Из проповедей
2 февраля 1991г.
Слово на утрене, память прп. Евфимия Великого.
Сегодня мы совершаем утреню, и на ней прославляем Бога как Свет, просим у Бога благословения на грядущий день и, кроме того, чтим память преподобного Евфимия. Он жил во второй половине IV века и был одним из основателей монашества. В греческой церкви о нем хорошо знают, однако у нас его знают меньше. Это дает нам основание задуматься кто такие преподобные?
Мы знаем, что мы созданы по образу и подобию Божию. Но сказать, что человек преподобен, т.е. в высшей степени подобен Богу возможно ли? Оказывается, что это возможно.
Монахи состязались друг с другом в преподобии , т.е. в подражании Христу в подвиге, в несении своего креста. На Востоке было распространено мнение, что подражать Христу нужно внутренне, несением креста, а не внешне. Мы сейчас этим пренебрегаем, и напрасно. На Востоке акцент ставился на святости, не в том неверном понимании, в котором мы считаем Бога святым, и значит отделенным от мира, абсолютно святым, а в той мере, в которой люди уподобились Богу. Само название Церкви святая , значит, уподобившаяся Богу. В конце богослужения мы восклицаем: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! В первую очередь мы хотим прославить Христа и сказать, что именно Ему, и через Него Отцу нашему Небесному, принадлежит всякая слава.
Это значит, что нам самим по себе, за славой гоняться не нужно. Кто славолюбив, тот не сможет воздать славу Богу. Вы знаете, что в средние века многие люди трудились к вящей славе Господней (по-латыни Ad majorem gloriam Dei ). Но сейчас этот девиз стал иметь некоторый негативный оттенок, так как оказался связанным с девизом инквизиции и иезуитов. Это были не лучшие страницы в христианской истории. Даже католическая церковь признала исторической ошибкой, грехом то, что она делала в те времена. Вдумаемся же, что мы отрицаем, когда морщимся, услышав эти слова ad majorem gloriam Dei . Только одно стремление к прославлению Бога негодными средствами.
Людям всегда было свойственно использовать негодные средства для прославления Бога, но в систему это было приведено только в иезуитстве. Но я хотел, чтобы вы расширили свое сердце, узнав, что кто-то что-то делает к вящей славе Господней , только будем остерегаться негодных средств. Пусть даже не сразу получится сделать добро, будем помнить применяя негодные средства, мы сразу начинаем деятельность во славу свою. А преподобие, святость человеческая, как раз служила вящей славе Господней. Мы с вами, к сожалению, сильно расслаблены. Нам трудно даже осознать, что делали древние монахи. На пещеры горных монастырей, например, даже страшно посмотреть снизу. Но я хочу сказать вам, что если мы всю жизнь отдадим Богу, все возможно верующему. И мы должны взять на себя ответственность о всех и за вся и за такие храмы, и за народ, и за историю.
Везде показывать пример, не озлобляясь, двигаться всегда вперед силой любви Христовой. Это очень трудно взять ответственность, мы всегда были при ком-то или при чем-то в этой жизни. Мы ищем примеров. Пришло время и нам взять ответственность за то, что происходит в этом храме. Мы уже месяц ведем в нем регулярные богослужения и знаем своих постоянных прихожан. Я рад объявить вам, что Святейший Патриарх благословил нам провести приходское собрание. Поэтому все полные члены Церкви, желающие нести ответственность за жизнь этого прихода, могут стать членами приходского собрания. По уставу члены приходского собрания это не просто те, кто приходит в храм. Приходское собрание это те люди, которые берут ответственность за все, что происходит в общине, в храме, за материальное состояние этого храма и, это нужно помнить, за других прихожан. Ведь Церковь должна служить людям, в этом ее призвание, словом, делом, молитвой, духом.
Я призываю вас подумать и, после богослужения, всех желающих вступить в члены приходского собрания, то есть подойти ко мне и написать заявление. Это должны быть те, кто будет регулярно ходить на службы, постоянно помогать в устройстве храма и всякой другой жизни общины. Может быть, найдется тот, кто захочет помогать в работе нашей приходской воскресной школы, мы открываем в нее прием. Возраст учеников от 6 до 20 лет.
Всю ответственность нам нужно взять на себя. Тогда мы сможем избрать старосту, его заместителя и т.д. Пока они исполняют эти обязанности временно. У нас есть 27 человек, которые подавали заявления об открытии этого храма, они должны тоже подойти ко мне и подтвердить свое желание участвовать в жизни храма, подтверждая это своей реальной жизнью в храме.
