Рекомендации по организации учебного процесса в православной воскресной школе
Один у вас учитель Христос
(Матф 23,8)
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа
(Матф 28,19)
1. Церковь и дети. Воскресная школа
Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне (Матф 19,14).
Мы веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, апостольство которой есть обращенность Церкви к миру, который она призвана просвещать и преображать. Исповедуя нашу принадлежность к апостольской Церкви, мы обязуемся продолжать миссию апостолов. Долг апостольства, или миссионерства, лежит на каждом члене Церкви, в какой бы среде он не находился, но в особенности на иерархии (Еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский). Православный катехизис. М., 1990. Стр. 40).
Несущие апостольское служение призваны научить всех людей и взрослых, и детей христианской вере и жизни. Без научения христианской вере и жизни (или оглашения) не будет полноты жизни Церкви.
Можно сказать, что воскресная школа это одна из форм апостольского служения, так как именно воскресная школа берет на себя миссию по первоначальному оглашению (или первичной катехизации, предоглашение) и, в известной мере, образованию христианских детей.
Наше призвание убрать все препятствия на пути ко Христу, помочь ребенку обрести истинную веру и познать живого Бога, с благоговением относиться к тому таинственному действию Духа Святого в детской душе, которое со временем преображает ребенка и присоединяет его к полноте жизни Церкви.
Таким образом, в задачи приходских детских воскресных школ входит научение христианских детей и юношества основам православной веры и соответствующей ей жизни в церкви, их просвещение, т.е. воспитание и образование в Духе и Свете Любви, Истины, Свободы и Мира, добра и красоты, служения в радости Богу и ближним, помощи всем нуждающимся, заботы о сохранении и преображении мира и жизни в нем, во всех их здоровых формах.
2. Некоторые вопросы организации воскресных школ.
Организацию воскресных школ, конечно же, нужно начинать с привлечения внимания родителей и детей (объявление по радио, в газете, объявление в храме и т.д.).
Необходимо подумать, в каком помещении будут проводиться занятия. Хорошо, если воскресная школа будет размещаться в приходском доме или в здании рядом с храмом. Если в данном городе или селе несколько храмов и есть необходимость и возможность выбора, то лучше остановиться на наиболее намоленном, светлом, просторном, доступном по местоположению и наиболее любимом и посещаемом людьми храме с наибольшим количеством авторитетного причта и с наиболее подготовленными активными и сплоченными в христианском духе прихожанами.
Очень важно выбрать подходящее время для занятий. Возможно проведение уроков в любой день, но лучше по воскресеньям до литургии верных или после литургии, или по субботам перед всенощным бдением или только после вечерни.
Далее руководство воскресной школы (лучше священник или лицо, имеющее на то личное благословение) может пригласить преподавателей (если они уже есть) и детей с родителями для собеседования. Цель этого собеседования разделить детей на группы по возрастам, определить их духовный и нравственный уровень и оценить их умственное и физическое развитие.
Далее, учитывая возрастные психологические особенности, можно рекомендовать разделить детей на группы следующим образом:
подготовительная группа 3–5 лет дошкольники;
1 группа 5–8 лет младшие;
2 группа 9–11 лет
3 группа 12–14 лет средние;
4 группа 15–17 лет старшие
5 группа 18–20 лет заключительная, охватывающая послешкольный период, до времени подготовки людей к полной катехизации, т.е. ко 2-му этапу оглашения.
Учитывая ограниченные возможности воскресных школ или недостаток детей в группах, в некоторых случаях можно объединять 1-ю и 2-ю группы в младшую и 4-ю и 5-ю в старшую. 3-ю группу (12–14 лет) из-за ярко выраженных особенностей этого возраста ни с какой другой объединять нежелательно. С детьми подготовительной и младших групп могут ходить их родители.
В нормальном случае время обучения в каждой группе предполагается три года, хотя и возможны сокращения этого срока, особенно для детей, присоединившихся позже.
По степени церковности и духовному состоянию детей и их родителей условно можно разделить на нецерковных и воцерковленных. Основное внимание при обучении нецерковных детей должно уделяться миссионерской проповеди, живому свидетельству о Боге и Христе, особенно в средней и старших группах. Церковных детей, в свою очередь, можно различать как причащающихся регулярно (не реже одного раза в два месяца), крещеных, но почти не или не причащающихся и некрещеных, но верующих.
Лучше проводить основные занятия с церковными и нецерковными детьми отдельно.
