Интервью с о. Борисом Бобринским, о. Михаилом Евдокимовым и Оливье Клеманом
О
твечая на первый вопрос, о. Борис Бобринский сказал: «Я отношусь очень положительно к катехизаторской деятельности женщин при храмах. Ни в коем случае женский пол не должен быть препятствием при обучении детей и даже взрослых, скорее наоборот. Катехизация оглашаемых или детей и их родителей и даже преподавание в духовных школах зависят лишь от знаний и педагогического дара. Благотворительность, гуманитарная помощь, уход за больными, престарелыми, попечение о храмовой и приходской жизни и благосостоянии — все это женщинам открыто и доступно по их призванию и способностям».
О. Михаил Евдокимов отметил, что « в деятельности женщин-христианок на поприще катехизации детей и просвещаемых и в аналогичной деятельности мужчин нет различия. Конечно, женщины могут проводить катехизацию, особенно среди детей и подростков. При соответственной подготовке женщинам ничего не мешает даже преподавать в духовных школах. Так, в Свято-Сергиевском институте есть женщины-профессора.
Однако главным служением женщин в Церкви является служение матушек — жен священников. Это может быть призванием молодых женщин. Тогда они делят призвание мужа, имея свою роль и влияние на приходе, что не может не нести радости. Матушки несут реальное служение среди прихожан. Они подчас видят то, чего не видит батюшка. У них свое чутье. Это — большая помощь для священника. К тому же есть столь застенчивые прихожане, которым психологически легче обратиться к матушке, чем к священнику. Не случайно существует пословица, что человеку бывает легче обращаться к святым, чем прямо к Богу. И еще матушка на приходе и в доме создает добрую, душевную атмосферу.
Служение женщин в Церкви должно быть ответственным. Им необходимо принимать живое участие в церковной жизни. Некоторые из них даже могут быть делегатами епархиальных собраний. Женщины прекрасно помогают, сотрудничая в христианских издательствах, например в SOP. Они собирают и передают информацию. Женщины — живые члены Церкви, а значит они участвуют не только в таинствах и молитвах, но и в деятельной помощи нуждающимся членам Церкви, как и другим людям. Только надо найти им работу ».
По мнению Оливье Клемана, «женщина-христианка, конечно, может и преподавать, и катехизировать наравне с мужчинами. Но она должна играть и более специальную — материнскую и женскую — роль в современных семьях, чтобы в них равно раскрывался и мужской, и женский принцип, от чего выиграли бы и церковные общины.
В Церкви надо восстановить институт диаконисc, подобный тому, который существовал в Византии до XI в. Уже есть и новый опыт. Так, в начале XX в. свт. Нектарий Егинский рукоположил в диакониссы нескольких женщин.
Между женщиной и Святым Духом есть привилегированная связь, которая, конечно, выше всех разделений по сексуальным категориям. Присутствие в Церкви Святого Духа умиротворяет, утешает, вводит тишину и нежность. Многому в этом смысле можно научиться в Церкви и у женщин. В наши дни это особенно важно.
Сейчас Церковь освобождает людей от политических и социальных оков, но она должна стать еще более плодотворящей. И здесь очень важно свидетельство женщин.
В древней Церкви, как известно, были женщины-пророчицы. Но женщина проявляет этот свой дух только в том случае, если есть поляризация. Женщина в церкви обычно должна молчать, но она в ней может и пророчествовать. Чаще обращали ее внимание на смирение, но ей самой нужен и авторитет.
В третьей главе Послания к Галатам говорится, что во Христе нет ни мужчины, ни женщины. К сожалению, в новозаветное время исчезли возможности служения женщин в Церкви. А диаконисса имела в ней ответственность, ибо несла ответственное служение. Слово же «священник» (иеревс) в Новом Завете употребляется только в отношении ко Христу и всему народу Божьему. Это значит, что в начале в Церкви была не столько иерархия, сколько веер разных духовных служений и соответствующих функций. Когда же становилось иерархическое церковное устройство, тогда оно выкристаллизовалось в контексте патриархального общества.
В древних церковных текстах есть знаменательные слова: «Чти диакона, как Христа, и диакониссу, как Духа Святого». Это надо было понимать в повелительном наклонении, но тогда христианство было молодо и дерзновенно.
Со временем в христианстве произошло нагромождение различных чуждых ему культур. Вспомним отношение Христа к женщине, взятой в прелюбодеянии, и отношение к ней общества. Это не значит, что все позволено. Но Христос ей сказал: «Я не осуждаю тебя, иди и больше не греши». Это значит, что христианская мораль есть не мораль запретов, но мораль призывов.
В истории церкви женщина много страдала от запретов. Старые понятия о нечистоте вернулись снова. Теперь же можно жить вновь по-христиански, а значит — по Евангелию, более просто, освободившись от наслоений.
Отвечая на второй вопрос, о. Борис сказал: «Я недостаточно осведомлен о деятельности инославных миссий в России. Думаю, что ответ не может быть однозначным. Я бы не смешивал в огульном, отрицательном осуждении сектантов, баптистов, с одной стороны, и римокатоликов и лютеран, с другой. Дозволительно заботиться о рассеянной и духовно обездоленной пастве, и, слава Богу, что для этого находятся помощь и средства, а также люди доброй воли. Лишь бы эта деятельность не превращалась в «миссию» и в прозелитизм, направленные к обращению православных. Лучше всего, когда иностранные и инославные религиозные организации идут навстречу православному духовенству и поддерживают его всеми возможными средствами. В этом и заключается подлинно христианское братское отношение».
