Из проповедей
Из слова перед великой вечерней накануне Дмитриевской родительской субботы
Заупокойное поминовение в Дмитриевскую родительскую субботу – служба, которая в Уставе не отмечена, но этот день имеет большое значение для нашей страны. Он тесно связан с Куликовской битвой. Русские люди в ней одержали первую большую победу над рабством, но огромной ценой. И тогда (с XIV века) князь и весь народ, вот уже как 600 с лишним лет, решили поминать тех, кто пал в этой битве.
Сейчас это очень актуально, так как вновь наш народ оказался в рабстве и боится, что не удастся ему встать с колен. И мы знаем, какой дорогой ценой досталось нам возрождение духовной жизни, которую мы имеем сейчас. Сколько людей полегло на поле битвы! Вот и наш храм похож на здание, как будто вышедшее из-под огня, как будто побывавшее на передовой. И сегодня мы поминаем всех, но особенно тех, кто пал за веру нашу, кто так хотел сохранить веру и преданность Богу, что жизни своей не жалел. Мы будем совершать вечерню, как положено по Уставу, а потом панихиду, молясь за всех, за веру и отечество жизнь свою положивших – не только на поле брани, но и везде.
Аминь.
Из слова по окончании вечерни
Дай Бог, чтобы и нас было кому помянуть, чтобы и мы легли кому-то на сердце. Ибо если человек совершит что-то хорошее, его будут долго помнить, как и если человек совершит зло, его тоже будут долго помнить, но по-другому.
Вспомним теперь, что мы говорим на похоронах, на поминках? Говорятся совсем не церковные вещи. Говорят, что на поминках необходимы вино, водка, хлеб с солью. Это не христианство. А иногда соединяют это язычество с христианским поминанием. Так тоже нельзя. Или одно, или другое.
Некоторые говорят: «Если не поставить водку, никто и не придет». Но что это за поминки, куда приходят лишь выпить? Это не христианские поминки.
А еще говорят: «Пусть земля будет пухом» и т.п. Это тоже не христианское пожелание. Христианское пожелание, например, чтобы Бог принял дух усопшего с миром. Давайте помнить об этом. Хотите пожелать хорошего – пожелайте мира усопшему и всем живущим на земле. И чтобы Господь сотворил вечную память – вот чего мы хотим. Ибо она – равнозначное отражение жизни вечной человека, живущего на земле. И мы стараемся жить так, чтобы иметь жизнь вечную по вере нашей – здесь она начинается, но здесь не кончается.
Будем же очищать свою веру от суеверий, от язычества, – веру, и вместе с ней всю нашу жизнь, ибо в ней еще много этого язычества.
И еще. Многие пишут в записках имена, но забывают, что нужно за этих людей молиться. Ведь безгрешных людей не бывает, один Господь Иисус Христос без греха. Будем молиться о каждом, чтобы Господь принял его. Не думайте, что если священник молится, то этого достаточно – он лишь выражает дух и волю Церкви. Он лишь «подталкивает» вас к более глубокому поминовению. Без вас и священник не сможет вполне церковно молиться. Поэтому прикладывайте каждый раз все свое сердце – тогда поминание будет христианским.
Некоторые обвиняют православных в том, что они стали «мертвопоклонниками», что у нас культ мертвых. Да, увы, бывает, что когда нужно поминать усопших, приходят многие из тех, кого на евхаристии не увидишь. Это магия. Помните, что всякая магия недостойна православной веры. Мы должны отличаться от наших далеких предков, которые тысячу лет назад справляли по покойникам тризны в т.п., но Бога и спасения во Христе не знали.
Конечно, все мы пойдем в «путь всея земли». Но нам не надо этого бояться, так как Господь Иисус Христос победил Смерть и помогает нам обрести Жизнь вечную. Не будем бояться смерти – лишь бы она была непостыдна и мирна. Хорошо бы и безболезненна – но это уж как кому дано.
Пусть страшит нас только одно – нарушение мира с Богом и ближними. Апостол Павел говорил: «Насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» Рим 12:18. В мире сем много зла, и полноты мира еще не может быть. Зло вызывает реакцию в тщеславном человеке или корыстолюбивом человеке и т.д. Но мы служим Богу и будем стараться жить так, чтобы жить и умереть достойно. Вы знаете, как часто смерть человека связана с тем, как он живет. Верующий человек не может умереть случайной или бессмысленной смертью, так как Господь защищает его. Своим покровом, Своим крылом.
Постараемся же построить свою жизнь так, чтобы она закончилась на земле не случайно, но достойно христианина.
Аминь.
2 ноября 1990
Слово на литургии
Братья и сестры, христиане!
Сейчас мы с вами слышали притчу, – притчу о богаче и бедном Лазаре Лк 16:19-31, о том, как один человек все время пиршествовал блистательно, ибо был богат, а другой питался крохами, тем, что едят псы в доме хозяев своих. Дальше мы слышали о том, как умерли оба эти человека и оказались в разных условиях после смерти: тот, кто веселился и радовался здесь, на земле, стал мучиться, а другой утешался на лоне Авраамовом. И произошел между мучающимся богачом и Авраамом, отцом всех верующих, диалог. Сказал Аврааму богач: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой...». Но Авраам ответил: вспомни, что ты уже испытал все наслаждения, а Лазарь получал злое, ныне же он утешается. А кроме того, есть между нами и вами большая пропасть, так что перейти из одного места в другое невозможно.
Тогда богач вспомнил о братьях своих на земле и сказал: может быть, этот Лазарь пойдет и засвидетельствует им, как надо жить, для того чтобы они не попали в это место мучения. Но Авраам сказал: у них есть Моисей и пророки, пусть их слушают. А если кто и из мертвых придет, то это их не спасет, потому что все равно не поверят, если они не верят Моисею и пророкам.