Я не привязываю никого к этому храму и не считаю, что причащаться нужно только в нем, но нужно внутренне самоопределиться, чтобы этот храм стал домом. Нужно двигаться вперед. Бог даст, мы проведем это собрание в следующую субботу. Видимо, на него придет благочинный. Нам предстоит начинать новую страницу нашей жизни. Может быть, после этого Святейший Патриарх благословит начать служить литургию даже в этих условиях. Помните, у нас был ректор Костромского духовного училища, он сказал, что в Костроме в таких храмах, по благословению архиерея, служат. Это требует усиленной молитвы, без нее у нас ничего не выйдет. Так что, дорогие братья и сестры, я бы не хотел снижать того высокого тона, который задала в наших душах сегодняшняя служба. Нужно проявить в делах то, о чем мы пели сегодня, о чем молились Господу. Мы прославляли Его, чувствовали: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Это нужно нести в сердцах и, выйдя из храма, не забывать об этом, о том огне, который все чаще поселяется в душах наших.
Аминь.
Слово после молитв II оглашения перед вечерней
Поздравляю вас с избранием. Если раньше вы избрали Господа, то сегодня Господь избирает вас. И вам нужно сделать следующий шаг в любви, милосердии, молитве. Вы начали этот путь продолжите его, чтобы ваша избранность была видна всем.
Совершенствуйтесь в этом, чтобы все видели вас. Приходите в наш храм. Храни вас Господь.
Аминь.
2 февраля 1991г
Неделя о блудном сыне. Великая вечерня.
Сейчас мы слышали знаменитую притчу Господа Иисуса Христа о блудном сыне. И почти все вы знаете, что это одна из тех великих притч, которые назначены Церковью для подготовки ко дням Великого Поста. Пост время покаяния, пост время научения, пост время молитвы, пост время познания Господа Иисуса Христа и Его Церкви. Дорогие братья и сестры! Вы хорошо знаете, как обычно воспринимается эта притча. Обычно, услышав ее, мы стараемся взглянуть внутрь себя, осмыслить свою жизнь, прислушаться к голосу совести и, увидев в себе блудного сына, обратиться к Отцу Небесному: Прими меня, как одного из наемников Твоих .
Мы рады бываем услышать ответ Не как наемника, а как любимого сына принимает нас Отец наш. Так, действительно, нужно делать. Ведь у каждого из нас есть своя ахиллесова пята, наше слабое место, которое заставляет нас идти по распутьям мира сего, питаясь рожками.Но сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на другое. Сейчас мы переживаем историческое время, когда целые народы обращаются ко Христу, некоторые впервые в своей истории. Народы грузинский, армянский и другие возвращаются к вере отцов своих.
Но когда мы говорим о русском народе, то мы скорбим, видя, что это еще не произошло, что неизвестно, вернется ли к Богу весь русский народ. За это нужно подвизаться, ибо наш народ, увы, стал подобен блудному сыну: расточил имение Отца, живя распутно, и остался при рожках. Сейчас он пытается стряхнуть с себя эту болезнь, но делает это часто неправильно. Еще много искушений на его и на нашем пути. Будем же стараться помочь ему обрести свое Отечество, тогда мы обретем и свое Отечество. Но есть и народы, которые принимают слово Истины впервые. И мы видим людей нетрадиционной христианской национальности, приходящих ко Христу, евреев, татар, среднеазиатских народностей. И мы радуемся об этом и благодарим Господа. Всякий блудный сын может вернуться к Отцу, придя в Церковь Христову. Каждый народ исполняет свое историческое призвание и предназначение.
Многих это смущает, братья и сестры, что в храмах появляются непривычные люди, возникает даже ропот. Мы можем понять их и даже простить, если они каются, если не проявляют при этом агрессивности. Но мы должны не только прощать, но и явить пример служения каждому блудному сыну, возвратившемуся к Отцу, чтобы не стать нам подобными фарисеям, которые стоят у двери разумения взяв ключи. К сожалению, бывает, что мы начинаем не пускать приходящих в эти двери.
Братья и сестры! Не будем похожи на старшего сына. Его участь печальна, хотя милостив Отец его. Его состояние темно и страшно. Всякие счеты и расчеты перед лицом Отца Небесного неуместны. Всякий из нас должен душу полагать за братьев, и если не полагает он еще не христианин. Время Великого Поста требует от нас покаяния и в этом. Если мы сами не грешим так, то мы не останавливаем тех, кто грешит. Молчим, когда сталкиваемся с явным антисемитизмом, и тем самым способствуем распространению зла в церкви. Будем иметь дерзновение не оглядываться на последствия наших дел перед Господом и не быть лицемерами. Братья и сестры! Будем помнить, мы несем ответственность сейчас о всех и за все. Исторические периоды, подобные нынешнему, повторяются редко, может быть, раз в тысячу лет. Стоит нам расслабиться, превратить христианство лишь в религию самоспасения, как мы окажемся вне спасения. Не забудем же этого в преддверии Великого Поста.
