них перед глазами нет.
19. Мы же знаем, что, когда говорит закон,
он обращается лишь к тем, кто под законом,
дабы закрылись все уста,
и весь мир оказался виновен перед Богом,
20. поскольку исполнением предписаний закона
не будет оправдан ни один человек,
ибо грех познается благодаря закону.
21. Ныне же, независимо от закона,
стала явной праведность Божья,
о которой свидетельствуют закон и пророки, –
22. праведность Божья,
через веру в Иисуса Христа
предназначенная всем
и достигаемая всеми верующими,
ибо нет различия,
23. так как все грешны
и не имеют надежды на славу от Бога,
24. будучи оправданы даром —
по благодати Его
искуплением Иисуса Христа,
25. Которого Бог
принес в жертву очищения кровью Его, —
чрез веру,
чтобы восторжествовала справедливость Божья,
так как прежде совершаемые грехи прощались
26. по долготерпению Его;
дабы и сейчас восторжествовала справедливость Его
(Бога) праведного
и оправдывающего верующих в Иисуса.
27. Итак, где же похвала?
– Уничтожена.
Каким законом? Законом дел?
– Нет, но законом веры,
28. ибо мы считаем,
что человек оправдывается верою,
независимо от дел закона.
29. Разве Бог — Бог иудеев только, но не язычников?
Конечно, и язычников!
30. Если же Бог един,
то Он оправдывает обрезанных по вере
и необрезанных чрез веру.
31. Итак, упраздняем ли мы закон верою?
Быть не может!
– Мы закон утверждаем.
Глава 4
1. Итак, что мы скажем?
Что приобрел Авраам, праотец наш,
благодаря (делам) плоти?
2. Ибо если он за дела получил оправдание,
он достоин похвалы, но не от Бога.
3. Ведь что говорит Писание?
– Поверил Авраам Богу,
и это зачтено ему в праведность.
4. Воздаяние же делающему причитается
не из милости, но по долгу;
5. а не делающему, но верующему в Того,
Кто оправдывает и нечестивого,
вера его зачитывается в праведность.
6. Вот и Давид называет блаженным человека,
которому Богом зачтена праведность независимо от дел:
7. блаженны те, чьи беззакония сокрыты
и чьи грехи им прощены;
8. блажен тот человек, которому Господь
не засчитает грех.
9. Итак, это блаженство для тех, кто принял обрезание,
или для тех, кто не принял обрезание?
Однако мы говорим, что Аврааму
зачтена в праведность вера.
10. Итак, когда зачтена?
До принятия обрезания или после?
Не после, а до принятия обрезания.
11. И знамение обрезания он получил
как печать праведности за веру,
бывшую у него до принятия обрезания,
как знамение того, что он станет
и отцом всех верующих в необрезании,
дабы им зачтена была праведность,
12. и отцом принявших обрезание,
которые не только приняли обрезание,
но и ступают за отцом нашим Авраамом
по следам его веры,
которая была у него до обрезания.
13. Опять-таки, не благодаря закону
даровано Аврааму и потомкам его обетование
получить в удел весь мир,
но благодаря праведности по вере,
14. ибо если полагающиеся на закон — наследники,
то становится тщетной вера, упраздняется обетование,
15. поскольку закон порождает гнев (Божий),
а где нет закона, нет и преступления.
16. Вот почему обетование — за веру, из милости,
дабы стать непреложным для всех:
не по закону только,
но и по вере потомков Авраама,
а он — отец всех нас,
17. как написано:
Я провозгласил тебя отцом многих народов;
провозгласил лицом к лицу,
и он поверил Богу,
Который воскрешает мертвых
и призывает несуществующее к бытию.
18. Вопреки надежде, он с надеждой поверил,
дабы стать отцом многих народов,
согласно сказанному:
столь (многочисленным) будет потомство твое;
19. и не ослабел в вере,
не посмотрел на то, что тело его
– почти столетнего от роду — омертвело
и что мертвым было чрево Сарры,
20. не подверг сомнению
обетование Божье неверием,
но воздал хвалу Богу,
будучи укреплен в вере
21. и убежден, что Тот сможет исполнить обещанное.
22. Поэтому и зачтена ему (вера) в праведность.
23. Однако написано: зачтена ему
не в отношении его только,
24. но должна быть зачтена и нам,
верующим в Того, Кто воскресил из мертвых
Иисуса, Господа нашего,
25. Которого Он принес в жертву
за прегрешения наши
и воскресил для оправдания нашего.
Глава 5
1. Итак, оправдавшись верою,
мы обретаем мир с Богом
через Господа нашего Иисуса Христа,
2. благодаря Которому мы и получили возможность
верою достичь той благодати,
в которой мы пребываем
и которой радуемся
в надежде на славу Божью.
3. Однако не только благодати радуемся,
но и страданиям,
зная, что страдание порождает терпение,
4. терпение — стойкость,
а стойкость — надежду;
5. надежда же не обманет,
потому что в сердца наши
вместе с Духом Святым, дарованным нам,
излилась любовь Божья.
6. Более того: в то время,
когда мы еще были немощны,
Христос умер за нечестивых.
7. За благодетеля, пожалуй, кто-нибудь и решится умереть,
но едва ли кто отдаст жизнь за праведника;
8. Бог же Свою любовь к нам доказывает тем,
что Христос умер за нас,
когда мы еще были грешниками.
