Православная община
электронная версия журнала BETA

  • '91
    • №1
    • №2
    • №3
    • №4
    • №5
    • №6
  • '92
    • №7
    • №8
    • №9
    • №10
    • №11
    • №12
  • '93
    • №13-15
    • №16-18
  • '94
    • №19
    • №20
    • №21
    • №22-23
    • №24
  • '95
    • №25
    • №26
    • №27
    • №28
    • №29
    • №30
  • '96
    • №31
    • №32
    • №33
    • №34
    • №35
    • №36
  • '97
    • №37
    • №38
    • №39
    • №40
    • №41
    • №42
  • '98
    • №43
    • №44
    • №45
    • №46
    • №47
    • №48
  • '99
    • №49
    • №50
    • №51
    • №52
    • №53
    • №54
  • '00
    • №55
    • №56
    • №57
    • №58
    • №59
    • №60
Авторы
Рубрики
Содержание всех номеров

Е.Н.: Спасо-Преображенская пустынь, август 1977 г.

Проповедь
4 мин.

Из воспоминаний об архимандрите Таврионе (Батозском)

Батюшка — духовный и фактический хозяин в монастыре. Над ним нет начальника, и сама игуменья живет в Риге.

Ему присуща необыкновенная доброта. Ни нищего, ни больного он не пропустит, детей без гостинца не отпустит.

Вера его — напряженная, а потому в монастыре чувствуется невидимая брань, сгущенная духовная атмосфера. Такие токи бывают, что немудрено и споткнуться; на одном полюсе — свет, а на другом — тьма, и нечисть всякая собирается.

Здесь не до комфорта. «Вы что, сюда спать приехали?». Служба начинается в шесть утра, а часы — в пять.

Батюшка — хозяин и в храме. Когда сердце просит, останавливает литургию, выходит со словом, но чаще всего говорит сразу после Евангелия. Выйдет из алтаря и начинает толкование-проповедь, тут же обличает и отчитывает. Такая непосредственность немыслима в помпезном храме, где превыше всего — чинность. Здесь же — деревенский, не столичный. Однажды батюшка трижды выходил со словом к народу. Откуда только силы у него берутся? У иных нерадивых священников и на одно слово сил нет, а тут в 80 лет три проповеди! И это еще при 150 причастниках!

Как часовщик, он заводит сердца людей, чтобы они не переставали биться в вере. За этим-то «заводом» к нему и едут со всех концов страны. Благодарные люди несут ему, что имеют. Как-то спросили батюшку в Москве: «Куда деньги деваете?». Он ответил: «Сколько получаю, столько и раздаю». Монастырь строит, нищим помогает, да кормит приезжающих: трижды в день с тремя переменами. Многим общая трапеза внове, но впрок.

Батюшку порой обзывают «еретиком». Он ведь приглашает приобщаться в монастыре ежедневно, как в первые времена христианские. Как же так? Ведь принято много поститься, каяться, а тут нарушение. Однако есть ли такое правило, что нельзя ежедневно причащаться? Нет его. Об этом и о. Иоанн Кронштадтский говорил.

И еще одно: каждая литургия — праздник, каждый день — Пасха. Батюшка так и ведет себя и в соответствии с пасхальной службой дважды переоблачается и одевается в новую ризу, берет новую митру. Иные критикуют: праздник, праздник, а где ж будни, пост и покаяние? Батюшка, однако, вполне резонно считает, что само паломничество (многие едут издалека) в наши дни уже проявление усердия, равного посту. В старину и почиталось паломничество как покаяние.

При личной встрече сказал: «Открывайте дух Евангелия, христианской веры, а не букву, и тогда будете хорошим пастырем. Читайте и чтите Слово Божье, оно нас направляет. Если долго не женились, то в наше время живите так. Сейчас женитьба еще одну скорбь прибавляет. Жену, по вере близкую, найти трудно, а неверующая жена все время в свою сторону тянуть будет. Приезжают семейные священники: нет мира в семье, силы тратятся зря, дети растут в неверии. Какое уж тут пастырство. А вот посмотрите у католиков. У них и вера, и организация Церкви сильнее, потому что неженатый клир. Священник — как воин, куда пошлют, туда и идет. А нынче семейные священники? Епископы жалуются: храмы трудно сохранить; семейных священников надо устроить, а их часто нет. Вот и пользуются власти этим, закрывают храмы».

Когда проповедь говорит, глаза прикрывает, парит как бы в мире духовном и оттуда вещает. Иногда один глаз открывает и глядит с хитрецой — доходит ли? При разговоре любит иногда пальцем пригрозить: мол, гляди в оба, дело — нешуточное. При этом со всеми «на ты» отечески обращается.

Божественная литургия очень часто сопровождается общим пением молящихся. Поют части службы, которые в больших городах исполняет хор (мелодии берутся самые доступные), а не только «Верую» и «Отче наш». При этом батюшка любит обратиться к поющим: «Вот видите, без репетиций и спевок, а как хорошо вместе поем, единым духом. Так бы во всем».

Из алтаря доносится благоухание. Господь вместе с нами, Он не оставляет нас и сейчас.

Е.Н. 1977

 

×

№13-15 1993 год

№13-15
Скачать номер:
EPUB MOBI PDF

Проповедь

Сергей Аверинцев:
Проповедь во Владимирском соборе б. Сретенского монастыря, произнесенная 21 марта 1993 г.
10 мин.

Архимандрит Таврион (Батозский):
Из проповедей
11 мин.

Е.Н.:
Спасо-Преображенская пустынь, август 1977 г.
4 мин.

Священник Георгий Кочетков:
Проповеди (март 1991 г.)
99 мин.

Миссионерство и катехизация

Устав Православного Миссионерского Общества (проект), им. свт. Иннокентия, митр. Московского 14 мин.

Богословие и философия

Николай Бердяев:
Афоризмы Н.А. Бердяев
4 мин.

Библеистика

Послание к Римлянам св. апостола Павла. Новый перевод с древнегреческого священника Леонида Лутковского 47 мин.

Церковная жизнь

Интервью с о. Борисом Бобринским, о. Михаилом Евдокимовым и Оливье Клеманом 12 мин.

Священник Георгий Кочетков:
О поездке во Францию
16 мин.

Поэзия

Джордж Герберт:
Молитва. Перевод Д. Щедровицкого
1 мин.

  • '91

  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • '92

  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
  • '93

  • №13-15
  • №16-18
  • '94

  • №19
  • №20
  • №21
  • №22-23
  • №24
  • '95

  • №25
  • №26
  • №27
  • №28
  • №29
  • №30
  • '96

  • №31
  • №32
  • №33
  • №34
  • №35
  • №36
  • '97

  • №37
  • №38
  • №39
  • №40
  • №41
  • №42
  • '98

  • №43
  • №44
  • №45
  • №46
  • №47
  • №48
  • '99

  • №49
  • №50
  • №51
  • №52
  • №53
  • №54
  • '00

  • №55
  • №56
  • №57
  • №58
  • №59
  • №60