Для инвалидов, больных, умственно отсталых и т.п. детей требуются особые условия и индивидуальная работа. Общая программа обучения в воскресной школе рассчитывается на детей с нормальным умственным и физическим развитием.
Оптимальное количество детей в группе 7–10 человек.
После собеседования необходимо составить или откорректировать расписание на учебный год. Составление расписания зависит от многого, особенно от количества детей и распределения их по возрастным группам, степени их общей подготовки, количества и уровня подготовленности преподавателей и т.д.
Подготовка преподавателей воскресных школ, т.е. вопрос о центральных, епархиальных и т.д. школах катехизаторов остается сегодня одной из главных проблем. А пока он не разрешен и почти нет хорошо подготовленных учителей воскресных школ, можно рассчитывать на священников (желательно с особым статусом законоучителей, т.е. с особым расписанием служб, требоисправлений, отпусков, своим штатным расписанием и окладом) и благочестивых мирян с миссионерским и катехизаторским даром. Для младших групп можно воспользоваться помощью простых верующих женщин. В зависимости от обстоятельств и количества детей, число преподавателей может меняться от двух (священник и его помощник) до целого коллектива (участие священника в любом случае желательно).
Еще необходимо подумать о библиотеке, может быть, с читальным залом и видеотекой, и о наличии в ней нужных книг, как для учителей, так и для детей. Также желательно использование проекторов, магнитофонов, видео и другой техники и учебных пособий.
В ряду столь важных вопросов стоит вопрос и о питании детей совместной трапезе, которая может быть организована как до уроков, так и после них. Особенно важна совместная трапеза для детей старших групп, так как они получают дополнительную возможность взаимного общения. Следовательно, необходимо позаботиться о трапезной, обслуживающих ее и о продуктах питания.
Специального рассмотрения требует и финансовый вопрос. Для нормальной организации работы воскресной школы может понадобиться весьма большая денежная поддержка: на приобретение книг и других учебных пособий, на зарплату преподавателям и персоналу, на аренду помещений, продукты и т.д. По возможности могут частично использоваться средства прихода, помощь родителей и старших детей и, может быть, спонсоров. Хотя для начала занятия можно проводить в храме (в его трапезной части, в притворе и т.д.) и без оплаты труда энтузиастов.
3. Основные направления духовного научения (катехизации) детей.
Для всестороннего и целостного научения и просвещения ребенка необходимо руководствоваться некоторыми главными направлениями правилами. И посещение ребенком занятий в воскресной школе должно стать событием радостным и любимым, научить его жить жизнью Церкви со всею полнотою, на которую он способен, раскрыть дух и смысл живой веры во Единого, Истинного и живого Бога и Иисуса Христа как Сына Божьего. Дети, окончившие воскресную школу, должны быть гармонично духовно, душевно и телесно развиты и христиански-церковно образованы. Они должны жить по Любви и истинной Вере, причем праведно, т.е. по правде и воле Божьей, по правилам, правильно, не беззаконствуя ни пред Богом, ни пред людьми, ни перед собою, своею совестью.
Для достижения этой цели предлагается ориентироваться на следующие 4 правила:
1. Правило добра . Оно включает в себя христианскую этику, христианскую эстетику и христианскую культуру, т.е. отвечает на вопросы о том, в чем заключается для человека добро и хорошо или недобро и нехорошо, а также, что для него внутренне ценно и насколько.
Под христианской этикой можно подразумевать преподавание правил поведения и взаимопомощи, научение уважению и послушанию и усвоение принципов этической гармонии, понимание смысла ветхозаветных законов и закона в Новом Завете.
Христианскую эстетику хорошо преподавать детям на основе христианских принципов эстетической гармонии, используя примеры русского и мирового искусства. К христианской эстетике можно было бы отнести музыку, пение, рисование, чтение, танцы, самодеятельность, поездки на экскурсии и т.д.
Христианское развитие ребенка включает в себя и усвоение христианской культуры через изучение языков (возможно, факультативно) русского и церковно-славянского, греческого, национального (если надо), современных языков (особенно английского), а также риторики, логики и стилистики, через чтение христианской художественной литературы и поэзии и через освоение различных практических навыков и ремесел. Очень фажную роль в гармоничном развитии ребенка играет и физическая культура.
2. Молитвенное правило . Оно направлено на научение детей истинной личной, церковной и общей (групповой) молитве.
Научение молитве предполагает обретение навыков в молитве всех видов: прошения, покаяния, благодарения и славословия.