9. Поэтому нас, оправданных ныне кровью Его,
Он тем более спасет от гнева,
10. ибо если, будучи во вражде с Богом,
мы примирились с Ним смертью Сына Его,
то тем более, примиренные,
спасены будем жизнью Его.
11. Однако не только спасению радуемся,
но и Богу за Господа нашего Иисуса Христа,
благодаря Которому мы ныне обрели примирение.
12. Так вот: как из-за одного человека
грех вошел в мир,
а из-за греха — смерть,
точно так же смерть перешла на всех людей,
потому что в нем все согрешили.
13. Ведь и до закона грех был в мире,
но грех не наказуем, если нет закона,
14. однако смерть от Адама до Моисея
в равной степени господствовала и над несогрешившими
за прегрешение Адама,
а он — прообраз Того, Кто грядет.
15. Но (последствия) преступления
не такие, как у благодати,
ибо если из-за преступления одного
многие обрели смерть,
то тем более благодать Божья
и благодатный дар одного Человека — Иисуса Христа –
изобиловали во многих.
16. И дар этот — не за грех одного человека,
ибо наказание за одно преступление — осуждение многих,
а благодать — это оправдание от многих преступлений.
17. Если же за преступление одного
смерть получила господство через этого одного,
то тем более получившие изобилие благодати
и дар оправдания
будут господствовать в жизни через Одного —
Иисуса Христа.
18. Таким образом, как одно преступное деяние
привело к осуждению всех людей,
так и одно праведное деяние –
к оправданию жизни всех людей,
19. ибо как за непослушание одного человека
многие стали грешными,
так и за послушание одного (Человека)
многие станут праведными.
20. Закон же появился, дабы умножилось преступление,
а когда умножился грех,
безмерным стало обилие благодати,
21. чтобы, как грех господствовал благодаря смерти,
так и благодать господствовала через праведность,
(возводя нас) к Жизни Вечной
Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6
1. Итак, что мы скажем?
Упорствовать ли нам в грехе,
чтобы умножилась благодать?
2. Быть не может!
Неужели мы, которые умерли для греха,
так и будем продолжать жить в нем?
3. Разве вы не знаете, что все мы,
крещенные во Христа Иисуса,
были в смерть Его крещены?
4. Мы погребены были вместе с Ним
чрез крещение в смерть,
дабы, как Христос властью Отца
был воскрешен из мертвых,
так и мы могли начать жизнь с обновления.
5. Если же мы соединились с Ним
подобием смерти Его,
то соединимся и подобием воскресения,
6. сознавая, что прежняя наша жизнь
распята вместе с Ним,
дабы обессилено было тело греховное
и мы уже не были рабами греха,
7. ибо умерший свободен от греха.
8. Если же мы умерли со Христом,
то верим, что и жить будем вместе с Ним,
9. зная, что Христос, воскреснув из мертвых,
уже не умрет –
смерть уже не властна над Ним,
10. поскольку, когда Он умер,
Он окончательно умер для греха
и теперь живет — живет для Бога.
11. Так и вы: помните, что вы мертвы для греха
и живете для Бога
во Христе Иисусе, Господе нашем.
12. Пусть же не господствует грех
в подвластном смерти теле вашем;
не потакайте похотям его
13. и не предоставляйте члены ваши греху
для служения неправедного,
но, как ожившие из мертвых,
предоставьте себя и члены ваши Богу
для служения праведного,
14. ибо грех не властен над вами:
вы ведь под властью не закона, а благодати.
15. Так что же? Будем продолжать грешить,
поскольку мы под властью не закона, а благодати?
Быть не может!
16. Разве вы не знаете,
что кому предоставляете себя рабами в послушание,
того вы и рабы:
будь то греха, ведущего к смерти,
или послушания, ведущего к праведности?
17. Но, благодарение Богу,
что, будучи рабами греха,
вы все же прислушались сердцем
именно к тому учению, которое вам преподано.
18. Став же свободными от греха,
вы отдались в рабство праведности.
19. И, по-человечески рассуждая,
ради немощи плоти вашей:
как когда-то вы предоставили члены (тела) вашего
в рабство пороку и беззаконию –
для служения беззаконию,
так и ныне предоставьте члены ваши
в рабство праведности –
для служения святости,
20. ибо, когда вы были рабами греха,
вы были свободны от праведности.
21. Итак, какой плод вы пожинали тогда?
Дела, которых вы сами ныне стыдитесь,
ибо конец их — смерть.
22. Ныне же, освобожденные от власти греха
и отданные в рабство Богу,
вы пожинаете плод в делах святости,
а конец их — Жизнь Вечная
во Христе Иисусе, Господе нашем.
Глава 7
1. Разве вы не знаете, братья, –
ибо я обращаюсь к тем, кому известен закон, –
что закон властен над человеком до тех пор, пока он жив?
2. Действительно, замужняя женщина (например)
связана узами закона с живым мужем;
если же муж умрет,
расторгаются узы закона о замужестве.
3. Поэтому, если она при живом муже
выйдет замуж за другого,
она будет считаться прелюбодейкою;
если же муж умрет,
она свободна от уз закона,
не становясь прелюбодейкой при втором замужестве.