Вот такая притча. И, кажется, здесь все просто, все понятно. Но давайте сейчас все-таки сделаем акцент не на том, кто, где и как будет жить после своей смерти, а на другом – на нашей с вами жизни, на том главном, что Господь открывает нам в этой притче.
И тут я прежде всего хотел бы вам напомнить, что язык притчи особенный, что притчи – не есть просто рассказы из жизни. Притча – это целостный образ, и за ним надо найти истину, то есть надо уметь понять притчу, воспринять ее в том духе и смысле, в каком она нам дана.
Господь говорил в этой притче только об одном, братья и сестры. Он не хотел просто отвратить нас от каких-то удобств и наслаждений в этой жизни. Господь хотел только одного, чтобы мы следовали за волей Божией, чтобы мы исполняли ее.
Чем согрешил богач? Разве просто тем, что он имел богатство? Нет, дорогие братья и сестры, не этим он согрешил пред Богом, а тем, что рядом с ним были нищие, были нуждающиеся, а он их не помиловал, он не сделал для них ничего. Таким образом, он отступил от закона милосердия, от закона Любви, который и есть единственный закон для нас, последователей Христа, христиан.
Дорогие братья и сестры! Если мы хотим быть христианами, будем знать и соблюдать один закон – закон Христов, закон Любви крестной и воскресной, он же закон Свободы. Не надлежало бы разве каждому из нас подумать, нет ли рядом с нами одиноких, больных, немощных, страдающих людей, независимо от того, кто они нам? Не следовало ли нам уделить им внимания, оторвав себя от удовольствий, интересов, чтений и т.д.? Много нам надо делать в этой жизни, есть вещи, которые откладывать нельзя.
Вспомним и Нагорную проповедь Господа нашего Иисуса Христа. Там тоже говорится, что тот, кто получает уже здесь, на земле, для себя хвалу, воздаяние, тот не очень должен надеяться на похвалу Божию. Почему так? Потому что нам надо иметь в себе Любовь Божию и следовать за Господом, куда бы Он ни пошел. Дла нас должен быть только один критерий выбора путей своей жизни, своих дел и служении – исполнение воли Божией и Любви Божией. Если мы исполняем правду Божию, закон Божий и если мы служим Любовью к Богу и ближним своим, чего бы нам это ни стоило – любой хулы, любых лишений, – мы должны идти за Господом. В этом-то и заключается главная суть сегодняшней притчи.
Апостол Павел может быть в этом для нас примером. Он говорит: «Я могу жить и в роскоши, и в нищете». Давайте же и мы будем уметь жить независимо от внешних обстоятельств всегда и везде для Господа и ближних наших, будем ли мы жить в роскоши, а в роскоши трудно жить, уверяю вас, будем ли жить в нищете, в которой жить тоже трудно, не заражаясь завистью, ропотом, не заражаясь озлоблением. Будем же учиться жить по-христиански в любых обстоятельствах, дорогие братья и сестры.
И наконец, вспомним последние слова сегодняшней притчи: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Будем же знать и помнить то, чему учил нас Моисей, о чем говорили пророки; слышать их, потому что через них открывается нам воля Божия, указывается нам путь правды и справедливости. А Господь наш Иисус Христос к тому же дал нам путь благодати и Истины. И вот, сочетая в жизни правду Божию, закон Божий и справедливость с благодатью и Истиной, будем жить достойно нашего христианского звания.
Аминь.
Из слова в конце литургии
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с праздником и с вашим причастием! Причастие – это та сила, которая держит нас в Любви Христовой. Мы, во время литургии воспоминаем пролитую за нас Кровь Христову, преломленное Христово Тело и приобщаемся Им. Этим мы открываем свое сердце Самому Христу, Который, воскреснув, уже не умирает, но живет в нас, верующих в Него. И поэтому все мы теперь – Единое Тело, Единая Церковь Христова.
Дай Бог нам всегда быть и оставаться этим Телом. И дай Бог нам быть достойными того звания, к которому мы призваны. Будем с вами стараться жить по-христиански, независимо ни от чего, взирая на Начальника и Совершителя Веры – Господа нашего Иисуса Христа.
Искушений очень много, много проблем, много трудностей, в нас еще велика инерция прежней жизни, потому что прежняя жизнь была очень далека от Бога, слишком далека, и трудно было найти помощь.
Но сейчас Господь помиловал нас, сейчас Господь пришел к нам, вселился в наши сердца и таким образом просветил их, восставил их, воскресил их, чтобы мы имели Жизнь вечную и не только для себя, а для всего мира, ибо мир создан для того, чтобы человек его просветил и соделал Царством Божиим.
Для нас пример – все святые. И в первую очередь Божия Матерь. Вы знаете, что сегодня мы прославляем Казанскую Божией Матери. Эта икона тесно связана с историей нашей страны не только потому, что она была обретена в городе, где было много неправославных и где нужно было, чтобы особо воссиял свет православной веры, но еще и потому, что в XVII веке, когда нашу страну хотели поработить враги, народ встал, поднялся с колен и пришел в Москву со списком Казанской иконы Божией Матери и не был посрамлен! Вы посмотрите на всю нашу историю – случалось ли когда-нибудь такое, чтобы, обратившись к Богу, обратившись ко Христу, покаявшись, наш народ не получил бы от Господа спасения. Такого не было никогда. Пусть и были печальные страницы в нашей истории, но только тогда, когда народ отступал от Бога, когда он забывал Его, когда он забывал закон Свободы и Любви. Вот тогда были расколы и распри, тогда было и взаимное уничтожение, тогда процветала ненависть, злость и грех. Давайте же сейчас, воззвав ко Господу, будем свидетельствовать о силе Божией, в немощи совершающейся. Храни вас всех Господь.
