Святитель Иоанн Златоуст: Слово об анафеме (проклятии)

Проповедь 16 мин.

1. Прежде беседуя с вами о познании непостижимого Бога и предложив много собеседований об этомРазумеются Слова против аномеев., я доказывал как словами Писания, так и рассуждениями естественного разума, что совершенное познание Божества недоступно и для самих невидимых сил — для тех сил, которые ведут не­вещественную и блаженную жизнь, и что мы, живущие во всег­дашней беспечности и рассеянности и преданные всяким порокам, усиливаемся постигнуть то, что неведомо и для невидимых существ; мы впали в этот грех, руководствуясь в таких рассуждениях соображениями собственного разума и суетною славою пред слушателями, не определяя благоразумием границ своей природы и не следуя божественному Писанию и отцам, но увлекаясь, как бурным потоком, неистовством своего предубеждения. Теперь же, предложив вам надлежащую беседу об анафеме (проклятии) и показав важность этого зла, считаемого ничтожным, я чрез это загражду необузданные уста и открою вам недуг тех, которые употребляют анафему (проклятие) как слу­чится. У нас дошло дело до такого бедственного состояния, что находясь в крайней опасности, мы не сознаем этого и не преодолеваем гнуснейших из страстей, так что на нас исполнилось пророческое изречение: неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис 1:6). С чего же я начну говорить об этом зле? С постановлений ли заповедей Господних или с вашей неразумной невнимательности и бесчувственности? Но когда буду говорить об этом, не станут ли некоторые смеяться надо мною, и не покажусь ли я исступленным? Не возопиют ли против меня, что я намереваюсь беседовать о таком прискорбном и достойном слез предмете? Что же мне делать? Я скорблю и сокрушаюсь душою и терзаюсь внутренне, видя такую бесчувственность, когда наши дела превзошли преступления иудеев и нечестие язычников. Я встречаю на дороге людей, не имеющих ума, научившегося божественному Писанию, и даже вовсе ничего не знающих из Писания, и с великим стыдом молчу, видя, как они беснуются и пустословят, не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим 1:7), невежественно дерзают преподавать одно только свое учение и анафематствовать (проклинать) то, чего не знают, так что и чуждые нашей вере смеются над нами, — людей, не заботящихся о доброй жизни, не научившихся делать добрые дела.

2. Увы, какие бедствия! Увы мне! Сколько праведников и пророков желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф 13:17); а мы обращаем это в шутку! Вникните в эти слова, увещеваю вас, дабы нам не погибнуть. Ибо если чрез ангелов возвещенное учение было твердым и всякое преступление и преслушание по­лучало справедливое наказание, то как мы избежим его, не радея о таком спасении? Какая, скажи, цель евангелия благодати? Для чего совершилось явление Сына Божия во плоти? Для того ли, чтобы мы терзали и снедали друг друга? Заповеди Христовы, ко­торые во всем совершеннее повелений Закона, особенно требуют от нас любви. В Законе говорится: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Лев 19:18); а в Новом Завете повелевается и уми­рать за ближнего. Послушай, что говорит Сам Христос: Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк 10:30–37). О чудо! Не священника, не ле­вита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, т.е. самарянина, чуждого, во многом богохульствовавшего, этого одного Он назвал ближним, по­тому что он оказался милостивым. Таковы слова Сына Божия; то же показал Он и делами Своими, когда пришел в мир и принял смерть не за друзей только и близких к Себе, но и за врагов, за мучителей, за обманщиков, за ненавидевших, за распявших Его, о которых Он прежде сотворения мира знал, что они будут такими, и которых предвидя сотворил, победив предведение благостию, и за них Он пролил собственную кровь, за них принял смерть. Хлеб же, говорит Он, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин 6:51). И Павел говорит в послании: Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его (Рим 5:10); также и в Послании к евреям говорит, что Он за всех вкусил смерть (Евр 2:9). Если же Сам Он так поступал, и Церковь следует этому образцу, каждый день совершая молитвы за всех, то как ты осмеливаешься говорить свое? Ибо скажи мне, что значит то, что ты называешь анафемой (проклятием) (ўnЈqema)? Вникни в это слово, рассуди, что ты говоришь; понимаешь ли ты силу его? В богодухновенном Писании найдешь это слово произнесенным об Иерихоне: город будет под заклятием (ўnЈqema), и все, что в нем, — Господу [сил] (Нав 6:16). И у нас до настоящего дня господствующий всеобщий обычай говорит: такой-то, совершив это, сделал приношение (ўnЈqema) такому-то месту. Итак, что значит слово «анафема»? Оно гово­рится и о каком-либо добром деле, означая посвящение Богу. А изрекаемое тобою «анафема» не то ли значит, чтобы такой-то был предан дьяволу, не имел участия во спасении, был отвер­жен от Христа?