С точки зрения о. Михаила, сейчас в России наблюдается настоящий наплыв инославных миссионеров. Они оккупируют всю страну, им доступны радио, телевидение и т. д., ибо у них есть деньги. Эти миссионеры могут нанести большой вред духовной жизни русского народа. Но не надо забывать, что есть такие протестанты, которые не хотят нажима на Россию, а, напротив, стремятся ей помочь. Хороший пример — братья из Тэзэ, которые, как и многие другие, сострадают, и молятся, и благотворят. Только трудно бывает отделить агрессивные секты от подлинно протестантских церквей, которые не являются врагами.
«В феврале 1993 г. в Петербурге в доме «Открытого христианства» я, — сказал о. Михаил, — познакомился с англиканским священником и его женой, которые искренне хотят помогать русским и делить свои деньги с ними. Сейчас они в Англии собирают деньги, книги, одежду, и это оставляет хорошее впечатление. Нечто подобное можно сказать и о католиках. У них есть люди, по духу близкие сектантам, желающие обращать русских в католичество, но есть честные люди, желающие только помогать. Они любят Россию и русскую культуру. И их оскорбляет то, что делается, например, на Украине.
Русским лучше не иметь сношений с инославными миссионерами в России. Надо предупреждать людей, что это — духовная борьба. Эти миссионеры все равно далеко не пойдут. Сейчас их успех объясняется, главным образом, низким уровнем духовной и материальной жизни в России. Но есть русская душа, и их проповедь не утолит ее жажды. Им придется уехать. Церкви же русской надо служить в храмах и не забывать об окружающей жизни на земле, о конкретных человеческих нуждах. Ей нужно преображать весь мир.
В связи с этим нельзя не сказать о том, что людям мало просто быть в церкви, не понимая того, что в ней происходит и о чем там говорят. Человек всегда хочет это понимать. То, что Вы делаете по русификации богослужения — очень важно, — отметил о. Михаил, — иначе народ не сможет проникнуть в глубину, иначе создается впечатление, что понимать и знать в церкви — дело некой суперструктуры, а остальные в ней — лишь только бараны. Вот на этом-то секты тоже спекулируют».
Оливье Клеман во многом повторил то, о чем говорил о. Михаил. По его мнению, «прежде всего надо укреплять Русскую Православную Церковь, которую разоряли семьдесят лет. Только нельзя это делать антидемократическими или насильственными методами».
Далее Оливье Клеман сказал: «Лучший ответ — Ваша деятельность. Не случайно среди новокрещенных и иных оглашенных у Вас есть люди из сект и бывшие неправославными. Русская культура глубоко проникла в русскую душу. Поэтому и в программы народного образования должен быть включен предмет по русской традиционной культуре с ее реальной христианской основой. Надо пробудить у людей память. Это будет направлять в сторону православной традиции. Иконы, церкви, работы Достоевского и многое другое приведут к православной культуре и духовности. И государство должно это принять на себя. Об этом его надо просить, особенно мирянам-родителям через родительские советы и т.д.
Но есть и проблемы большей перепективы — более глубокое изучение и знание Библии, литургии, более широкое распространение в церкви общин, братств, братских общин и т.д. Все это тоже поможет разрешить проблему с инославными миссиями.
А католиков надо научиться, я бы сказал, «эксплуатировать». Они близки к нам, и поэтому их опыт и знания могут помочь в воспитании православных. В Японии, например, многие дети посещают католические школы, но не обязательно им становиться сразу христианами. Они учатся понимать этот мир и становятся лучшими, оставаясь пока буддистами или синтоистами. Тем более пользы можем получить мы.
Конечно, нам нужно разумение и здесь. Надо разобраться и понять, кто из католических групп готов с нами сотрудничать, а кто занят прозелитизмом. Например, о. Андре Гуз и еп. Жирар Докур открыты к нам. И иезуиты стали очень самостоятельными и даже выступают против папы, так что их теперь можно не бояться. Да и Opus Dei готовы к сотрудничеству, хотя они нt всегда достаточно умны".
О. Георгий спросил о. Михаила о его отце, Павле Евдокимове. Что наиболее актуально из его обширного наследия, к сожалению, мало знакомого русским православным? Что в первую очередь надо было бы перевести на русский язык?
О. Михаил ответил, что главная книга Павла Евдокимова — «О Православии». Имеющийся перевод малоудовлетворителен. Есть еще три важнейшие работы: «Таинство Любви» — о браке и человеческой любви, «Женщина и спасение мира» — о сущности человека и, специально, женщины, «Возрасты (или периоды) духовной жизни».
Далее о. Михаил добавил, как бы подводя итог беседе о служении женщин в церкви: «Женщина может и должна (!) делать в церкви все, что и мужчина, все, кроме священнослужения. Женщина — душа Церкви, но, к сожалению, она нередко до сих пор еще далека от ответственной работы в ней».
В заключение о. Георгий попросил о. Бориса Бобринского дать несколько рекомендаций изучающим Ветхий Завет. «При изучении Ветхого Завета, — сказал о. Борис, — нельзя пренебрегать буквой Писания. Необходимо знать исторические условия, в которых создавались данные тексты, а также уметь ориентироваться в критических вопросах современной науки. Кроме того, не следует терять из виду духовный смысл Писания. Ведь все Писание свидетельствует о Христе Ин 5:39. Большое значение имеет изучение типологического метода экзегезы Ветхого Завета, которым насыщены все без исключения новозаветные писания. Типологическое чтение Ветхого Завета освещает и православную христологию, экклезиологию, и учение о таинствах».