Аминь.
4 ноября 1990
Слово после утрени
Во время сегодняшнего богослужения мы просили у Бога милости, просили, чтобы Он благословил всех нас, благословил провести предстоящий день мирно, безгрешно, свято. Ведь мы, дорогие братья и сестры, призваны к тому, чтобы жить в праведности, в святости, в чистоте и в Духе Истины.
Так должен проходить каждый день нашей жизни, и мы должны учиться этому. Не случайно в евангелии говорится о том, что «отныне Царство Божие силой берется и употребляющие усилие получают его». Вот это усилие и требуется от каждого из нас. Усилие постоянное, а не от времени до времени. Конечно, слава Богу, мы находимся под благодатным покровом Божиим, в общении с Церковью Христовой. И это самое главное счастье нашей жизни. Мы можем причащаться святых Христовых Тайн, мы можем укрепляться в Вере и получать любое наставление как здесь, в церкви, так и дома, читая Священное писание, святых отцов и иные церковные писания. Конечно, мы живем современной жизнью и понимаем, как она трудна. Мы понимаем также, как много еще сил в нас и вокруг нас, препятствующих нашему исповеданию Веры. А мы ведь должны не только сердцем веровать, как говорится, «сердцем веруется в правду», но еще и устами признавать нашу веру, как дальше говорится: «Устами же не поведают ко спасению». Вот, чтобы получить такое спасение, мы не должны никогда бояться выходить пред очи людей для исповедания своей веры.
Святая мученица Параскева даже жизнь свою отдала за исповедание Веры. На иконах она изображается, как и все мученики, – в одной руке с крестом, а в другой – со свитком. А что на ее свитке написано, дорогие братья и сестры? Кто-нибудь из вас обращал внимание? Ведь на свитках у разных святых написаны разные веши. Так вот, только у святой мученицы Параскевы на свитке написан Символ Веры. Символ нашей православной Веры, являющийся главным ее выражением и в то же время основанием для понимания, что такое наша вера, необходимый нам для того, чтобы мы могли истинную Веру познавать и исповедовать, то есть признавать ее пред всеми: и пред сильными мира сего, пред близкими нашими, и пред дальними. И это очень важно, дорогие братья и сестры! Святая мученица отдала свою жизнь за нашу православную Веру. Так будем и мы с вами стоять за эту святую Веру, будем и мы держаться этой Веры. Не просто за букву закона, а за благодать, за Дух нашей Веры, потому что «законом нс оправдается никакая плоть». «Буква убивает», – говорил апостол Павел. А Дух нас животворит, назидает и спасает.
Это мы должны помнить, дорогие братья и сестры. Ведь мы все призваны к тому, чтобы жить в Свободе Духа. Тогда Дух сам свободно сотворит себе формы жизни, тот Дух, который действует и в нас. Эти формы жизни могут меняться. Вы понимаете, что на белом свете православные люди живут по-разному. И слава Богу за это! И не надо стремиться к тому, чтобы все жили одинаково, в одной форме быта, с одинаковыми молитвенными правилами и т.д. К этому даже не следует и стремиться, потому что люди-то везде и всегда разные. К тому же одному бывает нужно побольше помолиться, а другому можно и поменьше, одному достаточно сказать всего несколько слов пред Богом, и Господь сразу отвечает и посылает ему благодать, а другому надо часами стоять пред Лицом Божиим, чтобы эта благодать вошла и укоренилась в его сердце.
Мы должны проявлять свою христианскую Веру ко всем, вплоть до самых внешних сторон жизни. Но все мы должны делать во славу Божию, как сказал апостол: «Что бы вы ни делали, все делайте от души, как для Господа, а не для человека». Не в смысле неприятия человека, а чтобы не было лицемерия.
Дорогие братья и сестры, мы должны хорошо знать Священное писание. Оно нас очень многому научит. Это первое и главное, что мы должны знать. Ведь пока мы не знаем Священного писания, так же, как пока мы не научились постоянно молиться и ещё не испытываем глубокой внутренней нужды в регулярном, постоянном, еженедельном причастии, можно считать, что наша христианская жизнь почти и не началась как следует.
Вот, дорогие братья-и сестры, как много нам еще предстоит сделать. Конечно, слава Богу, у нас потихоньку все же дела идут, и мы чувствуем Божие благословение. Это самое главное, какие бы препятствия на нашем пути ни были. Вы видите, чтр сейчас и с храмом у нас дела пошли. Каждый день работают у нас рабочие, и, значит, каждый день продвигается дело. И мы благодарны Богу за то, что Он посылает хорошую погоду по нашему прошению, и за то, что Он помогает нам во всем. Это для нас великое утешение, потому что мы не только надеемся, но мы уверены, что к Рождеству в храме уже будет служиться литургия. Пусть еще и не во всем храме, но в его задней части, в притворе и под колокольней, где уже более просторно, чем здесь. Только все должны помогать и нужно молиться о том, чтобы Господь содействовал нам во всем, какие бы, повторяю, ни возникли перед нами трудности, преодолеть их.
Кому-то не нравится, может быть, то», что мы делаем. Вы знаете, что есть много лжебратий, которые называют себя верующими христианами, таковыми не являясь. Они стараются мешать, а не помогать, потому что им хочется, чтобы все было только по их воле. А Господь распоряжается по-другому, по-Своему.
