Письмо к церковному старосте
Постараюсь ответить на Ваши вопросы. Чувствуется, что они заданы от сердца.
1. В русском языке, обращение на «ты» — простое, и одновременно торжественное. «Вы» — знак обычной вежливости, уважения. Братьям мы говорим «ты» — в силу простоты родственной, а Богу и св. угодникам Его говорим «Ты» в силу той торжественной простоты, которая выше всякого уважения. И, в торжественных случаях, когда особенно хотим выразить свое высокое чувство близости к человеку, говорим ему «ты». После рукоположения в сан священника, архиерей, говоря новому пастырю поучение, обращается к нему на «ты». К архиерею, посещающему храм, обращаются священники с приветствием на «ты»… Здесь дело в верном чувстве и понимании языка…
2. В отношении титулов иерархических, мне кажется, чем проще, тем лучше; но и к титулу, отмечающему известный сан и служение, надо отнестись тоже с простотой.
Только к Богу могут относиться такие именования, как «Отец», «Владыка», «Святейший», если их взять в абсолюте. Но можно, не изменяя истине Господней, именовать в Боге, во Христе Иисусе, отцом, и своего земного отца, и духовного. Апостол говорит: «…преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Ефес.3:14–15). Не только «отечество», конечно, но и всякое «владычество», и «святейшество»… Всякая честь в Церкви возводится ко Главе Церкви, Господу Иисусу Христу. Почитая члены Его Тела, почитаем мы все Тело Его Церкви. Таково православное воззрение. Его многие не разумеют, боясь назвать священника «отцом», понимая Евангелие не по живящему духу, а по мертвящей букве: Мф.23:9. Если это слово Господа понять по букве, то мы тогда и своих земных отцов не имеем право называть «отцами»! Но Господь велел: «чти отца твоего и матерь твою», и мы не грешим, называя, как своих физических отцов, так и духовных, «отцами»; только надо всегда всем веровать и знать, что Отец всех «отцов» — Единый Истинный Отец всех — Господь Бог.
Претыкаться о слова, это не дело духовной мудрости. Но люди, у которых ум не развит и дух не очищен, претыкаются о формы и о слова Церкви и Священного Писания… И, молясь, человек может ушибить себе голову; но молитва тут не будет виновата. Люди, хвалящиеся «духовным» пониманием св. Писания, часто именно «плотски» понимают его… Если мы именуем Предстоятеля целой Церкви Поместной «Его блаженством» или «Его святейшеством», то этим мы, в сущности, ничего не делаем более, как повторяем слова апостолов: 1 Петр. 1:15; 1 Кор. 7:14; Ефес. 1:4. Патриархам этим все время напоминается, чтобы они были святы в делах своих, и архиереям, чтобы они были освященными в своих делах, и «владыками» над своими страстями (а не рабами их!). Пастырям напоминается, чтобы они были истинными отцами, а не властителями наследия Божия и не наемниками…
3. В отношении наименования Папы Римского «Наместником Христа», грех не в том, что его так именуют, а в том, что его считают, и он сам себя считает, единственным «наместником» Господа на земле, в то время как всякий христианин, делающий правду Божию, проводящий, исполняющий волю Христову в мире, и, тем более, пастырь, благовествующий Слово Божие, силой Христовой отпускающий грехи кающимся людям, свершающий Евхаристию — есть истинный «наместник» Господа. Мы, христиане и пастыри, даже более, чем «наместники», мы — живые члены Тела Христова. В римо-католичестве неверно думают, что есть только один «наместник» — в Риме, и не может быть иных в св. Церкви. Здесь кроется ошибка Рима, пытающегося сочетать церковный дух с государственным, имперским. Мы, православные, братьев римо-католиков уважаем, как братьев во Христе, и чтим их иерархию апостольскую, но верим твердо, что Господь Иисус Христос Сам правит Своею Церковью в мире, так как Он не ушел с земли, даже когда вознесся на небо и скрылся с глаз Своих учеников. Господь, в Духе Своем Святом, пребывает в мире и сейчас так же близко к нам, как во времена своего хождения по земле: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28:20). Мы не можем также признать Патриарха Римского светским государем. Кесарское царство Господь не велел смешивать с Божьим.