Личная и групповая молитва может быть как Канонической, так и молитвой просто своими словами.
Очень важно научить детей участвовать в церковной молитве, особенно на более (или менее) им доступных по сути богослужениях: вечерне, утрени, литургии оглашенных.
Причащающихся детей необходимо научить сознательному и регулярному (лучше еженедельному) участию в таинствах (пока можно обойтись почти без изъяснения их богословской сути).
Также надо дать возможность детям прислуживать на богослужениях, поскольку они, конечно, сами этого хотят. При этом представляется для них очень полезным и нужным учить наизусть некоторые молитвенные тексты.
Усвоение детьми навыков общей (групповой) молитвы в наши дни имеет особое значение. Детям надо научиться самим молиться в кругу родных, друзей, дома, в семье, в классе (группе) и т.д. При этом у них должно быть преодолено чувство отчуждения и стеснения перед другими людьми, а тогда они смогут лучше ощущать дух, молитвенный настрой и поддержку окружающих их детей и взрослых.
3–4 правила вместе можно было бы назвать правилом Веры, Надежды и Любви .
3. Канон книг . Он включает в себя изучение Священного писания некоторых книг Ветхого и Нового Заветов как источников, содержащих все принципы христианской веры и жизни.
Изучение сразу всех книг Ветхого и Нового Заветов для детей очень затруднительно, поэтому рекомендуется читать их в определенной последовательности, которая зависит от возраста детей. Например, младшим возрастам хорошо читать вслух некоторые отрывки из исторических книг Ветхого Завета по выбору и потом предложить им тут же нарисовать то, что наиболее запомнилось из прочитанного, и себя в этой ситуации.
В общем случае регулярное чтение книг Ветхого Завета следует начинать не сразу и с учительных книг, потом закон и позже книг пророков.
Изучение книг Нового Завета можно начать с отдельных красочных отрывков, потом предложить чтение синоптических Евангелий (Матфей, Марк, Лука), потом отрывки из Деяний, Посланий апостолов. При изучении книг Нового Завета лучше было бы акцентировать внимание на личности Христа, а также на нравственно-этических частях Его проповеди, приучая детей делать из познанного для себя выводы.
4. Правило личной жизни в Церкви (и в том числе исторический опыт ). Оно предполагает изучение русской и мировой церковной истории, особенно фактологии, а также личных примеров из истории и современности: житий апостолов, мучеников, проповедников (миссионеров), назидательных рассказов из жизни святых ХХ века и др.
Особенно хорошо при изучении житий русских святых участвовать в паломничествах к их мощам и местам их подвигов. Для детей очень важно понять, что эти святые жили совсем недалеко, а многие и совсем недавно, что и вокруг нас в наше время живут святые, что история народа Божия не закончилась, а продолжается. Эти паломничества могли бы стать прекрасной основой для рассказа о святых и для создания в их честь молитв и стихов. Так ребенок или юноша мог бы, узнав жизнь того или иного святого, выбрать его в качестве своего личного примера, покровителя и помощника.
4. Распорядок учебного дня.
Для детей от 3 до 5 лет, проживающим, главным образом, игровой период, возможны скорее лишь отдельные (по 10 мин) встречи, беседы, дела, так как дошкольники еще не способны к приобретению систематических знаний и навыков. Основной акцент ими ставится на дом, родителей, группе сверстников, так как в этом возрасте они еще трудно отделимы от домашней среды. Им важно чувствовать себя живущими в любви и безопасности.
В 1–5 группах занятия в воскресной школе обычно проводятся 1 раз в неделю в течение школьного учебного года с сентября по май.
Каждый учебный день может состоять из трех уроков, отделенных друг от друга пятиминутными перерывами.
Перед началом занятий или по их окончании можно устраивать совместную трапезу с краткой личной молитвой взрослых (особенно священника и преподавателей) и желающих детей.
Продолжительность уроков и трапезы различна в зависимости от возрастной группы. Трапеза для младших и средней групп может не превышать 20 минут, а для старших групп лучше продлить ее до 30 минут, чтобы дать возможность детям удовлетворить свою возросшую потребность в общении.
Продолжительность 1-го урока для:
1 группы 20 минут,
2 группы 25 минут,
3 группы 30 минут,
4 группы 35 минут,
5 группы 40 минут.
При этом распорядке вместе с трапезой и переменками общая продолжительность занятий в воскресной школе составит для:
1 группы 1 час 30 минут,
2 группы 1 час 45 минут,
3 группы 2 часа 00 минут,
4 группы 2 часа 25 минут,
5 группы 2 часа 40 минут.
