Священник Георгий Кочетков: О поклонении Богу в Духе и Истине. Слово в Неделю о самарянке

Проповедь 8 мин.

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, христиане!

Вы знаете, что нынешняя неделя называется Неделей о самарянке. И сегодня вы слышали соответствующие ей песнопения. Но удивительно то, что они в основном сосредоточены, в чисто эллинистическом или эллинском духе, на понятии воды, которая, конечно, христианским сознанием воспринимается как «вода живая». «Придите и пейте воду живую», — вот эта мысль оказывается главной.

Но за последние столетия, видимо, что-то изменилось, или же мы находимся просто на другой духовной и культурной почве, но для нас с вами, когда мы читаем беседу Господа с самарянкой в 4 главе Евангелия от Иоанна, всегда важнее оказываются другие слова, которые удивительным образом даже не упомянуты в тех замечательных древних византийских стихирах, которые посвящены этому празднику. Нам с вами стали важнее следующие слова, которые Иисус говорит самарянке: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине (Ин 4: 21–24). Может быть, как реакция на недостоинство христианской жизни, которое очевидно для всех, и для нас с вами, вглядываемся ли мы в себя или смотрим вокруг себя, нам стали важны именно фундаментальные слова Христа о том, что поклоняться Богу нужно в Духе и Истине, и таковых поклонников ищет Себе Бог.

То, что сказал Христос, кажется очевидным и в некотором смысле даже простым. Но за простотой внешней формы часто скрывается что-то очень глубокое, очень значительное. Что нового для нас в том, что Бог есть Дух? Мы это знаем с первого мгновения своей христианской жизни. Что нового для нас в том, что Бог ищет Себе поклонников, подобных Ему? Это тоже кажется очевидным. И все же, почему не остывают эти слова Христа, не оскудевает их смысл?

Эти слова можно увидеть по-разному. Можно увидеть их догматически, и тогда у нас получится очень интересная тринитарная формула: Богу Отцу надо поклоняться в Духе Святом и в Истине, то есть во Христе, Который сказал: Я есть Истина. Это — как бы зашифрованная тринитарная формула новой, новозаветной христианской церковной жизни: учитесь поклоняться Отцу Небесному во Святом Духе и во Христе, ибо таковых поклонников ищет Себе Бог! Это будет правильно. И мы хорошо знаем, как часто мы не вмещаем эту догматическую истину Православия, истину догматического Православия.

Но ведь можно увидеть в тех же словах Евангелия и многое другое. Повторяю, в призыве Христа есть много разных смыслов. Есть ведь и такой: не возвращайтесь к старому, не возвращайтесь к старой языческой жизни, но не возвращайтесь и к старой ветхозаветной жизни, когда кланяющиеся Богу поклонялись Ему только ритуально, только по Закону, когда лишь то, что канонично, то, что  правильно по Закону, только это воспринималось достойным Богопочитанием! Мы же с вами очень часто забываем о том, что Христос нам открыл и к чему Он нас призвал. Нас всегда тянет, притягивает, как магнитом, к четкому порядку, к четкому распорядку в жизни, чтобы все было законно определено, выверено и выяснено, чтобы нам поставили четкие границы: вот это можно, а вот этого нельзя, чтобы у нас было поменьше свободы, потому что ведь это такое тяжелое бремя! Мы постоянно отходим от духа Свободы, мы не можем вместить духа Любви. А Любовь Христова свободна! И Свобода Христова — в Любви!

Нам постоянно хочется самоутверждаться. А для того, чтобы самоутверждаться, нужно поменьше свободы и побольше порядка. Нового порядка или старого — все равно.

Так вот, дорогие братья и сестры, Христос с самарянкой говорил у колодца о Духе и Истине, о том, что Богу надо поклоняться в Духе и Истине, уже начиная с нашей жизни здесь, с нашей жизни во плоти. Мы зрим не только небесную литургию, где престолу Господнему поклоняются чины ангельские и человеческие, все духи и души, нет, мы зрим и земные формы поклонения Богу, которые происходят от исполнения уже здесь нашего сердца духом Любви и Истины.

Нам с вами, дорогие братья и сестры, приходится напоминать об этих вещах, и напоминать постоянно. Слава Богу, что у нас каждый год, по меньшей мере, есть для этого повод, поскольку каждый год в храмах звучат эти слова о поклонении Богу в Духе и Истине. Но можно лишь поражаться тому, как об этом забыли византийские гимнографы. Но больше всего можно поражаться тому, насколько это не вошло в наше традиционное христианское сознание. Когда читаешь книги, посвященные нашей истории, то не находишь там этих слов. Как будто они были кем-то вычеркнуты из Евангелия или как будто они у нас веками читались не на более или менее понятном церковнославянском языке, а на каком-то китайском.