4. Вам не ясно, как это «домашние», ближние, которые нас любят и которых нам надо любить, могут быть «врагами» нам…Очень часто так именно бывает. Когда любят нас только по плоти, а не по духу. Отец св. великомученицы Варвары мучил ее за то, что она любила Господа Иисуса Христа более, чем его… И — сколько отцов и матерей в мире так мучили своих детей! И сколько детей терзали своих родителей за то, что вместо баловства родители указывали своим детям путь святой правды Божией в мире. Жена Иова хотела, чтобы ее муж, страдалец Иов, «похулил Бога», в ответ на свои страдания. Самый худший демон не мог дать более вражеского совета. Иов это понял и ответил жене, самому близкому человеку: «ты говоришь, как одна из безумных». Иов понимал, что от Бога все надо принимать, — и радостное и горькое, и что в этом вера в Бога. А жена его душу чуть было не погубила, так как любила мужа не в истине Божьей. Но Иов любил Бога более, чем жену, то есть любил жену в истине, а не слепо, и потому тотчас распознал, что она сделалась его врагом (сама того не понимая)… Мать слепой любовью своей иногда губит своего ребенка, потакая его порочным наклонностям… Да, чисто плотская, эгоистическая любовь — слепа, и идет часто против Бога, губя близких своих… Об этом предупредил людей Господь Иисус Христос. Без мудрости духовной, даже такое чувство, как любовь, может стать гибельным, быть выражением не высшей жизни в человеке, а его низких страстей, к коим легко примешивается дьявол… И это мы видим в окружающем мире.
5.О монастырском «отсечении воли» скажу, что это надо понимать не как убийство воли, а как ее исправление, исцеление. Если молодое тонкое деревце привязывают к палке, то это не для того, чтобы помешать его росту, но чтобы помочь. Так и воля родителей, воспитателей, пастырей призвана воспитать, родить добрую волю в людях, руководить волей их до какого-то срока. Так же и в настоящем монастыре, воля старца хочет «выпрямить» кривую волю послушника, укоренить ее в небесных ценностях, отрешить от суеты, эгоизма, самости. Это — глубоко воспитательное дело, если ведется разумно и опытным руководителем. В послушании монашеском (как и вообще, христианском) надежда бывает не на человека, а на Господа; это — акт веры; и, по мере веры, дается светлая воля послушнику. «Отсечение своей воли» аскетически не означает «убийства своей воли», но — отказ от самоволия и эгоистических мотивов. Оттого послушание так высоко ценится в духовной жизни, и Господь Иисус Христос явил пример высшего и совершенного послушания Отцу. Иному грешнику кажется, что он действует в мире по своей воле. А на самом деле его лучшая, настоящая-то воля лежит связанная и придавленная в подвале его души, а действуют в человеке его страсти, т. е. греховные волевые навыки и склонности. Человек страдает от своих греховных страстей, страдает от них его настоящая, светлая воля, его совесть. Но часто, в виду омраченности человека, греховные его стремления кажутся ему проявлениями его воли. Так демоны мучают человека, его руками убивая ближних его, а потом его самого… Разве это воля самого человека? Редко кто так уже уподобится диаволу, что будет подобное ему зло совершать в упоении сердца… Обычно, страсти, вспыхнув быстро, демонически, влекут людей на беззакония, а потом, даже сейчас же, человек уже жалеет о том, что безрассудно совершил, и плачет и кается, или отчаивается… Надо понять, что воля человеческая больна, расслаблена, связана эгоизмом, потемнена, омрачается демонами, и ее надо лечить послушанием — Слову Божию, Церкви, с помощью опытных и верных Богу людей. Тут и область доброго пастырства, которым воля людей не убивается, но, наоборот, воскрешается, спасается, -находит высшую свою жизнь: Бога (и в Боге — все и всех). Кто поймет это, поймет и смысл монашеского послушания старцу. Старец привязывает волю послушника не к себе, а к Богу. В этом цель монашеского (и вообще христианского) послушания.