3. Но кто ты, присваивающий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф 25:31,33). Почему же ты присваиваешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благо­дати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали ере­тика от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (Мф 5:29), выражая сожаление отлучающих. Поэтому они, будучи строго исполни­тельными как во всем другом, так и в этом деле, обли­чали и отвергали ереси, но никого из еретиков не подвергали проклятию (анафеме). И апостол, как видно, по нужде в двух только местах употребил это слово, впрочем не относя его к извест­ному лицу; именно в Послании к коринфянам он сказал: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема (1 Кор 16:22); и еще: Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал 1:9). Почему же, тогда как никто из получивших власть не делал этого или не смел произносить такого приговора, ты осмеливаешься делать это, поступая вопреки смерти Господней, и предупреждаешь суд Царя? Хотите ли знать, что сказал один святой муж, бывший прежде нас преемником апостолов и удостоившийся мученичества? Объясняя тяжесть этого слова, он употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин — и сам и его сообщники — предаются смерти как ти­раны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присваивая себе достоинство Сына БожияПодобные мысли находятся в Послании св. Игнатия Богоносца к смирнянам, отд. 4–6.. Или вы считаете маловажным прежде времени и Судии произнести на кого-нибудь такое осуждение? Ибо анафема совершенно отлучает от Христа. Но что говорят люди, спо­собные на всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе дьявола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетною лестию (ложью) ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, особенно учитель его, произведши разделение в церкви, — разумея Павлина или Аполлинария. Различия между тем и другим они по большой части не касаются, ловко избегая нового разделения и служа доказательством того, что заблуждение усилилось в недрах грубейшего предубеждения. Но ты поучай, с кротостью наставляй противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю (2 Тим 2:25–26). Простри сеть любви, не для того, чтобы хромлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом. Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее не­согласно с преданием апостольским, и если человек заблуж­дающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жив будет,.. и ты спас душу твою (Иез 3:21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не ока­заться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостью, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, — без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это — великая польза, это — великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты — ученик Христов. По тому, говорит Господь, узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35), а без нее ни познание тайн Божиих, ни вера, ни пророчество, ни нестяжательность, ни мученичество за Христа не принесут пользы, как объявил апостол: Если я, го­ворит он, знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — нет мне никакой пользы; и если говорю языками ангельскими, и если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — то я ничто. Любовь милосердствует, не гордится, не ищет своего, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (см. 1 Кор 13:1–7).

