К статье А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию»
Страна наша как-то незаметно подошла к рубежу, у которого дорог хороший совет. И понятен интерес людей, находящихся на различных интеллектуальных, иерархических и духовных уровнях, к тем посильным размышлениям , которые предлагает всем заинтересованным в дальнейшей судьбе России человек с чистой совестью. Его нельзя заподозрить в лукавстве или тонкой игре у одра тяжело больного общества, родной страны. У нас в России всегда с особым вниманием прислушивались к голосу известных писателей, любимых сынов Отечества.
Для нас, христиан, статья А.И.Солженицына не может остаться незамеченной, ибо в ней он, человек верующий, коснулся основ, первопричин сегодняшней трагедии страны. Внешние проявления этой трагедии многочисленны и очевидны, поэтому прежде всего ее причины внутренние, во многом сокрытые от телесно-душевного человека, стоят в центре его внимания. Нам хотелось, не затрагивая вопросов стратегии и тактики разрешения политических, экономических, социальных проблем, выразить свое отношение к основам, причинам разора , затронутым в разделе статьи, озаглавленном А сами-то мы каковы?
То, что духовная жизнь индивида (а значит и общества) определяет его целостность и силу (а при отсутствии таковой бессилие), ясно автору не как результат только умственных изысканий, но и как результат практической его жизни. Не подлежит сомнению, что человеку нужно отстоять душу (мы бы прибавили и дух), освободить ее… Да, если в нации иссякли духовные силы , то ничто не спасет ее от смерти.
Человек без одной, неотделимой части своего существа души не есть уже человек, а разумное животное, страшное в своем эгоизме и властолюбии, в своем ограниченном миросозерцании, приспособленном к личной выгоде. Как он, так и общество, нация, состоящие из таких биологических машин, обречены на имманентное самоуничтожение.
Если бы кто-нибудь пытался в течение десятилетий путем технических, организационных, философских и иных ухищрений построить высотное здание из заведомо бракованных строительных конструкций, мы бы не назвали его разумным. Разумные строители должны прежде всего позаботиться о доброкачественном строительном материале. Таким материалом являются люди, имеющие полноту телесно-душевно-духовной жизни. И если в заботе о телесно-душевном государство да и сами люди кое-что предпринимают (могут предпринять), то третье составляющее человеческой индивидуальности требует специфической заботы и питания, которые осуществляются только Церковью.
Люди верующие и церковные опытно знают эту истину, знают, что иссякшие (или спящие) духовные силы в каждом человеке могут быть возрождены и приумножены, но при условии личного к этому стремления на пути к полноте веры в Творца. Мы не строим прожектов и понимаем, что путь к Истине, путь ко Христу в нашей стране сейчас не есть путь большинства. Но жизнь общества не определяется однозначно статистическим соотношением верующих и неверующих, порядочных и развращенных. И здесь нельзя не разделить тревогу автора о том, что если не произойдет исправления, покаяния последних (при наличии у них полноты власти), то трудно рассчитывать на позитивные сдвиги в обществе.
Ясно, что для большинства путь этот закрыт не столько из-за внутрицерковных проблем, сколько из-за их собственного неверия. Поэтому возрождение церковности требует не только времени, но и значительных усилий Церкви. Можно ли уповать в этом возрождении лишь на силы малочисленной церковной иерархии?
Выход из этого тупика не только просматривается, но и начинает реально выявляться, как отмечает и автор, снизу, через создание приходов, православных общин, объединенных духом Христа и жизнью в Церкви. Это те воскресительные движения , которые способны просветить народ изнутри, преобразовать его из рабов мира сего в детей света, в сынов и дочерей Господа нашего.
Но стремящихся к новой жизни необходимо обучать и опекать, к чему и призвана церковная иерархия. Готова ли она к этому сейчас? При ответе на этот вопрос есть опасность потонуть в дискуссиях о ее достоинстве и недостоинстве, которая в конечном итоге почти с неизбежностью приведет к отрицательному ответу. Ибо ложка дегтя способна испортить бочку меда, а такая ложка всегда отыщется.
Но мы уверены, что большинство священнослужителей, каждый на своем месте, уже сейчас может сделать для возрождения христианской общинной жизни и для возрождения государства гораздо больше, чем до недавнего прошлого. Для этого высшей иерархии необходимо выполнить три условия:
- углублять уровень подготовки священников;
- способствовать раскрытию дара каждого священнослужителя именно в том служении, к которому он призван;
- освобождать наиболее достойних и подготовленных священнослужителей от хозяйственных забот по приходу и ориентировать их на общинную и миссионерскую деятельность.
Тяжелые времена гонений на Церковь позади. Вместе с ними ушла в прошлое и возможность оправдания каждым верующим христианином своей пассивности, компромиссов с совестью и т.п. тем, что иное поведение повредит лично ему или Церкви. Сейчас наша непоследовательность в христианской жизни, а значит искажение Духа Христа, не имеет оправданий и однозначно свидетельствует о нашем недостоинстве. И еще страшнее, если о нашей раздвоенности, нашей теплохладности.
Да, мы знаем, что врата ада не одолеют Церковь. Но соработать этому призван каждый священнослужитель, каждый православный христианин, принося свой камень для созидания Нового Иерусалима.