Кроме занятий в воскресной школе под руководством священника, кого-то из преподавателей или других взрослых верных для старших групп (4 и 5) также могут устраиваться совместные чтения Евангелия евангельские встречи, специальные молитвенные и молитвенно-проповеднические встречи (молитва и проповедь 2–3-х участвующих на актуальные темы на основании Свящ. писания), отчасти духовные советы и послеевхаристические трапезы агапы.
5. Общая программа воскресных школ для каждой возрастной группы.
Данная программа лишь пример. Она рассчитана на самостоятельный выбор и изменения, в зависимости от конкретных способностей и возможностей организаторов воскресной школы. Эту программу рекомендуется использовать лишь в качестве указателя основных принципов организации учебного процесса.
1 группа. Уроки по 20 минут.
1-й урок. Введение во храм . Это приучение детей к Церкви и к храму. Можно сходить с ними в храм во внебогослужебное время, показать все, что можно, дать потрогать, послушать, понюхать, посмотреть, объяснить им некоторые основные части храмового устройства (иконостас, алтарь и т.д.), ответить на их вопросы, рассказать им о правилах поведения в храме, показать пример жизни по храмово-церковному благочестивому укладу.
После совместного краткого посещения богослужений расспросить их, что им больше понравилось и почему, ответить на вопросы, объяснить некоторые часто встречающиеся непонятные церковно-славянские слова.
Введение детей в молитвенное правило : церковная молитва, общая молитва и начало личной.
На этом же уроке хорошо использовать некоторые евангельские сюжеты и отдельные праздники церковного года, на основе чего начинать фрагментарно изучать Новый Завет (особенно первые три Евангелия).
2-й урок. Игра-практика на основе включения в азы христианской культуры. Это рукоделие для девочек, ремесла для мальчиков, исполнение всеми личных послушаний , например, испросить детей помочь что-либо сделать для храма (убрать, подмести, поставить цветы, может быть, почистить подсвечники и т.д.), но все это должно восприниматься детьми в форме совместной игры, разрядки, в контексте постижения сути труда ради Бога и ближнего.
3-й урок: продолжение правила добра христианская этика, т.е. ситуационное, живое объяснение правил поведения ( что такое хорошо и что такое плохо ), и христианская эстетика пение, рисование и т.д. При этом на пении можно разучивать с детьми доступные им церковные песнопения, возможны и различные другие занятия музыкой хором, пением без слов и др. На рисовании важно различение цветов объяснить, какой цвет что означает рисование запомнившихся образов и деталей, может быть по евангельскому чтению, из увиденного в церкви и т.д.
2 группа. Уроки по 25 минут.
1-й урок изучение Нового Завета, т.е. продолжение знакомства с Евангелием, опираясь на основанные на Писании двунадесятые и великие праздники церковного года, их иконы, главные песнопения и церковные традиции.
Это же составит программу занятий по христианской эстетике. Также можно предложить самим детям спеть и нарисовать что-нибудь, связанное с праздниками.
2-й урок отводится для занятий той или иной областью христианской культуры. Могут проводиться занятия по духовной, душевной и физической культуре.
3-й урок продолжение занятий по христианской этике, в том числе на основе личных примеров христианского благочестия и подвига. Возможно изучение житий некоторых особо чтимых святых (в связи с их праздниками) и представления по их житиям .
Здесь же продолжается и обучение детей молитвенному правилу , в том числе ко дням памяти изучаемых святых, регулярное посещение богослужений и прислуживание на них.
3 группа. Уроки по 30 минут.
1-й урок начало изучения Ветхого Завета. Тут можно предложить детям прочитать некоторые книги Ветхого Завета, начиная с Исхода и исторических книг до пророков, акцентируя внимание на этической и исторической стороне повествования, и отвечая на вопросы. В связи с этим уместно будет и рассмотрение примеров из искусства и литературы на сюжеты Ветхого Завета, отдельный разбор различных жизненных ситуаций анализом с позиций ветхозаветной и христианской этики.
2-й урок продолжение изучения правила добра , особенно через христианскую культуру, в том числе научную, через введение в апологетику; начало изучения фактов церковной истории со времен апостольских; возможны и занятия по принципам физической культуры с соответствующими практическими усилиями и навыками.