Аминь.
3 февраля 1991г.
Слово перед утреней
Братья и сестры! Мы с вами начинаем праздничную воскресную утреню второго гласа, которая является воспоминаием притчи Господа о Блудном сыне.
Некоторые особенности сегодняшней службы мне бы хотелось всем подчеркнуть. Во-первых, поется после евангелия, после Воскресение Христова видевше … Покаяние отверзи ми двери… и, во-вторых, предпоследний раз будем петь на полиелее 136 псалом На реках Вавилонских… , который положено присоединять к полиелейным псалмам на подготовительной неделе к посту.
Еще одна важная деталь богослужения, которую не всегда верно все понимают каждение. Это духовное приветствие, поэтому люди в приветствие наклоняют головы. Оно совершается перед началом службы, но исторически сложилось так, что часто к началу службы присоединялись еще какие-то элементы, а к ним другие, поэтому иногда получалось, что древнее начало оказывалось не в самом начале службы. Вчера на вечерне мы кадили, естественно, перед началом службы, совершая неполное каждение только икон алтаря, хотя его можно совершать на 103 псалме и каждение всего храма и всех. Второй раз кадили на Господи, воззвах… , когда запели псалмы. Это более древнее начало вечерни и снова священник идет кадить всех. А сегодня на утрени тоже будет каждение, в начале краткое, потом каждение в конце канона во время пения Честнейшей… Здесь было древнее начало утрени.
По современному нашему соотношению молитвы, если смотреть по времени, а не по значению, то это уже чуть ли не конец утрени, и многие это так воспринимают, а на самом деле древнее начало. Центр древнейшей утрени молитва Великое славословие . После чего читалось Писание, а это всегда было признаком центральной части. После него проповедь. Это составляло главное ядро. В наше время на утрени Писание читается на так называемом полиелее. Коли это так, значит, здесь тоже центр, главный момент, так на утрени возникло два центра (древнейший прославление Бога как света, и второй, более поздний, полиелей, когда есть полиелей это праздничная служба. Каждение происходит на Благословен еси Господи… Вам это указание, что мы подошли к центральной части, наиболее древней, устойчивой части Богослужения.
Это надо знать, потому что многие церковные обряды, к сожалению, в наше время стали непонятны, не воспринимаются так, как воспринимались когда-то, так как употреблялись не только в храме. Они уоптреблялись в дворцовом этикете и т.д., и люди хорошо понимали эти знаки. Внешние знаки знаки того, что происходит у нас внутри. Если мы приветствуем друг друга, приветствуем целованием святым .
Все, что происходит в храме, должно быть для вас осмыслено, преисполнено действия. Важно, чтобы богослужение было действенным.
Слово после чтения евангелия на утрене.
Братья и сестры, христиане. Мы слышали сейчас очередное радостное благовествование. Благовествование это, собственно, и есть радостная весть, весть особой для нас радости, ибо она чрезвычайно важна для нашей жизни сейчас и как нам возрадоваться тому, что мы слышали. Мы очень часто, к сожалению, привыкаем к тому, к чему привыкать совершенно нельзя. Привыкли мы и к тому, что исповедуем истину Воскресения Христова. Настолько привыкли, что часто весть об этом у нас радости уже, увы, не рождает. Но церковь еженедельно вспоминает эту истину, ибо не случайно сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, тщетная вера ваша, вы еще во грехах .
