Из проповедей на Рождество Христово (1976 г.)
Слово перед исповедью
Господь сошел с небес ради нашего спасения и распят был на кресте ради нашего спасения. Верить — это исповедовать, что нашего ради спасения Христос умер на кресте. «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате». Так вот, чувствуешь ли ты это? Есть ли у тебя сознание этого? Существует ли в душе твоей взаимный отклик? Господь сошел с неба на землю для того, чтобы искать и спасти тебя. И спасая тебя, зная, что ты тяжкий и великий грешник, Он пошел на крест и на кресте умер. Ты сам себя спроси, духом и всем своим существом: как ты к этому относишься? Какие у тебя взаимные чувства? Как ты на это отвечаешь? Вот в чем заключается исповедь.
Ради нашего спасения Господь сошел с небес, употребил все средства для того, чтобы найти и спасти нас. И спас? А как же не спас! Разве не на крест Он пошел? Не ради ли тебя Он пошел на крест? И распят был ради тебя, и в Самом Себе совершил твое спасение.
Имеем ли мы вот эту веру? Что в нас эта вера производит? Возрождает ли она, возбуждает ли наше сознание? Под какой великой заботой мы находимся? Какую заботу о нас Бог проявляет? И какой великой ценой мы получили наше спасение! Так вот, исповедью это и представь. Ради тебя Господь пришел на землю, Он сделал все для твоего спасения, решительно все! Он взял на Себя все твои грехи во всей их жуткости и пошел на крест, и на кресте в страшных муках Христос отверженный пролил Свою кровь. Вот чем ты спасен!
Ты спроси у души своей, есть ли вера в ней? Если ты веришь, ты должен измениться в глубине своего сердца — чувствами, способностями, волей. Господь ради каждого из нас пришел на землю. Ради тебя Он умер на кресте. Вот это и есть истина. И ты должен почувствовать, как тебя крепко любит Господь, насколько для Него драгоценен человек — образ Его. Не руководствуйтесь в жизни своим страхом, а руководствуйтесь любовью Божией. Апостол Павел говорил о своей вере так: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
Братья и сестры, эти истины должны пробудить наше сознание. Мы должны осознать, что ради нас пришел на землю Господь и ради нас умер на кресте. Эти две истины должны нас возрождать. Они призывают нас к новой жизни и утверждают новую жизнь. И мы должны на любовь Божию взаимно отвечать своей любовью. Да поможет нам Господь!
Если у нас нет осознания сердцем, что Господь ради нас сошел на землю и ради нас умер на кресте, то все — пустота, никакой веры у нас нет, никакого благочестия нет. А ведь мы спасены благодатью Божией. Подумайте сами: так любвеобильно, так заботливо, так доступно Господь устраивает все для нашего спасения: сошел с небес — и дает нам Божественную Чашу Свою, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так вот, причастники, разве Кровь Христова не способна смыть с вас грехи? Вы ведь причащаетесь! Суть причащения в том, что Господь Кровью Своей смывает с вас грехи. Каждый из нас должен глубоко, крепко, внутренне осознать это. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей», — напоминает нам св. апостол Павел.
Слово на литургии после чтения Евангелия
Братья и сестры! Мы вступили в торжество великого праздника — Рождества Христова! И Церковь Божия прославляет великое Таинство и призывает нас радоваться: «Придите, возрадуемся Господеви!»
Если вы внимательно слушали евангельское повествование о Рождестве Спасителя и благоговели во время священных церковных песнопений, то вы должны представлять себе, при каких обстоятельствах совершилось великое таинство Воплощения Сына Божия, и что оно принесло человеку и человечеству. В евангельском повествовании возвещается о том, как внезапно явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Вот начало проповеди евангельской — ангелы поют! И первыми пред этой проповедью были простые пастухи. Они услышали пение и пошли посмотреть, что случилось в Вифлееме. Действительно, в вертепе пастухи нашли ясли, а в яслях увидели лежащего Младенца.
Братья и сестры, христиане, как мы счастливы! Веруя во Христа, мы наполняемся жизнью благодатной. На все мы смотрим ясно, с упованием и радостью, потому что в нас совершается воля Божия. А воля Божия во Христе учит нас всегда радоваться, беспрестанно молиться и за все благодарить Бога. Вот сейчас мы в Церкви Божией исповедники, а потом будем причастниками! Сколько здесь радостного, истинного, именно нужного, бессмертного! Господь сказал так: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», и «Я воскрешу его в последний день». Это с нами совершается великое таинство!
