Третья (высшая) ступень Московской высшей православно-христианской школы (МВПХШ)
Программа IV курса
А. Проповедь
I. Оглашаемым 3-го этапа оглашения (таинствоводство)
1. Катехетика
(особенно: свящ. Георгий Кочетков. Таинственное введение в православную катехетику; Катехизис для катехизаторов; Возможная система оглашения в Русской православной церкви на современном этапе;
Таинство Крещения;
Жив Бог: Семейный катехизис. / Пер. с фр. МП: «Просвет», 1991 и др.)
2. Гомилетика:
(особенно по текстам святых отцов и раннехристианских церковных писателей)
II. Полным членам Церкви
Б. Оглашение (3-й этап таинствоводство)
I. Молитва:
а) храмовая (прежде всего таинственная, т.е. мистериальная, главным образом евхаристическая). (особенно А.Шмеман. Исповедь и причастие. Доклад Св. Синоду Православной церкви в Америке, 1972);
б) личная (к Богу во Св. Троице Лиц и святым, в т. ч. по Молитвослову).
II. Христианская этика и эстетика (продолжение)
III. Духовное чтение:
Новый завет (Ин; Деян; Иак; 1 Пет; 1 Ин; Гал; Рим; 1 Кор), (особенно С.С.Аверинцев. Древнееврейская и раннехристианская литература. В кн. История всемирной литературы (ИВЛ); архим. Ианнуарий (Ивлиев)
Пособие по Новому завету на III-IV курсах С.-Пб ДА.
IV. Введение в христианскую аскетику и мистику:
(особенно по работам С.И.Фуделя и митр. Антония (Блума).
V. Таинствоводственные встречи и цикл бесед (14 тем)
1. Катехетика (особенно свящ. Георгий Кочетков. Таинственное введение; Катехизис для катехизаторов и т.д.).
2. Цикл 3-го этапа оглашения по свящ. Георгию Кочеткову (14 тем) (См. ПО, ¦ 3, 1991)
По всем темам:
а) литургика и патрология;
б) догматика и патрология;
в) основное богословие и христианская философия;
Вступление. Таинства, обряды и Тайны. Таинства жизни и веры. Акт и процесс. Нормаль таинств.
1. Таинство Просвещения.
2. Таинство Св.Троицы. Сущность и энергия (особенно Л.Карсавин. Святые отцы и учители Церкви. П., 1927; проф. прот. И.Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Н-Й., 1982; монах Василий (Кривошеин). Мистическое и богословское учение св.Григория Паламы // ЖМП. 1986. ¦ 3.
3. Таинство Крещения и Помазания(особенно прот. А.Шмеман. Водою и Духом. П., 1990.; прот. Н.Афанасьев. Вступление в Церковь. П., 1951).
4. Таинство Христа и Св.Духа (особенно Л.Карсавин. Св._отцы…, прот. И.Мейендорф. Введение…).
5. Таинство Евхаристии (Благодарения) (особенно прот. А.Шмеман. Евхаристия. П., 1990.)
6. Таинство Церкви. Канон и догмат.
а) каноническое право: (особенно прот. Н.Афанасьев. Церковь Духа Святого. П., 1971; Неизменное и временное в церковных канонах. П., 1937 и др.);
7. Таинство Служения самой Церкви.
а) Пастырское богословие: (особенно прот. Н.Афанасьев. Экклезиология. Вступление в клир. П., 1968).
8. Таинство Спасения (особенно архиеп.Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Казань, 1898; М., 1991.
9. Таинство Покаяния (особенно прот. А.Шмеман. Исповедь и причастие; архим. Иоанн (Крестьянкин). Построение исповеди по заповедям блаженств. Воронеж, 1991).
10. Таинство святого Образа в человеке. Аскетика и мистика.
Освящение и преображение. Синергия.
а) Антропология;
б) аскетика: (особенно С.И.Фудель. Путь отцов, 1–2 т., ркп);
в) введение в мистику (особенно В.Лосский. Очерки мистического богословия восточной церкви.