Но Христос воскрес первым из умерших. Как же это произошло? Вот что говорит в конце своего Евангелия Марк. Он начинает этот рассказ с женщин, с простых учениц Христовых, которые, конечно, не были из прямых его учеников, они были всегда с Господом, но в общину 12 апостолов не входили. Это Мария Магдалина, Мария Иаковлева Саломия и другие женщины. Евангелие везде подчеркивает, что эти женщины меньше других боялись угроз от неверующих иудеев, и они делали то, к чему призывала их совесть. Несмотря на все опасности, они приходят, курив ароматы, желая помазать тело Иисуса. И в первый день недели, то есть в тот день, который мы сейчас называем воскресением, они пришли ко гробу рано-рано утром, при восходе солнца и недоумевали, как они смогут исполнить то, ради чего идут. Камень был слишком велик для них, он закрывал вход в пещеру-гробницу, в которой был погребен Господь. Но вот вдруг видят, что камень отвален, входят во гроб и ужасаются тому, что видят, их объял трепет и ужас. Они видят, что тела Иисуса на месте нет. Они получают весть от Бога о том, что Иисус воскрес, то есть восстал от мертвых и чувствуют внутреннюю потребность в связи с этой вестью идти и рассказать о происшедшем всем ученикам Христовым, Петру, напомнив обо всем, что говорил им Господь. Евангелие это излагает нам како вести ангела. Ангел, как вы знаете, означает Вестник. Весть ангельскую они получили о том, что Господь встретится со своими учениками в Галилее и там они его увидят. И, наконец, мы слышали три слова, о которых стоит задуматься. Во-первых, тот трепет и ужас, который объял. Тут мы должны задаться вопросом, а что это было за состояние такое, почему они ничего не сказали, несмотря на повеление вестника? Евангелие нам говорит потому что боялись . И перед этим они ужасались виденному. Мы часто плохо различаем, что хорошо, а что не очень, и мы не знаем, хорошо ли было, что трепет и ужас объял жен-мироносиц.
С одной стороны, то благоговение, тот страх Божий, который объял их сердце, для нас это великая добродетель, это то, что надо только приветствовать, и евангелие как бы присоединяется к этому. С другой стороны, происходит нечто странное. Воля Божия тут вдруг не исполнена. Воля Божия в том, чтобы идти и говорить о происшедшем, свидетельствуя о нем, а нет ничего сильнее живого свидетельства, а жены-мироносицы вот здесь-то и сплоховали, вот здесь-то и остановились. Как не понять в таком случае Господа, который не брал таких преданных и любящих его женщин в свою общину. С одной стороны дерзновение, с другой остановка.
С одной стороны любовь, с другой трепет и ужас, который не позволяет действовать по любви. Наверное, дорогие братья и сестры, нельзя здесь четко все разделить и разложить по полочкам. Наверное, нам даже не стоит этого делать, но вопрос, который я задал, правомерен. Нам тоже часто приходится решать в жизни своей подобные противоречия. С одной стороны смирение, с другой дерзновение. С одной стороны, страх Божий и желание исполнить волю Божию, с другой стороны, любовь, в которой нет страха, как сказано в Писании. В любви нет страха, но совершенная изгоняет страх, ибо в страхе есть мучение. Страх Божий, конечно, особый страх, это не страх просто земной, не страх темный, дьявольский, сатанинский. Это страх, освобождающий от рабства миру сему, но все же страх и начало, которое не может легко сочетаться с вышними началами любви и свободы.
Давайте все же подыграем, вслушиваяь в голос своей совести, а как мы реагируем на то, о чем нам говорит евангелие. Что бы мы делали на месте этих святых женщин, были бы мы достойны того откровения, которое они получили. Тайна Воскресения Христова великая тайна. Вместить ее плотским умом, плотскими чувствами невозможно. Поэтому человек, находящийся во плоти, человек, воплощенный, живущий на этой земле, не вмещает этой тайны. Он только может прислушаться к голосу своего сердца, которое откликается на нее радостно, с надеждой, с верой, любовью, если откликается, если мы не очерствели, если мы имеем живую совесть.
Для нас с вами Воскресение Христово великая радость и нам с вами говорится о том, что мы должны быть свидетелями Воскресения. Пусть не такими, как те женщины, как апостолы, потому что они были уникальными свидетелями, единственными в своем роде, но все же свидетелями. Чтобы стать таковыми, нам нужно стать носителями Духа воскресшего Господа. А чтобы нести этот дух, нам нужно покаяние. Покаяние всецелое, такое, которое не оставило бы никакого компромисса в нашей душе, чтобы не остался никакой грех, не утаился ни в каком месте, ни в какой части нашей души. Будем стараться проводить, вот сейчас, готовясь к посту, подумаем, к чему мы хотим прийти, что нам надо исправить, какую духовную цель мы ставим перед собой служение ли ближним и внутреннее очищение, просвещение духовное, умиротворение, смирение все это каждый из нас должен знать, и узнать это надо до начала поста, а не тогда, когда окажемся уже на его исходе.
Вот, дорогие братья и сестры, радость Воскресения Христова радость пасхальная. И сегодня отсвет такой радости в наших душах. Дадим же свободу этому свидетельству нашему, дадим же силу ему через очищение наших сердец.
Аминь.
О Приходском собрании.