4. Никто из вас, возлюбленные, не показал такой любви ко Христу, как эта святая душа (Павла); никто из людей, кроме него, не осмелился произнести таких слов. Сама душа его горела, когда он говорил: Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол 1:24); и еще: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих (Рим 9:3); и еще: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? (2 Кор 11:29). И однако имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов; но подвергаясь сам уни­жению, бичеванию, заушению, посмеянию от всех, он делал все это, оказывая снисхождение, убеждая, умоляя. Так, прибыв к афинянам и нашедши всех их преданными идолопоклонству, он не стал укорять их и говорить: безбожники вы и совершенные нечестивцы; не сказал: вы всё почитаете за Бога, одного только Бога отвергаете, Владыку и Творца всех. Но что? Проходя, говорит он, и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян 17:23). О дивное дело! О отеческое сердце! Он назвал богочтительными эллинов — идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, ду­мая, что они чтут Бога, быв сами уверены в этом. Подра­жать этому увещеваю всех вас, а вместе с вами — и самого себя. Если Господь, предвидящий расположение каждого и знающий, каков будет каждый из нас, сотворил этот для того, чтобы вполне показать дары и щедрость Свою, и, хотя сотворил не для злых, но удостоил и их общих благ, желая, чтобы все подражали Ему, то как ты делаешь против­ное, ты, который приходишь в церковь и приносишь жертву Сына Божия? Разве вы не знаете, что Он трости надломленной не переломил и льна курящегося не угасил (Ис 42:3)? Что это зна­чит? Послушай: Иуду и подобных ему падших Он не отверг, доколе каждый не увлек сам себя, предавшись заблуждению. Не за неведение ли народа мы приносим моления? Не за врагов ли, ненавидящих и гонящих, нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение, и увещеваем вас: рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство предоставляет; все мы получили одного и того же Духа, все призваны к усыновлению: кого Отец избрал, тех Он сподобил со властию служить братиям своим. Итак, исполняя это служение, мы увещеваем вас и заклинаем отстать от такого зла. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нече­стиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру, а если он умер, то тем более. Почему? Потому что он перед своим Господом стоит или падает (Рим 14:4), не находясь более под властью человеческою. Притом опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который Один знает и меру ведения и степень веры. Почему мы знаем, скажи мне, прошу тебя, за какие слова он подпадет обвинению или как оправдает себя в тот день, когда Бог будет судить сокровенные дела людей? Поистине непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим 11:33–34; Ис 40:13). Неужели никто из нас, возлюбленные, не думает, что мы сподобились крещения, и никто не знает, что будет некогда суд? Что я говорю: суд? О самой смерти и исходе из тела мы не помышляем от ослепившей нас привязанности к предметам житейским. Отстаньте, увещеваю вас, от такого зла. Вот я говорю и свидетельствую пред Богом и избранными ангелами, что в день суда оно будет причиною великого бедствия и невыносимого огня. Если в притче о девах людей, имевших светлую веру и чистую жизнь, Господь всех, видевший дела их, отверг от чертога за недостаток милосердияПо созвучию «элайон» (њlaion)— елей, масло и «элеос» (њleoj) — милость. — Прим. ред. (Мф 25:11); то как мы, живущие в совершенной беспечности и немилосердно поступающие с единоплеменниками своими, удостоимся спасения? Посему увещеваю вас: не оставляйте без внимания этих слов. Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески ща­дить и молиться об их спасении. О если бы все мы, питая любовь к Богу и ближнему и исполняя заповеди Господни, удостоились встретить небесного Жениха с елеем и горящими светильниками в день воскресения и представить Ему многих, обязанных славою нашему состраданию, благодатию и человеколюбием Единородного Сына Божия, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и всегда и вовеки!

Аминь.

* Печатается по: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста. Спб. 1998. Т. 1. С. 760—766, где публикация сопровождена следующим кратким предисловием:

Предлагаемое Слово составлено св. Иоанном Златоустым по поводу образо­вавшихся в Антиохии отдельных обществ, из которых одно состояло из преданных епископу Мелетию (мелетиан), другое — из признававших своим епископом Павлина (павлиниан), третье — из ариан с епископом Евзоием, и четвертое — из приверженцев неправославного Аполлинария Лаодикийского. Так как во взаимных пререканиях иногда одни из них позволяли себе проклинать других, то для прекращения соблазна в местной церкви святитель Иоанн вскоре по рукоположении своем во пресвитера в 486 году и произнес это Слово, которого полное заглавие следующее: «О том, что не должно проклинать ни живых, ни умерших».

 

×

№58 2000 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

От редакции

От редакции 5 мин.

Проповедь

Священник Георгий Кочетков: Святость — это отдача себя Богу до конца 9 мин.

Священник Георгий Кочетков: Главное — научиться жить в Духе Святом 17 мин.

Священник Георгий Кочетков: Нам нужны дерзновение и свобода святых отцов 13 мин.

Протопресвитер Виталий Боровой: О «богословских добродетелях» 9 мин.

Святитель Иоанн Златоуст: Слово об анафеме (проклятии) 16 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в Церковь 8 мин.

Богословие и философия

Христос Яннарас: Церковь — способ существования, сильный победить смерть 21 мин.

Церковная жизнь

Надо держаться вместе и пробуждать людей. Беседа с прот. Иоанном Конюховым 36 мин.

Он был христианином пасхального духа 1 мин.

Умер митрополит Тихон (Таякка), б. Хельсинский 1 мин.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум): Я хочу говорить только о том, что созрело у меня в душе… 8 мин.

История церкви

Протоиерей Сергий Булгаков: Объяснение (по поводу обвинения в еретическом модернизме) 30 мин.

Антон Карташев: Объяснение (по поводу обвинения в еретическом модернизме) 22 мин.

Владимир Ильин: Церковная смута и обвинение в еретическом модернизме 14 мин.

«Кто нам неприятен, тот и не православен». Предисловие к публикации 5 мин.

Духовные размышления

А. Колесов (Владимир Зелинский): Дар и ответственность 34 мин.

Священник Георгий Кочетков: На стогнах итальянских городов 27 мин.

Поэзия

Владимир Соловьев: «Из смеха звонкого и из глухих рыданий…» 5 мин.

Александр Копировский: К юбилею Владимира Соловьева (1853—1900) 4 мин.