Вот, братья и сестры, как величественно Господь беспокоится, заботится о нас, как величественно Он спас нас, избрав для этого такое высокое средство — Сам пришел на землю, взял на Себя нашу страшную греховность, пошел на крест и умер на кресте! Вот этим искуплением мы и спасены! В силу нашей веры в это искупление мы приходим к Чаше Христовой, потому что Чаша Христова проповедует, Чаша Христова раскрывает нам смысл Евангелия, Чаша Христова освящает нас благодатью. Не случайно Спаситель говорит: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так вот, человек, за тебя пролита драгоценная Кровь Сына Божия, а ты — грешник. За тебя Господь пролил Кровь Свою. Подумай, осознай, как Господь тебя любит, и грехи, которые ты совершил, Он смывает с тебя Своей Кровью. Как должен ты быть благодарен Господу! Ведь Господь сказал: «Кому прощено много, тот много любит». Вот этого Господь хочет от нас.
Осознавая множество своих грехов, мы должны Господу принести во множестве нашу любовь — вот единственное, чего хочет Господь. Наша искренняя любовь к Господу — это величайшая драгоценность как для Бога, так и для нас, это благодатнейший дар. Вспомните грешницу, которая припала к ногам Христа Спасителя и своими слезами омывала их. Церковь Божия, раскрывая тайну ее молитвы, говорит, что она обращалась к Господу со словами: «Господи, возлюби любящую Тебя, неправедную, ненавидимую!» И каждый из нас, приступая к Чаше Христовой, должен переживать эту глубину таинства Веры. Приходя к Господу, мы не пренебрегаем Его благодатью, а, осознав все свое бессилие, просим у Него милости, просим Его о том, чтобы это всеосвящающее таинство стало началом нашей новой благодатной жизни. Так оно и будет!
Но, братья и сестры, что же этому препятствует в нашей жизни? Препятствует самоволие наше! Если мы всецело поручим себя Богу, то мы станем учениками Иисуса Христа. А ученик Иисуса Христа только тот, кто отрекается от себя, берет свой крест и идет за Христом. Так вот, причащение пусть будет для вас началом новой жизни, когда вы отстранитесь от греха, от своей воли, возьмете свой крест и последуете за Христом. Убеждаться тут не в чем — все ясно. Вы прекрасно знаете, какие тяжкие грехи вы совершаете. Господь Своею благодатью прощает вас и не лишает Божественной Чаши. Такова любовь Господа. И от Чаши Христовой человек должен начать новую, благодатную жизнь. Это будет для нас самым лучшим празднованием Рождества Христа Спасителя. Ради нашего спасения Христос пришел на землю, ради нашего спасения пошел Он на крест и умер на кресте, ради нашего спасения Он оставил Церкви Свою божественную Чашу. Будем же пользоваться этими средствами!
Да, великие минуты — литургия! Это совершенное спасение сошедшего Иисуса. Постараемся здесь забыть о всякой суете и в молчании всецело отдадим себя Господу. Вот на этих минутах в Церкви отдохнем, упокоимся внутренней духовной тишиной и молчанием. Пусть Господь совершает над нами то, что Он знает. А ведь Он знает, кто мы такие, знает, в каких обстоятельствах мы живем, знает все наши трудности, знает, какие мы бедненькие и жалкие, уставшие от наших грехов, поэтому хотя бы в Церкви при этом великом таинстве давайте оставим это все. Пусть Господь за нас подумает, пусть Господь беспокоится за нас и пусть Он Своими дивными, верными путями спасет нас. Это будет самое лучшее. Ведь именно вот эту преданность нашу воле Божией мы выражаем в молитве: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш!»
Слава Богу, что благодатным утречком мы в Церкви Божией! Мы молимся, конечно, каждый за себя, у каждого из нас своя жизнь, но мы молимся и за наших близких, как живых, так и усопших. Так вот, именно в этот момент Церковь говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». За всех приносится величайшая молитва и жертва. Сам Сын Божий как великий Архиерей и Сердцевидец совершает это великое служение и Сам Себя приносит в жертву для спасения нас, для спасения всего человечества. Сын Божий так нас возлюбил, и вот на этой великой истине и существует вселенная. В сознание человека, в разумность его, в деятельность его должна вливаться эта великая истина — Господь тебя возлюбил и так дивно печется о тебе! Для того чтобы это понять, проверь сам себя: что ты собою представляешь без благодати Божией? Насколько близок тебе Господь? Ты ведь сам из опыта знаешь, что когда хоть немного помолишься, какая отрада, какой мир приходит к тебе! Так вот, будем стремиться к близости Божией, будем молиться Господу, в трудных для нас обстоятельствах будем обращаться к Нему. И давайте перестанем недостатками, грехами нашими губить себя, а всецело поручим себя Богу. Господь знает, как нас спасти.
Итак, «придите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе!»
Аминь.