Это для нас большой ответственный шаг вперед по пути устройства нашей приходской, духовной, церковной жизни. Поэтому те из вас, кто является полным членом Церкви и осознает себя членом именно этой общины, ответственным себя духовно, душевно, физически, материально именно за этот храм, всех тех я приглашаю стать членом Приходского собрания. Каждый член Приходского собрания должен быть примером для других прихожан, быть на службах в этом храме, причащаться здесь.
8 февраля
Дорогие братья и сестры. Завтрашний день называется Вселенской родительской субботой. И в этот день, так же, как и в троицкую родительскую субботу, мы с вами поминаем всех от века усопших отец и братий наших. Это значит, что мы по заповеди Христовой духовно обращаемся к Господу с молитвой за всех, независимо от того, кто как жил и кто как ушел от этой земли. Господь заповедовал нам молиться обо всех, не только о родных, не только о наших друзьях и близких, но и о тех, с кем просто сводила нас судьба, кто остался в нашей памяти, кто, может быть, требует особого усилия, чтобы простить их, чтобы забылись все тяжелые, трудные моменты жизни ушедших от нас людей. Будем же с вами христианами воистину.
Будем помнить и любить не только друзей своих, но и врагов. Не только близких, но и дальних. И особенно, конечно, тех, кто нуждается в молитве, будем поминать, а это те, кто отошел от этой земли. Будем помнить, что наша совместно принесенная заупокойная молитва это молитва особого рода. Мы не знаем, как она действует пред Богом, мы никому не можем ответить на этот вопрос как , но мы знаем, что она действенна. Это осталось тайной Божией, как Господь, увидя нашу любовь, увидя нашу молитву, услыша ее, будет ответствовать. Мы не знаем как , мы знаем Бог наш это любовь, и поэтому всякое проявление любви искреннее, глубокое, истинное оно от Бога и пред лицем Божьим оправдано.
9 февраля 1991 г.
Великая вечерня недели о Страшном суде. Вселенская родительская суббота.
Когда мы говорим о страшном Боге, мы говорим о Боге Великом. Что же для христиан страх? Мы знаем, что совершенная любовь изгоняет страх, ибо в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. И когда вы будете слушать евангелие, молитвы и услышите про Страшное Судище, то это, с одной стороны, относится к страху перед грехом, страху, который не позволяет нам грешить перед Богом и ближними, а с другой это страх перед полным, последним и окончательным Судом.
Христос нигде не учил рабскому страху, человеческому суду, то есть построенному по принципам человеческим. К сожалению, в христианской истории часто бывает так, что принципы устрашения заменяют собою принципы любви, принципы христианской свободы, имеющие универсальный характер. Итак, совершая сегодняшнюю вечернюю молитву, вспомним, что Страшный Суд Божий, поэтому он Великий Суд. Это суд Любви.
Если и требуется напомнить о Суде, то лишь потому, что мы несем ответственность за все происходящее на земле, где принципы правды, закона остаются действующими, иначе наступят хаос и беззаконие, столь противные Богу. Размышляя об этом, и начнем нашу вечернюю молитву.
Сегодня пели о том, что Господь преобразует надгробное рыдание в хвалебную радостную песнь. Аллилуиа. Не будем об этом забывать. Скорбные заупокойные песнопения должны быть исполнены; как бы просвещены этой благодатной радостью, ибо мы верим, что Господь принимает молитву своей церкви. А если это так, то мы снова и снова в полноте собрания церкви, церкви живущих и ушедших ко Господу, в этой полноте мы обретаем радость и мир. Дай Бог всем нам сохранить эту благодать.
Слово после чтения евангелия на утрене.
Братья и сестры, христиане. Мы слышали сейчас то слово Господне, которое веками было для людей великим утешением, великой надеждой и одновременно великим вопросом. Все люди, живущие на земле, несут в себе жажду правды, жажду справедливости и, встречаясь в жизни своей с многочисленными неправдами, с многочисленным злом, беззаконием, они встают перед вопросом: что же, неужели так должно быть? Неужели не отплатится за неправду, за беззаконие, за грех людей. Итак, мы с вами, христиане, знаем, что если бы просто нашелся ответ на этот вопрос, то великое горе постигло бы всех, ибо нет человека на земле, который жил бы и не согрешил как говорит нам Писание. Один безгрешен Христос. Один безгрешен Бог. Каждый из нас может найти в своей жизни нечто, что обличило бы его совесть, обличило бы его душу, его жизнь настолько, что на суду этой совести он не смог бы оправдаться и сказал бы пред лицем правды Божией: суди, Боже, всех и меня. И нет никого, кто бы как-то спасся от этого суда, с другой стороны, люди чувствуют, что между ними есть разница, большая разница, ибо одни идут путем правды и не всегда успешно, иногда спотыкаясь, падая, но поднимаясь, а другие увы, этого пути не знают и по этому пути не идут.
