Из проповедей
М
ного скорби в теперешней жизни. Не нашлось еще пера, способного описать все мерзости современной жизни: тут и разврат, и пьянство, и бесчестное, бессовестное бытие, и ложь беспросветная. Кому, как не христианину, сокрушаться обо всем этом?! Однако Господь не велит нам совершенно терять голову, утопать в скорби и отчаянии. Он всему положил меру. Потому и скорбь христианина должна умерить себя.
Это тем более важно, что Евангелие служит для нас провозвестием великой и бесконечной Радости. Еще апостол Павел сказал, что вера — это Мир, Радость и Свет. Войдите в радость Господню, войдите в свет Божий, и вы обретете мир в сердцах своих! Потому и зову вас чаще прибегать к Господу, пользоваться случаем и причащаться св. Его Тайн. Ведь Сам Господь искупил нас Своею Кровью, ради нас нисшел на землю, и чего же мы отворачиваемся от этого великого Дара, пренебрегаем им? Как мало мы все это ценим, как легкомысленно проходим, пренебрегаем всем этим. А потом жалуемся, что нет у нас ни блага, ни покоя. Что еще хуже, заедает человека великая гордыня.
Вот ведь и грехопадение Адама в раю случилось по этой же гордыне. Не захотел Адам жить по данной ему первой заповеди, а таковая дана была — не срывать плодов с древа познания добра и зла. Оскорбился первый человек: как это мне что-то запрещают, от меня что-то скрывают. А я вот сам решу и сорву плод, сам во всем разберусь, до всего докопаюсь. И докопался. Теперь вот произошло великое искупление наших грехов, и Сам Господь крестными Своими муками стер страшные последствия грехопадения. Однако сколько в мире таких, что не признают Св. Причастия и с гневом от него отворачиваются. Есть еще и такие, что в плену своей ожесточенной гордыни восклицают: «Уж лучше пойдем в погибель, чем примем чью-то милость!». Это уже предел. На этом пути уже нет спасения, черно. Вот до чего ожесточились наши сердца!
А ведь Господь создал нас иными. Он создал нас и весь мир в дивной и чудной красоте. Вы посмотрите, как прекрасен мир, сколько в нем удивительного, и все это заботами Господа. Но всю эту красоту Он создал во благо человека. Его глазами видит себя природа. Господь создал человека по Своему образу и подобию. Честь нам какая этим оказана! Не природу Господь творил по Своему подобию, но человека. Это и ответственно.
Господь искупил нас Своею Кровью, а мир все более отворачивается от Него. Кто вы, собравшиеся здесь в нашем тесном храме? Вы — осколки разбитого корабля. Вера скудеет, спадает усердие. Я знаю, получаю письма, пишут верующие, что храм пустеет и открывается лишь на двунадесятые праздники; их священник о вере не радеет, а летом и вовсе подается на юг. Что ему там делать, что он там в трусах по пляжам ищет? А без него и дети остаются некрещенными, и покойники в землю уходят неотпетыми. Мы вот все кого-то привыкли винить, но сами о вере не радеем, а потому ничего у нас и не получается.
Как мы в семьях-то наших живем: грязно, в раздорах, убийства чиним, напридумывали всяких средств противозачаточных. А все это не по-Божьему, а по-человечески получается. Что ж удивляться, что у человека, вознесенного в мире так высоко, Самим Господом облагодетельствованного, нет на душе мира! Все в природе так красиво, так хорошо, а вот только в человеке нет гармонии. Сколько способностей дано человеку, но все использует он не впрок. Так ли жили наши предки? Вы посмотрите на человеческие деяния, на творения культуры. Кто без Бога живет, не может понять, откуда все это взялось на земле, во имя чего созидалось. Да потому, что наши предки ощущали себя детьми Божьими. Вы все — дети Божьи, а с Богом все в мире спорится. Будьте и вы всегда с Богом, причащайтесь чаще, молитесь болыпе, будьте усердны к Господу, и через это Церковь станет непоколебимой, и весь мир вокруг нее устоит и спасется.
Господь призывает нас к покаянию и усердию в вере, в исполнении заповедей Божьих, а через это обещает нам великое благо спасения, обещает величайшую радость, доступную человеку бренному. Радуйтесь вместе с Господом, пусть каждыйдень, сопровождаемый божественной литургией, будет для вас праздником Воскресения Господня, незаходимой Пасхой спасения. Тогда в мире не будет ничего страшного!
Современные политики все делают в мире, чтобы обезопасить себя. Накопили столько запасов взрывчатых, что могут мир разнести в пыль и ничего живого не оставить. Они воображают, что своими договорами мир спасают и защищают, а мир еще стоит и держится только одним исключительно — Чашей Господней. Пока есть причастники на земле, будет на ней покой. На все Божья воля. Мы с вами слышали слова Евангелия о том, что наступят такие дни на земле, когда великая скорбь придет к людям. Беспросветными станут день и ночь, и сама жизнь будет не в радость человеку. Но сказано еще и о том, что избранных ради сократятся дни сии. Избранных ради. Кто же они? Да мы с вами, все причащающиеся, прибегающие к Чаше милосердия, к Слову Божьему. Нас ради сократятся дни сии. Вы тут собрались из разных мест, не пожалели сил и средств, чтобы сюда добраться, чтобы вместе помолиться. А Господь-то с нами. Он — здесь! Вы думаете, Он нас оставил? Совсем нет!