Таинство брака (особенно прот. И.Мейендорф. Брак и Евхаристия // Православие в современном мире. Н-Й, 1981).
Таинство богоподобия Человека. Дух, душа и тело. Лицо, лик и личность (особенно Дм.Мелехов. Из литературного наследства, ркп).
13. Таинство Елеосвящения. Борьба с болезнями и смертью.
14. Таинство Конца. Жизнь вечная. Таинство Творчества, Любви и Свободы (особенно Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы и главным образом Легенда о великом инквизиторе; Вл.Соловьев. Три разговора и Краткая повесть об Антихристе, Зло; Н.А.Бердяев. Спасение и творчество // Путь. 1926. ¦ 2).
Заключение. Миссия Церкви и каждой личности во Христе.
В. «Пустыня»
Г. Устроение личной жизни в Церкви. Приход, общность и община
Христианское отношение к окружающему миру (особенно статья свящ. Георгия Кочеткова «Приходские общины в Русской православной церкви и потребности современного общества в СССР»с приложением «Принципы жизни семьи-общины». В журн. «Православная община». ¦ 1. 1991. и доклад на 2 Преображенье 1991 г. «Православная община». ¦ 3. 1992.
Программа V курса Московской высшей
православно-христианской школы
Главное подготовка к написанию магистерской диссертации, для чего требуется самостоятельная работа с соответствующей литературой по специальному предмету и комплексу сопряженных предметов.
Специализация в пяти направлениях:
1.1. Священное писание Ветхого и Нового заветов:
1) исагогика 2) герменевтика 3) экзегетика 4) библейское богословие 5) библейская археология.
1.2. Библейские языки:
1) древнееврейский 2) древнегреческий.
2.1. Христианская этика и эстетика (в историческом развитии), в том числе история нехристианской этики и эстетики.
2.2. Христианская педагогика и катехетика (в историческом развитии), в том числе детская и взрослая.
3.1. Патрология, догматика и философия (в историческом развитии), в том числе основное и сравнительное богословие, история русской философской мысли.
3.2. Антропология, аскетические и мистические учения и практика (в историческом развитии).
4.1. Богослужебная и пастырская практика и гомилетика (в историческом развитии), в том числе керигматика, славянский и русский язык; церковное пение.
2. Литургика и экклезиология, в том числе каноника (в историческом развитии), литургическое богословие и сакраментология; юридические отношения с государством/
5.1. История Церкви, церквей и сект, в том числе история древней церкви; византология; история: Русской православной церкви и русских сект, поместных православных церквей, древних восточных церквей, западных исповеданий и сект.
5.2. История религий, культов и культур, в том числе история России и культур: русской; еврейско-иудейской, арабско-мусульманской, иранской, китайской, индийской, японской, эллинистическо-языческой, славяно-языческой; история атеизма, агностицизма и синкретических религий.
На V курсе проводятся два зачета по результатам деятельности, продолжается дневник и пишутся две семестровые работы по специальности на 30–40 стр. машинописи (составляющие основу для 1–2 глав будущей магистерской диссертации).
При этом используется обязательная и желательная литература для III и IV курсов и соответствующие разделы библиографий в книгах: Б.С.Бакулина, Н. Глубоковского (Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928, прот. А. Шмеман и др.).
Специальность, тема, а также руководитель избираются и утверждаются в начале V курса. Оппонентов желательно иметь независимых.
Программа VI курса МВПХШ
Главное написание магистерской диссертации с целью проявить свое умение самостоятельно (лично и личностно) разрешать трудные и спорные вопросы христианской веры и жизни.
На VI курсе проводится 1 зачет и 1 экзамен (в конце курса). Вместе с зачетом сдается семестровая работа (основа 3-й главы) и дневник, а с экзаменом магистерская работа (ок. 150–200 маш. стр., без приложений).