Не будем же смущаться, не будем с вами бояться, а будем идти дальше. Поэтому сегодня, когда мы соберемся на приходское собрание, главным будет обсуждаться вопрос о храме, о его восстановлении. Мы надеемся, что Господь поможет нам принять такие решения, которые бы помогали этому святому делу. Вы уже знаете, что в ногинской газете было опубликовано наше обращение к горожанам, и видели, как хорошо названо это обращение «И Церковь миру воссияет». Под церковью здесь подразумевается храм, но не только храм. Ведь Церковь – это вы, это все мы с вами. И мы должны тоже воссиять миру. Как бывает приятно, когда видишь действующий храм, как он сияет, как он красив, как он украшает все вокруг. Так и Церковь наша, Церковь в духовном смысле, я имею в виду нас с вами, так же должна украшать, быть таким же украшением всему миру, спасительным украшением, а не просто внешним, потому что тот Дух, который живет в нас, должен служить, плодоносить в этом мире. Он должен открыться этому миру, иначе мир погибнет в грехах своих.
Вот, дорогие братья и сестры, я вас поздравляю сегодня с праздником. Именинниц поздравляю с днем ангела. Я уже вижу здесь некоторых именинниц, и я очень рад, что вы сегодня пришли и молились вместе с нами. Постарайтесь, чтоб этот день, день вашего ангела, был для вас днем назидательным, днем святым, днем радостным.
А всех присутствующих здесь не членов приходского собрания я попрошу сегодня, начиная с четырех часов, за нас помолиться, чтобы Господь благословил нашу встречу, чтобы она проходила в мире, в любви, в единомыслии и единодушии. Храни всех Господь!
10 ноября 1990
Слово на литургии
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Мы сейчас слышали о том, что сотворил Иисус бесноватому. Вот Господь приплывает в землю Гадаринскую и, выходя на берег, встречает одного человека из близлежащего города Гадары, который был одержим. Но одержим не просто какой-то физической или душевной страстью, а бесами. То есть он был так одержим злом, что сам стал источником этого зла. В него как бы вселилась неуместная злоба, что и значит, что он стал одержимым бесами.
В одежду он не одевался и жил в гробах (погребальных пещерах, гробницах). И вот, когда увидел Иисуса, то злоба поднялась в его сердце, и он начал говорить, только совсем не то и не так, что и как надо было бы говорить в этом случае нормальному, духовно здоровому человеку. Кажется, вот, даже хорошо, он «пал пред Господом» и о чем-то стал просить Его. Но о чем, с другой стороны, он говорит? «Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня». Это, на внешний взгляд, вполне разумная речь, дорогие братья и сестры. Более того, бесноватый тут открывает такую важную духовную тайну об Иисусе, которую далеко не все знали, ту тайну, за откровение которой Господь одному из своих любимых учеников Петру дает великие обетования. Бесноватый исповедует Иисуса Сыном Бога Всевышнего, то есть он признает то, что в Иисусе «обитает вся полнота Божества телесно».
Это – великая духовная тайна. Но оказывается, знать эту тайну и исповедовать ее людям могут не только лучшие ученики Христовы. Оказывается, это откровение может быть и следствием действия прозорливого духа зла. Потому что это зло как бы хочет выболтать духовные тайны, хочет их профанировать и тем самым принизить, унизить, расточить и развенчать.
О чем просит этот дух зла в бесноватом? «Не мучь меня». Приближается к нему Свет, приближается к нему Жизнь, приближается к нему Сам Бог в Иисусе, и он говорит: «Не мучь меня». Конечно, с позиций зла всякое добро мучительно. Благодать Божия для него есть мучение, потому что она никак не вписывается в рамки мира сего, с его тенденциями коварства, жестокости, компромисса, разложения и болезней. Да, для бесов Бог – Мучитель, потому что при Его приближении тьма уходит. Бесы не могут уже существовать, а тем более действовать в мире. Ведь бесы – это зло, то зло, которое исходит изнутри, как сказал Господь: «Извнутри, из сердца человека исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, лихоимство, кражи, лжесвидетельства, всякое непотребство». Поэтому злой дух и говорит Иисусу: «Не мучь меня». Тогда Иисус повелел нечистому духу выйти из этого человека. Потому что человек на самом деле мучился этим духом и мучился давно, настолько давно, что все местные жители знали о нем. Они приходили и связывали этого несчастного человека цепями и всякими узами, стараясь сберечь его. Они жалели его. Они не хотели его погибели. Но тот, видимо, и в этом добре видел зло, некое ограничение своей падшей «свободы» и «силы». Поэтому он разрывал узы и был гоним бесом в пустыне.
Евангельская пустыня – место страшное, дорогие братья и сестры. Эта пустыня – не просто каменистые и пустые места, где нет людей, которые существуют в природе, в мире и очень часто являются плодом человеческой беспокойственности, человеческого греха, неумения и нежелания жить по-божески в этом мире. Евангельская пустыня – не только природная пустыня. Это еще пустота, пустота духовная, соответствующая состоянию человека, искушаемого духом нечистым или даже уже падшего.
Иисус спрашивает бесноватого: «Как тебя зовут? Как имя тебе?» А тот, продолжая вещать злым духом, отвечает Ему: «Легион» (легион – это очень большая военная единица). И евангелие нам поясняет данный ответ: «Потому что много бесов вошло в него», ибо уже не один бес, а множество, множество бесов было в этом несчастном.
Тогда, как бы чувствуя приближение своей погибели, снова просят злые духи Иисуса, чтобы повелел Он им пойти не в бездну, но в стадо свиней. И Иисус позволяет им это сделать. В этом было очередное коварство и соприродная бесам вещь, потому что это стадо свиней было главным источником дохода для гадаринских жителей. Они сами свинину не ели по закону Моисея, а выращивали свиней для продажи римлянам, оккупантам. Они знали, что по закону животное это нечистое, но разводили их, ибо это было им выгодно.