Покуда нам дано знать, что Бог смотрит на путь человека, то всегда в Писании испокон веков люди делились на праведных и грешных и это тоже правда. Праведность на земле относительна, она имеет право на существование постольку лишь, поскольку присутствует милосердие Божие, покуда Господь прощает нас, и мы верим, так происходит с каждым, кто к Богу обращается с этой мольбой о прощении и милосердии. Но как же нам быть, если вокруг нас много беззакония. Нам ли мстить. Уже Ветхий Завет отвечал на этот вопрос. Мы находим там великие слова о том, что правда и истинный закон от Бога и от Бога нам и наказание. Мне отмщение я воздам говорит Господь. Не мстите, не будьте мстительны. Помните, что вы сами живете из милости и по милости Божией. Господь мститель, он воздай. В этом великое утешение для людей. Если бы сейчас людям сказали, что за беззаконие и неправду никогда ???, многие из нас огорчились бы и возопили к Богу! Зачем такая неправда, зачем такая несправедливость. Ветхий Завет говорит нам о том, что Господь любит праведных и благотворит им и не просто им, а многим поколениям, идущим во след их, но он же нам говорит, что Бог отвращается от неправедного, от злого, от беззакония, от грешника и так же ряд поколений несут на себе это проклятие. Новый Завет нам говорит еще больше. Он говорит, что Бог никого не искушает, Бог никого не наказывает, потому что он не есть закон, наказующий беззаконие, хотя этот закон и добр, он от Бога, он есть само благо, сама любовь.
Так осуществляется ли правда на земле? Есть ли место возмездию и справедливости? Есть. Может быть не все обстоит так просто, как иногда нам может представиться, когда мы читаем Ветхий завет, но эта правда есть. Мы знаем, когда человек уходит от Бога, творя неправду, теряя любовь, теряя благодать, теряя доброту и справедливость, тогда он начинает жить по иному закону, по закону, который разрушает его не только внешне, не только его благополучие, не только жизнь тех, с которыми он близко связан. Тогда разрушается сам генотип этого человека, тогда следующее за ним поколение, уже невинные люди, несут на себе страшные последствия его грехов. Как ясно это видно в наше время. Люди, жаждущие и страждущие, люди, стремящиеся к правде, но часто не знающие пути правды, несут даже на лицах своих эту страшную печать неправды и зла. Рождая детей в прелюбодеянии, в пьянстве, под действием наркотиков, допинга, страстей, богохульства и богобергейства, они рождают часто уродов, несчастных больных. Наше время не имеет себе равных в этом отношении. И как тут не вспомнить о том, что мы только что слышали из Евангелия от Матфея: есть на земле правда, есть справедливость тогда, когда алчущий накормлен, жаждущий напоен, несчастный странник принят в дом. Когда нагой одет, больной и находящийся в темнице согрет посещением близких. Господь ведет нас по этому пути. Он напоминает нам, что пост наш только тогда будет истинным постом пред Богом, когда мы будем делать по слову Его это. Да, все мы знаем, законом не спасется никто, делами правды самими по себе не спасается никто, потому что на дело правды у людей, увы, всегда найдется в противовес дело неправды. В нашей вере, если она станет бесплодной, бездевной, спасения также не будет. Мы должны собрать все свои силы для того, чтобы, видя несчастного, согреться любовью к нему, для того чтобы чувствовать, как важен каждый день нашей жизни, когда мы проводим его в безделии, в лености, служении своим страстям, то мы отнимаем его у людей несчастных, алчущих и жаждущих правды. Так давайте же сами возжаждем, сами будем алкать этой правды, чтобы соединиться с теми людьми и насытиться.
Давайте тоже вспомним, что и мы странники на земле и пришельцы, чтобы помочь странным. Давайте помнить, что и мы наги, что и мы больные, что и мы еще в сетях и в темнице, для того, чтобы выздороветь, для того, чтобы одеться в чудный Божий свет. Только так мы можем явить миру Бога во Христе, чтобы видели люди наши добрые дела и чтобы прославлялось имя Отца нашего небесного.
Аминь.
10 февраля
Слово перед утреней. Воскресная служба.