6. Вы спрашиваете о молитве, которая читается в вашем храме, и где упоминается «Святая Русь»… Я в точности не знаю, какая это именно молитва, мы таковой тут не читаем, но я думаю, что это одна из тех молитв, которые читались во время литургии в церквах русских в Западной Европе, и в которой выражалось прошение к Богу о даровании русскому народу святого направления жизни, святых идеалов. Я думаю, так и надо понимать молитву, читаемую у вас. Русский народ не святее, конечно, а, может быть, и наверное даже грешнее других народов (Господь это Один ведает), но русским людям, если они хотят быть покаянными, православными, надо считать себя наигрешнейшими (« …от них же первый семь аз»)… Так и каждый народ, просвещенный о Христе, должен себя считать. Но истина еще и в том, что идеалом, целью истории русского народа было некое видение Небесного Иерусалима, Земли, «на которой правда живет». Это привила русскому народу Православная Церковь. И Достоевский правильно сказал, что русский человек, даже на последней ступени своего падения, не теряет чувства святыни, т. е. того, что он гадок и мерзок, и что есть высший Свет Божий, есть Святыня над миром. Не для гордости, конечно, или самопохваления (нечем хвалиться!), но для того, чтобы опомнились русские люди, полезно им напоминать, что сокровище их на небесах, и цель народной жизни лежит в христианских целях, несмотря на все грехи, все измены русских людей этим целям… Церковь допускает, наряду с личными и общецерковными, еще и молитвы, как бы от лица народа… Но молитвы эти никогда не должны носить характера «политического», т. е. через молитву нельзя пропагандировать никаких земных идей. И, может быть, более смиренно и покаянно сейчас, для русских людей зарубежья, молиться не о восстановлении «Святой Руси» (которой реально ведь никогда и не было в истории, — была лишь эта идея в народе), а лучше просить сейчас Господа о прощении беззаконий и грехов наших и всего народа русского. Ведь «прощение грехов», значит — и великое благословение душам человеческим.
7. Вы спрашиваете, почему за Св. Евхаристией «протяжно возвеличивается» епископат Церкви? Потому, что молясь за епископа, молимся за всю Церковь, т. е. по слову св. Киприана Карфагенского «Церковь во епископе и епископ в Церкви». Это поминание не есть «возвеличивание», а молитва Церкви за того, чья молитва идет за всю Церковь и особенно приемлется Богом в этот литургический момент. Если бы не эта молитва, то связь епископа с Церковью была бы лишь чисто внешняя, административная (а это — второстепенное дело). Конечно, не надо умножать титулы, и поминать следует лишь своего правящего епископа и митрополита области. И никакого «отсутствия скромности» тут нет, и «затемнять» Св. Евхаристию молитва за епископа не может по той простой причине, что Евхаристия именно связана, в духовном существе своем, со всем Телом Св. Церкви, с молитвою за всю Церковь, которую таинственно представляет епископ (шлю Вам книжку мою «Тайна Церкви». Надеюсь, из нее Вам будет понятна моя мысль).
В старое на Руси время, епископы были (стараниями государства, отчасти), в бытовом отношении, отделены от народа, и даже правящего общества, как бы «закованы в почет». И их было мало, слишком мало в России (на каждого приходилось по миллиону верующих, если не больше). Это был дефект, вследствие которого, а также в силу других причин, русский народ, в целом, и отошел от руководства церковного и живой веры в Господа Иисуса Христа, пребывающего в Своей Церкви… Мы, архипастыри и пастыри, более всех, конечно, ответственны пред Богом за то, что народ наш оказался захвачен антирелигиозниками.
8. Для лучшего познания монастырей и монашества, Вам надо ознакомиться с тем, что пишет о христианском безбрачии апостол Павел. Вам тогда уяснится, что брак нельзя противопоставлять и противополагать монашескому состоянию безбрачия. Плохой брак можно противополагать — хорошему, и монашество истинное — ложному монашеству, но не брак — безбрачию. Все благословенно, что во Христе и «что кому дано» от Бога. Одним дано иметь одно дарование от Бога, другим — другое. И Церковь не велит осуждать, ни брака христианского, ни иночества. Не надо впадать в противополагание этих двух законных и благословенных в Боге состояний. В жизни бывает и лицемерное монашество (не от любви к Богу), и браки лицемерные… Надо поднимать духовный уровень как брака христианского, так и иночества, образ коему ведь дал Сам Господь Иисус Христос (и Его Предтеча, «наибольший из рожденных женами»). Вот в чем дело, и где путь.
