: Восстановление всего

Проповедь 4 мин.

Наряду с объявлением свободы, библейский юбилейный год был также связан с безусловным восстановлением всех израильтян в их изначальных правах — социальных, земельных и имущественных. В этом отношении юбилей был прообразом наступления Дня Господня — дня последнего Божьего Суда, дня милости и спасения. И вот в последнее время в нашей церкви, в связи с изданием перевода новонайденных творений прп. Исаака Сирина, неожиданно возобновились споры о так называемом апокатастасисе — древнем церковном учении о конечном восстановлении, т.е. спасении всего и всех во Христе.

Как известно, это учение, выраженное в первую очередь Оригеном, было осуждено на V Вселенском соборе. Однако не следует забывать, что, как отмечал еще о. Георгий Флоровский, осуждение это касалось собственно апокатастасиса только косвенным образом, поскольку «речь шла о заблуждениях оригенистов, исходивших из оригеновской предпосылки о предсуществовании душ и об изначальной чистой духовности всех тварей… Может быть, не случайно отцы собора выразились в своих анафематизмах: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…»» (см. Г.В. Флоровский. «Восточные отцы IV века», Париж, 1931, с. 188). Ведь в этом случае апокатастасис действительно превращается в «божественную детерминацию спасения», отрицающую человеческую свободу.

Но есть и апокатастасис величайших мистиков Любви, созерцающих глубины Божьи — ту Любовь, которая не только утверждает Свободу, но и совпадает с ней. Как писал Николай Бердяев, «на духовной почве Православия возникает стремление ко всеобщему спасению. Спасение понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром» (Истина Православия, «Православная община» № 8 (1992 г.), с. 47–48). Конечно, такое видение не может быть формализовано, не может обладать автоматическим и общеобязательным авторитетом. Его истинность всегда конкретна и зависит от того, кем и как оно высказывается. Сегодня мы предлагаем вниманию нашего читателя несколько примеров такого дерзновения известных пастырей нашей церкви. Характерно, что для них учение об апокатастасисе — это не бездумная и безответственная, насилующая свободу «надежда» на то, что «Бог все равно всех спасет», но наоборот, — источник покаяния, миссионерского вдохновения и подвига «взыскания погибших».

Публикуя проповеди старейшего пастыря нашей церкви, доктора богословия, протопресвитера Виталия Борового в 50-м, юбилейном номере «Православной общины», мы напоминаем читателям, что именно его проповедями, наряду с проповедями о. Всеволода Шпиллера, открывался и самый первый наш номер. С одной стороны, радостно, что наш журнал остается верным избранному в самом начале своего существования направлению, с другой же стороны, — это грустный юбилей, поскольку нельзя не сожалеть о том, что слова, обращенные о. Виталием к Русской церкви в конце 70-х годов, остаются слишком актуальными и сегодня, спустя десять лет после начала нового этапа ее исторической жизни: «Взыскание погибших… есть процесс восстановления, процесс поисков бывших членов нашей общины, нашей Русской православной церкви. Мы ищем свое, то, что растеряли в процессе истории, растеряли и по грехам нашим, растеряли по вине нашей собственной церкви. И теперь мы находим в себе эти грехи».

×

№50 1999 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

От редакции

ОТ РЕДАКЦИИ 3 мин.

Проповедь

Священник Георгий Кочетков: Из проповедей после вечерней молитвы. Слово покаянное в день памяти новомучеников и исповедников российских 25 мин.

Священник Георгий Кочетков: Из проповедей после вечерней молитвы. Слово о благой вести Последнего дня 12 мин.

Протопресвитер Виталий Боровой: Из проповедей в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. Слово в неделю перед Воздвижением 16 мин.

Протопресвитер Виталий Боровой: Из проповедей в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. Слово за всенощной в день празднования иконы божией матери «взыскание погибших» 7 мин.

Восстановление всего 4 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в Церковь 8 мин.

Богословие и философия

Ирина Богатова: Богословие надежды. Анализ содержания журнала «Православная община». Раздел «Богословие и философия» 27 мин.

Архимандрит Виктор (Мамонтов): Язык аскезы. Доклад на международной научно-богословской конференции »Язык Церкви» 8 мин.

Священник Георгий Кочетков: Язык Церкви как дар Слова и плод Духа. Доклад на международной научно-богословской конференции «Язык Церкви» 17 мин.

Церковная жизнь

Дмитрий Гасак: Некоторые замечания о VII Международной консультации православных богословских школ 31 мин.

К 100-летию со дня рождения архимандрита Сергия (Савельева) 2 мин.

История церкви

Виктор Зайцев: Предание Церкви и предания школы. О книге Н.П. Аксакова и о предстоящей конференции 41 мин.

Аскетический опыт

Архимандрит Виктор (Мамонтов): Сердце пустыни. Жизнеописание архимандрита Серафима (Тяпочкина) (окончание) 100 мин.

Поэзия

Алексей Толстой: Избранные стихотворения 10 мин.

Александр Копировский: Любовь и гнев (о поэзии А.К. Толстого) 7 мин.