3-й урок начинать прививать детям элементы общинной жизни на основе рассказов об общинах первых христиан, первых иноков и монахов и т.д.; другой акцент на этико-аскетических принципах личного благочестия, послушания, нестяжания и целомудрия, единства труда и молитвы, в том числе соответствующей церковному году; заучивание некоторых новых священных и молитвенных текстов наизусть (обязательно с пониманием того, что в них написано(; обновление молитвенного правила с вниманием к общей (групповой) молитве.
Факультативно можно чаще совершать паломничества, ходить в походы и ездить на экскурсии.
4 группа. Уроки по 35 минут.
1-й урок снова изучение Нового Завета и первый сознательный выбор веры как бы путешествие с послами св. кн. Владимира, т.е. начало личного самоопределения в вере.
Возможно краткое, еще не догматическое, а этико-эстетическое знакомство с другими религиями и христианскими вероисповеданиями (язычники, мусульмане, иудеи, индийская традиция, католики и протестанты) в их сравнении с Православием. Изучение Ветхого Завета, начиная с завета веры Авраама; знакомство с прологом книги Бытия (гл. 1–12) и продолжение изучения естественно-научной и исторической ветхо- и новозаветной апологетики.
2-й урок новая ступень в изучении и усвоении принципов правила добра , особенно христианской этики и эстетики. Развитие и укрепление духа помощи и поддержки, творчества и красоты, правды и добра, раскрытие служений на основе христианской (церковной) общинности. Начало личного самоопределения в жизни.
3-й урок актуализация личных примеров жизни святых и мучеников, в том числе осмысленное чтение и пение по-церковно-славянски, при желании чтение и написание стихов и сочинений на интересующие темы. Кроме того, желательно участие в синаксарных богослужениях (после изъяснения их главного смысла в основной части службы), прислуживание и т.д., более полное участие (самореализация) в жизни церкви.
Также очень желательно дополнительное участие в паломничествах, походах, в восстанавливании храмов, монастырей и т.д.
5 группа. Уроки по 40 минут. (Продолжает программу 4 группы).
1-й урок общение и проповедь по синоптическим евангелиям и Ветхому Завету, групповая и личная молитва.
2-й урок занятие христианской философией и апологетикой; христианская этика.
3-й урок изучение богослужений (особенно синаксарных), участие в молитве, особенно личной; христианская этика и, особенно, эстетика.
Продолжают программу 4 группы на 2-м этаже самоопределения в христианской вере и жизни с тенденцией к окончательным обобщениям и выводам
Список литературы и пособий для преподавателей.
1. Закон Божий, 1–5 тт.
2. Куломзина С.С. магн. пленка и Наша Церковь и наши дети .
3. Бог жив, Правосл. катехизис.
4. о. А.Шмеман. Исторический путь Православия .
5. о. А.Шмеман. Великий пост .
6. о. А.Мень. Сын человеческий , 3–4 изд.
7. о. А.Шмеман. Таинство и Православие .
8. о. А.Мень. Таинство, слово и образ .
9. епис. Александр Семенов-Тянь-Шанский. Православный катехизис .
10. Как мы веруем . Павел Финляндский, архиеп.
11. А.Ветелев, 2 т. уч-ка для IV кл. с. 30 МДА по нравств. богословию.
12. Несмелов выдержки.
13. Г.Федотов. Святые древней Руси .
14. С.Булгаков. Православие .
15. 1000 лет.
16. Христос и Его Церковь . Листки для детского чтения.
17. Супербук видеокассета, диафильмы.
18. Рачинский.
19. Пирогов.
20. Жития святых для детей . ( Семья ).
21. Д.С.Лихачев. Земля родная .
22. С.Л.Корчикова. Пособие по Ветхому Завету .
23. Комментарии к Евангелию С.С.Аверинцева; (МЕВ), о. Игнатия Крекшина из ж-ла В мире книг .
24. В.Зеньковский. На пороге зрелости. П.; Пробл. воспит. в свете хр. антропологии, п. 34.
25. С.Четвериков. П.Путь, 1932, ¦ 34. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности.
26. Трезвон .
27. Еп. Михаил (Грибановский). Письма.
28. С.Фудель. Путь отцов, 1–2 тт.
29. Александров П. Полезные детские ремесла. СПБ, 1905.
30. С.Акбройт. Пропедевтика всех выдающихся ремесел, как нео??? элемент воспитания в начальной школе. Одесса, 1902.
Список литературы и пособий для детей.
1. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.
2. Андерсен. Сказки.