4. Так и вы, братья мои:
для закона вы были преданы смерти телом Христовым,
дабы принадлежать другому –
Тому, Кто воскрес из мертвых, –
и приносить плод Богу,
5. ибо, когда мы принадлежали плоти,
греховные страсти, благодаря закону,
обуревали члены нашего (тела),
дабы мы приносили плод смерти;
6. ныне же, умерев (со Христом),
мы расторгли узы закона, который нас удерживал,
дабы служить Богу в обновлении духа,
а не держась за обветшавшую букву (закона).
7. Что же скажем? Закон сам по себе — грех?
Быть не может!
Однако я не познал бы грех, если бы не закон,
ибо я и не заметил бы (например) вожделения,
если бы закон не гласил: «не возжелай».
8. Грех же, выставив заповедь как приманку,
возбудил во мне всякого рода желания,
ибо грех без закона — мертв.
9. Когда-то я жил без закона;
но вот пришло время познать заповедь,
и грех ожил,
10. а я умер; заповедь, которая должна была принести жизнь,
принесла мне смерть,
11. ибо грех, выставив заповедь как приманку,
с ее помощью обманул и погубил меня.
12. А потому и закон свят,
и заповедь свята, праведна и добра.
13. Итак, добро мне приносит смерть?
Быть не может!
– Это грех, чтобы действительно стать грехом,
посредством добра уготовил мне смерть,
дабы через заповедь грех стал безмерно греховным.
14.Ибо мы знаем, что закон — духовен,
я же — живу во плоти,
проданный в рабство греху,
15. поскольку не понимаю, что совершаю,
ибо чего хочу, того не исполняю,
а что ненавижу, делаю.
16. Если же делаю то, чего не хочу
значит, соглашаюсь, что закон — хорош,
17. и тогда уже не я это совершаю,
но живущий во мне грех,
18. ибо знаю, что не живет во мне,
то есть в плоти моей, доброе,
поскольку желание добра во мне есть,
совершать же его — нет.
19. Добро, которого хочу, не делаю,
а зло, которого не хочу, исполняю.
20.Если же делаю то, чего не хочу,
то уже не я это совершаю,
21 но живущий во мне грех.
Итак, я открыл закон:
как только я хочу делать добро,
мною сразу овладевает зло,
22. ибо духом своим
я радостно принимаю закон Божий,
23. но в членах своих вижу иной закон,
враждебный закону ума моего
и порабощающий меня закону греха,
который пребывает в членах моих.
24. Несчастный я человек!
Кто освободит меня от этого тела,
подвластного смерти?
25. Но славлю Бога
через Иисуса Христа, Господа моего.
Таким образом, умом я служу закону Божьему,
а телом — закону греха.
Глава 8
1. Стало быть, ныне вовсе неподсудны те,
что во Христе Иисусе,
2. ибо закон Духа,
дарующего жизнь во Христе Иисусе,
освободил нас от закона греха и смерти.
3. Для закона (Моисея), ослабленного плотью,
это оказалось невозможным,
поэтому из-за (человеческого) греха
Бог послал в подобии греховной плоти
Своего Собственного Сына
осудить грех во плоти,
4. дабы праведность, предписанная законом,
исполнилась в нас,
сообразующих свои поступки не с плотью, а с духом.
5. В самом деле, те, что живут, сообразуясь с плотью,
– помышляют о плотском,
те же, что сообразуются с духом,
– о духовном,
6. плотские же помыслы — это смерть,
а помыслы о духовном — это жизнь и мир,
7. потому что плотские помыслы враждебны Богу,
ибо плоть не хочет, да и не может
покориться закону Божьему,
8. и те, что живут, сообразуясь с плотью,
угодны Богу быть не могут.
9. Вы же сообразуетесь не с плотью, а с духом,
поскольку Дух Божий обитает в вас.
Если же кто Духа Христова не имеет,
тот не принадлежит Ему.
10. Если же Христос в вас,
то хотя из-за греха тело умерло,
но дух жив благодаря праведности,
11. и поскольку Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса,
обитает в вас,
Дух Того, Кто воскресил Христа из мертвых,
оживит и ваши смертные тела
Духом Своим, обитающим в вас.
12. Таким образом, братья,
мы не должники плоти,
чтобы жить, сообразуясь с плотью,
13. ибо, если вы живете, сообразуясь с плотью,
можете погибнуть,
если же духом умертвите деятельность тела,
будете жить,
14. поскольку все, ведомые Духом Божьим, —
сыновья Божьи.
15. Вы не приняли вновь — из страха — дух рабства,
но восприняли Дух усыновления,
пребывая в котором, мы взываем: Авва, Отче!
16. Сам Дух вместе с нашим духом свидетельствует,
что мы — дети Божьи,
17. а если дети, то и наследники:
наследники Божьи,
наследники вместе с Христом,
поскольку с Ним вместе страдаем,
дабы вместе с Ним быть и прославленными.
18. Ибо, полагаю, нынешние страдания
ничто по сравнению с будущей славой,
которая откроется в вас;
19. вся природа трепетно уповает
на откровение (славы) детей Божьих,
20. ибо природа не сама покорилась суетности бытия,
но волею Того, Кто покорил ее;
21. покорилась в надежде, что и она, природа,
будет призвана из рабства тления
к свободе славы детей Божьих.
22. Ведь мы знаем, что вся природа совокупно
до сих пор стенает и мучается, как в муках рождения,
23. но не только: мы сами,
хоть и имеем в основе Дух (Святой),
молча стенаем, уповая на усыновление,
на освобождение нашего тела (из рабства тления),
24. ибо мы были спасены в надежде.