Идет вторая подготовительная неделя к Великому посту, и поэтому, кроме праздничных воскресных песнопений, поются специальные песнопения, связанные с этим приуготовлением, так как каждая неделя посвящена определенному воспоминанию. Сегодня воспоминание Страшного суда, как и в прошлое воскресение, мы будем петь На реках Вавилонских… на полиелее и Покаяния отверзи ми двери… после чтения Евангелия и Воскресение Христово видевши… Нас иногда смущает пение 136-го псалма. На реках вавилонских… Конечно, бывает сложно сразу перейти от радостного воспевания Бога, от сердечной хвалы, на полиелее, когда переходит пение в более напряженное пение 136-го псалма. Конечно, между этими псалмами есть связь это припев, который все верующие должны припевать. Аллилуиа это радостный возглас, приветствия приближающемуся Богу. Но какой же смысл выбора 136-го псалма на протяжении всех подготовительных недель к посту?
Смысл этот в том, что с древних времен, когда в церкви появилось монашеское движение, то была поставлена внутренняя цель каждого из монахов побороть свои страсти, побороть то, что относится к падшей природе в человеке. Ведь все, что эти подвижники почитали проявлением падшей природы, все это совершенно бескомпромиссно, совершенно безжалостно отсекалось. Касалось ли это духовного, вот ересь и все, что с ней связано просто отсекается, книги сжигаются, кто знает историю церкви, много может вспомнить таких сцен. Это касалось жизни душевной. Все чувства, которые могут проявиться как чувства, связанные с падшим состоянием души человека, точно так же аскетически отсекались. Мысли тоже. На этой основе не случайно возникла молитвенная мистическая практика, творение молитвы Иисусовой или подобных ей молитв.
В самой древности был другой текст, брали из Священного писания текст, но цель была одна и та же. Иметь память смертную. Это раз. Память о Боге два. Лучше наоборот сказать. Это касалось и физической жизни человека. Возникла целая культура христианского поведения. Как вести себя христианам, чтобы никого не соблазнить и телесно, и голосом, и одеждой, и прической, и видом своим никого не огорчить. Это многовековая духовная культура синтетического делания церкви. Конечно, она была связана, как и всякая культура, с какими-то основами тех культур, которые были приняты христианством или в которых жили христиане.
Поэтому сейчас не все в нашей культуре может быть принято на вооружение историей классической аскетической культуры, даже если какие-то ее положения канонизированы церковью. И вот пение 136-го псалма прямо связано с этим делением, прямо связано с тем, что тексты Священного писания монахи старались понять не буквально, а аскетически. И этот псалом, который заканчивается на первый взгляд страшными словами Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень . Это обращается к дщерям, матерям Вавилона окаянна. Это было понятно в церкви аскетически, как обращение к своим страстям, своим грехам, как ко всему тому, что и требует аскетического отсечения. Поэтому мы, когда поем этот псалом, имеем в виду не исторические рамки, а, во-первых, призыв к верности Богу, и, во-вторых, стремление к тому, чтобы аскетически отсечь, разбить все помыслы греховные, все деяния греховные, чтобы приготовиться к тому, ради чего монахи принимали подвиг поста. Конечно, я уверен, многие из вас прежде это знали. Но в силу нашего воспитания, такого наукообразного, такого внешнего, многие вещи мы понимали внешне, не вдумываясь в их смысл. Очень часто не понимаем, зачем перед постом поется этот псалом, а если и понимаем, не чувствуем это. Нам не легко привыкнуть к символическим толкованиям текста. Мы привыкли как слышится, так и пишется, и если мы слышим какой-либо текст, то воспринимаем его прямо, непосредственно, исторически, но нам с вами нужно знать: есть другие подходы, есть другое понимание этих текстов. И без этого знания нам понять богослужение, а главное в нем участвовать, в полноте не удастся. Вот так и в прошлое воскресение вы уже слышали этот псалом и сегодня еще услышите, то я бы хотел, чтобы вы не забывали о его смысле, ради которого и включают его церковь три раза в году на полиелее утрени.
Аминь.
Слово после чтения евангелия на утрене.
Братья и сестры, христиане. Мы сейчас слышали последнюю часть повествования Евангелия от Марка о Воскресении Христовом. Как нам известно, это часть этого Евангелия представляет собой как бы выжимку из всех Евангельских текстов о Воскресении. Она была прибавлена к основному тексту несколько позже и поэтому стала как бы истоком благовестия церкви о радости и действенности Христова Воскресения.
Что мы здесь слышали? Слышали о том, что Господь, воскреснув, начал открывать себя своим ученикам. Тем, кто был способен вместить в себя этот дар. Он сперва открылся Марии Магдалине, той, которая особенно хорошо знала благотворное действие слова Божьего, потому что из нее именно этим словом были изгнаны бесы, причем не просто бесы, а семь бесов, что означает бесноватого полностью, в Библии число семь символическое и означает именно такую земную полноту, иногда не лучшую, но когда Мария Магдалина возвестила о вере бывшим с Господом ученикам, о том, что ей было открыто, которые жалели Господа, жалели о его смерти. Жалели, что их учитель отнят от них. Они, так же любившие Господа, но, может быть, не испытавшие в жизни той глубины падения, подобно Марии Магдалине, так вот, услышав, что Господь жив и что она сама видела его, не могли принять ее слова, они не поверили.