Итак, бесы просят войти, сами будучи нечистыми, в нечистое же, в свинское. «Подобное стремится к подобному», как говорили святые отцы. В то же время погибель свиней вызвала бы разорение, а потому и гнев на Иисуса у местных жителей. Это и произошло. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, стадо бросилось с крутизны в озеро и потонуло. Тогда пастухи побежали и рассказали все горожанам, а те, выйдя, в первую очередь нашли бесноватого человека исцеленным. Но по, евангелию, это их не привлекло, это их ужаснуло. Они ужаснулись и второй раз, как только увидели свою потерю. Они разорены. И это ради какого-то несчастного, которого они жалели, но не считали ни за что.
Тогда они стали просить Иисуса удалиться от них, потому что были объяты великим страхом. Он так и сделал. А бывший бесноватый пошел и стал проповедовать по всему городу о том, что сотворил ему Иисус.
Вот, дорогие братья и сестры, то, о чем мы сегодня слышали. Это для нас с вами очень значительное место евангелия. Не только потому, что произошло очередное чудо, где Господь явил Свою духовную силу. Не только потому, что мы услышали подтвержденное ею прямое исповедание Иисуса Сыном Бога Всевышнего (а для нас утверждение этой истины есть главный камень нашей Веры, на котором все мы стоим, почему и называемся христианами). Но еще и потому, что, слушая его, мы должны задуматься о себе. О том, чтобы никогда в нас не заговорило зло. Еще Достоевский в романе «Бесы» предупреждал наш народ, нашу страну о том, что бесы могут разгуляться, бесы могут разойтись, вселившись в целый народ, как в стадо свиное, и тотаа он, подобно тому стаду, может броситься с крутизны вниз и погибнуть.
Нам надо, дорогие братья и сестры, остерегаться этого и сейчас. Тем более что однажды это несчастье уже произошло с нашим народом. Но эта опасность сохраняется, дорогие братья и сестры, сохраняется потому, что народ еще не нашел своего пути. Если он и исповедует Иисуса Сыном Божиим,.то очень часто это делается не от полноты Любви и добра, а по разного рода вторичным соображениям, а иногда даже в отношении христианской Веры провокационным. Мы должны исповедовать Иисуса так, как исповедал Его исцеленный, нам тоже надо идти и проповедовать всем, всему нашему граду и миру о том, что творит Иисус с нами, о том, что Он дает нам, о том, как мы наполняемся каждый воскресный день благодатью здесь, на литургии.
Да, мы почти зримо исполняемся здесь Духом Божиим, Духом Бо-жией Любви, преодолевающим всякие разделения и соблазны, очищающим, просвещающим всех нас, спасающим всех нас. Мы сейчас еще слышали из послания к Ефесянам, где апостол Павел говорит о том, что мы с вами «спасены чрез веру, иг это не от нас. Божий Дар».
Воистину мы спасены! Конечно, никто из нас в отдельности засвидетельствовать спасения своего во имя свое не может да и не должен этого делать. Но мы должны твердо знать, что если Господь на Голгофе пострадал, если Он пролил Свою Кровь за нас, если Он получил такой Дар Божий, что разрушил державу Смерти, то это означает действительное и действенное спасение всего мира. Это означает и то, что все, кто открыл свое сердце Богу во Христе, тот уже приобрел в Нем спасение и очищение от всех своих грехов. Только бы мы не отпали от той благодати, которая нам дается через святую Веру Христову. Только бы мы не оставили первую Любовь свою.
Поэтому не для гордости, не для превозношения, но как великое знамение, как великий дух и действие мы должны знать и помнить, что мы спасены. «Мы спасены чрез Веру, и это не от нас. Божий Дар.» Мы спасены подобно тому, как был спасен бесноватый. Мы спасены от всякой нечистоты, от всякого унижения, от всякого страха. И поэтому наше благодарение Богу во Христе должно быть постоянным, ежедневным, ежечасным. Мы всею своею жизнью должны свидетельствовать о Нем. И тогда все, кто имеет живое сердце, откликнутся на Его призыв и придут ко Христу.
Аминь.
Слово на исповеди
Сегодня, как видите, у нас день особый: народу мало, потому что рабочий день, хотя он и воскресный. Поэтому мы будем кратки, чтобы можно было потом лично поговорить со всеми.
Будем молиться...
Вы слышали, священник – только свидетель тому, что вы скажете «на духу». Каемся же мы все пред Господом Богом, Отцом и Сыном и Святым Духом, Который один имеет власть оставлять грехи. И далее, я указал вам на икону. Это распятие Господа. Почему? Потому что мы должны понимать, что когда мы грешим вольно или даже невольно, мы вольно или невольно распинаем Господа своими грехами.
Ведь почему Христос безгрешный оказался на кресте? Из-за грехов человеческих. Потому, что, с одной стороны. Он добровольно взял на Себя все эти грехи как Агнец Божий, готовящийся на заклание, на искупительную жертву, а, с другой стороны, агрессия зла, грех этого мира пригвоздили Господа ко кресту. Не было бы предательства, не было бы зависти, не было бы законничества, поклонения букве, а не Духу – не было бы и страшного распятия Господа, ибо некому было бы Его распинать. Но Его пригвоздили к кресту руками беззаконников, руками грешников <а, к сожалению, все люди оказались этими грешниками, и иудеи, и еллины) для того, чтобы потом Господь приобщил к Богу, искупив Своей Кровью и тех, и других.
Дорогие братья и сестры, мы стоим пред крестом Христовым. Мы должны прежде всего понять это, вдуматься, вчувствоваться в это и понести ответственность за свои грехи, ибо мы ими распинаем Господа. Вот поэтому нам и требуется покаяние, покаяние всецелое, полное. Мы здесь не должны давать себе никакой поблажки. И если мы всегда будем взирать на Господа, тогда нам никогда не захочется грешить, ни словом, ни делом, ни помышлением. Потому что кто же из нас, верующих во Христа, захочет распинать Господа на кресте снова? Никто, никогда. Но, к сожалению, мы часто теряем живое чувство Бога... Часто думаем: все так поступают, и я так же буду; ибо и мне не хватает сил, и я не могу сделать ни того, ни этого... И тут-то начинаем грешить, идем на компромиссы с совестью. Прости нас, Господи!
