Православная община
электронная версия журнала BETA

  • '91
    • №1
    • №2
    • №3
    • №4
    • №5
    • №6
  • '92
    • №7
    • №8
    • №9
    • №10
    • №11
    • №12
  • '93
    • №13-15
    • №16-18
  • '94
    • №19
    • №20
    • №21
    • №22-23
    • №24
  • '95
    • №25
    • №26
    • №27
    • №28
    • №29
    • №30
  • '96
    • №31
    • №32
    • №33
    • №34
    • №35
    • №36
  • '97
    • №37
    • №38
    • №39
    • №40
    • №41
    • №42
  • '98
    • №43
    • №44
    • №45
    • №46
    • №47
    • №48
  • '99
    • №49
    • №50
    • №51
    • №52
    • №53
    • №54
  • '00
    • №55
    • №56
    • №57
    • №58
    • №59
    • №60
Авторы
Рубрики
Содержание всех номеров

Протопресвитер Виталий Боровой: Святость

Проповедь
6 мин.

Из материалов молодежных христианских встреч «Осанна».
«Осанна» — это московские молодежные христианские ежемесячные встречи, которые начались в январе 1990 года. Встречи открыты для всех (до последнего времени в Некрасовской библиотеке). К каждой встрече выпускается листок, включающий в себя проповедь и тексты песен. В 1990/91 гг. встречи предполагается посвятить житиям святых.

Когда Моисей в пустыне увидел куст, горящий огнем и не сгорающий, и приблизился к нему, Бог сказал ему: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх 3: 5). Эта земля, на которой стоит Неопалимая купина, ничем не отличается от земли вокруг, но она свята, так как нераздельно принадлежит Создателю. В сущности, человеческая святость того же рода — в отделенности от этого мира. Святой — это значит отданный Богу в Его и только Его удел. И эта посвященность очищает человека. Не то, чтобы чистота пред Богом была источником святости, — нет, именно посвящение жизни Богу есть источник чистоты.

Человек, созданный Богом по образу и подобию Божию, призван к соединению с Ним в тайне вечной любви и вечной жизни. Святость человека как полная посвященность его Богу и как всепоглощающее стремление «да будет воля Твоя» — это единственное условие для осуществления этого призвания. Святой — значит отданный Богу в Его и только Его удел.

Обладая данной Богом свободой, человек провозглашает «да будет воля моя» и посвящает свою жизнь не Богу, но себе. В этом корень всех грехов, источник всякой нечистоты. Все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3: 23). Греховность есть полная противоположность святости: человек отделен от Бога и порабощен миру. Ненависть и смерть царят между людьми.

Но Бог верен в любви Своей к творению Своему, и Он посылает Сына Своего в падший мир. Апостол Павел пишет: Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр 9: 14). Кровь Христа, вочеловечившегося Бога, пролита на Кресте за нас, и эта кровь очистила и освятила нас. Крестная Жертва Христа выкупила нас из рабства греху и дала нам свободу, чтобы мы могли посвятить, отдать свое сердце Богу. Это очищение и освящение совершилось, уже совершилось.

Христос умер за каждого из нас, и воскрес, и даровал нам спасение, а значит святость.

…Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6: 22). Спасение — это дар бесконечной любви Бога к нам; и, спасенные, мы отделены от тленного мира. Мы святы, ибо уже неподвластны греху. Источник же нашей святости — любовь, которой так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3: 16). Эта любовь освящает и преображает всякого человека, отдающего свою жизнь в Его руки. И эта счастливая возможность дана каждому из нас.

Святость, отделенность от мира и посвященность Богу живому делает нас участниками Его жизни, ибо Он присутствует в своем уделе. Никто не свят, кроме Бога, но если отделяем свое сердце от этого мира и открываем его Богу, то Он поселяется в нем и этим присутствием исполняет нашу святость.

Освобождение от рабства себе и своим желаниям, освобождение, посвящающее нас Богу, даровано всем; все мы стали по воле Христа царственным священством и народом святым — Церковью. Сам Господь посвятил Себя нам, войдя в наш мир, став как один из нас. Сам Господь спас нас, очистил нас Своею Кровию и даровал нам Свою жизнь. Посвящая себя Ему, мы входим в эту жизнь, принимаем Его дар. Святость нашей жизни во Христе питается постоянным евхаристическим общением с Богом живым.

Святость — отданность Богу и соединенность с Ним, дарованная нам, — это естественное, от начала созданное состояние человека, и именно святость полностью раскрывает сердце человека для того самого мира, от которого он отделен. Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13: 2). «Отдели Мне себя на дело, к которому Я призвал тебя из небытия», — говорит Господь. Отделенность от мира, посвященность Богу — это вовсе не уход из мира. Сердце, посвященное Богу, наполнено Им и, значит, наполнено его деятельной любовью к миру. История Церкви давала и продолжает давать нам примеры того, как Господь Сам движет сердцем и руками посвятившего Ему себя человека, будь то апостолы, монахи-подвижники или такие наши современники, как доктор Гааз и Жан Ванье, великая княгиня Елизавета Федоровна, мать Мария (Елизавета Скобцова) и мать Тереза Калькуттская. Их служение несло и несет всем окружающим, всему миру любовь Христа, Его милость. Через таких людей, полностью отдавших себя Богу, милосердие Божие достигает множества сердец, Его любовь изливается и залечивает множество ран.

Святость — это дар, ниспосланный нам с Креста, дар свободы, дар отданности Богу и соединенности с Ним. Принадлежность к Его Царству, Его жизнь, данная нам в нашей святости, — это плод Крестной жертвы, принесенной за всех без исключения. И Христос живет в каждом посвященном Ему сердце, и в нашей святости исполняется сегодня Его Воскресение. Господь дал каждому из нас возможность принять этот дар. Будем же желать этого и молиться Святому Духу, чтобы это свершилось.

Аминь.

5 мая 1990

×

№1 1991 год

№1
Скачать номер:
EPUB MOBI PDF

От редакции

Вступительное слово главного редактора 5 мин.

Проповедь

Протоиерей Всеволод Шпиллер:
«Дерзайте, Я с вами»
4 мин.

Протопресвитер Виталий Боровой:
Святость
6 мин.

Протопресвитер Виталий Боровой:
О богоизбранности
5 мин.

Священник Георгий Кочетков:
Слово в неделю о мытаре и фарисее
14 мин.

Община и соборность

Епископ Таврический Михаил (Грибановский):
В чем состоит церковность
16 мин.

Священник Георгий Кочетков:
Приходские общины в православной церкви и потребности современного общества в СССР
39 мин.

Дневники, письма, воспоминания

Зоя Пестова:
Поездка в Саров
53 мин.

Архимандрит Таврион (Батозский):
Чудесное избавление от смерти в 1920 году
22 мин.

В.А.К.:
Воспоминание о всех святых Господа нашего Иисуса Христа
3 мин.

  • '91

  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • '92

  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
  • '93

  • №13-15
  • №16-18
  • '94

  • №19
  • №20
  • №21
  • №22-23
  • №24
  • '95

  • №25
  • №26
  • №27
  • №28
  • №29
  • №30
  • '96

  • №31
  • №32
  • №33
  • №34
  • №35
  • №36
  • '97

  • №37
  • №38
  • №39
  • №40
  • №41
  • №42
  • '98

  • №43
  • №44
  • №45
  • №46
  • №47
  • №48
  • '99

  • №49
  • №50
  • №51
  • №52
  • №53
  • №54
  • '00

  • №55
  • №56
  • №57
  • №58
  • №59
  • №60