Архимандрит Афанасий (Нечаев): Легенда о древе познания добра и зла

Духовные размышления 5 мин.

И вино веселит сердце человека. (Пс 103:15)

Ныне рай вознесен от земли на небо. (Из святых отцов)

Из всех райских дерев выделялись высотой, величием и красотой росшие рядом в центре рая два дерева — древо жизни и древо познания добра и зла. На древе жизни было множество плодов, а на его соседе рос всего-навсего один-единственный плод, но зато превосходивший все остальные райские плоды своим видом, запахом и вкусом. И прельстил дьявол Еву вкусить плод, «приятный для глаз» и вожделенный для созерцания. И тотчас не только Адам и Ева познали свою наготу, но и вся тварь сразу переменилась в худшее состояние. А особенно разительное превращение произошло с древом познания добра и зла: оно моментально превратилось в корягу, стало худшим из всех растений. А древо жизни — единственное уцелевшее от сего плачевного извращения — вознесено было на небо в рай, восхищенный в тот момент с земли и образованный на небе. И вот, когда древо жизни увидело своего друга — древо познания добра — в столь печальном состоянии, сладкая слеза сожаления из его вершины и оросила корягу, и на ней в том месте выросла виноградная лоза. И стал с тех пор виноградный сок познанием для людей и самого величайшего добра, и вкушением самого величайшего зла. Из виноградного сока люди стали приготовлять вино, которое веселило и утешало их сердца, но при неумеренном его употреблении оно низводило человека до скотского состояния. Так, например, Ной после потопа впал в великую тоску, видя всю землю, покрытую трупами людей и животных. И посадил Ной виноград, и сделал вино, и утешался им. Но однажды испил он его чрезмерно и познал содержавшееся в нем зло — и через него зло соблазнило Хама, и был он проклят отцом, как и Адам был проклят Богом за вкушение зла от сего рокового древа.

Но как первый Адам погиб через древо познания добра и зла, так и второй Адам — Христос — должен был спасти людей через уничтожение вреда, причиняемого этим древом во всей истории рода человеческого. Посему Господь наш Иисус Христос избрал вино орудием для спасения людей — претворил его в Кровь Свою на Тайной вечере и тем сделал виноградную лозу источником предельного добра — вместо смерти, изошедшей от сего древа, влил в него жизнь Свою, отдал в нем душу Свою за жизнь мира, ибо «в крови человека душа его». А злое начало сего древа, олицетворенное в уксусе, получаемом от него, Христос вкусил на Кресте, и уксусный сок винограда, пройдя через пречистое Тело Его, очистился и вытек в виде чистейших капель воды.

И ныне мы, христиане, пия Кровь Христову, смешанную с водой, тем самым вкушаем от древа познания добра и зла эту живительную жизнь, которая капнула на него в слезинке из древа жизни и которая была Сам Христос. И теперь для нас уничтожено злое начало сего древа, ибо мы стали как боги во Христе, познавшие добро и зло и избравшие лишь добро. Так мы во Христе теряем постепенно самый вкус злого начала, познавая лишь доброе во всем мире. И хоть знаем мы, что мир остается во зле, но тем не искушаемся, подобно Самому Богу, Который не искушается злом.

Так убил Христос — второй Адам — голову древнего змия, Своей премудростью обративши во спасение людей то орудие, которое избрал змий для их погибели.

Вот почему Христос и называет Себя виноградной лозой, а нас — гроздиями на ней. Потому что мы есть плод Его (обратного) превращения древа познания добра и зла из коряга в прекрасное райское древо, ствол которого — Сам Христос, а цветы его — ветхозаветные праведники, а плоды его — новозаветные христиане.

Но не только человек восстановлен с восстановлением древа познания добра и зла в его первобытной красоте и истинности, но и все растения получили через это доступ в рай. Прежде чем превратить вино в Свою Кровь, Христос первым же Своим чудесным действием превратил воду в вино. Теперь это ясно- для того, чтобы связать воедино все соки земли, ибо вода есть кровь земли, она же — соки растений.

После чуда в Кане Галилейской вода по всей земле и во всех растениях стала вином (ибо и вино из соков), чтобы потом ля в Кровь Христову и вместе с Ним войти в Царство Небесное. Так вода и растения восстановлены вторым Адамом в своей первобытной славе. Так они получили право на бытие в новом мире на новой земле, как изображено в Апокалипсисе: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья — для исцеления народов» (Апок 22:1–2).

×

№31 1996 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Протопресвитер Виталий Боровой: Слово на литургии в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 20 января 1996 г. 13 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в церковь 17 мин.

Миссионерство и катехизация

Хэзер Колман: Ересь и сектантство: IV Всероссийский миссионерский съезд и проблема культурного влияния в России после 1905 г. 22 мин.

Семен Зайденберг: «Пустыня» (окончание) 39 мин.

Церковная жизнь

Монахиня Мария (Скобцова): Настоящее и будущее Церкви 20 мин.

Священник Георгий Кочетков: «Сторож, сколько ночи? – Приближается утро, но еще ночь»(Ис 21:11–12). Окончание 63 мин.

История церкви

Андрей Плигузов: Об изучении средневековой истории русской церкви 28 мин.

Экуменический и нехристианский опыт

Михаил Зеленый: О субботе, воскресном дне и законе 32 мин.

Духовные размышления

Архимандрит Афанасий (Нечаев): Легенда о древе познания добра и зла 5 мин.

Поэзия

Александр Копировский: «Он умер в январе…» Иосиф Бродский. Стихи .. 4 мин.

Иосиф Бродский: Стихи 5 мин.