3. Бианки. Рассказы.
4. Биссет. Все кувырком.
5. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.
6. Ж.Верн. Все основные книги.
7. Гарин-Михайловский. Детство Темы.
8. Д.Дефо. Робинзон Крузо.
9. Зальтен. Бемби.
10. Ершов. Конек-Горбунок.
11. Киплинг. Маугли.
12. Корчак. Король Матиуш Первый.
13. Лагерлеф. Легенда о Христе и др.
14. Лесков. Скоморох.
15. Льюис. Сказки.
16. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
17. Мэллори. Смерть короля Артура.
18. Сенкевич. Камо грядеши.
19. Сент-Экзюпери. Маленький принц.
20. Сергеев. Рублев.
21. Толстой А.К. Иоанн Дамаскин , стихи.
22. Толкиен. Хоббит.
23. Честертон. Рассказы о патере Брауне.
24. Скотт. Айвенго.
25. Толстой Л. Смерть Ивана Ильича , Детство. Отрочество. Юность.
26. Ушинский. Рассказы.
27. Шекспир. Макбет.
28. Экхольм. Тутта Карлсон .
29. Т.Янсен. Мумми Троль и комета и др.
30. Фудель. Повесть временных лет.
31. Карамзин. История государства Российского.
Общие принципы христианской педагогики (в воскресных школах)
1. Не забывать, что и родители, и учителя дети Божии и ученики Христа.
2. Подходить к детям на их уровне, давать весь материал, но по силам, видеть свой предмет и ученика, а не тащить его куда-то.
3. Нужна простота подхода к ребенку и любовь к нему такому, каков есть. Христианский учитель тот, чье сердце горит и кто жизнь свою может положить за учеников своих.
4. Освободить детей от привычки рассуждать о том, чего они не знают.
5. Не учить тому, что потом надо будет совсем отринуть. Говорить только правду.
5. Творческий акт ребенка надо сделать своим. Уча других, учись сам.
6. Ощущать работу с детьми более как духовное служение, исполнение призвания, радость и духовная жизнь.
7. Искать те темы и методы, которые интересны детям. Добиваться реального осуществления веры в жизни.
8. Приводя случаи из жизни и из литературы, избегать морализации, слащавости.
9. Учитель всегда пример любви к Богу и ближнему и благочестия.
10. Где нет рамок, нет и ответственности.
11. Не давать домашних заданий, кроме тех, которые дети хотят выполнить сами.
12. От Нового Завета идти к Ветхому, а потом от Ветхого к Новому.
13. Без крайней нужды ни за что не брать плату.
14. Хорошо иметь свой огород и площадку для игр.
15. Простота в одежде.
16. Уважение старшим и родителям, помощь младшим и слабым.
17. Ежедневный труд. Никогда ни в чем не лениться.
18. Страх Божий страх перед возможностью совершить грех. Учиться благоговению.
19. Благословение на всякое серьезное дело.
20. Все, кроме игры, делается серьезно.
21. Наказание символическое, с объяснением за что и почему.
22. Прислушиваться к согласному мнению ребят.
23. Наблюдать и уметь ценить красоту и правильность в природе, жизни и человеке. Ценить знания хворост костра жизни .
24. Развивать чувство сострадания и сорадования.
25. Все должны понимать смысл своих поступков. Надо учить детей думать.
26. Всегда надо быть бережливым к продуктам.
27. Стараться восстановить и возродить разрушенное и утерянное, вернуться к истокам к вере.
28. Никогда не становиться законниками и требоисправителями.
29. Не стремиться обо всем и обо всех судить по себе, не стремиться к унификации.
30. Без особой нужды не соединять все возрасты механически.
31. Никогда и никого не крестить и не причащать без подготовки в вере и жизни или насильно.
32. Каждый настоящий учитель личность, имеющая право на свой подход. Почти все зависит от личности преподавателя.
33. Искать нужное рядом и везде нести евангельский свет. Воскресная школа еще не все в Церкви, но она должна быть открыта к жизни, вне зависимости от национальности, к верующим или неправедникам.
Содержание
1. Церковь и дети. Воскресная школа
2. Некоторые вопросы организации воскресных школ
3. Основные направления духовного научения (катехизации) детей
4. Рекомендуемый распорядок учебного дня
5. Общая программа воскресных школ для каждой возрастной группы
Приложения
Список литературы и пособий для преподавателей
Список литературы и пособий для детей
Общие принципы христианской педагогики
Содержание