Я напомню вам те грехи, которые вы знаете, с одной стороны, но с другой, о которых нужно вспоминать почаще, чтобы проверить себя, не впали ли мы снова в них.
Во-первых, не унывали ли мы? К сожалению, сейчас в народе очень много уныния. Прости нас. Господи! Люди часто опускают руки. Только увидят какое-то препятствие, сразу пугаются, всего боятся.
И вот, второй грех – этот страх, страх не пред Богом, не страх совершить грех, а страх того, что придется пострадать за добро, за правду. Прости нас, Господи, что мы поддаемся этому дьявольскому страху. В нас никакого страха не должно быть, как и никакого уныния. Никогда. До последнего вздоха, пока мы живем этой жизнью на земле.
Еще мы бываем леностны. Нам кажется, что, коли у нас многс болезней и много постоянных ежедневных забот, то уже больше ничего мы ие должны делать ни для Бога, ни для ближних, ибо сил как будто бы для этого нет. А на самом деле они есть, дорогие братья и сестры, просто они нами не собраны. От уныния мы часто бываем расслабленными, а от расслабления приходит леность, из-за которой мы теряем бездарно, впустую время. Прости нас. Господи! Это великий грех. Наряду с унынием один из самых больших грехов, а также с завистью, которая коренится в сердцах многих людей. Кто-то лучше живет, кто-то больше получает, кто-то ездит на машине, у кого-то дача... А у кого-то, может, и нет ничего, а нам кажется, что у него незаслуженно есть все, и завидуем. Прости нас. Господи!
Отсюда рождается осуждение. Мы начинаем постоянно судить всех и вся, часто не проверяя своих суждений, просто потому, что привыкли, извините, болтать языком. Прости нас. Господи! Это тоже великий грех.
Часто мы не боимся быть соблазном для других. Прости нас, Господи! Конечно, не надо лицемерить. Лицемерия как раз у нас достаточно. Прости нас. Господи! Лицемерить не надо, но быть соблазном для других, делать на глазах у человека то, что он не вмещает, что он еще не понимает, тоже не надо. Потому что озлобить человека просто, а привести его к благодатной жизни очень не просто. Укрепить в нем веру, чтобы возгорелась в нем Любовь к Богу и ближнему, вот это не просто. Осадить же человека, знаете, как тесто осаживают, – плюх, и было полно, а осталось на дне – это просто сделать. Если уж Господь нам дал такую закваску, такие дрожжи, чтобы мы восходили все выше и выше, с помощью Духа, то давайте друг друга не осаждать и, как говорится, «по голове» не бить. Прости нас. Господи, что мы часто бываем «части-телями Духа», как это называется у апостола Павла. Можно и Дух погасить. Прости нас. Господи, за эти великие грехи. Нам часто не хватает Духа, мы жалуемся на это, и сами же гасим Его в себе и других всеми теми грехами, о которых я сейчас говорил.
У нас мало веры. Мы с трудом идем на риск. С трудом, с большим трудом. Если мы не обеспечим себя со всех сторон своими, человеческими гарантиями, то мы уже боимся и шагу ступить. А о том, что нас Господь ведет, и нам помогает, и выводит нас из всех трудных положений, мы совершенно не думаем. И не надеемся на Господа, потому что веры мало. А Вера, Надежда и Любовь – это грани одного и того же. Это все одно и то же. Нет Надежды – нет и Веры, нет Веры – нет и Пюбви, и не будем себя обольщать. Если мы надеемся на себя, да на :вои силы только, то и не будет у нас ни Веры, ни Надежды, ни Любви. Прости нас, Господи за то, что мы теряем самый драгоценный дар – благодать. «Благодать» в переводе на русский значит «дар Любви». И теряем его только потому, что всего боимся и не надеемся ни на что, ни на кого, кроме себя. А мы обязательно должны действовать, и нам Господь дал силу ума, души, волю, дал физические силы; дал дух, для того чтобы умножать эти дары. Мы же часто их нисколько не умножаем. Мы ими пользуемся только для себя. И это тоже большой наш грех, когда мы пользуемся чем-то, данным Богом, только для себя, в эгоистических своих целях. Прости нас, Господи, что мы транжирим, тратим то, что нам Бог дал, вместо того, чтобы этот талант употребить в дело, как сказано в евангелии, и получить прибыль, умножить свой талант.
Ну, а если есть стыд за свою веру, сомнения в вере, то есть и недостаток благодарности. Потому что если мало веры, то мало и плодов веры. Так за что и благодарить? Мы и цедим сквозь зубы благодарность, а то и вообще считаем, что все только нас должны благодарить, а мы-то еще посмотрим. Прости нас. Господи!
