Притча о призванных на пир
В сегодняшнем евангельском чтении (Мф 22: 2–14) вы слышали притчу о призванных на пир, рассказанную Спасителем. Как вы помните, когда Он вошел в Иерусалим, то, зайдя в храм, увидел в нем торговцев. Тогда Он взял кнут и стал выгонять их из храма, тех, которые забыли, что такое храм и зачем он существует, и превратили его Бог знает во что. После этого Спаситель произнес обличительное слово, показывающее истинное лицо тех, к кому оно относилось, то есть к тем, кто стоял тогда во главе ветхозаветной церкви, против книжников, фарисеев, первосвященников. Но перед этим Он рассказал притчу, замечательную притчу, которую мы сегодня слышали.
Притча о том, как Царь (Царь Небесный, потому что говорится о Царствии Небесном) призвал нас на трапезу, на пир, который Он устроил в честь Своего Сына Агнца. Многих Он призвал, всех Он призвал. И вот в сегодняшнем Евангелии мы слышали, как призванные отказались от этого призвания, от этого приглашения, как убили посланных.
В другом месте (Лк 14: 16–20) рассказывается о том, из-за чего отказывались приглашенные на пир брачный, устраиваемый Царем в честь Своего Возлюбленного Сына. Один, как вы, вероятно, помните, купил поле и, занятый полевыми работами, поблагодарил и отказался. Другой занят торговыми делами, неотложными, и поэтому тоже благодарит, но отказывается. А третий сказал, что он женится и никак не может уделить время для того, чтобы быть на этом царственном пире, тоже благодарит и отказывается. И апостол Лука, излагая эту притчу, приводит слова Спасителя: они как бы сговорились, сказал Спаситель, в отказе, одинаково благодарят. У каждого была своя причина, но все-таки они как бы сговорились между собой, потому что причина была у всех одна, и она определяла отказ от зова, зова Господня, Царя Небесного, на пир, который Он приготовил, это предпочтение всяких дел земных и мирских духовному, тому, что служит спасению человека, тому призванию человека, которое выше всяких призваний здешних.
Все мы, братья и сестры, имеем какое-то призвание в этой жизни, обязательно. Один призван быть артистом, а другой торговцем, третий инженером, а четвертый еще кем-нибудь. Однако все эти призвания, хотя они в самих себе ничего плохого и не имеют, не отвечают на самый главный вопрос, который человек обязательно себе задает: а зачем это дело? Каков его смысл? Только тогда человек сознает себя настоящим человеком, сознает свое человеческое достоинство, когда он перед собой видит высшую цель дела, которым он занят. А если он не видит высшей цели, которой подчинено это дело, то человек перестает быть человеком, христианин перестает быть христианином, настоящим, священник перестает быть священником, артист перестает быть настоящим артистом, художник художником. Да, какой-то талантик открывается в этом деле, и оно что-то такое доказывает, что-то такое дает… что-то такое, но такое неважное, такое несущественное, такое незначительное, такое не определяющее смысл жизни! Потому что этот смысл жизни определяется верностью призванию высшему, высшим идеалам духовным идеалам.
Именно об этом говорил Спаситель в этой притче, перед тем как обличить ветхозаветных книжников и фарисеев и тех, кто стоял во главе тогдашней церкви, приведших эту церковь к полному краху. Именно об этом Он говорил: вы потеряли понимание, для чего вы делаете то дело, которое вы делаете. Поэтому-то в храме и оказались столы торговцев, поэтому-то храм и обратился Бог знает во что, в какое-то торговое заведение. И Он взял кнут и стал выгонять их из храма. Поэтому-то церковь оказалась безблагодатной, поэтому ветхозаветная церковь отживала, отжила свой век, и должна была произойти замена новой церковью, новым заветом.
Вот что вы слышали в сегодняшней притче, братья и сестры, о званных на пир и избранных. Избранные это те, которые не только званы были и которые не только поняли значение этого зова, идущего сверху, приглашения, которое сверху идет каждому человеку, но которые откликнулись своим призванием земным, вложили в него смысл зова Господня, оправдывают свое дело тем, что оно служит, оно подчинено идеалам высшего, тем самым идеалам, которые проповедует для нас сейчас Евангелие. Только тогда жизнь человеческая получает для нас с вами, христиан, настоящий смысл, когда каждый из нас подчиняет свое призвание здешнее идеалам христианства, духовным, евангельским, и осуществляет их в своей жизни. Тогда это призвание, это дело, которое мы делаем здесь на земле каждый в своей области, не только получает смысл, но приносит каждому из нас радость настоящую, мир настоящий, удовлетворение и полное сознание своего человеческого истинного достоинства. В этом смысл сегодняшней евангельской притчи. Предлагая его, позвольте мне вам напомнить то, что говорил апостол Иоанн в Апокалипсисе, это ведь он о нас с вами сказал: Блаженны званные на пир Отца, на брачную вечерю Агнца
.
Аминь.
1977