Дело не в форме пути земного, а чтобы люди несли этот путь во Имя Господа, в чистоте, смирении и служении (по возможности духом неразвлекаемым) Господу, ожидая пришествия Его. В истории были периоды духовного расцвета монашества и периоды его упадка. Крест всюду встречает человека, на всех путях сей земли, если человек хочет жить во Христе Иисусе. Представлять же монашескую жизнь легкой (как в санатории), это — не знать монашества. И, может быть, Вам дано было тысячекратно в жизни спастись, и быть старостой церковным — оттого, что где-то за род человеческий и за Вас молится какой-то отшельник…
9. Вы размышляете о неверном, нехристианском «классовом» отношении к ближнему. Подлинные христиане относились (и в наши дни относятся) к ближнему своему без всяких классовых и расовых предрассудков, без гордости, тщеславия, без зависти, злопамятства… А грешники нераскаянные любят презирать, унижать и эксплуатировать, как праведников, так и других грешников, таких же, как они, и даже родных своих часто хотят использовать своекорыстно… Это было и продолжается в мире, ибо «мир во зле лежит», по слову Господа. Этот мир должен исчезнуть, и наступит новая жизнь в будущем. Придет Царство Господне, которого все ожидаем, о пришествии которого молимся во всех концах земли. Прочтите стихи 10–17 последней главы Откровения Иоанна Богослова. Здесь обнажен корень вещей.
10. Советский фильм «41-й» я не видел, а лишь читал о нем. Конечно, это произведение антибожеское. И сколько таких произведений в мире, где вместо Творца и Его заповедей восхваляются и обоготворяются антихристианские идеи партии, или другого ложного «божества», коему надо в жертву приносить и свою жизнь, и жизнь ближнего… Не думаете ли вы, однако, что такой фильм может вызвать у христианина следующее размышление: безбожие, подражающее религии, требует всю душу человека, и ведет к ненависти и убийству, — неужели мы не можем отдать целиком нашу душу Господу, Который ведет нас в Царство вечной Своей Любви?! Так и антибожеский фильм может вызвать покаяние у души, ищущей правду… Пропаганда часто действует обратно тому, что хочет. Конечно, надо обличать книги и фильмы с «диавольской подкладкой». Но еще более нужное дело — влечь людей к Свету Христову, насаждать в сердцах живую веру, открывать сердцам правду Божию, чтобы сами сердца смогли всегда отличать правое от левого, Божие от лукавого. (В меру своих сил, и по «Голосу Америки», я стараюсь в этом помогать русским людям, слушающим меня).
В виду Вами выраженного доверия моим словам, позвольте еще Вам посоветовать — не огорчаться и не обижаться на неразумные слова, в которых чувствуется пренебрежение к простым людям… Умный человек, — тем более верующий в Господа, — никогда такого пренебрежения не только не выскажет, но даже и иметь не будет. Слово Божие против этого предостерегает. Но, если более сильному и богатому Господь запрещает обижать или унижать бедного и слабого, то бедному и простому Господь заповедует не обижаться на гордецов, исчезающих, как трава. Всем надо осознавать себя чадами Божьими, и считать это состояние духовное самым великим званием мира (а всякое земное звание считать временным и ничтожным). В этом чувстве должны единиться все верующие люди. Это чувство надо высоко поднять над всеми земными, социальными делениями. Бедные не гарантированы от зла, в силу своей бедности, и не исключен из праведности никто, в силу только своей материальной обеспеченности. Дело нужное и христианское — выводить душу человека за пределы национальности, материального уровня, класса или расы. Если другие это не всегда делают, будем мы это всегда делать… А за слепых, губящих себя тщеславием своим, перекрестимся и скажем: «Господи, прости»…