Надежда же, когда она очевидна, — не надежда;
ведь кому она очевидна, зачем ему надеяться?
25. Если же мы надеемся не на очевидное,
то действительно уповаем,
26. а также и Дух (Святой) укрепляет бессилие наше,
ибо мы не знаем даже, о чем и как мы должны молиться,
но Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными.
27. Тот же, Кто испытывает сердца,
знает, о чем думает Дух,
потому что Он по воле Божьей ходатайствует о святых.
28. А мы знаем, что любящим Бога,
призванным по изволению Его,
Он во всем споспешествует ко благу,
29. потому что в предвидении Своем
Он предопределил им быть подобными
образу Сына Своего,
Который станет во главе многих братьев;
30. а кого предопределил — того и призвал,
кого призвал — того и оправдал,
кого же оправдал — того и прославил.
31. Итак, что скажем на это?
Если Бог за нас, кто против нас?
32. И Тот, Кто Сына Своего не пощадил,
но предал Его (смерти) за всех нас,
не дарует ли нам вместе с Ним все остальное?
33. Кто обвинит избранников Божьих?
– Бог оправдывающий.
34. Кто осудит?
– Христос Иисус, Который умер, но воскрес
и, будучи одесную от Бога,
ходатайствует за нас.
35. Что отлучит нас от любви Христовой:
скорбь ли, невзгоды, преследования,
голод, лишения, напасти или меч (палача)?
36. Как написано:
из-за Тебя нас убивают каждый день,
словно овец, ведомых на заклание.
37. Но все это мы преодолеваем
благодаря Тому, Кто возлюбил нас,
38. ибо я убежден, что ни смерть, ни жизнь,
ни ангелы, ни демоны,
ни настоящее, ни будущее,
никакие силы –
39. ни высшие, ни низшие –
и ничто другое во вселенной
не сможет отлучить нас от любви Божьей
во Христе Иисусе, Господе нашем.
Глава 9
1. Истину говорю во Христе, не лгу,
чему свидетельствует вместе со мною
совесть моя в Духе Святом:
2. я в глубокой печали,
и в сердце моем непрерывная боль,
3. ибо я сам готов быть отлученным от Христа
ради братьев моих, родных мне по плоти,
4.то есть израильтян,
у которых (от Бога) и усыновление,
и слава, и заветы, и законодательство,
и священнослужение, и обетования;
5.у них праотцы,
от которых по плоти — Христос,
всего сущего Бог, благословенный во веки. Аминь.
6. Однако это не означает,
что слово Божье не сбылось,
ибо не все родившиеся от (Иакова, названного) Израилем,
составляют Израиль,
7. и если они потомки Авраама,
то не все они — дети,
но: от Исаака будет потомство твое,
8. то есть дети Божьи — это не дети по плоти,
но потомством считаются дети обетования.
9. А слово обетования таково:
в это же время (через год) Я приду,
и у Сарры будет сын.
10. И не только это:
nак, и Ревекка от одного зачала (двух сыновей) –
от Исаака, отца нашего, –
11. и когда они еще не родились
и не сделали еще ничего: ни хорошего, ни плохого, –
дабы изволение Божье проявилось в избрании,
12. не за дела, но по воле Призвавшего, –
ей было сказано: больший будет рабом меньшего,
13. как и написано:
Иакова Я возлюбил, Исава же — возненавидел.
14. Итак, что мы скажем?
Неужели Бог несправедлив?
Быть не может!
15. Так, Моисею Он говорит:
Я помилую того, кто Мне мил,
и пожалею того, кто Мне жалок.
16. Так что дело не в человеческом желании и стремлении,
а в Боге милующем,
17. ибо Он сказал, по Писанию, фараону:
для того Я возвысил тебя,
чтобы на тебе показать могущество Свое
и чтобы всей земле стало известным имя Мое.
18. Таким образом, Он кого хочет — милует,
а кого хочет — ожесточает.
Итак, ты мне скажешь:
почему же тогда Он нас порицает?
Ведь воле Его кто сможет противостоять?
20. Да кто ты такой, человек,
что упрекаешь Бога?
Изваяние скажет ли ваятелю:
почему ты меня создал таким?
21. Разве гончар не властен над глиной,
чтобы из той же смеси
один сосуд изготовить дорогим,
а другой — дешевым?
22. А что если Бог,
Который хоть и хотел проявить гнев
и показать могущество Свое,
с великим долготерпением выносил существование сосудов,
полных гнева и готовых к погибели,
23. дабы показать величие славы Своей
сосудам, полным милосердия,
которых Он предназначил к славе, –
24. нам, которых Он призвал
не только из иудеев, но и из язычников?
25. Так, в (книге) Осии Он говорит:
не Мой народ Я назову Моим народом
и не любимую — любимой.
26. Так будет: на том месте, где сказано им:
вы — не Мой народ, там их нарекут сыновьями
Бога Живого.
27. А Исайя провозглашает об Израиле:
даже если сыновей Израиля будет столько,
сколько песчинок на (дне) морском,
спасется лишь остаток,
28. ибо слово, произнесенное Господом на земле,
и свершится, и завершится.
