Проповедь в Русском Успенском соборе в Лондоне во время Ламбетской конференции
Дорогие братья и сестры, когда Владыка предложил мне сказать несколько слов, я первоначально смутился и подумал: что скажу я вам и как скажу я вам? И тогда я решил, что скажу вам то, что сказал бы и в Москве в Патриаршем соборе, если бы я там был и служил. Хотя здесь есть люди и нерусского происхождения, я думаю, вы это поймете, как понял бы и наш народ, ибо все вы православные, живущие здесь, плоть от плоти нашей Церкви, вы являетесь плодом ее истины, ее свидетельством Правды, ее глубокой, всепроникающей святости. Поэтому я решил к вам обращаться так, как если бы я видел перед собой тысячи, не сотни, а тысячи верующих в моем соборе.
Вы слышали сегодня евангельское чтение об исцелении Господом Иисусом Христом расслабленного. Когда принесли лежащего на постели недвижимого больного, Христос посмотрел на него и сказал: Чадо! прощаются тебе грехи твои. И тогда книжники и фарисеи, которые хотели уловить Его на каждом слове, чтобы обличить Его, подумали: Он богохульствует, ибо кто может отпускать грехи, кроме Бога. Христос, зная помышления их, сказал: …что легче сказать: прощаются тебе грехи или сказать: встань и ходи? Обыкновенно, когда мы читаем эти евангельские слова, возникает вопрос: действительно, что легче сказать? С точки зрения фарисеев и с нашей точки зрения, невозможно сказать ни то, ни другое. Ибо невозможно сказать: Отпускаются тебе грехи твои, если мы сами грешны. И не смеем мы сказать больному человеку, расслабленному: Встань и ходи, ибо не уверены, что он встанет и будет ходить. Однако Господь сказал, что легче сказать отпускаются тебе грехи, чем сказать встань и ходи. Почему?
Вдумаемся в это. Если бы нам нужно было обязательно сказать или то, или другое в нашем естественном греховном состоянии, в нашей обыденной жизни, нам лучше было бы сказать: Отпускаются тебе грехи твои. Почему? Потому что мы произнесли бы слова, которые никто не в силах проверить, действительно ли отпускаются эти грехи. А если бы мы дерзнули сказать: Встань и ходи, то это легко проверить. Сразу было бы видно встанет он и пойдет или нет.
В нашей жизни мы очень часто говорим высокие благородные слова, которые, мы знаем, не смогут быть проверены делом, жизнью. И люди не в состоянии обличить нас, ибо, может быть, это так, а, может быть, и нет. Один Бог только знает. А слова, которые надо было бы доказать делом, их мы избегаем. Таким образом мы часто увлекаемся внешней благочестивой формой святых слов спаси тебя, Господи, Господь тебя помилует, Господь тебе подаст, Господь с тобою. Мы часто употребляем эти слова искренне, от доброго сердца, но часто эти слова остаются только словами. Мы не можем доказать их конкретно, ибо мы сами слабы, немощны, греховны. Вот это расхождение между красивой благочестивой внешностью нашей жизни и нашими делами является трагическим расхождением в христианстве, является тем, что более всего как бы губит нас как христиан. Ибо люди слышат наши благочестивые слова, полные глубокого смысла и мудрости, и верят, и увлекаются, и тронуты бывают, а потом видят, что наша жизнь, наши дела не подтверждают наших слов, а иногда и противоречат им. Люди разочаровываются в нас, в наших словах, а, значит, и в христианстве и в Церкви.
Дорогие братия и сестры! А теперь я хочу обратиться к вам, здесь живущим, и сказать о нас, там живущих.
Вы знаете, какие трудные испытания проходила и проходит Русская Церковь, наша с вами родная Церковь, наш с вами родной народ. Спросим себя сейчас: за все эти годы исповедничества и испытания, исторического испытания Русской Церкви, сколько было произнесено благочестивых слов, умных, искренних, может быть, слов о нашей Церкви, как надо жить, как надо исповедовать. И я уверен, что в основном все, что здесь говорилось, говорилось от искреннего сердца и было правдой. Но было правдой, к сожалению, только на словах, ибо жизнь конкретная, дела были там, исповедничество, даже до смерти, было там.