Крепите веру, усердствуйте в вере и спасете себя, Церковь, весь мир спасете. За это Господь воздаст вам сторицей.
Мне часто задают вопросы матери. Иные даже с тем и приходят: «Благослови, батюшка, развести сына или дочку». И это матери! Не стыдно ли вам? Дети без вас уже сколько прожили, деток нажили, пусть сами и решают — они уж не дети, взрослые, а вы отойдите, не лезьте, не вашего ума это дело. Вы ныне главное забыли — о молитве материнской, о силе ее и могуществе. Этой-то молитвой вам бы все строить, мир и лад в семьях детей чинить, а вы с разводами лезете, внуков своих не щадите, на аборт порой толкаете.
Сколько ни смотрю на современные семьи, а все больше ужасаюсь. Когда-то Лев Толстой написал прекрасную повесть — «Крейцерова соната», где нарисовал современную ему так называемую «христианскую семью» и то, что под ней скрывается. Да все тот же разврат! Смрадом несет от современной жизни безбожной, но и от вас, называющихся христианами, несет иной раз и почище. Ужас один, а еще христианами себя называете, людей поучаете да осуждаете.
Ныне молодые забыли даже, для чего и в брак вступают, живут без благословения, без венчания, так в блуде детей наживают, а еще ждут себе какого-то блага. Откуда оно у вас будет? В семье — сущий ад: тиранят, мучают друг друга, ссорятся, детей уродуют. Забыли, что значит любовь человеческая, забыли, как надо жить мужу и жене в мире и согласии, не чтят друг друга, не уважают, вечно в раздорах, спорах. Что это за семья, если в ней единства нет, если муж и жена не живут, как брат и сестра, единой верой, где они чужие друг другу, а вместе бывают, чтобы одно удовольствие справлять? Стыд и срам один!
Ныне христианин забыл о своем великом призвании на земле. Ведь Господь во всем нам велел уподобляться Себе, а значит — чтить душевную красоту. Одно ваше присутствие в мире должно аромат нести, людей преображать, сеять пример увлекающий. Где же ваш целитель-ный аромат, христиане? Вы в церкви своей не можете порядок навести: сплетничаете, сеете недоверие и раздор. И это в церкви, а что в мире творите — глаза не глядели бы! Господь же наш сказал: «Облекитесь в чистые ризы, ибо близко Царство Небесное!». Он нас предупреждает, чтобы мы заранее готовились, ибо никто не знает день и час, когда Он сойдет на землю. Наши ризы — это не тряпки, за которыми сейчас все охотятся, а духовные одеяния, наша чистота духовная. Чем же ее обрести, как не Св. Причащением? Господь смывает наши грехи Своею Пречистою Кровью, как говорится в псалме 50-м: «Омыеши мя, и паче снега убелюся». Вот такими убеленными, очищенными душевно мы и должны ходить пред Богом.
Важнее ж всего, чтобы христианин участвовал в мире, наставлял и поучал людей жить по совести. Современные люди ведь избрали жизнь без совести. Вот и в семьях живут кое-как, как попало, по своей воле, потому все и не клеится. Но совесть так просто не обманешь — иного так замучает, что и сам не рад, а уползти некуда. Господь дал нам заповеди Божьи, но раньше того начертал их в нашем сердце. Их-то мы и ощущаем как совесть. Порой нам дано это почувствовать со всей реальностью и силой — боль такая, пострашнее физической. Господь, однако, милосердствует, а потому открыл нам путь к покаянию. Ведь принял же Он блудного сына, великого грешника и расточителя. Мы же все — грешники перед Богом, и нам не перестать каяться.
Есть такая притча. Дал учитель юноше птенца и велел укрыть его. Ходил, ходил ученик, а все не найдет укромного места, где спрятать птенца. Вернулся он с ним к учителю и говорит: «Учитель, куда ни пойду, везде глаза Божьи, куда ни прятался, везде они со мной!». Порадовался учитель и, обратившись к ученикам, сказал: «Вот и вам всем никогда не расстаться с Господом, чувствовать взоры Его на себе, тогда и грешить бы не смогли». Нам бы, христиане, уподобиться тому праведному юноше! Тогда бы в чистоте сохранились до последнего часа своего!
Современные люди хвастают, пекутся о комфорте, о том забывая, что в один день все можно потерять. Все это — дело наживное, сейчас — есть, завтра — нет. Не о том надо думать, а о том, с чем перед Господом предстанем! Страшно подумать, если с пустыми руками. Помните, кто не в Бога собирает, тот расточает!
Тесно в нашем храме, многолюдно. Но Господь нас всех привечает и всем обещает Свою великую милость. «Всех принимает в сердце Свое, и да не будет никому в нем тесно». Сердце Божье любовью полнится, и в этой любви никому не будет недостатка. Милость Божья — безмерна, мы же все хотим в беззаботности прожить, как нам хочется. Мы забываем, что Господь искупил нас ценой огромных страданий, огромной муки и скорби. Наше одно и есть орудие против зла — крест Христов, но мы бежим в личной жизни всякой тяготы, не желаем и не хотим взять меру ответственности за свои грехи. Вы думаете, жить-прожить — просто. Это надо крест взять и понести его за Господом. Вот что значит за Ним последовать. Будет трудно, а ты перекрестись и далыше иди путем узким, каменистым.
Аминь.