29. И, как предсказал Исайя,
если бы Господь Саваоф не оставил нам потомство,
мы стали бы, как Содом, и уподобились Гоморре.
30. Что же скажем?
– Язычники, не стремившиеся к праведности,
обрели праведность, праведность по вере,
31. а Израиль, стремясь к закону праведности,
не достиг праведности законом.
32. Почему? Потому что (праведность) по вере,
но не от дел закона;
они споткнулись о камень преткновения,
33. как написано:
вот, Я утверждаю в Сионе камень преткновения
и утес соблазна,
и каждый, кто верует в Него, не устыдится.
Глава 10
1. Однако же, братья,
в сердце моем — горячее желание их спасения,
о чем и Бога молю,
2. ибо свидетельствую о них:
стремление к Богу есть у них, но неразумное,
3. поскольку, не ведая о праведности Божьей
и пытаясь установить собственную праведность,
они не приняли оправдания Божьего,
4. тогда как конечная цель закона — Христос –
оправдание каждого верующего.
5. Так, Моисей пишет об оправдании законом:
человек, исполнивший его, — жив будет;
6. а оправдание верой говорит так:
не спрашивай в сердце своем:
кто взойдет на небо?
то есть, чтобы (на землю) Христа низвести;
7. или: кто сойдет в преисподнюю?
то есть, чтобы Христа из (царства) мертвых возвести;
8.но что оно говорит?
рядом с тобою слово:
в устах твоих и в сердце твоем,
то есть слово веры, которое мы проповедуем,
9.ибо, если ты устами своими
проповедуешь Иисуса как Господа
и веришь сердцем своим,
что Бог воскресил Его из мертвых,
– ты спасен,
10.поскольку сердцем веруют — к оправданию,
а устами исповедуют — ко спасению,
11. ибо в Писании сказано:
каждый, кто верует в Него, не устыдится.
12. Здесь нет различия между иудеем и эллином,
потому что у всех один Господь,
благодеющий всем, кто призывает Его,
13. ибо каждый, кто призовет имя Господне, будет спасен.
14. Но разве могут они призвать Того, в Кого не уверовали?
Разве могут веровать в Того, о Ком не слышали?
Разве могут услышать без проповедующего?
15. Разве могут проповедовать, не будучи посланными?
Как написано: о, сколь легки пути
благовествующих о мире и о добре!
16. Но не все внимали благовестию;
так, Исайя вопрошает:
Господи, кто поверил услышанному от нас?
17. Итак, вера — от услышанного,
а услышанное — по слову Христа.
18. Но, спрашиваю: разве они не слышали?
Напротив: во всех странах раздавался голос их,
и на краю земли слышны были слова их.
19. Но, спрашиваю: разве Израиль не ведал об том?
У Моисея впервые сказано:
Я вызову у вас ревность к не (Моему) народу,
вызову у вас гнев к народу, не знающему (Меня).
20. А у Исайи уже прямо сказано:
Меня обрели те, которые не искали Меня,
Я открылся тем, которые не звали Меня.
21. Об Израиле же у него сказано:
весь день Я простирал руки Свои
к народу непокорному и упрямому.
Глава 11
1. Итак, я спрашиваю:
неужели Бог отверг народ Свой?
Быть не может!
Ведь и я израильтянин,
потомок Авраама из рода Вениамина.
2. Не отверг Бог народ Свой,
хотя предвидел, (каков) он.
Разве не знаете,
что говорит Писание, повествуя об Илии,
когда тот обвиняет Израиль пред Богом:
3. Господи, пророков Твоих убили,
жертвенники Твои разрушили,
один я остался,
но они и моей смерти жаждут!
4. Что же сказал Он ему в ответ?
– Я сохранил для Себя семь тысяч человек,
которые не воздали поклонение Ваалу.
5. Точно так же и в наше время
избранием благодати (Божьей) пребывает остаток,
6. но если по благодати, то не за дела,
иначе благодать не была бы благодатью.
7. Так что же?
То, чего Израиль ищет, он не достиг,
а достигли избранные,
прочих же (Бог) ожесточил,
8. как написано:
Бог омрачил их дух,
глаза их, чтобы им не видеть,
их уши, чтобы им не слышать,
и так по сей день;
9. и Давид говорит:
да будет их алтарь им западнею,
ловушкою, соблазном и возмездьем;
10. пусть их глаза ослепнут, чтоб не видеть,
и будет пусть всегда согбен у них хребет.
11. Итак, я спрашиваю:
разве, споткнувшись, они упали?
Быть не может!
Но в их заблуждении — спасение язычникам,
вызывающее ревность у них;
12. если же их заблуждением мир стал богаче
и бедность их обогатила язычников,
сколь многое (могло бы дать) их богатство!
13. Теперь я обращаюсь к вам, язычникам:
будучи апостолом язычников,
я надеюсь на апостольство свое –
14. быть может, я вызову ревность у соплеменников своих
и спасу хотя бы некоторых из них?
15. Ведь если отстранение их — приобретение для мира,
то приятие — не иначе, как жизнь из мертвых.
16. Итак, если закваска свята, свято и тесто;
и если корень свят, святы и ветви.
17. Если же некоторые из ветвей отломили,
а ты, будучи на дикой маслине,
оказался привит на их место
и питаешься соком от корней маслины,
18. то не превозносись пред (отломленными) ветвями;
если же превозносишься, помни:
не ты корень держишь, но корень — тебя.