Поразительно, что мы в прошлом не восприняли самого главного: мы исторически не восприняли откровения, данного в Евангелии от Иоанна, также как не восприняли Крещения как «рождения свыше», как возрождения человеческой жизни. А ведь об этом говорится в том же Евангелии — в предыдущей главе, в третьей главе Евангелия от Иоанна, в которой содержится беседа Господа с Никодимом. Христос там ясно говорит о том «рождении свыше», без которого не может быть достойного поклонения Богу в Новом Завете! Ведь если Христос что и принес нового, заключив Своей Кровью Новый Завет, то именно эту возможность возрождения, эту возможность «рождения свыше, от воды и Духа», вместе с возможностью поклонения Богу в Духе и Истине.

Зачем же мы бежим от этой истины? Зачем мы бежим от евангельского слова? Почему мы так боимся его? Мы как будто сознательно ожесточаем свое сердце, чтобы не вошло в него ничего такого, как, может быть, покажется кому-то, слишком мистического, слишком неопределенного, слишком неорганизуемого Законом. Но нельзя организовать Законом дух, нельзя организовать Законом истину, нельзя организовать Законом свободу человека.

Как нам избавиться от рабства Закону, дорогие братья и сестры? — От рабства духа, от рабства души, от рабства тела своего? Мы постоянно «беремся за плуг и оборачиваемся назад» и поэтому не приходим к цели, мы ее как бы теряем пред собою. Не случайно Писание нас предупреждает, что делать этого не следует, что всякий, озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9: 62). А мы все спим, спим и спим! Мы не можем вместить столь, кажется, простых вещей. Только когда в нашем сердце благодать, только когда в нем есть место Любви, Духу и Истине, только тогда мы — народ Божий, заключивший с Богом Новый Завет, через Христа во Святом Духе, только тогда мы поклоняемся Богу в Духе и Истине.

Мы с вами сейчас не должны удивляться тому, что Христос прозрел личную жизнь самарянки. Ну, что особенного в этой личной жизни? Не так уж трудно это было прозреть, для этого не нужно было быть Христом. А вот того, что сказал нам Иисус о поклонении Богу, так этого не мог сказать больше никто. Не случайно самарянка, почувствовав это, в ответ сразу заговорила о Мессии, сказав: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос.

Вот, дорогие братья и сестры, даже простая полуязыческая и многогрешная женщина своим еще не очень-то возрожденным сердцем смогла воспринять слова Христа глубже и полнее, чем часто это делаем мы. Ведь чтобы доказать обратное, надо по-другому жить. Никакие слова здесь не будут достаточны. Поэтому празднуя праздник Пасхи, праздник светлый и радостный, вспомним о том, что сказал нам Господь в Своей беседе с Никодимом, и еще более, — в Своей беседе с самарянкой. Пусть слова этой беседы будут для нас руководящим призывом на всю жизнь, чтобы не сбиться нам с пути Истины и чтобы не потерять нам Духа!

Аминь.

8 мая 1999

×

№51 1999 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Священник Георгий Кочетков: О поклонении Богу в Духе и Истине. Слово в Неделю о самарянке 8 мин.

Архимандрит Сергий (Савельев): «Вся моя жизнь открыта перед вами…» 24 мин.

Протопресвитер Виталий Боровой: «Он был настоящим пастырем». Слово за всенощной в день памяти свт. Иоанна Златоуста 13 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в Церковь 20 мин.

Миссионерство и катехизация

Священник Георгий Кочетков: Слово новопросвещенным после «пустыни» 24 мин.

Сергей Озерский: «Пустыня» в Священном писании 19 мин.

Священник Георгий Кочетков: Слово нововоцерковленным перед выходом в «пустыню» 28 мин.

Святитель Григорий Богослов: Из «Слова на святое Крещение» 2 мин.

«Приведу его в пустыню,и буду говорить к сердцу его». Наставления новокрещеным: традиция и современность 5 мин.

Богословие и философия

Христос Яннарас: Вызов православного традиционализма 21 мин.

Церковная жизнь

Никита Струве: К двухлетию событий в храме Успения в Печатниках 2 мин.

Впервые сын русских эмигрантов первой волны стал лауреатом Государственной премии России 2 мин.

Христианское образование и воспитание

Протопресвитер Николай Афанасьев: О церковном воспитании 24 мин.

Аскетический опыт

«Из Церкви ничто не исключалось…». Беседа с Марией Струве-Ельчаниновой 14 мин.

Никита Струве: Духовный опыт русской эмиграции 66 мин.

Информация

О приеме на Богословские курсы и Курсы церковно-прикладных ремесел при Свято-Филаретовской высшей школе 3 мин.