Слово на литургии после причастия
Братья и сестры! Можно ли нам не радоваться? Подумайте: Господь пришел с небес, Господь за твое недостоинство, за твои грехи умер на кресте. Господь дал нам божественную Чашу. Какое великое счастье! Как Господь заботится о нас! Сколько красоты в вере в Бога и насколько Церковь Божия обладает этим величайшим богатством — дает нам прощение грехов и удостаивает нас божественной Чаши! Вот это те великие средства, которые хранят и возрождают человечество. Благодаря им и живет человечество! Если человеку не будет нравиться чувство жить, то что он будет собой представлять? Ужас!
Мы все прекрасно знаем, что когда человек нарушает закон, нехорошо бывает. Государство, например, тюрьмы строит, потому что надо таких людей как-то ограничить. Но почему же так получается, что человек нарушает законы и доводит себя до того, что для него надо строить тюрьмы или дома для умалишенных? А очень просто: человек не хочет слушать волю Божию, не хочет волю Божию исполнять. А исполнять волю Божию легко — всегда надо радоваться. Вот воля Божия! Почему же не радоваться, ведь ты дитя Божие? Разве твой Отец Небесный далек от тебя? Почему ты Его не чувствуешь? Когда мы эту истину осознаем, как прекрасно мы будем жить, и не будет в мире преступлений, не будет у нас тюрем, не будет домов для умалишенных. Не будет у нас горя. Почему? Потому что мы будем жить жизнью Божией, будем жить, как дети Божии, и, смотря на нас, люди станут так же жить. Ведь Господь сказал Своим ученикам: «Вы — свет мира, вы — соль земли».
Братья и сестры, христиане, Господь проявляет такое великое милосердие — снимает с нас грехи, удостаивает нас божественной Чаши! С какой радостью мы поем Господу о том, что нашего ради спасения, нас ради, человеков, сошел Он с небес! Вот достоинство, вот красота христианской веры! Неверующие же ничего не имеют. Чем им жить? Где же смысл их жизни? Неужели человек создан для того, чтобы из стороны в сторону болтаться, а потом все — в пух и прах, и от него не останется ничего? Нет! Человек — это разумное существо, он много прекрасного делает. Так для чего же он это прекрасное делает? Для чего совершает величайшие подвиги на земле? Для чего? Вот, например, минувшая война. Для чего она была? Если бы ее не было, то и нас бы не было. Ведь какие жуткие, страшные преступления! Прекратить эти преступления потребовалось. Около 20 миллионов наших лучших юных людей положено на поле брани. Зачем? Наше благополучие приобретено такой жертвой. Требуется жертва. А скажите, зачем эти юноши положили жизнь? Они совершили величайший подвиг, тот подвиг, который мы с вами не имеем возможности совершить. Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Господи, так ведь они юноши! Они же лишились супружеской жизни, деток. Нет! Господь говорит: «Нет!» Они приобрели еще большую любовь, чем супруга любит своего супруга. Они приобрели еще большую любовь, чем родители любят своих детей. Как же они ее приобрели? Да так, что они отдали жизни за ближних своих. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Они не погибли в своем подвиге, они приобрели те великие ценности, которые мы при всем своем усердии не можем приобрести. Это нам научение для того, чтобы каждый из нас нес свой жизненный подвиг, и мы ответственны перед подвигом этих воинов. Как мы жили? Достойно ли их подвига? Пользуемся ли мы своим благополучием и миром для процветания нашего, для добра, для развития нашей духовной сущности? Об этом каждому надо подумать.
Каждый человек есть существо разумное, значит, ему надо разумно работать над собой. А нет большего труда, чем работать над собой. Ведь сколько трудится человек, чтобы приобрести знания! А как человеку бывает трудно себя удержать от того нехорошего, что он может совершить, он же с детства может загнивать в своей душе, в своем сердце. Какой это всегда великий подвиг! Но на этот подвиг надо себя пробудить. Этот подвиг надо одухотворить и дать ему силу. А силу для этого подвига и дает Христос через Чашу Свою. Иначе человек не смог бы существовать. Господь дает все — и здоровье, и способности, и юность, и бодрость, и быстроту. А на что человек это употребляет? Об этом не хочет думать человек. Жизнь же человеческая — это великий подвиг. И Господь, чтобы нас спасти, совершил великий подвиг. Он Сам о Себе сказал: «Я пришел в мир не для того, чтобы Мне служили, а для того, чтобы людям послужить и отдать за них жизнь». Так вот, каждый из нас должен знать: смысл нашей жизни в том, что мы должны служить людям и отдать жизнь свою за них. Тогда мы будем тем, чем мы должны быть.
Вот, братья и сестры, будем все это глубоко сознавать. Да дарует нам Господь осознавать эту великую истину и в этой истине укрепляться и в жизни своей умножать благодать Божию. А теперь, причастники, возблагодарим Господа благодарственной молитвой!