19. Ты, конечно, скажешь:
ветви отломили, чтобы я был привит.
20. Хорошо. Их отломили за неверие,
а ты укрепляешься верою; так не гордись, но бойся,
21. ибо, если Бог ухоженных ветвей не пощадил,
то может и тебя не пощадить.
22. Итак, ты видишь милосердие и строгость Бога:
строгость к отпавшим, а милосердие — к тебе, –
если останешься в милости у Бога,
иначе и ты будешь отсечен.
23. Однако и те, если не утвердятся в неверии,
будут привиты,
ибо Господь может вновь привить их.
24. Ведь если ты был отсечен
от дикой по природе маслины
и, вопреки природе, привит к облагороженной маслине,
то тем более эти привьются к родной по природе маслине.
25. Я ведь не хочу оставить вас в неведении, братья,
дабы вы не были высокомерны,
о той тайне,
что ожесточение Израиля временно, –
доколе не придет (ко Христу) полнота язычников –
26. и тогда весь Израиль будет спасен,
как написано:
грядет из Сиона Избавитель,
Он защитит Иакова от бесчестия;
27. это им завет от Меня,
когда прощу им грехи их.
28. Они враги Евангелия — из-за вас,
но возлюбленные избранники Божьи — из-за праотцев,
29. ибо призвание и дары Его — неизменны.
30. Ведь и вы некогда не повиновались Богу,
ныне же помилованы за неповиновение их;
31. так и они ныне не повинуются
ради помилования вашего,
чтобы и они были помилованы,
32. ибо всех Бог обрек на неповиновение,
дабы всех помиловать.
33. 0, безграничная бездна премудрости и ведения Божьего!
Сколь непостижимы решения Его
и неисследимы пути Его!
34. Ибо кто познал ум Господа,
или кто был советником Его?
35. Или кто предал Его, и Он не воздал ему?
36. Ибо все из Него, через Него и к Нему.
Ему же слава во веки! Аминь.
Глава 12
1. Итак, призываю вас, братья,
ради страданий Божьих
принести тела ваши в жертву:
живую, святую, благоугодную Богу, –
это духовное служение ваше;
2. не уподобляйтесь этому миру,
но преображайтесь вместе с изменением сознания вашего,
дабы испытать, что воля Божья
добра, благоугодна и совершенна.
3. В силу же данной мне благодати
говорю каждому из вас:
пусть в вашем мнении о себе не возобладает самомнение,
но сомнение будет в вашем мнении о себе, –
у каждого по мере веры, отмеренной ему Богом,
4. ибо как в одном теле у нас много членов,
однако не у всех членов одно и то же назначение,
5. так и мы многие — одно тело во Христе,
а порознь — друг для друга члены.
6. По данной же нам благодати
мы и дарования имеем различные:
если пророчество — то в соответствии с верой,
7. если служение — то со служением,
если ты учитель — то в соответствии с учением,
8. если наставник — то с наставлением;
жертвовать необходимо открыто,
руководить — с усердием,
сострадать — с радушием.
9. Любовь бесхитростна:
удаляйтесь от зла, и вы приблизитесь к добру;
10. относитесь друг к другу с любовью, по-братски,
опережая друг друга в почтительности;
11. в усердии не ослабевайте,
духом пламенейте,
Господу служите;
12. надежде радуйтесь,
с горем смиритесь,
к молитве стремитесь;
13. заботы святых разделяйте,
странников принимать продолжайте;
14. преследующих вас благословляйте,
благословляйте, а не проклинайте;
15. радуйтесь с радующимися,
плачьте с плачущими.
16. Между собою пребывайте в единомыслии,
не возноситесь в самомнении, но подражайте смиренным,
не возомните (лишнего) о себе;
17. никому не воздавайте злом за зло,
думайте о всех людях только хорошее;
18. живите в мире со всеми людьми,
насколько это возможно для вас;
19. не пытайтесь отомстить за себя, возлюбленные,
но предоставьте это гневу (Божьему), ибо написано:
Мое отмщение, Я Сам воздам, говорит Господь;
20. поэтому если голоден враг твой — накорми его,
если жаждет — напои его,
ибо, поступая так,
ты горящие уголья собираешь на голову его.
21. ты же побеждай зло добром.
Глава 13
1. Каждый да повинуется высшим властям,
ибо нет такой власти, которая была бы не от Бога;
те же власти, что существуют, Самим Богом установлены.
2. Вот почему не повинующийся власти
противится тому, что установлено Богом, и
противящийся сам на себя навлечет наказание,
3. ибо не доброму делу страшны правители, но злому.
А ты хочешь не страшиться власти?
Твори добро, и заслужишь от нее похвалу,
4. ибо (правитель) — слуга Божий, тебе во благо.
Если же творишь зло — страшись:
он ведь не напрасно носит меч,
ибо он — слуга Божий,
карающий с гневом тех, кто творит зло.
5. Поэтому необходимо повиноваться им
не только за страх, но и за совесть.
6. Вот почему вы и налоги им платите,
ибо они — служители Божьи, предназначенные для этого.
7. Всем воздавайте должное:
кому налог — тому налог,
кому пошлину — тому пошлину,
кому уважение — тому уважение,
кому почет — тому почет.
8. Не будьте должны никому,
ничего, кроме взаимной любви,
ибо любящий другого уже исполнил закон.