Дорогие братия и сестры! То, что я сейчас сказал вам, может быть, даже опечалит вас, ибо вы ведь так искренне любили и любите свою Церковь, свой народ и искренне желали и желаете самого лучшего силы стояния за веру.
Но вместе с тем, те дела, про которые говорил Христос, то встань и ходи было там, ибо только там можно было проверить, как мы исповедуем Христа словом или делом и жизнью. Только там можно было сказать великие святые слова, полные глубины и мудрости, но такие слова, за которые можно было потом положить свою жизнь, подтвердить их конкретными фактами, своею жизнью. И вот это испытание не словами, а делами наш народ, наша Церковь выдержала; она может заявить перед всем миром, что она выстояла в этом испытании. Это не значит, что все кончилось, впереди много, может быть, тягчайших испытаний, но это значит, что началось движение, новое движение среди интеллигентной молодежи, началось вхождение в Церковь нового поколения, которое не было воспитано в благочестивых верующих семьях, которое было воспитано в неверующих семьях в убежденном неверии и которое потом само путем глубочайших размышлений и внутренних мучений выстрадало свое обращение ко Христу. Это не наша заслуга, не нас надо хвалить, это заслуга нашего верующего народа и восхваление и слава Богу, Который Духом Святым миссионерствует среди людей, бывших далеко-далеко от Церкви и которым, казалось бы, нет и не может быть пути в Церковь, но они разными путями приходят в Церковь и становятся такими верующими, с которыми нам трудно сравниться, ибо для нас Вера и Церковь привычны, для нас это родная атмосфера, без которой мы не можем жить, а для них это связано с исповедничеством, со скандалами в семье, с риском в учебных заведениях, с трудностями на работе, с необходимостью расстаться с любимым человеком, который был твоим женихом и бросил тебя или была твоя невеста и бросила тебя после того, как ты пошел этим путем, а у него или нее не хватило силы или желания, или веры идти вместе.
И у нас сотни, тысячи таких живых, конкретных примеров. Сотни и тысячи таких молодых людей, которые, может быть, не особенно церковны, будем говорить честно они церковно не воспитаны, они пришли оттуда, но они больше, много раз больше исповедники Христа, чем мы с вами.
И вот это новое, что сейчас в нашей Церкви есть, которое, конечно, можно приостановить, воспрепятствовать ему, уменьшить его, но которое вообще остановить никто в мире уже не может. Это движение уже началось, и оно будет ускоряться, ибо за ним идет всесильная благодать Господа нашего Иисуса Христа, Который увидел исповедничество Свое у народа на протяжении десятилетий, который проверил народ в унижении, в трудностях, в тесноте, в таком положении, что, казалось бы, вот-вот уже все!..
И Господь проверил, расходится ли слово с делом, говорил ли наш русский народ благочестивые святые слова в это время или говорил даже, может быть, меньше благочестивых слов, а больше жил, стоял, исповедовал Христа. И мне хочется окончить здесь мое слово тем, что в этом евангельском чтении и о нас говорил Христос: Прощаются тебе грехи твои, встань и ходи.
Да, мы грешны исторически. Русская Церковь греховна многими грехами в прошлом, но Господь увидел, как она проходила через горнила испытаний, увидел, что за это время, за эти шестьдесят лет у нас было в тысячу раз больше Святых, чем за всю историю Русской Церкви, что у нас сейчас живые святые ходят, те, которых, когда придет время, а это время придет Русская Церковь провозгласит Святыми, канонизирует не десятки, сотни, а тысячи новых Святых.
Вот Господь увидел веру Своего народа и сейчас говорит ему: Прощаются тебе грехи твои, встань и ходи. И встает Русская Церковь и идет во Славу Божию, проповедовать Христа всему миру…
30 июля 1978