Мы всегда считаем, что все нам должны. Один то, другой то, третий то. А Павел учит най жить по-другому. Говорит: не будьте никому ни в чем должны, кроме взаимной любви. Вот, где мы должники друг у друга. По-настоящему, здесь и нам должны, и мы должны взаимно. Церковь живет Любовью и скрепляется Любовью. Будет этот цемент, скрепляющий материал между нами, и мы будем единым Телом, как один храм, настоящий, целый. Конечно, сейчас мы все как разрушенный храм и как разрозненные его кирпичики. Нам надо еще соединяться, надо соединяться так, чтобы нас нельзя было оторвать друг от друга, чтобы мы могли друг за друга жизнь свою, душу свою положить. За каждого, до последней немощной бабушки, чтобы ни один человек не думал, что он одинок, что ему тяжко, что если заболеет, то он может даже умереть в своей кровати и никто к нему не подойдет. Прости нас, Господи, что мы еще не настолько ценим друг друга, Церковь Божию. Ведь этим мы не просто человека возвеличиваем, мы Церковь Божию чтим, мы в нее верим. Помните, в Символе Веры сказано: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Мы должны верить в Церковь, а значит, верить и друг в друга, в то, что Господь всех нас ведет по одному пути и в то, что мы друг друга никогда не оставим. Да, истинно верующий человек другого не оставит никогда. Если он рядом живет, он зайдет, и если надо молочка принести, хлебушка – принесет, заболел – лекарства привезет, врача позовет, помолится вместе. А кто помоложе, тот и почитает Священное писание вместе, особенно евангелие. Во всем этом у нас с вами должна быть полная уверенность. А если этого нет, то прости нас за это, Господи! Значит, мы еще плохо друг о друге заботимся, мы еще плохо скреплены Любовью. Где Любовь, там человек не будет считаться: я вот это сделал, а мог бы и не делать, я не обязан. Прости нас, Господи, мы еще много считаемся с каждым своим шагом. Прости нас, Господи!
Мы, увы, еще часто гневаемся. Как только что не но нашей воле, так все, не удержать нас. Впадаем в самый настоящий гнев – и молодые, и старые. Прости нас. Господи! И в гневе часто делаем большие, большие глупости. И говорим или думаем иногда слова очень неприличные. Или бываем готовы даже ударить человека. Прости нас, Господи! Сейчас стало легко ударить человека. Это страшное дело. А уж отнять у него что-то, сказать: «Это мое», уж вообще ничего не стоит. Пусть мы, конечно, не грабим на улице, конечно, не убиваем, но прости нас, Господи, чуть ли не все отнимаем по мелочам, у своих же близких, в доме своем родном, как бы говоря: «Вот это мое. Ты не трогай. Только мое, мое, мое!» А если'что не нравится нам, повторяю, сразу начинаем впадать в гнев, даже просто в бешенство, в исступление какое-то. Прости нас, Господи!
Иногда даже родители по отношению к собственным детям так ведут себя. Конечно, детей надо воспитывать, надо держать их в строгости. Это само собой разумеется. Но во всем надо знать меру. И уж, конечно, бить ребенка никогда не надо. Можно наказать его, можно, так сказать, шлепнуть, но не бить. Понимаете? Это большая разница. Человек бьет от своего собственного бессилия. Когда кто-то кого-то бьет, это значит, что человек чувствует свое бессилие, что на него напало бешенство, как беснование. Прости, Господи, что мы иногда не боимся впасть в этот чуждый Тебе дух и ведем себя прямо как бесноватые.
И еще. Мы все время стараемся везде утверждать себя. Бываем честолюбивыми, гордыми, носим себя, как будто все в мире вертится только вокруг нас, ценим свои мнения высоко неимоверно: «Вот я так думаю, значит, только так и есть». Прости нас, Господи, за такую близорукость!
Здесь напомню вам слова писания о том, чтобы каждый, каждый из нас почитал другого, всякого другого в Церкви, выше себя. Посмотрите: один трудился, получил духовное или гуманитарное образование, другой, может быть, и нс очень образован, но у него большой опыт, он детей воспитал в вере и благочестии, а третий еще какую-то добродетель имеет, трудом своим достиг того-то, четвертый же духовно добрый, благодатный человек, хотя, может быть, и не имеет ни большого ума, ни особой внешней красоты, ни образования. И у каждого есть то, за что можно его искренне полюбить и высоко ценить. Только нам нужно это разгадать в ближнем, мы должны это в нем поискать и увидеть.
Бывает, увы, и так, что дети забывают своих родителей и не ценят их. Прости, Господи, наши грехи против наших родителей! Мы не только подчас считаем, что если они пожилые, то их можно и не слушать, но бывает и так, что мы вовсе не заботимся о них. А дети всегда должны заботиться о родителях. Во-первых, о их чести, как сказано: «Чти отца твоего и матерь твою». Это для нас закон. Что бы мы ни делали и какими бы ни были наши отношения с родителями, честь им воздавать надо. Как и всякому человеку, который старше нас или выше нас по положению, пусть даже по нашему мнению он и не такой хороший человек, каким бы должен был быть. Апостол Павел говорит: воздавать кому честь – честь, то есть не бесчестить ни старого человека, ни человека начальствующего.
Но это не значит, что мы должны быть подхалимами или рабами. А часто бывает, что перед начальством, в том числе церковным, мы склоняемся как рабы, достоинство свое теряем. Прости, Господи! Но честь воздавать необходимо. Еще в Ветхом завете есть слова о том, что надо встать, если увидишь человека с сединой, входящего в дом. А мы часто и седину других не чтим, и стыдимся своей седины. Прости нас. Господи! Поэтому и другие нас же не уважают.
Еще нам до сих пор бывает трудно прощать других, прощать реально, в сердце своем. Не просто внешне. Внешне улыбаться друг другу сейчас люди научились, всем подряд улыбаются, даже тому, кому, может быть, и не надо руки подавать, а все равно улыбаются и все равно десять раз кланяются, хотя внутри себя его и в грош не ставят.
И вообще, в нашей жизни есть грех духовного рабства. А мы должны быть свободными, потому что нас освободил Бог, и вера наша приводит нас к полной Свободе в Боге. И апостол Павел пишет: «Где Дух Господень – там Свобода». А мы живем как рабы. И дома, и везде, как рабы – рабы обстоятельств, рабы людей, рабы вещей, рабы идей. Прости нас. Господи!