9. Ведь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай,
не кради, не лжесвидетельствуй, не возжелай (чужого),
и другие заповеди, какие ни есть,
заключены в одном повелении, а именно:
возлюби ближнего своего, как самого себя.
10. Любовь не может причинить ближнему зло,
вот почему любовь есть исполнение закона.
11. При этом следите за временем:
пора вам уже пробудиться от сна,
ибо ныне спасение ближе к нам,
чем когда мы уверовали.
12. Ночь на исходе, наступает день,
а потому отвергнем дела тьмы
и облачимся в доспехи света;
13. как при (свете) дня, будем вести себя благопристойно:
без званных обедов и пиршеств,
без распутства и бесчинства,
без ссор и ревности;
14. вы же вручите себя Господу Иисусу Христу
и, заботясь о плоти, не потакайте желаниям.
Глава 14
1.Тех, у кого слаба вера, принимайте,
не обсуждая с ними их убеждений.
2. Кто верит — ест все,
у кого же (вера) слаба — питается овощами;
3. кто ест (мясное) — пусть не презирает того, кто не ест,
а кто не ест — пусть не осуждает того, кто ест,
ибо каждого принял Бог.
4. Кто ты такой, что осуждаешь чужого раба?
Он прав или виновен только перед своим Господином,
и будет оправдан,
но оправдать (или осудить) его может лишь Господь.
5. Один отличает день ото дня,
для другого все дни одинаковы;
оставайтесь же каждый при своем мнении.
6. Кто соблюдает (постные) дни — пред Господом соблюдает;
кто ест (мясное) — пред Господом ест,
а кто не ест — пред Господом не ест,
и каждый благодарит Бога,
7. ибо никто из нас сам по себе не живет,
и никто сам по себе не умирает,
8. а если живем — с Господом живем,
если же умираем — с Господом умираем,
а потому живы мы или мертвы — мы Господни,
9. ибо для того и умер Христос, и ожил,
чтобы господствовать над мертвыми и живыми.
10. А ты — почему осуждаешь брата своего?
Или ты — почему презираешь брата своего?
Ведь все мы предстанем на суд Божий,
11. как написано:
Я жив, говорит Господь,
поэтому предо Мной склонится каждое племя,
и каждый народ признает Бога.
12. Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13. Так не будем осуждать друг друга;
вы же постарайтесь не давать брату повода
к соблазну или возмущению.
14. Я знаю и убежден в Господе Иисусе:
нет ничего, что было бы оскверняющим само по себе;
для того же, кто считает что-либо таковым, —
оно и оскверняющее.
15. Если же из-за пищи брат твой огорчается,
ты уже не по любви поступаешь;
не погуби пищей своей того, за кого Христос умер,
16. дабы не злословили то доброе, что есть у вас.
17. Ведь Царство Божье — это не пища и питие,
но праведность, мир и радость в Духе Святом,
18. и кто в этом видит свое служение Христу,
тот благоугоден Богу и уважаем людьми.
19. Итак, будем стремиться к тому,
что содействует миру и совместному созиданию.
20. Ради пищи не погуби творение Божье;
нет ничего оскверняющего, но плохо человеку,
из-за еды которого возникает соблазн.
21. Лучше не есть мясо и не пить вино,
и вообще ничего такого,
что может брата твоего соблазнить, оскорбить или унизить.
22. Веру свою храни в себе, пред Богом;
счастлив, кто не изменит своим убеждениям,
23. тот же, кто изменил и стал есть (мясное), — осужден,
потому что поступил не по вере,
а все, что не по вере, — грех.
24. Тому же, кто может укрепить вашу (веру)
в соответствии как с моим благовестием
и проповедью Иисуса Христа,
так и с откровением тайны,
сокрытой от начала времен,
25. но явленной ныне, и по велению вечного Бога
возвещенной среди всех народов
для приведения их к вере, –
26. единому, премудрому Богу
чрез Иисуса Христа слава во веки веков! Аминь.
Глава 15
1. Ну а мы, у кого (вера) крепка,
должны снисходить к слабостям неокрепших (в вере)
и не себе угождать;
2. каждый из нас пусть угождает ближнему –
в добре, для назидания,
3.ибо и Христос не Себе угождал,
но, как написано,
оскорбления оскорбляющих Тебя пали на Меня,
4. а все, что написано прежде,
написано нам в назидание,
дабы, получая утешение из Писаний,
мы в терпении сохраняли надежду.
5. Бог же, дарующий и терпение, и утешение,
да сохранит среди вас единомыслие во Христе Иисусе,
6. дабы вы единодушно, едиными устами
славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7. Поэтому принимайте у себя друг друга,
как и Христос принял вас в славу Божью,
8. ибо я утверждаю, что ради истины Божьей,
во исполнение обетований, данных праотцам,
Христос стал служителем у тех, кто принял обрезание,
9. а у язычников — из милости,
чтобы они воздали славу Богу, как написано:
язычникам я возвещу о Тебе
и имя Твое воспрославлю;
10. и еще сказано:
возрадуйтесь, язычники, вместе с народом Его;
11. и еще:
хвалу воздайте Господу, язычники,
и все народы пусть Его восхвалят;
12. и у Исайи также сказано:
грядет Потомок Иессея;
воскреснув, Он станет Владыкой народов,
и на Него возложат надежды язычники.
