Из проповедей (14–24 февраля 1991 г.)
Первая паримия (Исх 13: 1–3,10–12, 14–16; Лев 12: 1–4, 6, 8)
14 февраля СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Слово на вечерне
Мы слышали первую паримию праздника, и вы, слушая ее, наверное, многому удивлялись. Сколь много важного для нашей современной жизни уже не существует, а то, что могло и должно было исторически уйти, то иногда сохраняется. Поэтому, хотя бы вкратце, нужно разъяснять прочитанное.
Мы слышали рассказ о том, что Господь заповедует освящать первенцев, отделять их Ему, и потом выкупать их. Будем же знать и мы, что все первенцы — от человека до скота — принадлежат Богу. И человеку следовало выкупать их у Бога, как бы заменяя их агнцем, небольшой жертвой ягненка. В то время этот обряд совершался в воспоминание о том, что произошло при исходе народа Божьего из Египта.
Мы слышали также, что если человек был недостаточно богат или просто беден, то он мог заменить ягненка двумя горлицами, двумя голубицами. Здесь мы, конечно, вспоминаем известный рассказ из Евангелия о том, что же произошло в тот сороковой день — точно по закону, о котором мы сейчас читали, — когда Иисус был принесен в храм. За Него также была дана жертва — и даже не агнец, а всего две горлицы. Чрез это Сам Господь показывает нам Свою законопослушность — в ту меру, в какую она не противоречит Свободе и благодати, находящейся в Нем. Поэтому-то Он в восьмой день терпит обрезание, а в сороковой его выкупают у Бога.
Как следует подумайте о том, что это значит! Первенцы должны были быть освящены. Освятиться — это и значит отделиться от всего того, что находится в мире сем, и предаться Богу. И ныне каждый человек в святом народе Божием, как первенец, должен быть предан Богу всецело.
Хотелось бы упомянуть еще об одном моменте из сегодняшнего паримийного чтения Закона. Здесь он особого значения не имеет, но в нашей православной жизни он почему-то распространился. Речь идет о том, что женщина после рождения ребенка сорок дней считается нечистой и должна находиться в очищении. Именно это сохранилось в сознании многих современных христиан, хотя совершенно очевидно, что понятие чистоты и нечистоты в Ветхом и Новом заветах принципиально различно, как и понятие святости. Ибо чистота и святость — это одно и то же, это синонимы. Чистота Ветхого завета — ритуальная, чистота Нового завета, святость Нового завета, зависит исключительно от того, кому всецело отдано сердце человека. И покуда оно отдано Богу, человек свят, человек чист. Не будем же этого забывать. А у нас до сих пор часто путают ветхозаветную святость и новозаветную, ветхозаветную чистоту и новозаветную. Не будем же этого делать.
Итак, все первенцы, в том числе и Иисус, отъединяются и освящаются, предаваясь Богу, и поэтому за них должна приноситься искупительная законная жертва.
Аминь.