Мы к тому же не бываем строги к себе настолько, чтобы никакой лжи не входило в наше сердце. Мы позволяем себе лгать. Мы иногда и сами себе лжем, перед собою лжем, знаем, что лжем и себя убеждаем: нет, на самом деле это так. Прости нас. Господи, за это малодущие и двоедушие! Мы постоянно служим направо и налево двум, трем, десяти господам. Прости нас, Господи!
Не можем сдержать своих телесных потребностей. Кто впадает в обжорство, кто курит, кто пьет, кто что делает. Конечно, особенно молодежь, которую часто сызмальства специально заражали ложной идеей, типа: все, что естественно, то не безобразно. Прости, Господи, что и мы верили таким лживым вещам. Забыли, что нам надо воздерживаться, уметь держать себя в руках во всех отношениях и всегда.
Так же надо воздерживаться от дурных мыслей и дурных греховных пожеланий, надо уметь не услаждаться никакими греховными пожеланиями. Прости нас, Господи, что мы не умеем себя сдерживать, не умеем себя держать в руках, не умеем быть господами самих себя. А это совершенно необходимо.
А для того чтобы уметь проверить, насколько мы держим себя, нужна какая-то аскеза. Посты для чего нам даны? Они и дисциплинируют нас, они и помогают нам воздерживаться от излишних внешних потребностей, в том числе материальных, чтобы они не разрастались, поглощая собою все в нашей жизни, даже наши духовные потребности. Поэтому пост имеет великое действие, и к посту надо относится, конечно, более строго. Другое дело, что пост должен быть посильным. Никогда не надо чего-то делать сверх сил. И Бог ничего от нас не требует и не просит сверх наших сил. Ничего!
Но дисциплина духовная должна быть. Как нам часто ее не хватает! Как часто мы бываем расхлябанными в делах. Например, можем пообещать и не сделать. Прости нас, Господи, если такое случается! Многие даже считают, что такая расхлябанность – наша национальная черта: люди западные дисциплинированны, а вот восточные – одна безалаберность и расхлябанность. Так вот, прости нас. Господи, и помоги быть примером во всем: и в делах, и в словах, чтобы мысли наши были светлыми, ясными, чистыми, благодатными, чтоб мы жили всегда по-настоящему в радости, любви и мире.
Это то, что дает нам Господь как дар. Только этим даром надо уметь пользоваться, надо, как тот талант, умножать.
Я думаю, что на сегодня нам достаточно того, что я сказал. Но если кто-то из вас имеет такие грехи, которых я не назвал, а сердце ваше осуждает вас, то немедленно, сейчас же покайтесь пред Богом, сразу принесите в сердце своем молитву покаяния.
Так и всегда делайте. Если впали вы невольно в какой-то грех (я уж не говорю вольно, это не дай Бог), сразу приносите молитву покаяния. Сразу, тут же. Не ждите, когда вы придете на исповедь. На исповедь вы должны принести уже плод покаяния. «Принесите плоды, достойные покаяния», – говорил св. Иоанн Предтеча. Вот к чему нас призывает писание. А просить Бога о помощи, о том, чтобы Он исправил нашу жизнь и простил нас, надо сразу. Сразу, как только мы чувствуем в этом потребность.
Что же, теперь давайте молиться...
Слово после литургии
Мы совершили причастие. Когда с нами Бог и мы друг с другом, вот тоща и праздник, дорогие братья и сестры. Пусть это станет для нас законом духовной жизни. Давайте постараемся быть всегда с Богом, жить так, чтобы Бог всегда был в нас, чтобы наше исповедание веры было истинным, добрым и светлым, были так скреплены любовью, этой совершенной связью, чтобы слиться в единое святое тело Церкви, по Духу узнавать каждого нашего брата, каждую нашу сестру. Не по внешности, не по человеческой характеристике, а по Духу, как мы по Духу узнаем, что крещены. Вот это праздник, вот это радость, дорогие братья и сестры. Мы, конечно, радуемся всему, что Господь нам дает. А Господь нам дает очень много. Самое главное – радость единства, радость любви, радость свободного духа. Мы ценим это и благодарим Господа. Давайте вынесем сейчас за двери этого храма то, что подарил Господь нам, что вложил Он в храмы наши духовные – в наши сердца. Давайте вынесем это все для того, чтобы служить теми Дарами, которые получили. Служить Богу и ближним, служить всем людям, даже бесноватым, как сегодня мы слышали. Потому, что мы часто просто заботимся о людях, а надо более того – им служить, стараться исцелить их, освободить их душу, дух и тело. Связывает ли болезнь, связывает ли беснование даже, связывают ли обстоятельства – все это должно быть разрешено, развязано.
Вот, дорогие братья и сестры, будем стремиться вперед, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе, забывая все прежнее, все те трудности, страдания, которые нам приходилось еще так недавно переживать.
Тут я хочу вам сообщить, что вчера у нас было приходское собрание. Я просил вас молиться, и я верю в ваши молитвы. Конечно, Господь нас не оставил, и мы в радости духовной завершили вчера это собрание, хотя вопросы были у нас важные. Мы говорили о восстановлении нашего храма, о том, какие препятствия на этом пути есть, что надо сделать. Мы переизбрали старосту для того, чтобы лучше шли у нас дела. Конечно, никого из прежних наших помощников мы не отвергаем, пусть они помогают. Но если находятся люди, которые могут помогать больше и лучше, то мы, конечно, уступаем им дорогу. Мы надеемся, что все вы тоже будете помогать старосте, потому что ей придется работать старостой, как освобожденному от другой работы человеку. И, значит, все свое время, все свои силы посвящать прежде всего храму. Вот если мы хотим до Нового года перейти в храм, а мы хотим хотя бы вот эту заднюю часть завершить уже к Новому году, то нужна помощь. Помните об этом. Слава Богу, и храни вас всех Господь.
Аминь.
11 ноября 1990