Потом Господь является еще двум ученикам на дороге. Из Евангелия от Луки мы знаем, кто были эти ученики. Но когда они приняли и возвестили о встрече с Господом, великой мистической, духовной, но в то же время такой явной, такой ясной встрече, то и им не поверили. Наконец, сам Господь является одиннадцати.
Именно тем, кто был с ним на таинственной вечере перед взятием под стражу. И Господь упрекает их в жестокосердии и маловерии, даже в неверии, что видевшим Его воскресшего не поверили. Видимо, слово Его возымело действие потому, что этот упрек оказался достаточным, для того чтобы исправить сердце учеников Христовых. Само явление Его им было убедительным, ведь Христос явился не как просто видение или призрак, он явился воскресшим, в духовном, но реальном, действительном своем теле, своей плоти. Так вот, когда ученики Христовы поверили, вот тогда сказал им Господь: Идите по всему миру и проповедуйте радостную весть всему творению, всем и вся . И кто уверует, чье сердце возрадуется, возвеселится, примирится с Богом, от этой вести откроется Богу во Христе, тот будет спасен, потому что изольются на него потоки великой благодати и будет такой человек крещен Духом Святым. А если кто не будет веровать, останется вне крещения, останется вне спасения. Без веры угодить Богу невозможно как говорит нам Священное писание.
Но как же узнать, истинно ли уверовали. Будут веровать те, которым должно проповедовать. Как отличить чисто умозрительно или формальное принятие веры от действительного, подлинного, духовного. И Господь говорит: Тот, кто будет крещен Духом Святым, тот наследует спасение и, значит, Царство Небесное, мир и радость во Святом Духе. Тот будет являть определенные знамения, определенные знаки в своей жизни, и здесь они перечисляются. Моим именем будут изгонять бесов , это значит, что всякая порча, всякий источник зла в жизни человека будут пресечены именем Христовым. Ученики Христовы будут говорить новыми языками, языком единства, мира, радости, подобно тому языку, который мы знаем был у преп. Серафима Саровского, который тоже оживотворял сердце каждого к нему приходящего определенными словами, не бывшими в употреблении у обычных людей, но люди выходили от святого в полной уверенности о Воскресении Христовом, в полноте веры и действительной силы этого Воскресения.
Далее Господь говорит: Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им . Воистину, вера Христова и та жизнь, которая в ней заключена, сильнее всего на земле, самых смертельных ядов, самого страшного, что только может быть, ничто не может побороть веры, этой новой жизни, которая открывается по вере человеческой. Возложите руки на больных, и они будут здоровы , говорит Господь. Да, и мы знаем, ведь в древней церкви это были вещи часто повторяющиеся. Вот такие дары исцелений, дары изгнания бесов, дары языков. Все это было, и все это как бы до сих пор присутствует в церкви, только, может быть, не так явно. Все это есть до сих пор. Поэтому мы можем свидетельствовать, что слова Господни сбываются по сей день. Уверовавших до сих пор сопровождают эти знамения. Мы знали силу молитвы, силу общения, силу таинств церковных. Конечно, особенно тех, кто с достаточной подготовкой подходит к этим таинствам. Будь то крещение или причащение, или иной другой. Мы сразу же чувствуем действенность их.
Вот многие спрашивают, что если не всегда в нашей жизни сбываются эти слова, значит, или церковь ослабла, или эти слова не всегда истинны. Нет, и слова эти истинны, и Церковь Божия живет тем же Христовой Любви, что и прежде, в самые первые времена своей жизни. Повторяю, может быть, нет такого явного и такого личностного характера этих знамений. Об этом мы можем сожалеть и, конечно, в какой-то степени расслабление членов церкви наблюдается, но сама церковь остается той же. Все, что сказал Господь, все в церкви есть. И наша с вами забота должна заключаться в том, чтобы проявлять эту силу Воскресения в своей жизни все более и более, не вырывая из рук Божиих, не получая эти дары как дары.
Вот, братья и сестры, Воскресение Христово для нас великая надежда и великая реальность нашей современной жизни. Мы живем не только именем Божиим, не только именем Христовым, не только именем Духа Святого, но действительностью их даров в полноте церковной.