13. Бог же, дающий надежду, за нашу веру
да преисполнит вас изобилием радости и мира,
чтобы надежда ваша возрастала силою Духа Святого.
14. Что же касается вас, братья мои, я лично уверен:
сами вы полны добродетели
и достигли полного знания,
так что можете вразумлять друг друга.
15. А дерзаю так писать я вам, братья,
дабы в какой-то мере напомнить вам
о данной мне Богом благодати
16. быть служителем Христа Иисуса у язычников,
священнодействуя в деле благовестия Божьего,
дабы язычники, словно благоприятная жертва,
были освящены Духом Святым.
17. Итак, во Христе Иисусе
мне есть чем хвалиться пред Богом,
18. ибо я предпочитаю говорить только о том,
что Христос совершил через меня
для покорения язычников: словом и делом,
19. с помощью знамений и чудес,
силою Духа Божьего Евангелие Христа
от Иерусалима и его окрестностей достигло Иллирика;
20. я же при этом считал своим долгом
благовествовать там, где имя Христа было неизвестно,
дабы не строить на чужом основании,
21. но, как написано,
те, кому не возвестили о Нем, — увидят,
а те, что не слышали, — узнают.
22. Поэтому многое и мешало мне прийти к вам;
23. но теперь, не имея больше дела в этих странах
и с давних пор горя желанием прийти к вам,
24. как только я отправлюсь в Испанию,
я прибуду к вам,
ибо надеюсь, что по пути встречусь с вами,
и вы проводите меня туда,
и, главное, я смогу хоть немного
насладиться (общением) с вами.
25. Ныне же я отправляюсь в Иерусалим,
дабы помочь святым,
26. ибо Македония и Ахайя решили собрать
небольшое пожертвование для святых из Иерусалима,
пребывающих в бедности.
27. А решили потому, что должники перед ними,
ибо и язычники, став соучастниками их в духовных делах,
посчитали своим долгом и в житейских помочь им.
28. Итак, исполнив это
и передав им все собранное,
я отправлюсь через ваши края в Испанию,
29. и уверен, что когда приду к вам,
я приду с изобилием благословений Христовых.
30. Вас же, братья, заклинаю
(именем) Господа нашего Иисуса Христа
и любовью Духа (Святого)
присоединить к моим свои молитвы Богу обо мне,
31. чтобы в Иудее я был избавлен от неверных,
и служение мое в Иерусалиме
было благоприятно принято святыми,
32. дабы, по воле Божьей придя к вам,
я обрел у вас радость и душевный покой.
33. Бог же мира да пребудет со всеми вами. Аминь.
Глава 16
1. Вам же представляю Фивию, сестру нашу,
диакониссу церкви в Кенхрее;
2. примите ее ради Господа, как и подобает святым,
и помогите, если ей что-либо понадобится у вас,
ибо и она многим помогала, в том числе и мне лично.
3. Приветствуйте от моего имени Прискиллу и Акилу,
соратников моих во Христе Иисусе,
4. которые ради моего спасения
жизнь свою подвергали опасности;
им не только я благодарен,
но и все общины из (уверовавших) язычников;
5. приветствуйте их домашнюю общину;
приветствуйте дорогого моего Епенета,
который в Ахайе был первенец во Христе;
6. приветствуйте Марию, неустанную труженицу вашу;
7. приветствуйте Андроника и Юниана, родственников моих,
бывших в узах вместе со мною, –
они известны среди проповедников
и ко Христу обратились прежде меня;
8. приветствуйте Амилиата, возлюбленного моего в Господе;
9. приветствуйте Урбана, соратника нашего во Христе,
и дорогого моего Стахия;
10. приветствуйте Апеллеса, претерпевшего испытания за Христа;
приветствуйте (верных) из дома Аристовула;
11. приветствуйте Иродиона, родственника моего;
из дома Наркисса приветствуйте тех, кто принял Господа;
12. приветствуйте Трифону и Трифену, тружениц ради Господа;
приветствуйте дорогую Персиду, неустанную труженицу ради Господа;
13. приветствуйте Руфа, избранника Господнего,
и его мать, (которая была) и мне матерью;
14. приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ермия, Патрова, Ерма,
а с ними и других братьев:
15. приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его,
Олимпия, а с ними и всех святых.
16. Поприветствуйте друг друга святым лобзанием.
Приветствуют вас все общины Христовы.
17. Вас же, братья, умоляю:
остерегайтесь тех, кто приносит разлад и соблазн,
вопреки учению, которое вы узнали; удаляйтесь от них,
18. ибо они служат не Господу нашему Христу,
но своим желаниям,
благозвучными и льстивыми речами
обольщая сердца простодушных.
19. Впрочем, ваше благопослушание всем известно;
вот почему я рад за вас и желаю,
чтобы вы были изобретательны на добро,
но неподвластны злу.
20. Бог же, дарующий мир,
повергнет вскоре сатану к вашим ногам.
Да пребудет с вами благодать Господа нашего Иисуса.
21. Приветствует вас Тимофей, соратник мой, и мои родственники: Луций, Иасон и Сосипатр. 22. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, записавший это послание. 23. Приветствует вас Гаий, оказавший гостеприимство мне и всей общине. Приветствует вас Ераст, городской казначей, и брат Кварт.
24. Да пребудет с вами благодать Господа нашего Иисуса Христа! Аминь.